Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
НА. Исаева
Рабочая тетра ДЬ по русскому языку для
4-го класса
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
НА. Исаева
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4-го класса
Москва
2012
удк
ББК 81.2 Рус-922 9185
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100»
Исаева НА.
9185 Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 о., Р.Н. Бунеева, ЕВ. Бунеевой, О.В. Прониной). — М. : Баласс, 2012. — 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
lSBN 978-5-85939-879-9
Рабочая тетрадь по русскому языку соответствует содержанию учебника Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык», 4-й класс и предназначена для использования на уроках с целью отработки и совершенствования основных предметных (учебно-языковых, правописных и речевых) умений, а также развития универсальных учебных действий, в первую очередь познавательных и регулятивных.
Тетрадь представляет собой сборник заданий в виде тестов, отражающих содержание основных разделов и тем курса русского языка 4-го класса. Тестовые задания имеют разный уровень сложности — необходимый и повышенный. Задания снабжены ключами, которые помогут учащимся производить самооценку, а учителям и родителям диагностировать уровень сформированности у учеников различных умений.
удк
ББК 81.2 Рус-922
Данное пособие в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав
О Исаева н.А., 2011 lSBN 978-5-85939-879-9 О 000 «Баласс», 2011
ДОРОГИЕ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ!
Эта рабочая тетрадь, как и раньше, будет помогать вам в развитии умений по русскому языку и в подготовке к проверочным и контрольным работам. Она составлена в виде тестов и сэкономит время и силы при выполнении задании, сделает вас самостоятельными в оценке своего труда.
Как все учебники и пособия Образовательной системы «Школа 2100», эта тетрадь предлагает работу на разных уровнях сложности. Более простой, доступныи всем ученикам, называется необходимым. Более трудный, с которым вначале могут справиться не все ученики, но постараться выполнить задания этого уровня также может каждыи, называется повышенным. Приступайте к выполнению задании повышенного уровня, когда справитесь с необходимым.
В тетради есть ответы к тестовым заданиям и примерные оценки в баллах. Так что вы самостоятельно или с помощью учителеи и родителеи сможете следить за своими достижениями.
Успехов вам в изучении русского языка!
з
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ!
Тестовые задания составлены по каждой теме курса и расположены в той же последовательности, что и в учебнике. В начале изучения темы (на 2—3-м уроке) можно выполнить первые два задания, затем следующие. Можно выполнять сразу весь тест в конце изучения темы (раздела). В этом случае ученик вместе с учителем может посчитать баллы и оценить уровень своих умений. Ответы (ключи) к заданиям каждого теста даны в конце тетради в приложении. Ученики могут сверить с ними свои ответы, когда выполнят весь тест или отдельные задания. Учитель может предложить ученикам выполнить тест на уроке, а затем оценить его сам или в виде взаимопроверки.
Всего в тетради 11 тем (12 тестов), рассчитанных на целый учебный год.
В каждой теме 10 заданий: 8 на необходимом уровне и 2 на повышенном.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл. Если на необходимом уровне задания выполнены без ошибок или допущена 1 ошибка (то есть набрано 7—8 баллов), то ученик молодец! Он хорошо выполнил работу.
Если допущены 2—3 ошибки (то есть набрано 5—6 баллов), то ученик тоже справился с работой, ДОСТИГ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ.
Если же допущено 4 и более ошибок (то есть выполнено правильно только 4, З, 2, 1 или ни одного задания), то, увы, ученик не усвоил тему или был не очень внимателен, спешил. В таком случае нужно ещё раз внимательно прочитать правило, посмотреть примеры в учебнике, попросить помощи у учителя или своих одноклассников.
Ну а если тестовые задания выполнены и на повышенном уровне без ошибок или с одной ошибкой и при этом набрано 7—8 баллов на необходимом уровне, ученик просто молодчина!
Тема 1. ПОВТОРЕНИЕ.
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в круЖОК 1-7).
1. Нет ошибок в транскрипции слова
1) [пр'ил'эстный]
2) [д'ильф'Ин] З) [пр'Атки]
4) [й'бжик]
2. В слове счастливую орфограмм
З. Схеме соответствует слово
1) заморозок З) захрустит
2) замок 4) завистливый
4. Слово белоснежныи правильно разобрано по составу
1) З) белоснежн ый
2) белоснежн ый 4) белоснежн ый
5. Есть ошибка в схеме
6. Найди «лишнее» слово:
1) языковедение |
|
З) лингвист |
2) языкознание |
|
4) лингвистика |
Найди «лишнее» |
слово: |
|
1) существительные |
|
З) глагол |
2) местоимения |
|
4) сказуемое |
8. Распредели слова в группы, обозначенные цифрами:
1) местоимение
2) имя прилагательное
З) имя существительное
4) глагол
г) певчая
б) пою д) певунья по е) пой
1) 2) з)4)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9—10).
Изобретатель Эдисон придумал особый прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф. В этом слове два греческих корня
Запишите слова, включающие второй корень, если известно их значение:
Правописание
Письмо рисунками —
Наука, исследующая памятники древнеи письменности,
Изображение предметов на пленке, бумаге, снимок —
Выпиши из текста однородные члены предложения:
10. Прочитай отрывок из рассказа В. Драгунского.
А потом нос распух, его заложило, и Вова потерял речь. Он даже не мог сказать «мама», вместо этого он говорил «баба». И вместо «урок» у него получалось «удок». Всем известно, что заложенный нос сильно влияет на произношение. И потому, когда Вова сказал дома: «Баба, у бедя дасмодк!» е ГО мама не слишком огорчилась...
Запиши звуки, которые герою было трудно произносить при насморке, и рядом те, которыми он их заменяет: проверь, зажав нос, все ли звуки действительно так произносятся. Укажи, где автор • «допустил» ошибку, Запиши фразу «Мне нельзя мороженое», в которой все звуки будут заменены правильно:
Максимальный уровень
Попробуй догадаться после прочтения этого отрывка, как называются звуки [м], [н], и запиши их название (подсказка: через что проходит воздух при произнесении звука).
Тема 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С однородными ЧЛЕНАМИ.
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок (№ 1—7).
1. Это простое предложение с однородными членами:
1) Мальчик Нильс был превращён в маленького человечка.
2) Вместе с гусиной стаей он отправился в далёкое путешествие.
З) В одном старинном замке Нильсу пришлось спасать его обитателеи при помощи волшебной палочки.
4) Видел Нильс подводный город и много других чудес.
2. Однородных сказуемых нет в предложении
1) Он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и побежал дальше.
2) Вокруг них валялись батоны хлеба, бутылки с молоком, консервные банки.
З) Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха.
4) Толстый дядька торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд.
