Данный урок рассматривается в теме "Анализаторы. Органы чувств". Цель урока: - обобщить знания об органах чувств, их значении, показать различия между понятиями "органы чувств" и "анализатор". Методы: фронтальная беседа, работа в группах. На уроке обучающиеся должны выяснить условия нормальной работы анализатора, доказать, что анализатор - это целостная система, состоящая из трех частей, вспомнить свойства рецепторов. В конце урока для закрепления дается тест на соответствие анализаторов и рецепторов.разработка урока 8 класс
Тема: «Органы чувств и их значение. Анализаторы».
( 8 класс)
Цели урока: Уточнить и обобщить знания об органах чувств,
их значении;
показать различия между понятиями «анализатор» и
«органы чувств»;
сформировать понятие «анализатор»;
разъяснить, что анализатор является единой системой,
состоящей из рецепторов, проводящих путей и соответ
ствующих чувствительных центров коры больших по
лушарий головного мозга.
Оборудование: таблицы с изображением слухового и зрительного
анализатора, лист ватмана, фломастеры, репродук
ции картин, магнитофон, интерактивная доска,
ноутбук.
Ход урока:
1.Актуализация знаний
Звучат стихи под музыку. На доске – репродукции картин.
Чу! Слышен шелест, слышен стук.
Осенний шелест – лёгкий звук.
Листы бледней, листы желтей,
Летят, шуршат в тиши ночей.
Прислушайся: осенний шум
Приводит рой унылых дум.
Природы вздох и тихий стук –
Тепла прощальный, лёгкий звук.
Что необычного сегодня на уроке?
С помощью каких органов вы ощутили эту необычность?
Сегодня мы с вами и будем говорить об органах чувств.
(Объявить и записать на доске тему урока, а также цели урока).
2.Изучение нового материала Какие органы чувств вам известны?
Вспомните из курса зоологии каково значение органов чувств в
жизни животных? Приведите примеры.
Дальнейшая наша работа будет проходить в группах. Номер вопроса соот
ветствует порядку вашего выступления. Ответ выступающего от группы мы
будем оценивать все вместе, а работу каждого из вас оценит сама группа.
Можно пользоваться учебником и дополнительной литературой. На подго
товку даётся 57 минут.
Работа в группах по вопросам с использованием интерактивной доски(при
ответах весь класс фиксирует в тетрадях основные моменты):
1. Покажите зависимость развития органов чувств от среды обитания (на
примере животных).
2. Каково значение органов чувств в жизни человека? Приведите примеры.
3. Распределите органы чувств по степени их значимости для человека.
Объясните ваш выбор. (Связать с образом жизни человека).
4. Дайте определение «анализатор». Приведите примеры анализаторов.
Какой ученый занимался изучением анализаторов?
5. Опишите строение анализатора (составьте схему, приведите пример).
Рецепторов в организме множество ( слайд). Например, на 1 квадратном см
кожи от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего на поверхности тела
до 8 млн. Во всех внутренних органах около 1 млрд. рецепторов.
Что произойдет, если человек или животное лишится рецепторов?
Ярким примером представляется следующий факт. В свое время Боткин
показал Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только через
осязание одной руки. Все ее органы чувств были повреждены. Больная все
время спала, и разбудить ее можно было только постучав по руке. Говорила
она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке.
Какое условие необходимо для нормальной работы анализатора?
Итак, анализатор это целостная система, состоящая из:
1. воспринимающей части (рецепторы);
2. проводящей части (чувствительный нейрон);
3. анализирующей части (зона коры больших полушарий).
(На доске поэтапно вывешивается схема строения анализатора и учащиеся
рассматривают схему на слайде).Можно ли с помощью, например, тактильного анализатора воспринимать
зрительные образы?
Почему при ударе по голове из глаз «сыпятся искры»?
Почему при надавливании на глаза появляется черное пятно?
Следовательно, свойства анализаторов определяются свойствами
рецепторов. Вспомните какими?
В организме анализаторы работают совместно, поэтому мы получаем полную
информацию. А может быть такое состояние, когда анализаторы существуют
независимо друг от друга?
Например, Ольга Ивановна Скороходова (19111982гг.). Судьба поступила с
ней жестоко. В возрасте 8 лет она потеряла зрение, а позднее и слух. Но, тем
не менее, она научилась говорить, писать, читать, стала научным работником.
Ее стихи звучали в начале нашего урока. В 60х годах в РГУ она читала одну
из своих лекций по психологии и когда закончила ее, студенты стали
аплодировать, но внезапно зал замер. Студенты вспомнили, что преподаватель
ничего не слышит. И тогда она сказала: «Продолжайте аплодировать, я
чувствую ваши аплодисменты через колебания воздуха!».
Таким образом, анализаторы могут заменять друг друга, но не на 100%. Один
анализатор может восполнять недостаток отсутствующего за счет увеличения
своих функций.
3.Закрепление знаний.
Итак, подведем итог. Что же такое анализатор?
Из чего он состоит?
При каком условии анализатор может выполнять свою функцию?
Тест (3 мин.)
Распределите перечисленные рецепторы между анализаторами, к которым они
могут принадлежать.
Анализаторы: Рецепторы:
1.Зрительный а) Хеморецепторы
2.Слуховой б) Механорецепторы
3.Обонятельный в) Электрорецепторы
4.Вкусовой г) Терморецепторы
5.Кожный д) Фоторецепторы
6.РавновесияВариант 1: Вариант 2:
1.Зрительный 2.Слуховой
4.Вкусовой 3.Обонятельный
6.Равновесия 5.Кожный
4.Выставление и комментирование оценок за урок.
5.Домашнее задание
с.6364 учебника,
подумайте над вопросами:
1. Почему у более сложноустроенных организмов органы чувств имеют
более сложное строение?
2. Какой анализатор более древний?
Найдите в литературных произведениях отрывки, где описываются различные
анализаторы.