Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
14.08.2018
Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в ротовой полости". Разработка данного урока предусматривает проведение урока по ФГОС в основной школе 8 класс. На уроке присутствует практическая работа обучающихся, групповая работа и работа в парах, а также индивидуальная работа.Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Технологическая карта урока по теме Пищеварение в ротовой полости.doc
Технологическая карта  Урок биологии в 8 классе  по теме «Строение ротовой полости и пищеварение в ней». Учебник: Биология 8 класс/ А. Г. Драгомиров, Р. Д. Маш. – М.:  Вентана­Граф, 2016. Выполнила: Болгова Н. В., учитель биологии МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области. Тип урока: изучение нового материала Средства обучения: компьютерная презентация, мультимедиа установка и экран презентация «Строение ротовой полости и  пищеварение в ней»; документ­камера, система голосования;  Цель: Раскрыть особенности строения ротовой полости и процессов пищеварения в ней . Образовательные задачи: Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:  Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:         механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов;  строении и типах зубов.  осмысления учебного фактического и дополнительного материала; навыков частично­поисковой деятельности;  умение применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.  Воспитательные:     воспитывать уважение к интеллектуальному труду; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;  познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным  влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.  Планируемые УУД: Познавательные  УУД : ­ самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели; ­ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблемных заданий; ­ поиск и выделение необходимой информации для решения проблемных задач; Регулятивные УУД : ­ способность организовывать свою учебную деятельность через целеполагание, планирование; ­ самооценку своей деятельности Коммуникативные  УУД : ­  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ­ определение цели, функций участников, способов  взаимодействия; Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Этапы. I. Организационный этап. II. Активизация познавательной деятельности перед изучением новой темы III. Мотивация деятельности, постановка учебной  проблемы. IV.  Изучение нового материала. V.  Выполнение лабораторной работы и оформление ее результатов VI. Итог урока   VII. Рефлексия деятельности на уроке VIII. Постановка д/з с комментированием  Класс делится на рабочие группы по 5–6 человек. Этапы урока. Ход урока. I. Организационный  момент Приветствие “Здравствуйте!” Учеными   доказано,   что   таланты   каждого   человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики.   Учащиеся   поочередно   касаются   одноименных   пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:     желаю (соприкасаются большими пальцами);     успеха (указательными);     большого (средними);     во всём (безымянными);     и везде (мизинцами);     Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Начнем развивать наши таланты? Начинаем наш урок. На уроке каждый из вас будет работать со своим  маршрутным листом успеха который лежит перед вами. Как  работать с ним вы уже знаете. Методы, приемы, средства. Прогнозируемые умения учащихся.   планирование ­   учебного сотрудничества с   сверстниками ­   функций определение   цели, участников, способов взаимодействия II. Активизация  познавательной  деятельности перед  изучением новой  темы Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать тему  «Пищеварение». Давайте вспомним то, что мы уже узнали.  Задание1. (Один ученик у доски) Вставьте пропущенные  Эвристическая  беседа слова в определение: Пищеварение   это процесс  ……   обработки   пищи,   в результате   которого,   …….   вещества   распадаются   на простые, которые могут ……… организмом. Питательные   вещества   –   это   …     составные   части пищи, используемые организмом как  ………  материал для построения клеток и служащие ………, необходимой для его жизнедеятельности.) Пищевые   продукты   –   это   продукты   …….   