разработка урока по теме"Анализаторы"(8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок рассматривается в теме "Анализаторы. Органы чувств". Цель урока: - обобщить знания об органах чувств, их значении, показать различия между понятиями "органы чувств" и "анализатор". Методы: фронтальная беседа, работа в группах. На уроке обучающиеся должны выяснить условия нормальной работы анализатора, доказать, что анализатор - это целостная система, состоящая из трех частей, вспомнить свойства рецепторов. В конце урока для закрепления дается тест на соответствие анализаторов и рецепторов.разработка урока 8 класс
Иконка файла материала Органы чувств. Анализаторы.doc
Тема: «Органы чувств и их значение. Анализаторы».                                  ( 8 класс)        Цели урока: ­ Уточнить и обобщить знания об органах чувств,                               их значении; ­показать различия между понятиями «анализатор» и  «органы чувств»; ­сформировать понятие «анализатор»; ­разъяснить, что анализатор является единой системой,  состоящей из рецепторов, проводящих путей и соответ­  ствующих чувствительных центров коры больших по­  лушарий головного мозга. Оборудование: таблицы с изображением слухового и зрительного                                   анализатора, лист ватмана, фломастеры, репродук­                                   ции картин, магнитофон, интерактивная доска,                                    ноутбук.        Ход урока:   1.Актуализация знаний    Звучат стихи под музыку. На доске – репродукции картин.                      Чу! Слышен шелест, слышен стук.                      Осенний шелест – лёгкий звук.                      Листы бледней, листы желтей,                      Летят, шуршат в тиши ночей.                      Прислушайся: осенний шум                      Приводит рой унылых дум.                      Природы вздох и тихий стук –                      Тепла прощальный, лёгкий звук. ­ Что необычного сегодня на уроке? ­ С помощью каких органов вы ощутили эту необычность?     ­Сегодня мы с вами и будем говорить об органах чувств.  (Объявить и записать на доске тему урока, а также цели урока). 2.Изучение нового материала­ Какие органы чувств вам известны? ­ Вспомните из курса зоологии каково значение органов чувств в жизни животных? Приведите примеры.  ­ Дальнейшая наша работа будет проходить в группах. Номер вопроса соот­ ветствует порядку вашего выступления. Ответ выступающего от группы мы будем оценивать все вместе, а работу каждого из вас оценит сама группа. Можно пользоваться учебником и дополнительной литературой. На подго­ товку даётся 5­7 минут. Работа в группах по вопросам с использованием интерактивной доски(при  ответах весь класс фиксирует в тетрадях основные моменты): 1. Покажите зависимость развития органов чувств от среды обитания (на  примере животных). 2. Каково значение органов чувств в жизни человека? Приведите примеры. 3. Распределите органы чувств по степени их значимости для человека.  Объясните ваш выбор. (Связать с образом жизни человека). 4. Дайте определение «анализатор». Приведите примеры анализаторов.  Какой ученый занимался изучением анализаторов? 5. Опишите строение анализатора (составьте схему, приведите пример). ­Рецепторов в организме множество ( слайд). Например, на 1 квадратном см  кожи от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего на поверхности тела  до 8 млн. Во всех внутренних органах около 1 млрд. рецепторов.  ­Что произойдет, если человек или животное лишится рецепторов?     ­Ярким примером представляется следующий факт. В свое время Боткин  показал Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только через  осязание одной руки. Все ее органы чувств были повреждены. Больная все  время спала, и разбудить ее можно было только постучав по руке. Говорила  она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке. ­Какое условие необходимо для нормальной работы анализатора?     ­Итак, анализатор­ это целостная система, состоящая из:  1. воспринимающей части (рецепторы); 2. проводящей части (чувствительный нейрон); 3. анализирующей части (зона коры больших полушарий). (На доске поэтапно вывешивается схема строения анализатора и учащиеся  рассматривают схему на слайде).­Можно ли с помощью, например, тактильного анализатора воспринимать  зрительные образы? ­Почему при ударе по голове из глаз «сыпятся искры»? ­Почему при надавливании на глаза появляется черное пятно? ­Следовательно, свойства анализаторов определяются свойствами  рецепторов. Вспомните какими? ­В организме анализаторы работают совместно, поэтому мы получаем полную  информацию. А может быть такое состояние, когда анализаторы существуют  независимо друг от друга? ­Например, Ольга Ивановна Скороходова (1911­1982гг.). Судьба поступила с  ней жестоко. В возрасте 8 лет она потеряла зрение, а позднее и слух. Но, тем  не менее, она научилась говорить, писать, читать, стала научным работником.  Ее стихи звучали в начале нашего урока. В 60­х годах в РГУ она читала одну  из своих лекций по психологии и когда закончила ее, студенты стали  аплодировать, но внезапно зал замер. Студенты вспомнили, что преподаватель ничего не слышит. И тогда она сказала: «Продолжайте аплодировать, я  чувствую ваши аплодисменты через колебания воздуха!». Таким образом, анализаторы могут заменять друг друга, но не на 100%. Один  анализатор может восполнять недостаток отсутствующего за счет увеличения  своих функций. 3.Закрепление знаний. ­Итак, подведем итог. Что же такое анализатор?   ­Из чего он состоит?  ­При каком условии анализатор может выполнять свою функцию?   Тест (3 мин.) Распределите перечисленные рецепторы между анализаторами, к которым они могут принадлежать. Анализаторы:                                     Рецепторы: 1.Зрительный                                    а) Хеморецепторы 2.Слуховой                                        б) Механорецепторы 3.Обонятельный                                в) Электрорецепторы 4.Вкусовой                                         г) Терморецепторы 5.Кожный                                           д) Фоторецепторы 6.РавновесияВариант 1:                                                   Вариант 2: 1.Зрительный                                              2.Слуховой 4.Вкусовой                                                  3.Обонятельный 6.Равновесия                                               5.Кожный 4.Выставление и комментирование оценок за урок. 5.Домашнее задание с.63­64 учебника, ­ ­ подумайте над вопросами:  1. Почему у более сложноустроенных организмов органы чувств имеют  более сложное строение? 2. Какой анализатор более древний? Найдите в литературных произведениях отрывки, где описываются различные  анализаторы.