2 Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 кл. 9
з. Не нужно ставить запятую в схеме
3) О но
4)
4. Есть ошибка в постановке запятой в схеме
5. Нужно поставить одну запятую в предложеНИИ
1) Он подкрепился плодами и кореньями и пошёл к реке.
2) Долго лежал он и наконец заснул от волнения и усталости.
З) Он осмотрелся и увидел много деревьев птиц и цветов.
4) Он набрал под деревьями толстых сучьев и веток и связал их.
6. Нужно поставить две запятые в предложении
1) Севка кинул пальто на стул шапку на тумбочку и отбил звонкую чечётку.
2) Он разворачивал конфету под партой отправлял её в рот а бумажку скатывал и щелчком посылал в класс.
З) Севка ещё долго бил себя в грудь но потом сделал обиженное лицо и принялся вздыхать.
д) Севке нравились львы тигры пантеры а не мелкие безобидные зверушки.
7. Найди «лишнее» предложение.
1) Я обращал внимание и на крик птиц, и на их песни, и на полёт.
2) Тишина состояла из лёгкого шелеста травы, и звона капель, и тихого пения ручеика.
З) Сидит птичка на дереве, ротик раскрыла, крылышками трепещет.
4) Я узнал и фигурку её горбиком, и повадку, и оригинальную песенку-трель.
8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:
1) однородные члены соединены повторяющимися союзами
2) при однородных членах нет повторяющихся союзов
а) Она и ткёт, и прядёт, и прибирает, и за всё от-
б) Лиса схватила его в когти и понесла за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы.
в) Фиолетовые и белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах, парках и скверах.
г) Дарёнка и в избе прибирала, и похлёбку варила.
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте 9—10).
9. Между однородными членами
Но есть одно исключение из этого правила союз
Восстанови последовательность действий для постановки запятой между однородными членами.
а) Выделить союз и.
б) Определить, есть союзы и, а, но между ними или
в) Союз и повторяющийся, запятая ставится.
г) Найти однородные члены в предложении.
д) Нет союзов или есть союзы а, но, запятая ставится.
е) Союз и одиночный (не повторяется), запятая не ставится.
1) 2) 3) 4) 5) 6)
10. Расставь, где нужно, запятые.
По дорогам по просёлкам по тропиночкам лесным Стелет листья подорожник и несёт привет весны.
А потом в начале лета на верхушке стебелька Появляется соцветье в виде стрелки-колоска.
Зреет колос высыпает сотни маленьких семян. И к колёсам прилипают семена те и к ногам.
И разносятся по свету прорастают там и тут.
По дорогам всей планеты подорожники цветут.
Знал об их целебной силе много сотен лет назад Основатель медицины знаменитый Гиппократ.
И поныне в разных странах к подорожнику любовь: Он залечивает раны останавливает кровь.
Лечит он гастрит и язву и подагру и бронхит.
От недугов самых разных подорожник исцелит!
(Л. Осанова)
Выпиши однородные члены, которые соединены 1) без помощи союзов:
2) с помощью одиночного союза и:
З) с помощью повторяющегося союза и:
Выпиши
предложение, которое соответствует схеме [и О —
Тема З. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1—7).
1. Не является сложным предложение
1) Звуки гитары его потрясли, он даже бросил петь и только восхищённо щёлкал.
2) Синицы садились на крышу клетки, сыпали на клеста снег и тинькали в самое ухо.
З) Мелькнули красные крылья, Капитан пропал, улетел за наш дом.
д) Кривоклювый Капитан пел целыми днями, песня его звучала сочно и сильно.
2. Есть ошибка в схеме
2) 4 ) но
з. Союз но соединяет части сложного предложения
1) Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но наити солдатика не могли.
2) Он чувствовал огонь, но всё ещё держался стойко, с ружьём на плече.
З) Его лодка скользнула вниз, но бедняга держался по-прежнему стойко.
4) Оловянный солдатик уже видел впереди свет, но вдруг услышал страшный шум.
4. Нужно поставить запятую перед союзом и в предложении
1) Архимед с детства подружился с миром чисел и всю жизнь восхищался логикои их строгих законов. 2) Он жил очень давно и память о нём обросла ракушками вымыслов и легенд.
З) Отец его был математиком и астрономом состоял в родстве с правителем Сиракуз.
4) Архимед забывал о пище и чертил в пыли на песке и даже на собственном теле.
5. Это схема сложного предложения, в одной из частей которого есть однородные члены.
З) [—
6. Схеме [— и но [= —1. соответствует предложение
1) Оловянный солдатик был тронут, и он чуть не заплакал оловом, но удержался.
2) Рыба металась туда и сюда, но вдруг блеснул свет, и она замерла.
З) Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.
4) Кухарка взяла оловянного солдатика и отнесла в комнату, но он не загордился.
7. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.
Этому предложению соответствует схема
4)
8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:
1) простое предложение с однородными членами
2) сложное предложение
З) сложное предложение, в одной из частей которого есть однородные члены
а) В России лесорубы валят деревья, а плотогоны связывают из брёвен плоты и сплавляют по бурным рекам.
б) И стены, и лестницы, и перегородки домов во Вьетнаме делают из бамбука.
в) Японцы свои лёгкие дома делают из деревянных планок, перегородки внутри раздвигаются.
г) Нигерийцы * стены сплетают из веток пальмы и сверху обмазывают глиной.
1) 2) 3)
* Нигерийцы — жители Нигерии, государства в Африке.
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9—10).
9. Объясни графически расстановку знаков препинания.
Динозавры относились к наземным рептилиям. Среди них встречались и плотоядные, и травоядные динозавры. Чешуя покрывала тела большинства из них, но в воде они не жили, только изредка заходили в реки, озёра и болота.
Самыми большими животными на планете были бронтозавры (в переводе «громовой ящер»). Земля под их весом дрожала и стонала. Тело у них было как у слона, они имели очень длинные хвосты, а весили эти животные около сорока тонн. Бронтозавры в основном жили в воде, и вода служила им защитои от огромных плотоядных соперников-ящеров.
(По энциклопедии для детей «Всё обо всём»)
Передай содержание текста в двух предложениях, одно из которых будет сложное, а другое простое с однородными членами.
10. Исправь ошибки в постановке запятых и расставь недостающие знаки препинания.
Маленькая девочка стояла на шаре, и потом вдруг побежала но шар завертелся под её ногами и она поехала вокруг арены. Она бегала по шару своими маленькими ножками и голубой шар вёз её на себе. Она могла ехать на нём и прямо и назад, и налево. Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты и она одела их себе на туфельки, и на руки, и снова стала медленно кружиться на шаре. Девочка вдобавок умела светиться в темноте и она медленно плыла по кругу, и светилась и звенела. И это всё было, как в сказке.