и   ……… происхождения,   используемые   человеком   в   пищу   как   в обработанном, так и в необработанном виде. (Пищеварение это процесс химической обработки пищи, в  результате которого, сложные вещества распадаются на простые, которые могут усваиваться организмом. Питательные вещества – это жизненно необходимые  составные части пищи, используемые организмом как  пластический материал для построения клеток и служащие  источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.     основной ­   смысловое   чтение,   извлечение необходимой   информации   из текста, прочитанного   определение и второстепенной информации.  2. Логические УД:  ­   анализ   объектов   с   целью выделения признаков (существенных и   несущественных);  ­   установление следственных связей;     причинно­   Пищевые продукты – это продукты животного и  растительного происхождения, используемые человеком в пищу  как в обработанном, так и в необработанном виде.)  Задание  2. (Одна группа  выбирает  питательные  вещества, другая  продукты питания)  1.Мороженое. 2.  Лимон. 3. Жирные  кислоты. 4.  Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11.  Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты.  15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры. Задание 3. (Третья группа на рисунке выполняет  задание) Подписать органы пищеварительной системы После выполнения заданий проверка выполнения у доски  с документ­камерой и комментированием) III. Мотивация  деятельности,  постановка учебной   проблемы. IV.  Изучение нового  материала. Учитель:  Зная основные отделы пищеварительной системы следует  обратить внимание на процессы происходящие в каждом из них.  А с чего начать вы мне скажите сами. (Постановка проблемного вопроса?). … Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”.  На суде для решения вопроса о виновности или  невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис.  Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то  виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно  осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?  (Слайд 5) Что необходимо знать для решения поставленного вопроса? (ответы учащихся, ключевые слова на доске) Учитель: Значит  тема нашего урока «Строение ротовой  полости и пищеварение в ней». (Учащиеся записывают в  тетрадь тему урока)  Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока. Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока.  Учащиеся определяют цели урока: ­  познакомиться со строением ротовой полости; ­ с процессами, протекающими в ротовой полости; ­ с составом и функциями слюны; ­ гигиеническими правилами ухода за полостью рта   Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого  философа Сократа: Мы живем не для того, чтобы есть, а  едим для того, чтобы жить. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни. Учитель:  Что бы узнать больше нового, вы разделились на   группы   –   исследовательские   лаборатории.   Каждая лаборатория   проведет   сегодня   на   уроке   своё   исследование   и познакомит нас с результатами.  Словесные  методы   своей     выделение   необходимой выстраивать   план   своих ­   информации;  ­   умение   формулировать   цели   и задачи учебной деятельности;   действий;   формулирование проблемы.  ­   учебного сотрудничества   с   учителем   и сверстниками ­ определение цели, функций   участников,   способов взаимодействия;    планирование Групповые  методы работы 1. Общеучебные УД:  ­ поиск и выделение необходимой информации;  ­ умение структурировать знания; Работа идет в группах из 5–6 человек. Каждая группа  получает карточку с заданиями. 1 группа Задание «Анатомам» 1. Изучите текст учебника и дополнительный материал 2. Подготовьте рассказ о строении ротовой полости  2 группа Задание «Зубастикам» 1. Изучите текст учебника и дополнительный материал 2. Подготовьте рассказ о строении и функциях зубов  человека.     причинно­ ­   постановка   и   решение 2. Логические УД:  ­   анализ   объектов   с   целью признаков выделения (существенных   и несущественных);  ­   установление следственных связей;  ­  синтез   как  составление   целого из частей.   проблемы:   формулирование проблемы.   3. Коммуникативные УУД:    учебного ­ сотрудничества   с   учителем   и сверстниками ­ определение цели, функций   участников,   способов взаимодействия;  ­   умение   достаточно   полно   и точно   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и условиями коммуникации;  ­ владение монологической и  диалогической формами речи   планирование 3 группа Задание «Слюнявчики» 1. Изучите текст учебника и дополнительный материал 2. Проведите с учащимися класса практическую работу по определению местоположения слюнных желез и изучить состав  слюны Физкультминутка На работу отводится 10 минут.   