Технологическая карта урока Строение и функции кожи
Оценка 4.7

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
20.03.2018
Технологическая карта урока Строение и функции кожи
Тема урока Строение и функции кожи. Образовательная область, учебный предмет Курс «Биология. Человек.8»Авторская программа к учебникам (линия учебников или УМК) Н.И.Сонин. Учебная задача Овладеть теоретическим знанием в области анатомии и физиологии человека и способами его прикладного использования. Сформировать представление о покровной системе организма; дать учащимся представление о строении кожи, установить связь строения и функции органа и целого организма.
урок био8 кожа.doc
Технологическая карта учебного занятия: «Строение и функции кожи»  Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество Район Место работы Должность Общая информация Образовательная область, учебный  предмет  Класс  Авторская программа к учебникам  (линия учебников или УМК) Тема учебного занятия Тема урока  Место урока Жилова Наталья Александровна Дальнеконстантиновский МБОУ  Дубравская СШ Учитель биологии Курс «Биология. Человек.8» 8 класс Н.И.Сонин Покровы тела. Строение и функции кожи 1  Строение и функции кожи. 2.  Роль кожи в терморегуляции. 3.  Заболевания кожи  их предупреждения.   Учебная задача Овладеть теоретическим знанием в области анатомии и физиологии человека и  способами его прикладного использования. Сформировать представление о покровной системе  организма; дать учащимся представление о строении кожи, установить связь строения и функции  органа и целого организма. Цель Базовый («обучающийся научится») Цель – предмет (предметный  результат) Уровень Цель – способ (метапредметный  результат) Обучающиеся научатся распознавать  особенности внешнего и внутреннего строения кожи, а также познакомятся с ее функциями.  Познавательные  Обучающиеся.  ­ Овладеют способом смыслового чтения,  ­научаться формулировать цель урока,  используя проблемную ситуацию.  ­научатся делать выводы на основе  полученной информации. Регулятивные Обучающиеся научаться определять цель урока  и ставить задачи,  необходимые для ее достижения; организовывать выполнение заданий учителя  согласно установленным правилам работы.  Коммуникативные  Овладеют коммуникативными навыками при  работе в группе, при высказывании своей  точки зрения и выдвижении гипотез Повышенный («обучающийся получит  возможность научиться») Обучающиеся получат возможность  продолжить формировать знания о  строении тела человека, отрабатывать  биологические термины и понятия Познавательные Обучающиеся получат возможность  работать с текстами и сворачивать  информацию в таблицы, решать логические  задачи,  повышать уровень смыслового  чтения Регулятивные Обучающиеся получать возможность  научиться делать выводы по результатам  исследования и применять их в  повседневной жизни  Коммуникативные  обучающиеся получат возможность  развивать умение воспринимать информацию на слух; строить эффективное взаимодействие с  одноклассниками при выполнение  совместной работы; развивать на уроке активную речевую  практику Цель – ценность (личностный  результат) Обучающиеся убедятся в осознании личной  Обучающиеся получат возможность для  значимости изучаемого материала формирования интереса к естественным  наукам. Исходное состояние обучающихся: ­ имеют опыт…….; ­ знают (факты, процессы, явления,  понятия, теории и т.д.) ­ могут определять…….; ­ могут сравнивать, доказывать,  аргументировать, сопоставлять; ­ могут планировать, проектировать,  моделировать; ­ могут контролировать, оценивать и т.д. Формы оценки планируемых  результатов  ­ знакомы со строением кожи из курсов «Биология. Строение живых организмов 6 класс», «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» ­ знакомы с алгоритмом изучения биологических объектов и их функций ­ имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях ­ владеют техникой выполнения лабораторных работ ­ владеют техникой публичного выступления ­ обладают теоретическим, наглядно­образным, формальным и рефлексивным мышлением ­ владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия) ­   могут   осуществлять   прогностическую   деятельность,   выдвигать   гипотезы,   доказывать   или опровергать их ­ могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности Предметный результат ●Выполнение заданий  в  рабочей тетради ●Фронтальная работа  в  эвристической беседе ●Выполнение тестовых  