Зажгли свет и девочка соскочила со своего шара. Я вдруг очень испугался и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней. Но девочка вдруг остановилась, раскинула свои длинные руки оркестр замолк и она стояла, и улыбалась.
(В. Драгунский «Девочка на шаре»)
Тема 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ.
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1—7).
1. Это предложение с прямой речью:
1) Слонёнок увидел мартышку и крикнул: «Мар-
ТЫШКа! Удав передавал тебе привет!»
2) Слонёнок передал мартышке привет от удава.
З) Слонёнок сказал мартышке, что удав передал ей привет.
4) Удав передал привет мартышке через слонёнка.
2. Прямая речь стоит после слов автора.
1) «Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали!» — сказал Незнаика.
2) «Что же это за штука?» — заинтересовался Гунька.
З) Незнаика ответил: «Скоро мы сделаем воздушныи пузырь и полетим путешествовать».
д) «Подумаешь, пузырь! А я зато с малышками подружился» , — сказал Гунька.
з. Есть ошибка в схеме предложения с прямой речью.
2)
4. Схема прямой речи перед словами автора.
З) 4)
5. Правильно поставлены знаки препинания в предложении с прямой речью.
1) Однажды Гена сказал «Нам обязательно нужны помощники!»
2) «Верно! И я даже знаю, где их взять» — поддержал его Чебурашка.
З) «Пусть, кто хочет подружиться, помогает нам!» — сказал Чебурашка.
4) Галя и крокодил закричали: Это ты здорово придумал!
1) А.В. Суворов говорил: «Тяжело в ученье, легко в 60 »
2) .П. Чехов написал смешной рассказ «Лошадиная фам лия».
З) Есть такая пословиц : «Тише едешь дальше буде ь».
д) «Мы с вами одной —и, вы и я» (Р. Киплинг
«Ма гли») айди «лишнее» предложение.
1) Чей-то голос спросил: «Кто идёт?»
2) «А что делают пираты?» — спросил Гек Тома.
З) «Ну разве не славно!» — воскликнул Джо.
4) Том объявил, что т кая жизнь ему очень нравитс •
8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложное предложение
З) предложение с прямой речью
а) Юрий Коринец в книге «Там, вдали, за рекой» рассказал удивительную историю о Ханге и Чанге.
б) Дяде часто говорили: «Сколько с собаками хлопот!»
в) Дядя никогда не делал замечаний Хангу, он поручал это Чангу.
г) «Безобразие! Где Ханг?» — кричал дядя.
д) Ужинали мы на кухне, а после ужина пили в комнате чаи.
1) 2) 3)
З Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 ют.
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте 9—10).
9. Прочитай и запиши план.
Вспоминает царь детство своё, игры и потешное воиско.
Жил тогда Пётр под Москвой, в селе Преображенском. Больше всего любил военные игры. Набрали для него ребят, привезли ружья и пушки. Только ядер настоящих не было. Стреляли пареной репой. Соберёт Пётр своё войско, разделит на две половины, и начинается бой.
Приедут, бывало, из Москвы бояре, начнут Петра за потешные игры бранить, а он наведёт на них пушку — бух! — и летит пареная репа в толстые животы и бородатые лица. Подхватят бояре полы расшитых кафтанов — и наутёк. А Пётр выхватит шпагу и кричит Виктория! * Виктория! Победа!
Теперь потешное войско выросло. Это два настоящих полка — Преображенский и Семёновский. Царь величает их гвардией. Вместе со всеми полки идут к Нарве, вместе месят непролазную грязь. Как-то себя покажут старые дружки-приятели? думает Пётр.
(СП. Алексеев «И небывалое бывает»)
* Виктория (франц.) — победа.
План
Выпиши предложения с прямой речью и расставь в них необходимые знаки препинания.
10. Прочитай.
Открытие, открытие! нахмурилась мартышка. — А нельзя этот закон природы как-нибудь обратно закрыть?
— Закон природы, возмутился удав, закрыть нельзя.
— Почему нельзя? — удивился слонёнок. — Раз открывается, должен и закрываться. Наверное, есть какой-нибудь очень простой способ. Хлоп и закрылся.
— Ага! — сказал удав. — Хлоп! Это вам не форточка. Это же закон всемирного тяготения.
(Г. Остер «Великое закрытие»)
Выпиши только слова, которые говорят герои: мартышка, удав и слонёнок (так говорят герои в мультфильме). Мартышка
Удав
Слонёнок
Оформи
в виде предложения с прямой речью то, что сказала мартышка. Прямая речь (слова
мартышки) должна стоять после слов автора.
Тема 5. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
ИЗМЕНИЕ имён СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ.
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1—7).
1. Правильно названы признаки имени существительного (с) журавлём в предложении Лиса с журавлём подружилась.
1) одуш., ж.р., ед.ч. |
З) одуш., м.р., ед.ч. |
2) неодуш., м.р., ед.ч. |
4) одуш., м.р., мн.ч. |
2. О том, что у слова несколько значений, можно узнать в словаре
1) синонимов |
З) антонимов |
2) толковом |
4) орфографическом |
Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
1) вопроса
2) вспомогательного слова З) окончания и предлога
4) приставки
4. Русалка на ветвях сидит. (АС. Пушкин)
Существительное (на) ветвях стоит в
1) т.п. 3) в.п.
2) п.п. 4) Д.п.
5. Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться,
Вынул вилы и топор
И отправился в дозор.
(П.П. Ершов)
В Вл. употреблено
1) одно существительное
2) два существительных
З) три существительных
4) четыре существительных
6. Неверно определён падеж существительного
1) сочиняет Сопелки (И.п.)
2) поле чудес (Р.п.)
З) привет от удава (Р.п.)
4) опилки в голове (Пл.)
7. Найди «лишнее» слово:
1) на собаке
2) с собачкой
З) перед собакой
4) у собаки
зо
8. Распредели падежи в нужные группы:
1) употребляются с предлогами и без предлогов
2) есть одинаковые вопросы в
в) Д.п. д) Т.п.
г) В.п. е) П.п.
1) 2)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте 9—10).
9. Иногда при определении падежа одушевлённых существительных мужского рода возникает сомнение в том, какой двойной вопрос нужно задать. Например, люблю брата: () или Какой здесь падеж:
В этом случае нужно воспользоваться словомпомощником одушевлённым существительным женского рода типа мама или лиса. Если у существительного-помощника окончание -у, значит, это Вл., а если -и(-ы) — Р.п.
Воспользовавшись словом-помощником, определи падеж зависимых существительных в словосочетаниях.
1) поймали ужа (
2) встретил друга (
З) подарок брата (
д) вызов врача ( 5) нарисуй слона
10. Есть такая песенка «Брич-Мулла» (стихи Д. Сухарева).
