Технологическая карта урока по теме "ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ." 4 класс
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по теме "ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ." 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
русский язык
4 кл
04.03.2018
Технологическая карта урока по теме "ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ." 4 класс
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагатель-ные от имен существительных; совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные; способствовать повторению изученного о роли имен прилагательных в речи (выделительной, описательной, оценочной), о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Планируемые предметные ре-зультаты Познакомятся со способами образования имен прилагательных; научатся образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных.
технологическая карта урока ( русский язык).pdf

Р у с с к и й я з ы к                                                                                                   4 « б » к л а с с

ТЕМА УРОКА: ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные; способствовать повторению изученного о роли имен прилагательных в речи (выделительной, описательной, оценочной), о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся со способами образования имен прилагательных; научатся образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную); указывать грамматическое значение имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные  результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; 

осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одно-классников

Образовательные ресурсы

1.                   Байкова, Т. А. Словарь ударений. Как правильно произносить слова? 1–4 классы [Текст] / Т. А. Байкова. – М. : АСТ-Пресс, 2011.

2.                   ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://www.gramota.ru

3.                   Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.

4.                   Пособие по орфографии русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://yamal.org/ook

5.                   Руднева, А. В. Словарь-справочник школьника. Русский язык. 1–4 классы [Текст] / А. В. Руднева. – М. : Эксмо, 2010.

6.                   Русская грамматика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rusgram.narod.ru

7.                   Русская фонетика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fonetica.philol.msu.ru

8.                   Таблицы по русскому языку в электронном виде [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.it-n.ru

9.                   Узорова, О. В. Таблицы по русскому языку для начальной школы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2012.

10.               Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст] / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Дрофа, 2004.

 

 

 

 

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы 

деятельности учащегося

I. Организация начала  урока*

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

                    Проверим готовность к уроку.

                    Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

                    Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке  и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

И вновь урок мы начинаем,

Все знанья сами открываем, К вершине знаний держим путь, Поэтому активным будь.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать  и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(учебник, 

ч. 2, упражнения

3, 4).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу  о проделанной работе.

                    Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли произносят данные слова ваши знакомые.

                    Под правильностью речи понимают соответствие ее языковой структуры принятым в данное  время литературным нормам.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают  о выполненной дома работе, о проведенном  исследовании.

Для существительных – названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание -ов

(апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д.). 

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. 

Дополнять, уточнять  высказанные мнения по существу полученного  задания

Минутка  чистописания.

Проводит минутку чистописания.

Пальцы делают зарядку, 

Чтобы меньше уставать.  А потом они в тетрадке  Будут элемент писать.

                    Прочитайте буквы, записанные на доске. Расположите их в алфавитном порядке.

                    Какая буква встречалась чаще других?

                    На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «с», вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.

                    Прочитайте слова. 

                    Как называются такие слова?

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз.

 

 

Читают буквы.

С Р О П Ж С А Я М К У С  – Буква «с».

Выполняют чистописание. 

сСс

 

сад садовый садовник – Однокоренные.

 

 

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадки.

Это что за зверь такой Пробежал по мостовой?

На ногах его резина, А питается бензином.

Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? (Автомобиль.) 

 

Высоких деревьев длинней, Травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе И мир открывается с ней. 

                                   (Дорога.)

Неживая – а идет, неподвижна – а ведет.

                                             (Дорога.) 

– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. 

(См. Ресурсный материал (РМ), Приложение.)

Записывают словарные слова в индивидуальный словарик. 

  

 

 

III. Сообщение темы урока.  Определение  целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Отгадайте загадку:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

                  Какая часть речи может о себе так сказать? – Какую роль выполняет имя прилагательное  в нашей речи?

                  Почему имя прилагательное имеет такое название?

                  Прочитайте тему урока.

                  Определите цели урока, используя опорные  слова:

    Мы познакомимся с…

    Мы узнаем…

    Мы вспомним…

    Мы будем уметь…

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,  формулируют цель урока. Под руководством  учителя определяют задачи урока.

 

 

 

 

                  В загадке говорится об имени прилагательном.  – Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает. 