заданий и ситуационной  задачи Метапредметный результат Уметь выполнять  практическую работу, Умение работать с текстом, Умение сворачивать  информацию в таблицу   Умение работать в группах и  отстаивать свою точку зрения Умение совершать  взаимопроверку Выполнение ситуационной  задачи ●Участие в разрешении  проблемной ситуации Личностный результат Участие в разрешении  проблемной ситуации ●Участие в дискуссии ●Выполнение  ситуационной задачи Комментарии учителя к учебному  занятию или уроку Использование  индивидуального оценочного  листа, умение детей работать с интерактивной доской. Учебно­информационное и техническое обеспечение учебного занятия  Основная  литература Дополнительная  литература Интернет­ресурсы ЭОР Учебно­ информационно е обеспечение  1.Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова Программа основного общего образования   по биологии   6­9 классы 2.Н.И. Сонин, М.И.   Сапин Биология Человек   8 класс Учебник   для образовательных учреждений 3   Н.   Б. Ренева,  В.   Сивоглазов. И. Биология.  Человек. 8  класс. Методическо е пособие для  учителя. 4. Н.И.  Сонин.  Биология.  Человек. 8  класс. Рабочая  тетрадь  интерактивную модель  кожи (http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/3c2915 3b­5800­4a14­9314­ 7e68999856fe/%5BBIO8_08­ 41%5D_%5BIM_01%5D.swf) 1.Зверев И.Д.  Книга для чтения по  анатомии, физиологии и гигиене человека.  М.,«Просвещение»  1978 г.  2.Наше тело.  Серия «Что есть что», перевод с немецкого  А.В. Волкова.  Издательство  «Слово/Slovo», 1998 г. 1Федеральный центр  информационно­ образовательных ресурсов­  http://fcior.edu.ru 2.Единая коллекция  цифровых образовательных  ресурсов http://school­ collection.edu.ru 3.Анатомия и физиология – http://school­ collection.edu.ru/catalog/rubr/3 e1d458c­1a04­11dd­bd0b­ 0800200c9a66/? interface=catalog&class[]=50 3. Солодова Е.А.,  4. АНАТОМО­ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ  АТЛАС ЧЕЛОВЕКА  HTTP://SCHOOL- COLLECTION.EDU. RU/CATALOG/RUB R/3E1D458B- 1A04-11DD-BD0B- 0800200C9A66/? INTERFACE=CATA LOG&CLASS[]=50 Богданова Т.Л.  Биология (часть III).  Анатомия,  физиология и гигиена  человека. Учебное  пособие из серии  «Школьный курс за  100 часов». М.  «Вентана­Граф»,  2007г.  4.Энциклопедия  здоровья Кирилла и  Мефодия 2004 г. на 2­ х CD. 5.Учебное  электронное пособие.  Биология 6 – 11 Техническое  обеспечение  Мультимедийный проектор, персональный компьютер Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование Этап урока  Подэтап урока  I. Мотивационно­ ориентировочный 1.1 Вхождение в  контакт Организация педагогически целесообразного  взаимодействия  Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный период По  источнику передачи и восприятию   учебной информации: словесные  (беседа) Методы стимулирования интереса к  учению: предъявление требований учителем Психолого­педагогическое  обоснование  Создание комфортной  психологической атмосферы  урока 1.2 Актуализация  субъективного опыта  обучающихся  По источнику  передачи и восприятию  учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и  активности мышления учащихся:  репродуктивный ( демонстрация ЭОР )  По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа  Включение каждого в конкретную  деятельность на уже освоенном материале Опора   на   уже   имеющиеся знания   обучающихся   из   курсов биологии  «Строение   организмов» «Многообразие организмов»     живых   и живых 1.3 Создание  проблемной ситуации По  источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные (эвристическая  беседа) По степени самостоятельности и  активности мышления учащихся:  продуктивный – проблемное изложение  (проблемная ситуация)  По  характеру управления учебной  работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к  учению: создание ситуации занимательности   Создание проблемной  ситуации с акцентированием  практического и общественно ­  социального значения получения  знаний. IV. Операционно­ исполнительский  2.1 Целеполагание  и планирование  Формулирование цели урока  как  прогностической модели ожидаемого результата. Построение ориентировочной основы  учебной деятельности ( план урока) 1 Организационный этап­2 мин 2.