Опорно­двигательной, Учащимся групп раздаются идентичные карточки с названиями органов   человека:   Дыхательной, Кровеносной   и   Пищеварительной:   ротовая   полость,   глотка, пищевод,   желудок,   тонкий   кишечник,   череп,   ребра,   лопатка, ключица, бедро, сердце, аорта, вена, артерия, капилляры, носовая полость,   трахея,  легкие,   бронхи.   Предлагается   распределиться по группам. Потом проверить,  как распределились и почему. Отчеты о групповой  работе. V. Выполнение  лабораторной  работы и  оформление ее  результатов проблемно­ поисковый; Учитель:    А   теперь,   давайте   подтвердим   наши предположения на практике. Возьмите кусочек хлеба и жуйте, не сглатывая слюну. Что вы почувствовали?  Сладкий вкус, что это   значит?   (Крахмал   содержащийся   в   хлебе   превратился   в глюкозу)   Чтобы   доказать   наше   предположение   проведем лабораторную работу. Инструкции   и   всё   необходимое   вы   видите   у   себя   на столах.   Приступаем.   Я   помогу   вам   выделить   много   слюны. (Достаю   лимон   и   начинаю   выжимать   сок).   Выслушав предположения,   учащиеся   для   подтверждения   своих   гипотез выполняют лабораторную работу. Действие слюны на крахмал. Цель   эксперимента:   показать,   что   ферменты   слюны способны расщеплять крахмал.  Оборудование:   накрахмаленный   бинт,   нарезанный   на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%), вода. Ход работы. 1. Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте. 2. 3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1­2 мин). Опустите   бинт   в   йодную   воду,   тщательно расправив его. Что происходит с бинтом? (Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет. Места, обработанные слюной, останутся светло­коричневыми, так как крахмал в них распался до глюкозы α под действием фермента               ­амилазы. Глюкоза действием йода не дает синего окрашивания. Запишем вывод.) Общеучебные УД: 1. ­выделение проблемы,  формулирование гипотезы; ­поиск путей решений  проблемных заданий; ­ поиск необходимой  информации; ­ умение структурировать знания; 2. Логические УД: ­ анализ заданий с целью  выделения признаков  (существенных и  несущественных); ­ установление причинно­ следственных связей; ­ синтез как составление целого  из частей. 3.Коммуникативные УУД: ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками ­ определение цели, функций участников, способов  взаимодействия; ­ умение достаточно полно и  точно выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; ­ владение монологической и  диалогической формами речи. Ученики:   Под   действием   ферментов   слюны   крахмал разлагается до глюкозы.  Учитель: На основании результатов лабораторной работы сформулируйте общий вывод.  Вывод:   В   состав   слюны   входит   фермент,   который расщепляет   крахмал.   Фермент   проявляет   свою   активность при   определенных   условиях:   щелочной   реакции   среды   и температуре 36,6­ 37 o С. Проблемные задания  для каждой группы. 1.В состав пиццы входит: тесто, майонез, томаты, колбаса. Какой   из   этих   компонентов   начнет   расщепляться   в   ротовой полости? 2.Почему собаки и другие животные зализывают раны? 3.В пробирку с раствором слюны, крахмала и вытяжкой табака добавили нескольких капель йода. Раствор посинел. Это означает, что крахмал не разложился. Почему? Эвристическая  беседа.  Учащиеся на  основании  проделанной  работы и  практических  исследований  формулируют  основные  выводы урока. умение достаточно полно и точно выражать   свои   мысли   в соответствии с задачами урока;  кратко и логично излагать свои  выводы, грамотно их  аргументировать; формировать умение  конструктивно строить диалог со  своими оппонентами;  отстаивать свою точку зрения,  разумно учитывая точку зрения  других учащихся; Учитель: Какие выводы можно сделать по всей работе на  уроке? (После проделанной на уроке работы ученики приходят к  следующим выводам.  Пища начинает перевариваться в ротовой полости,  подвергаясь двум видам обработки: механической и химической. Механическая обработка осуществляется зубами, а  химическая – слюной.  