                  Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак. Определяют задачи урока: уточнить роль имен  прилагательных в речи; научиться находить  в тексте имена прилагательные

Принимать  и сохранять учебную цель  и задачу. 

Анализировать, находить общее и различия, делать  выводы.  Осознанно  и произвольно

 

строить речевое высказывание в устной форме

 

 

•  Мы сможем поразмышлять…**

 

 

IV. Объяснение нового  материала. 

Организует работу по теме урока. Объясняет  новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Выводят языковые закономерности, лежащие  в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную

Осуществлять анализ объектов. Договариваться и приходить к

общему мнению при работе в паре. Учитывать  мнение соседа по парте. 

Осуществлять контроль по результату. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические  высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.  Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. 

Наблюдение над языковым материалом.

                    Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения о прилагательных, но и, анализируя тексты, определим роль имен прилагательных  в речи. 

                    Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилага- тельные.

                    Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного.

а) отвечает на вопросы «какой?», «чей?»;

б) обозначает признак предмета;

в) самостоятельная часть речи.

                    Дайте определение имени прилагательного.

 

                    Прочитайте слова на слайде. По какому признаку разделены слова на две группы? 

новенький                   соловьи праздничное               настроение голосистые                  костюм душистая                     смородина

в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

                    Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные.

 

                    Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь.

 

                    Почему вы соединили слова именно так? Что заметили, выполняя это задание? 

Записывают словосочетания.

Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи.

– Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно  связано.

 

                    Дополните именами прилагательными предложение «Вечером на небе светит луна».

                    Сравните оба предложения. Изменился ли смысл?

Дополняют предложение именами прилагательными.

Осенним вечером на небе светит яркая луна.

– Смысл предложения изменился, стало понятно, в какое время года происходит то, о чем говорится. Предложение стало красивее, ярче. Имена прилагательные уточнили смысл предложения. 

Аргументировать свою  позицию. Планировать свое действие в соответствии

 

Работа по учебнику (упражнение 1)

Организует работу по учебнику.

                    Прочитайте стихотворение А. Фета. Картину какого времени года рисует поэт? Как он называет эту картину? Подберите синоним к слову «чудная».

                    Будьте внимательны. Важно различать слова «чудный» (удивительный по своей прелести, красоте) и «чудно́й» (странный, удивляющий необыкновенностью).

 

– А. Фет рисует зимний пейзаж. Эту картину поэт называет чу́дной. Чу́дная – красивая, удивительная, волшебная, необыкновенная.

с поставленной задачей

 

– Назовите слова, которые помогли автору ярко  и образно нарисовать чудную картину зимнего  пейзажа. К какой части речи относятся эти слова?

– Эти имена прилагательные: «белая», «полная», «высоких», «блестящий».

 

                    Спишите, подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

                    К какой части речи относится выделенное в стихотворении слово?

                    Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах. Имя прилагательное в краткой форме в предложении играет роль сказуемого

Списывают и подчеркивают имена прилагательные.

 картина,

 Как ты мне (какова?) родна (прил.): равнина, луна, 

                    Свет небес

 Иснег,

 И саней

бег.

V. Первичное закрепление знаний.  Работа по учебнику (упражнение 2)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

                    Прочитайте. О какой птице говорится в тексте? – Слова какой части речи помогли вам узнать,  о ком идет речь? Спишите, вставляя пропущенное слово – название птицы.

                    Подчеркните имена прилагательные. Какие  из них помогают описать внешний вид птицы, ее поведение, отношение к ней автора?

Применяют знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают, подчеркивают имена прилагательные. Вставляют пропущенное слово – «сорока».

У сороки по бокам перышки совсем  Голова, крылья, хвост  как у вороны. Очень

 у птицы хвост. Он  будто стрела. Перья на хвосте   

Сорока – птица очень  

 

Выполняют разбор слова по составу.

Осознанно  и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

 

 

 

 

Выполняют морфологический разбор слова. (На) хвосте – сущ., на чем? нач. ф. – хвост,  неодушевленное, нарицательное, 2-е скл., м. р.,  ед. ч., П. п., дополнение

 

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 3).

Работа в парах

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. 

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. 

Образуют имена прилагательные. Выделяют суффиксы.