Вот её припев:
Сладострастная отрава — золотая Брич-Мулла, Где чинара притулилась под скалою.
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Брич-Мулла,
Брич-Муллы,
Брич-Мулле,
Брич-Муллу,
Брич-Муллою.
Догадайся, что здесь записано «лесенкой»,
чего здесь «не хватает» и запиши ещё одно слово
Запиши синоним к слову притулилась и определи (выбери) значение слова золотая, если известно, что чинара — это южное дерево, а Брич-Мулла селение под Ташкентом (Узбекистан).
Синоним к слову притулилась
а золотая имеет значение
1) сделанная из золота
2) цвета золота, жёлтая
З) прекрасная, замечательная
Тема 6. три СКЛОНЕНИЯ имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ имён СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в круЖОК 1-7).
1. К З склонению относятся существительные
2) ж.р. С
3)
4) ж.р. с ьО
2. Неправильно определено склонение существительного
1) лошадка (1 скл.)
2) конь (З скл.)
З) зеркало (2 скл.)
4) лошадь (З скл.)
з. Несклоняемым является существительное
1) солнце З) пальто
2) седло 4) сердце
4. Нет орфограммы «Буква ь после шипящих в конце имён существительных» в слове
1) помощь З) помочь
2) мяч 4) гараж
5. Нужно писать ь в слове
1) мыш
2) муж:
З) врач
д) КЛеЩ_
6. Не нужно писать Ь в слове
1) доч_
2) лож_ З) рож
4) матч
7. Найди «лишнее» слово:
1) сельдь
2) ключ
З) нож
д) печь
8. Распредели слова в группы, обозначенные цифрами.
обозначает мягкость согласного звука в неопределённой форме глагола после шипящих в конце имён существитель-
НЫХ.
а) брошь д) испечь
б) беречь е) честь
в) мелочь ж) дрожь
г) вождь
1) 2) 3)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте 9—10).
9. Найди ошибки в рассуждении.
Просклонять имя существительное это значит определить его падеж. В русском языке три склонения. Склонение — это непостоянный признак имени существительного. Склонение существительного можно определить по роду и окончанию существительного в именительном падеже.
К 1 склонению относятся существительные ж.р. с окончаниями -а, -я. Ко 2 склонению — существительные м.р. с О, к З склонению — существительные ж.р. с ьО. Например, (спал) на кровати — З скл., (разговаривал) с дедушкой — 2 скл., (играл) на рояле — З скл.
Кроме того, в русском языке есть несклоняемые существительные, у которых окончание -0, -е. Например, кино, село, пюре, кафе.
Напиши над словами род и склонение всех имён существительных в предложении:
За завтраком мой дядя выпил чашечку горячего кофе с молоком, а мне предложили чай с фрукто-
ВЫМ
10. Прочитай и сформулируй главный вопрос этого текста.
Рассмотрим слово ежевика. Ягода эта хорошо известна. Но почему она так названа? В первой части слова еже- нетрудно услышать слово еж. Ветки этого кустарника снабженБ| колючками, что и привело к мысли о «ежином» характере кустарника и растущих на нём ягод. А англичане определили её иначе, по цвету — черная ягода.
А теперь почему ёж назван ежом? Происхождение этого слова, или, как говорят языковеды, его
этимология, до сих пор составляет загадку. Одни учёные усматривают в нём связь со змеями и толкуют слово как «пожирающии змеи», что соответствует характеру ежа. Другие же возводят его к понятию «колючии» и утверждают родство со словом ёрш.
(Ю. Гвоздарёв)
Запиши, что обозначает 2-я часть слова ежевика (-ика), если известно, что есть такие слова, как голубика, черника, костяника:
Укажи признак, положенный в основу названий голубика, черника, и костяника
На основе информации, полученной из текста, напиши толкование слов:
Этимология — Ежевика —
Выпиши слова с орфограммой «Буква ь после шипящих в конце имён существительных» и графически объясни выбор написания.
Тема 7. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (обобщение).
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ
ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (итоговый тест).
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1—7).
1. Слово-помощник луна нельзя использовать для проверки безударного гласного в окончании слова
1) в повести З) в сказке
4) в басне
2. Пишется буква
1) на встреч З) на кроват 2) на ветк д) на печк
З. Во всех словах нужно писать букву е:
1) пошёл к землянк , остановились у ел , в сырой прохлад—
2) на листьях сирен думать о сын из соломк
З) поднялся с постел ступенька к мудрост подарить дочер_
4) купается в озер_ песни о вол идёт по тропинк
4. Правильно названы признаки существительного радио
1) ср.р., 2 скл.
2) ср.р., нескл.
З) м.р., 2 скл. 4) м.р., нескл.
5. К непостоянным признакам существительного относится
1) род, склонение
2) род, падеж З) падеж, число
д) склонение, падеж
6. Названные признаки (неодуш., ср.р., 2 скл., во мн.ч., Пл.) относятся к существительному
1) (летать) во сне
2) (люблю) суфле
З) (построить) из камня
4) (рассказал) о сокровищах
7. Найди «лишнее» слово:
1) шампунь
2) вуаль
З) трость 4) ладонь
8. Распредели существительные в группы, обозначенные цифрами (одно и то же слово может оказаться в нескольких группах).
1) относятся к ср.р.
2) являются несклоняемыми З) стоят в В.п.
а) (играть) на пианино
б) (ловить) карасей
в) (заниматься) самбо
г) (читать) газету
(Чёрное) МОР е
1) 2)з)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте.
9. В русском языке правописание букв безударных гласных проверяется ударением. Прежде всего, это правописание букв безударных гласных в корне, когда можно подобрать
Например,
Также можно проверять написание букв безударных гласных в приставках. Для этого нужно подобрать слово
Например, пр_гулять ( часто приставку просто запоминают.
Для правописания букв безударных гласных в падежных окончаниях существительных нужно использовать
Например, в птичьей ста
Установи нужный порядок действий (алгоритм) для написания безударных падежных окончаний существительных.
а) Поставить слово-помощник в ту же форму, выделить окончание.
б) Подобрать слово-помощник того же склонения.
в) Написать в существительном то же окончание, что в слове-помощнике.
г)
Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.
Максимальный уровень
10. Найди все ошибки в роде имён существительных. Выпиши эти существительные (вместе с прилагательными или местоимениями*) правильно и укажи их род.
«Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт Тот, кто любую овощь, Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест, Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Так кто ж ту путь проделал Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
(Б. Норман)
Эти местоимения подобны прилагательным по характеру окончаний.
Тема 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1-7).