Целеполагание ­1 мин 3. Актуализация знаний – 4 мин 4. Введение новых знаний – 23 мин 5. Первичное обобщение, введение  новых  знаний в систему знаний учащихся  ­12 мин 6. Определение домашнего задания и  инструктаж по его выполнению ­ 3 мин     Реализация субъект­ субъектных отношений, совместное   участие   учителя   и обучающихся   в   постановке основной   дидактической   цели урока 2.2 Поиск способа  решения проблемной  ситуации                По источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные (эвристическая  беседа, дискуссия, диалог), наглядные  (демонстрация ЭОР), практические (лабораторный опыт)  По степени самостоятельности и  активности мышления учащихся:  продуктивный – проблемное изложение  ( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с  книгой)  По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы  стимулирования интереса к учению: создание  ситуации успеха, создание ситуации  занимательности, учебная дискуссия.  Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста  существования изучаемого объекта урока и его  проявлений в окружаемом мире.  По источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные (рассказ),  наглядные (мультимедийная презентация,  демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и  активности мышления учащихся:  репродуктивный (работа с книгой) , выполнение лабораторного опыта. 2.3 Выбор верного  варианта решения,  фиксация найденного  способа  По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя  Методы стимулирования интереса к  учению: создание ситуации успеха У     старших   подростков развиваться продолжают различные виды мышления    Теоретическое  ( формулирование  учебных гипотез для решения  проблемной ситуации,  использование имеющихся  знаний для объяснения   фактов и явлений, применение логических операций)   (использование материализованных   (рисунки, схемы,   формулы)   образов объектов) наглядно­образное   Словесно­логическое (правильное использование терминов и понятий,  грамотное владение языком  соответствующей науки,  словесное обоснование) В   старшем   подростковом возрасте   ведущую   роль   играют несколько видов деятельности:  Деятельность,   сязанная   с формированием мировоззрения (в данном   уроке   –   вопросы формирования     аксиологической составляющей   экологической культуры)  Деятельность   по   овладению системой   научных   понятий   в контексте   профессионального самоопределения 2.4 Отработка  открытого способа в  системе упражнений,  конкретно­ практических  действий  3.1Ситуация  контроля за  выполнением учебных  действий 3.2 Ситуация  оценки  образовательных  результатов По источнику передачи и восприятию  учебной информации: практические  (выполнение заданий) По степени самостоятельности и  активности мышления учащихся:  репродуктивные (программированное обучение –  тест, ситуационная задача) По характеру управления учебной работой:  самостоятельная работа  Методы контроля и самоконтроля:  письменный контроль (программированная  работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к  учению: компетентностно­ориентированные   задания, предъявление требований учителем к  выполнению заданий.  Контекстное обучение, компетентностный  подход (использование компетентностно ­  ориентированных заданий ­ ситуационная задача), тестовый контроль По источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный  и письменный самоконтроль По источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой:  формирование убеждения в социальной и личной  значимости учения Методы стимулирования интереса к  учению: комментирование учителем достижений  и результатов обучающихся  VIII. Рефлексивно­ оценочный          а В   психологическом   плане   на происходит этом   этапе способа интериоризация также деятельности, границы   его очерчиваются   применимости.   Обучающиеся самостоятельно   осуществляют выбор   системы   действий   для решения   ситуационной   задачи, адекватной открытому способу Для старшеклассников  характерна способность  анализировать и оценивать  собственные интеллектуальные  операции, выявлять степень  освоенности содержания (знаю  что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла своих  личностных приращений( знаю  что во мне изменилось) Этап  Подэтап урока Действия учителя  Сценарий проведения учебного занятия 1.1 Вхождение в Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация  отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку Действия обучающихся (примерные версии ответа) Учащиеся готовятся к учебной  деятельности урока  1.  