Ферменты слюны начинают переваривать углеводы  до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при  температуре тела. Пищу необходимо долго и тщательно жевать.  Ежедневно ухаживать за ротовой полостью.    Учитель: Вернёмся к нашей задаче: Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде   для   решения   вопроса   о   виновности   или   невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит,   он   не   виновен,   если   нет,   то   виновен.   Почему?  (Это испытание   основано   на   том,   что   при   страхе   прекращается слюноотделение,   во   рту   пересыхает   и   сухой   рис   съесть невозможно.) VI. Итог урока. Учитель: Для подведения итогов урока выполните тест. 1. В ротовой полости происходит: а) завершение переваривания пищи; б) механическая переработка пищи и начальное расщепление  крахмала; в) переваривание жиров. 2. Под какой цифрой на рисунке обозначен язычок?  а) 1 б) 2 в) 3 3. Каким веществом покрыта коронка зуба: а) прочным цементом; б) дентином; в) эмалью. Преобразователь ные  Учащиеся,  опираясь на  полученные  знания решают  биологические  задачи. Учащиеся  оценивают  результаты своей деятельности на  уроке. Общеучебные УД: ­ умение структурировать знания;  Логические УД: ­ анализ заданий с целью  выделения признаков  (существенных и  несущественных); ­ установление причинно­ следственных связей; ­ синтез как составление целого  из частей. Коммуникативные УУД: ­ определение цели, функций  участников, способов  взаимодействия; ­ умение достаточно полно и  точно выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; ­ владение монологической и  диалогической формами речи. Общеучебные УД: ­ умение структурировать знания;  Логические УД: ­ анализ заданий с целью  выделения признаков  (существенных и  несущественных); ­ установление причинно­ следственных связей; ­ синтез как составление целого  из частей. Коммуникативные УУД: ­ определение цели, функций  участников, способов 4. Под какой цифрой на рисунке обозначен дентин? а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5 5. Всего у взрослого человека: а) 32 зуба; б) 36 зубов; в) 30 зубов. 6. Под какой цифрой на рисунке находится подъязычная железа? а) 1 б) 2 в) 3 7. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее  гибель бактерий. Назови это химическое соединение. а) муцин б) лизоцим в) амилаза г) пепсин Проверяем свои результаты и заполняем маршрутный лист.  Ставим оценку Мне больше всего удалось… Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за… Меня удивило… Для меня было открытие то, что… На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту… Эти знания мною могут быть использованы… Дополни предложение….. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Что вы узнали для себя нового? Какие умения сегодня у себя вы развивали? Для этого необходимо заполнить  лист самооценки.  (Выставление оценки и комментарий нескольких учащихся) VII. Рефлексия  деятельности на  уроке взаимодействия; ­ умение достаточно полно и  точно выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; ­ владение монологической и  диалогической формами речи. формировать навыки  ­ самоанализа ­ рефлексия способов и  условий действия, адекватное  понимание причин успеха или  неуспеха ­ мнения, планирование учебного  сотрудничества аргументация своего VIII. Постановка  д/з с  комментированием П. 31­32  Домашнее задание (вариативное). 1. Составьте памятку по уходу за зубами и полостью  рта (для творческих учащихся). участвовать в диалоге, в  ­ общей  беседе;   ­ домашнему заданию ­задавать вопросы по  2. С помощью маленького зеркала найдите у себя  органы ротовой полости, определите виды зубов и сосчитайте их  количество (для любознательных учащихся). Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего  ­ аргументация своего мнения урока. Согласны вы с высказыванием Сократа? Мы живем не для того, чтобы есть, а  едим  для того, чтобы жить. (учащиеся высказывают собственное мнение) Конечно, пища важна для жизни человека. Энергия,  которую мы получаем с пищевыми продуктами, нужна для  работы всех систем органов нашего организма. Но для  полноценной жизни человек должен творить, писать картины,  сочинять музыку, быть просто хорошим рабочим, учителем,  инженером, врачом и не возводить еду в культ. Спасибо за урок! Можете быть свободны!

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018