1. В тексте-описании ключевыми являются слова-
1) названия предметов
2) названия признаков З) названия деиствии
4) названия лиц
2. К прилагательному багряный синонимом будет слово
1) ярко-жёлтыи
2) фиолетовый
З) тёмно-красныи 4) чёрный
з. Правильно указан падеж имени прилагательного в словосочетании по узенькой тропке:
2) В.п. 3) т.п.
4) п.п.
4. Нет ошибок в определении признаков имён прилагательных
За высокими лесами, за глубокими морями, за синими горами.
1) м.р., мн.ч., Т.п.
2) ср.р., мн.ч., Т.п. З) мн.ч., Т.п.
4) ж.р., мн.ч., Т.п.
5. Над небом голубым есть город золотой с прозрачными воротами и яркою звездой (Б. Гребенщиков).
Схеме прил. (Т.п., ед.ч., ж.р.) + сущ. соответствует словосочетание
1) над небом голубым
2) город золотой
З) с прозрачными воротами
4) яркою звездой
6. Буква е пишется в окончании прилагательного
1) с весенн м днём
2) ранн ю осень
З) горюч ми слезами
4) о летуч м голландце
7. Найди «лишнее» окончание:
1) -его З) -юю
4) -ой
8. Распредели прилагательные в группы, обозначенные цифрами:
1) образованы с помощью суффикса -н2) не имеют рода
З) стоят в ж.р.
а) лебединые (песни)
б) соломенная (шляпка)
в) былинный (богатырь)
(ненастье)
1) 2) з)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9—10).
9. Прочитай.
— Мы говорим о погоде, — сказал попугай.
— Отвратительная погода, — проворчал удав и попытался спрятаться от дождя.
— Значит, тебе такая погода не нравится? — спросил попугай.
— А тебе нравится? — удивился удав.
— Мягкое, — согласился удав, — но липкое.
(Г. Остер «Испорченная погода»)
Запиши антонимы ко всем прилагательным, которые встречаются в этом отрывке.
Запиши синонимы к слову мокрая
10. Прочитай начало шутливого стихотворения из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».
Варкалось. Хливкие ШОРЬКИ Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(Перевод ДГ. Орловской)
Выпиши словосочетание прил. + сущ.
Укажи признаки прилагательного
Шалтай-Болтаи, герой этои сказки, так объясняет Алисе слово «хливкие»: « Хливкие” это хлипкие и ловкие. Хлипкие“ значит то же, что и „хилые”. Это слово как бумажник. Раскроешь, а там два отделения! Так и тут — это слово раскладывается на два!»
«Раскрой», из каких слов получились следующие слова-бумажники:
стремустрые тихоиное грязючиии
смесёлая
Запиши эти слова в Р.п.
Тема 9. ГЛАГОЛ. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ глаголов.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ
ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (тренировочный тест).
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок (№ 1—7).
1. В прошедшем времени глаголы изменяются по
1) лицам и числам 2) лицам и родам
З) родам и числам
4) числам и падежам
2. Форма настоящего времени глагола петь
1) пел 2) будет петь
З) пой
д) пою
З. Глагол рассказывает стоит в форме
1 Л., наст.вр.
2) З л., мн.ч., наст.вр. 3) З Л.,наст.вр. а) 2 л.,буд.вр.
4. Ко 2-му спряжению относится глагол
1) стричь
2) стучать З) жить
4) трясти
5. Пишется буква и в окончании глагола
1) бор тся
2) скаж шь З) ла_т уч МСЯ не пишется в глаголе
1) умывает_ся
2) отказываеш ся З) здороват_ся
№гчтитъ
7. Найди «лишнее» слово:
1) стелить
2) крутить
З) сорить
д) носить
8. Распредели глаголы в группы, обозначенные цифрами:
1) спряжение глагола определяется по ударному личному окончанию
2) спряжение глагола определяется по неопределённой форме глагола
а) решает
б) поёт
в) строишь
г) спишь
д) работаем
2)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9—10).
9. Установи правильную последовательность действий (алгоритм) для определения спряжения глагола.
а) Определить суффикс глагола перед -ть в неопределённой форме глагола: -и- — 2 спр., не -и— 1 спр.
б) Поставить глагол в личную форму (кроме 1 л. ед.ч.) наст. или буд.вр.
в) При ударном личном окончании спряжение определяем сразу: и (-ат,-ят) — 2 спр.; е/ё (-ут,-ют) — 1 спр.
г) Определить место ударения.
д) При безударном личном окончании нужно поставить глагол в неопределённую форму.
е) Вспомнить глаголы-исключения (7 глаголов на -е (ть), 4 глагола на -а (ть) — 2 спр.; 2 глагола на -и — 1 спр.).
1) 2) 3) 4) 5) 6)
Определи по алгоритму спряжение глаголов свистел, заболел, смотрел и запиши все нужные этапы свистел заболел — смотрел
10. Перечитай начало сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые».
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
Выпиши глаголы в форме:
— прошедшего времени
— настоящего времени
Определи спряжение этих глаголов (личные окончания у них безударные):
Поставь глагол подудонились в форму буд.вр., З л.,
МН.Ч.
Тема 9. глДгол. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. прдвописАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ
ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (итоговый тест).
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в круЖОК (№ 1—7).
1. В настоящем времени глаголы изменяются по
1) лицам и числам
2) родам и числам З) лицам и родам
4) числам и падежам
2. Форма прошедшего времени глагола пробежать
1) бежал
2) пробежал З) бегал
4) пробегал
З. Глагол запоют стоит в форме
1) З л., ед.ч., наст.вр. 2) З л., мн.ч., наст.вр.
з) З Л., буд.вр. 4) 2 Л., буд.вр.
4. Ко 2 спряжению относится глагол
1) пить
2) сжечь
З) развиваться
4) глядеть
5. Пишется буква и в окончании глагола
1) скуча шь
2) хвал тся
З) та_т— 4) изуча м
не пишется в глаголе
1) брит_ся
2) увлеч ся З) просыпаеш ся
д) ссорят ся
7. Найди «лишнее» слово:
1) открывать
2) замечать З) держать
4) считать
8. Распредели глаголы в группы, обозначенные цифрами.
1) спряжение глагола определяется по ударному личному окончанию
2) спряжение глагола определяется по неопределённой форме глагола
а) начнёте
б) рубят
в) свистят
г) отвечаешь
д) идёт
2)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте 9—10).
9. Установи правильную последовательность действиЙ (алгоритм) для написания буквы гласного в личном окончании глагола.
а) Если глагол 1 спр., пишем в окончании букву -е- (-ут, -ют); если глагол 2 спр., пишем букву -и(-ат, -ят).
в) Поставить глагол в личную форму (кроме 1 л., ед.ч.) наст. или буд.вр.
г) При безударном личном окончании ставим глагол в неопределённую форму.