Мотивацио нно­ ориентиро вочный  контакт 1.2  Актуализация  субъективного  опыта обучающихся Изучая предыдущую тему, вы узнали строение и функции  выделительной системы и роль ее в организме.  Отвечают на вопросы учителя    Работа с тестом. 1.3 Создание  проблемной  ситуации  Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм  человека. А о каком органе пойдёт речь, вы определите сами  при помощи подсказок   1. Это самый тяжелый орган человеческого  организма, его масса у взрослого человека  достигает 2,7 кг 2. В нашем организме это самый большой орган, у  взрослых людей его общая площадь составляет  более 2 кв. м., что практически равно площади  простыни 3. Этот орган постоянно отмирает и постоянно  рождается вновь. 4. Его называют «зеркалом здоровья и болезни» 5. Этот орган формирует роговые образования –  Ногти и волосы 6. Этот орган не только от тепла, но и от стыда  краснеет, от испуга­потеет, а от страха –бледнеет. 7.Это одежда не промокает под дождем, но  пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет ­Думаю, вы догадались, какая тема нашего урока?  Значение кожи ее строение и функции.   Работают в группах. Самостоятельно   формулируют учебные   гипотезы   для   решения проблемных   ситуаций,   используя имеющийся   набор   знаний,   применяют логические операции.   Самостоятельно создают алгоритм решении деятельности при поставленных проблем.      Постановка учебной задачи урока:  «Кожа ее строение и функции». 2.Опера 2.1  Обеспечение мотивации и принятия цели учебно­ Для планирования своей  ционно­ исполните льский  Целеполагание и  планирование  познавательной деятельности Значение кожи ее строение и функции.  деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:  Изучить строение кожи  Познакомиться с  особенностями строения слоев кожи.  2.2 Поиск  способа решения  проблемной  ситуации                  Учебно ­ тематическая карта урока. Блок. Строение кожи  Беседа о строении кожи на основе известных данных  ­ Если человек относится к классу млекопитающих, то и  строение кожи человека сходно с таковой у млекопитающих  животных. Что мы знаем о строении кожи млекопитающих?  (фронтальная работа по схеме на слайде ЦОР) (3 мин) Подробнее познакомьтесь со строением и функциями  кожи в результате групповой работы.  Инструкция: Рассмотрите интерактивную модель кожи и  познакомьтесь с текстом. Выполните задания. (4 мин) Задания для группы № 1. «Эпидермис» Рассмотрите интерактивную модель кожи  (http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/3c29153b­5800­ 4a14­9314­7e68999856fe/%5BBIO8_08­41%5D_ %5BIM_01%5D.swf) и познакомьтесь с текстом. Ответьте  на вопросы и выполните задание.  1. Какой тканью образован эпидермис? 2. От чего зависит цвет кожи. Как образуется загар?  Почему люди с очень светлой кожей быстро «сгорают» на  солнце, а со смуглой ­ загорают?  3. Заполните в таблице № 1 в рабочих листах первую  Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к  самостоятельному рассуждению,  правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению  биологическим языком. Работа в группах. Отчёты групп о  работе.  Группы отвечают на задания.  Проверка заполнения таблицы № 1. (10  мин) Слой кожи 1.  Эпидерм ис 2.  Дерма  (собстве нно  кожа) Функци Строение и Образован  ________________ _ тканью 1. 2.  Образована  ________________ _ тканью 1.  2.  3.  1. 2. 1.  2. 3. 4. 2.3 Выбор  верного варианта  решения,  фиксация  найденного  способа 2.4 Отработка  открытого способа  в системе  упражнений,  конкретно­ практических  действий  Лабораторный опыт: «Изучение под лупой тыльной и ладонной  поверхности кисти». (в мини­группах) Карточка (выдается каждой группе) с заданиями: Рассмотрите в лупу тыльную сторону своей кисти. 1) Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос? 2) Почему блестят участки кожи, как бы разделённые  порами на треугольники и ромбы? Рассмотрите в лупу ладонную поверхность кисти. Видны  поры, свободные от стержней волос. 1) Куда ведут отверстия пор? 2)Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти ­ практически никогда?  Прием «Разноуровневые задания  1­уровень. соответствие.         Заполнить   таблицу   ­   найти Закрепление полученных знаний по  теме «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган». Работа в группе по заданиям в  карточке. Ученики работают с  увеличительными приборами. Планируют  ход  исследовательской работы.   Обсуждают.  Делают выводы. Самостоятельно выполняют   разноуровневые задания и  предложенную ситуационную задачу. Факты Причины А. Окраска  кожного покрова у  разных людей  отличается  оттенком и цветом.  