Кость –  автомобиль –

 тень –

 

шум –  лень –

 луч –

 привет –

 

Понимать  на слух ответы одноклассников. Слушать  собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ  с целью нахождения соответствия заданному эталону

– Прочитайте. Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов. Запишите слова парами.

Выделите суффиксы в именах прилагательных. – Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.

Работа в тетради (текст на доске)

– Прочитайте. Догадайтесь, о каком звере идет речь. – Впишите название зверя, описание которого вы прочитали. Подчеркните слова, которые помогли вам его узнать. Укажите над ними часть речи

Подчеркивают имена прилагательные.

Лиса ростом с небольшую (прил.) собаку. Вся рыжая (прил.), только хвост с белым (прил.) кончиком да лапки черные (прил.). Шерсть у лисы летом короткая

(прил.) и гладкая (прил.), один только хвост пушистый

(прил.). А придет зима –  и вся лиса оденется в пушистую (прил.) шубку.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. – Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

                    Что особенно заинтересовало вас во время  урока?

                    Что нового узнали на уроке?

                    Как же богата и разнообразна наша русская речь! Как художник не может обойтись без красок, так  и язык не может без имени прилагательного. 

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных заданий. Повторяют алгоритм действия  по распознаванию понятия по применению  правил. 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

 

 

Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь…

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените  себя

 

– Имена прилагательные делают нашу речь живописной.

Продолжают высказывания:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

 

Домашнее  задание

Составить  небольшой кроссворд, включив словарные слова.  

Внимательно слушают, задают уточняющие  вопросы

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 

 

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над словами с непроверяемым написанием                                                                Приложение

 

АВТОМОБИЛЬ – самоходное транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по безрельсовым дорогам; приводится в движение установленным на нем двигателем (чаше всего двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизельном топливе).

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль». Составьте предложения с этим словом.

Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. 

О д н о к о р е н н ы е с л о в а : автомобиль – автомобильный, автомобильчик.

С и н о н и м ы : автомобиль – машина.

Составляют предложения.

По шоссе едут автомобили. Автомобили везут детей.

ДОРОГА – 1. Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. 3. Путешествие, поездка. Некогда слово ДОРОГА значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по ДОРАМ – «лесным тропочкам и расчисткам». А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – ДОРОГИ. ДОРОГА – ДОРГА = «лесная просека, расчистка».

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «дорога».

Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. 

О д н о к о р е н н ы е с л о в а : дорожка, дорожный, подорожник, дороженька, бездорожный, подорожниковый, дорожник, придорожный.

С и н о н и м ы : дорога, дорожка, путь, тропинка.

Ф р а з е о л о г и з м ы :

СТАТЬ (ВСТАТЬ, СТОЯТЬ) ПОПЕРЁК ДОРОГИ – быть препятствием кому-либо в чём-либо, мешать. 

НА ДОРОГЕ НЕ ВАЛЯЕТСЯ – даром не достаётся; нечасто встречается, нелегко найти. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – рельсовый путь для движения поездов.

П о с л о в и ц ы и п о г о в о р к и :

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Самая лёгкая дорога та, которую уже прошёл.

Самая трудная дорога та, которую не знаешь.

Смелые дороги ведут к победе.

Где дорога, там и путь.

Умный товарищ – половина дороги. Одному ехать – и дорога длинна.

 

Р у с с к и й я з ы к 4 « б » к л а с с

Р у с с к и й я з ы к 4 « б » к л а с с

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у…

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у…

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник, ч

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник, ч

Работа над словами с непроверяемым написанием

Работа над словами с непроверяемым написанием

III. Сообщение темы урока.

III. Сообщение темы урока.

IV. Объяснение нового материала

IV. Объяснение нового материала

Работа по учебнику (упражнение 1)

Работа по учебнику (упражнение 1)

V. Первичное закрепление знаний

V. Первичное закрепление знаний

Понимать на слух ответы одноклассников

Понимать на слух ответы одноклассников

Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь… –

Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь… –

Работа над словами с непроверяемым написанием

Работа над словами с непроверяемым написанием

Где дорога, там и путь. Умный товарищ – половина дороги

Где дорога, там и путь. Умный товарищ – половина дороги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018