д) Вспомнить, не являются ли глаголы исключениями
(7 на -еть, 4 на -ать — 2 спр., 2 на -ить — 1 спр.)•
е) Определить место ударения.
ж) Определить суффикс перед -ть: и — 2 спр., не и — 1 спр.
1) 2) 3) д) 5) 6) 7)
10. Вставь буквы на месте пропусков в отрывке из песенки Э. Успенского к передаче «Радионяня». Объясни рядом на строке написание -тся и -ться.
Предполож_м, ученик
Спит весь день и лен т_ся. Он учит ся не жела т, На «авось» наде т ся.
Все равно он от учёбы Никуда не ден т ся.
Выпиши глаголы (в скобках объясни свой выбор)
1) 1 спряжения:
2) 2 спряжения:
Подчеркни глагол, в котором спряжение определяется по ударному личному окончанию.
Выпиши глагол в неопределённой форме и поставь его в форму наст.вр., З л., мн.ч.
Тема 10. РАЗБОР ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ. ГЛАГОЛ (обобщение).
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1-7).
1. Неверно названы признаки глагола
1) бегут — невозвр., наст.вр., З л., мн.ч.
2) разбежались — возвр., прош.вр., З л., мн.ч. З) разбегаешься — возвр., наст.вр., 2 л., ед.ч. 4) побежала — невозвр., прош.вр., ж.р., ед.ч.
2) Схеме Ося соответствует форма
1) возвр.гл., прош.вр., мн.ч.
2) возвр.гл., наст./буд.вр., З л., ед.ч.
З) невозвр.гл., наст./буд.вр. З л., мн.ч. 4) возвр.гл., наст./буд.вр., З л., мн.ч.
З. Правильно выделена основа глагола
1) ,прочиталу
2)
З) ,жужж,ать
4) гползти
4. Есть ошибка в выделении частей слова
1) лаял — суффикс ял
2) нести — суффикс ти
З) бриться — суффиксы и, ть, ся 4) грустит — окончание
5. Схеме соответствует глагол
1) уколешь
2) ужалит
3) ушёл
4) умчался
б. Правильно разобран по составу глагол
1) рацеп илбсч З) д-2Аё.вить 2) плеск а ть с 4) ВБ? учи—
7. Найди «лишнее» слово:
1) здоровается
УЧИТСЯ
З) говорит 4) смеётся
|
|
|
ШКОЛА |
8. Распредели глаголы в группы, обозначенные цифрами.
1) относятся к 1 спряжению
2) являются возвратными
З) являются исключениями
а) изучать г) учиться
б) загореться д) принести
в) терпеть е) видеть
1) 2) 3)
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте (№ 9—10).
9. Прочитай и напиши название сказки Л. петрушевской «
Сяпала Калуша с Помиком по напушке и трямкала бутявок. Егды натрямкались бутявок, ну шаять по напушке — то к бурдысьям, то от бурдысьев, то над бурдысьями почиркнут, то за бурдысьями проскробят. Хвиндиляют и дохвиндилялись до некузявости.
Выпиши все глаголы (их должно быть 8) и разбери их по составу.
10. Прочитай отрывок из книги Г. Остера «Вредные советы».
Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы, Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет.
К старости сама собою Облысеет голова.
Выпиши все глаголы, определи их спряжение.
Выпиши и графически объясни все орфограммы, связанные с глаголами.
1)
2)
3)
Разбери по составу глагол испачкаются.
В этом отрывке содержится вредных совета. Запиши обратные им «полезные советы», по возможности сохраняя авторский стиль.
Если
же сказать по правде,
Тема 11. ПОВТОРЕНИЕ
Необходимый уровень
Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок 1-7).
1. Есть антонимы в пословице
1) Землю солнце красит, а человека труд.
2) Тише едешь — дальше будешь.
З) Человек без воли что каша без соли. 4) Сытый голодного не разумеет.
2. Есть ошибка в разборе слова по составу
к—лл
1) .при сн ил О
2) 663 закон НБМ
3. Пишется буква и в
1) плыть на лодк
2) держать на ладон
4. Пишется буква е в
1) СЛЫШ т
2) постро_т
З) .по дорож ник.О
4) победо слове
З) в утренн м свете 4) к могуч_му дубу слове
З) увид_ла
4) почу_ть
5. Нужно поставить запятую в сложном предложении
1) Медведь и плавает отлично и на деревья легко взбирается.
2) К осени нагуляет медведь жиру и вдруг пропадает у него аппетит.
З) Мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает в сумочку кладёт.
4) Найдёт топтыгин малинник заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды.
6. Схеме [— €, €], [— и €]. соответствует предложение
1) Щенок лежит в корзинке, какой-нибудь мальчик сидит рядом с ним на полу и гладит его косматую голову.
2) Карлсон опустился на колени возле паровой машины, и глаза его заблестели.
З) Карлсон сделал небольшой круг, облетел вокруг трубы, затем он набрал скорость и пронёсся мимо Малыша.
4) «Спокойствие, только спокойствие!» сказал Карлсон и предостерегающе поднял свою пухлую ручку.
7. Найди «лишнее» слово:
1) побежать
2) побежит З) побежал
д) побег
8. Распредели признаки по частям речи, обозначенным цифрами (одинаковые признаки могут быть в нескольких группах).
1) имя существительное
2) имя прилагательное
З) глагол
а) время |
|
|
д) число |
б) лицо |
|
|
е) спряжение |
в) род г) падеж |
|
|
ж) склонение |
1) |
2) |
з) |
|
Повышенный уровень
Самостоятельно запиши ответ в строке или указанном месте 9—10).
9. Слова имеют в нашеи жизни очень большое значение. Без них мы не могли бы то, что нас окружает. Вот небольшой рыжий леснои зверёк-грызун с пушистым хвостом — это
Этот зверёк получил своё название по
(жители Древней Руси так называли редкую породу этих животных). Но сегодня со словом нет никакои связи, поэтому разобрать по составу данное слово нужно так: Детёныша этого зверька называют (разбери это слово по составу). В корнях этих слов наблюда-
Слово называющее зверька с пушистым хвостом, состоит из звуков и букв. Разделить по слогам его можно так:
Об этом слове можно сказать, что оно является (часть речи) относится к склонению. Это слово сочетается с являясь главным для него словом, например,
Если поставить это слово в В.п., то зависимое слово будет стоять в
Запиши полученное словосочетание и выдели окончание в зависимом слове
Придумай и запиши предложение с этим словом
В предложении это слово является
Составь схему предложения
В составленном предложении найди глагол и разбери его как часть речи.
10. Прочитай текст.