После пребывании  на солнце  появляется загар. Б. Худые люди  быстрее замерзают,  чем полные. В. При  усиленном  потоотделении  1. Цвет кожи определяется  количеством красящего пигмента  – меланина. При постепенном  воздействии ультрафиолетовых  лучей количество меланина  увеличивается. 2. Подкожный жировой слой  предохраняет от охлаждения. 3. Функцию почек частично  выполняет кожа. Пот содержит  98% воды, 1% растворенной  поваренной соли, 1%  органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее уменьшается  нагрузка на почки концентрирован. 2­уровень.      Выполни тест.  1.Кожа – это:  А) орган пищеварения  Б) покровный орган тела 2. Кожа обладает свойствами:  А) упругостью, эластичностью  Б) воздухо и влагонепроницаемостью  3. В коже различают:  А)  два слоя;б) три слоя; в) четыре слоя.  4. Эпидермис –это:  А) внутренний слой кожи  Б) наружный слой кожи 5 Собственно кожа образована:  А) эпителиальной тканью;  Б) соединительной тканью;  В) мышечной тканью.  6. Пигмент находится в:  А) собственно коже  Б) подкожной жировой клетчатке  В) эпидермисе  7.Потовые и сальные  железы расположены в:  А) наружном слое коже; Б) в дерме; 8. какие функции выполняет кожа:  А) опорную и пищеварительную  Б) защитную, рецепторную, выделительную,  терморегуляторную  9. Волосы и ногти –это производные:  А)  эпидермиса  Б) собственно кожи  10. Узор на подушечках пальцев:  А) одинаковый у всех людей  Б) индивидуален 3­уровень.  Проблемный вопрос – найти решение  1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?  Ответ:  выпитая   на   морозе   водка   мгновенно   расширяет кровеносные   сосуды,   и   возникает   иллюзия,   что   человек согрелся.   Но   этот   эффект   —   кратковременный.   Сосуды опять   сужаются,   хотя   опьяневший   человек   этого   уже   не ощущает.   Пьяные   гораздо   чаще   обмораживаются   и   даже могут замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода. 3.Рефл ексивно­ оценочный  3.1 Ситуация  контроля за  выполнением  учебных действий . Рефлексия. Оцените, пожалуйста, урок и свою работу на уроке, показав соответствующий стикер.  С каким настроением ты уходишь с урока? Красный: настроение отличное Зелёный: настроение обычное Жёлтый: настроение плохое  1.Какая  цель  была поставлена перед уроком  и насколько удалось реализовать эту цель? 2. Перечислить трудности, с которыми столкнулись? 3. Каков главный результат для вас лично при изучении  темы? 3.2 Ситуация  оценки  образовательных  результатов 4.Чему научились? Комментирование оценок, указание на достижения и  недоработки обучающихся. Домашнее задание: пересказ  параграфа и выполнение творческого задания на выбор: Составить кроссворд по теме;  Задание для групп: подобрать материал и оформить На основе анализа и синтеза фактов  делают самостоятельные выводы и  обобщения, при этом не исключаются  объяснения учителя и репродуктивная  деятельность. Обсуждение  ситуационной задачи.  Подведение итогов урока  Обсуждение домашнего задания   презентацию по темам: ­ «Закаливание организма», ­ «Гигиена одежды и обуви», ­ «Заболевания кожи» ­ «Гигиена кожи Дата _________ РАБОЧИЙ ЛИСТ Ф.И. _____________________________________ Тема урока: ____________________________________________. Слой кожи 1. Эпидермис 2. Дерма  (собственно кожа) 3. Гиподерма  (подкожная клетчатка Строение Образован _________________ тканью 1. 2.  Образована _________________ тканью 1.  2.  3.  4.  5.  Функции 1. 2. 1.  2. 3. 4. 5. Первичная проверка знаний:   Тестирование. Ф.И. _____________________________ 1. Кожа выполняет защитную функцию так как в ней находится: А рецепторы, эпидермис, меланин Б сальные железы В оба ответа правильные. 2. Дерма образована тканью А эпителиальной  Б соединительной 3. Теплоотдача с поверхности кожи увеличивается, когда сосуды кожи: А расширены Б сужены В находятся в обычном состоянии. 4. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется А витамин Д и пигмент меланин Б подкожная жировая клетчатка В органические вещества для питания. 5. Функция сальных желёз А охлаждение поверхности тела Б обеспечение смазки кожи В уничтожение бактерий. Ответы: 1А, 2Б, 3А, 4А, 5Б. РЕЗУЛЬТАТ ______________________

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи

Технологическая карта урока Строение и функции кожи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018