1) Ещё при жизни Ломоносов стал воплощением русской культуры и всего русского. 2) Он сделал открытия в физике, химии, географии, истории и других науках, упростил русский язык, постиг тайны античной мозаики, был поэтом и художником. З) Но как же трудно складывалась судьба его открытий. 4) Ломоносов не только открывал новое, он вступал в бой со старым. 5) А здесь требуется не просто гениальность, но и мужество, воля, упорство.
6) Ломоносов не был кабинетным учёным. 7) Это был крупный, быстрый и сильный человек. 8) Нрав Ломоносов имел хоть добрый и весёлый, но крутой и вспыльчивый до ярости. 9) Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове. 10) Он пришёл в ужасное негодование, одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам. 11) Ломоносов снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принёс добычу домой. 12) Недаром Пушкин говорил: «С ним шутить было накладно».
13) Его разносторонность и огромность сделанного им рождают уверенность в его научном долголетии. 14) На самом деле Ломоносов умер рано. Ему было всего 54 года. 15) Перед смертью он сказал: «Жалею я только о том, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною...».
(По книге Я. Голованова «Этюды об учёных»)
Подбери к нему название.
Укажи падеж всех имён существительных в предложении № 2.
Определи спряжение всех глаголов в предложении ЛФ 10.
Подбери антонимы ко всем именам прилагательным в предложении № 8.
Составь схему предложения № 11.
Кратко
передай содержание текста в трёх предложениях, используя сложное предложение,
предложение с однородными членами и предложение с прямой речью.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ключи (ответы) к заданиям
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1 |
|
||||||||||||
задания |
1 |
2 |
з |
|
5 |
6 |
|
|
9 |
10 |
|
|||||||||
6 |
з |
|
1 |
2 |
З |
3 |
4 |
1в, 2г, За, д, Дб, е |
саксофон (ксилофон, металлофон); фон, звук, фонетика, зву- ки речи, слоги, ударение; фон, граф, орфография, пикто- графия, палеография, фотография; слова и элементы, телефон, микрофон, для записи и воспроизведения, он и г а |
на [д], [н] на [д] ; ошибка: [р] на [д] не меняется; «бде дельзя борожедое»; носовые. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Тема 2 |
||||||||||||||
задания |
1 |
2 |
|
|
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||
|
4 |
2 |
|
|
|
2 |
З |
1а, г 26, |
ставится запятая, оди- ночныи и; |
1) По дорогам, по просёлкам, по тропиночкам; зреет, высыпает; и к колёсам, и к ногам; разносятся, прорастают; залечивает, останавливает. 2) Стелет и несёт; там и тут. З) И к колёсам, и к ногам; гастрит, и язву, и подагру, и бронхит. Схема предложения: И к колёсам прилипают семена те, и к ногам. |
||||||||||
Тема з |
||||||||||
задания |
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6 |
2 |
1 |
з |
2 |
4 |
|
1 |
16, |
Ди н о за в р ы жили на земле, тело их покрывала чешуя, но в воду они заходили редко. Бронтозавры были самыми большими животными на земле, имели длинныи хвост, весили около сорока тонн и жили в воде. |
Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она поехала вокруг арены. Она бегала по шару своими маленькими ножками, и голубой шар вёз её на себе. Она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево. Ктото ей подал разные колокольчатые брас- леты, и она одела их себе на туфельки_ и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре. Девочка вдоба- вок умела светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела. И это всё было, как в сказке. Зажгли свет, и девочка соскочила со своего шара. Я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней. Но девочка вдруг остановилась, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и лыбалась. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задания |
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
з |
2 |
4 |
2 |
|
1 |
2 |
16, в, д, 2а, б, |
кого? что?; кого? чего? , В.п., р.п.; 1) в.п., 2) В.п., 5) вл. |
изменение по падежам, П.п., о БричМулле; находилась, устроилась (росла), З. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Тема 6 |
|||||
задания |
1 |
2 |
з |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
2 |
З |
|
1 |
|
|
1г, е, 26, д, За, в, ж |
изменить по паде- жам, постоянный при- знак, ж.р. и м.р., и ср.р. с оконч. о, е, с дедушкой — 1 скл., на рояле — 2 скл., нет оконча- нии, село — неверно. За завтраком (м.р., 2 скл.), дядя (м.р., 1 скл.), чашечку (ж.р., 1 скл.), кофе (ср.р., нескл.), с молоком (ср.р., 2 скл.) чай (м.р., 2 скл.), с желе с . нескл. . |
Как и почему предметы получают названия? Ягода; цвет, строение / особеннос ть ягоды. Эти- мология происхождение слова. Ежевика — кустарник (ягода) с колючими, как ёж, ветками. Ёж — колючее животное, поедающее змей. Ёж (м. р.), ёрш |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 7 |
|||
задания |
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
6 |
1 |
з |
|
2 |
з |
|
1 |
1а, в, д, 2а, в, 36, г |
проверочное слово с ударным гласным, я (ясно, ясный), с удар- ным гласным в при- ставке, (пррпуск), СЛОВО-ПОМОЩНИК того же склонения с удар- ным окончанием; е (в землб) 1 г 2 6 З а 4 в |
Л юбой о вощ (м .р.)' яблоко (ср.р.), помидор (м.р.), весь картофель (Мф.), баранка (ж.р.), тот путь (Мф.), мышь (ж.р.) ненасытная, огромная моль |
|
|
|
|
|
|
Тема 8 |
|||||||
задания |
1 |
2 |
|
|
|
|
7 |
8 |
9 |
10 |
||
6 |
2 |
З |
|
|
|
4 |
2 |
1в, г, 2а, 36, |
отвратительная прекрасная, мо- крое сухое, мягкое — твёрдое, липкое рассыпчатое; мокрая сырая, влажная. |
хливкие шорьки, мн. ч., И.п., стремустрые стремительные и шустрые, тихойное тихое и спокоиное, грязючии грязный и вонючии, смесёлая — смешная и весёлая; стремустрых, тихоиного, грязючего, смесёлои |
||
|
|
|
Тема |
9 |
т ени овочныи тест |
|
||||||
задания |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
16, г, 2а, в, д |
1) б 2) г З) в 4) д свистел —свистит (окон. удар. -и) 2 спр., заболел заболб...т (окон. безуд.) —> заболеть (не и) 1 спр. (за- болеет), смо- трел смотр...т (окон. безуд.) смотреть (искл.) 2 сп смот ит . |
пр.в.: сяпала, увазила, присяпали, стрямкали, подудонились; н.в.: волит; сяпала — сяпать (1), увазила увазить (2), присяпали присяпать (1), стрямкали — срямкать (1), подудонились подудониться (2), волит — волить (2); подудонятся. |
|
|
|
|
|
|
|
Тема |
9 |
итоговый |
тест |
|
|
||||||||||||||
задания |
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
9 |
10 |
|
|||||||||||
|
1 |
2 |
з |
4 |
2 |
4 |
|
в, д, 26, |
|
1) З) 5) |
е г д |
предположим, ленится (что делает_?), учиться (что делать?), желает, надеется (что делает_?) денется (что сделает_?); 1 спр.: желает (желать), надеется (надеяться), денется (деться); 2 спр.: предположим (предположить), спит (ударное и), ленится (лениться), учиться; спит; ЧИТЬСЯ чатся. |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Тема 10 |
||||||||||||||||||
|
задания |
1 |
2 |
З |
д |
5 |
6 7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||||||
|
2 |
4 |
4 |
|
|
1 3 2 3 |
|
1а, д, 26, г, Зв, е |
«Пуськи бя- тые»; сяп/а/л/а, трямк/а/л/а, на/трямк/а/ л/и/сь, ша/я/ть, по/чиркн/ут, про/скроб/ят, хвиндил/я/ют, до/хвиндил/ я/л/и/сь. |
мойте (1), приводит (2), испачкаются (1), тратить (2), терять (1), стричься (1), облысеет (1) гл. гл. 1) Не_мойте, не_приводит 2) приводит (приводить — 2 спр.)' испачкаются (испачкаться 1 спр.), облысеет (облысеть — 1 спр.) З) испачкаются (что сделают?), стричься (что делать?). Ис пачк адся, 2 совета, Если же сказать по правде, мыться, стричься каждый должен, чистота — залог здо овья. |
||||||||||||||
Тема 1 1 |
||||||||||
задания |
1 |
|
|
2 3 4 5 6 |
|
|
7 |
8 |
9 |
10 |
|
4 |
|
|
1 2 3 2 3 |
|
|
4 |
1в, г, 2в, г, д; За, б, в, д, е. |
назвать, белка, цвету, белый, бедЦУ-9±ЦЕ] че- редование к / ч, белка, 5, 5, белка, сущ., ж.р., 1 скл., прилага- тельным, рыжая белка, Вл., рыж белку; в лесу на дереве мы видели белку; второст. чл., Видели ( Ч ТО делали?), н.ф. видеть, глагол, 2 спр. (искл.), в грош. вр., мн. ч. , сказуемое. |
Ломоносов — учёный и человек; открытия (В.п.), в физике (П.п.), химии (П.п.), географии (П. п.), истории (П.п.), науках (Пл.), русский язык (В.п.), таины (Вл.), мозаики (Р.п.), поэтом (Т.п.), художником (Т.п.); пришёл (1), уложил (2), обратил (2), решил (2), ограбить (2); добрый — злои, весёлыи грустный, крутой мягкии, вспыльчивыи — спокойный, уравно- вешенныи; [—е О, О, О Ломоносов сделал много разных открытий, но судьба их складывалась трудно. Нрав Ломоносов имел хоть добрый и весёлый, но крутой и вспыльчивый до ярости. Перед смертью он сказал: «Жалею я только о том, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною...». |
КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Рабочая тетрадь по русскому языку является составной частью УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» и отражает структуру и содержание учебника Р-Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык», д класс. Тетрадь предназначена для учащихся в качестве тренировочного пособия на каждом уроке и для подготовки к проверочным работам. Кроме того, она может использоваться учителями и родителями для отслеживания учебных успехов учащихся в качестве диагностического средства.
Отличительной особенностью рабочеи тетради является тестовая форма заданий и упражнений. Данный формат поможет сделать тесты обычным рабочим инструментом, позволит ученикам приблизиться к современным средствам контроля и оценки знаний, умении и универсальных учебных действий, снять напряжение и сэкономить время и силы в процессе изучения предмета. Таким образом, рабочая тетрадь будет формировать тестовую культуру с самого начала обучения.
Рабочая тетрадь в виде тестов предназначена для развития у учеников начальной школы разных умении — предметных (учебно-языковых, правописных и речевых) и метапредметных, прежде всего познавательных и регулятивных. Инструкция к тестам позволит ученикам самостоятельно или с помощью учителя и родителей оценить уровень своих знаний и умений. Для этого имеются ответы к тестам (ключи) и примерные оценки в баллах. Тестовые задания с ключами могут использоваться и учителем как ориентировочные перед проверочными и контрольными работами.
Как и во всех учебниках и пособиях Образовательной системы «Школа 2100», в рабочей тетради представлены задания разных уровнеи сложности — необходимый и ПОВЫШЕННЫЙ. Работа на повышенном уровне возможна только после выполнения необходимого, так как требует глубокого понимания теоретического материала, умений применять знания в нестандартнои ситуации или языковои интуиции.
Этои тетрадью можно пользоваться дома и в классе практически на каждом уроке, выполняя 1—2 задания, а можно выполнять сразу весь тест после изучения темы.
Надеемся, что рабочая тетрадь будет не только средством обучения, но и развития интереса к предмету.
СОДЕРЖАНИЕ
|
(итоговый тест) 38 |
Тема 8. |
Имя прилагательное |
Тема 9. |
Глагол. Словоизменение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов (тренировочный тест).. |
Тема 9. |
Глагол. Словоизменение глаголов. |
Это нужно знать ученику и учителю!
Тема 1 . |
Повторение |
5 |
Тема 2. |
Простое предложение. |
|
|
Предложения с однородными членами |
9 |
Тема З. |
Сложные предложения |
|
|
с союзами и, а, но . |
. 16 |
Тема 4. |
Предложения с прямой речью |
22 |
Тема 5. |
Имя существительное. Изменение имён существительных |
|
|
по падежам |
29 |
Тема 6. |
Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих |
|
|
в конце имён существительных |
33 |
Тема 7. |
Имя существительное (обобщение). Правописание безударных падежных окончании имён существительных |
|
Правописание безударных личных окончании глаголов (итоговый тест)54 Тема 10. Разбор глагола по составу.
Глагол (обобщение)
Тема 1 1 . Повторение
Приложение. Ключи (ответы) к заданиям 71 Комментарий для учителей и родителей78
Исаева Нина Александровна
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс
(к учебнику Р.Н. Бунеева, ЕВ. Бунеевой, О.В. Прониной
«Русский язык», 4 кл.)
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93; том 2; 953005 литература учебная
Издательство «Баласс». 109147, Москва, Марксистская ул., д. 5, стр. 1 Почтовый адрес: 11 1123 Москва, а/я 2, «Баласс»
Телефоны для справок: (495) 672-23-34, 672-23-12 http://www.sch0012100.ru E-mail:balass.izd@mtu-net.ru
Отпечатано в лолном соответствии с качеством предоставленных издательством материалов в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.
9 785859 398799 >
РАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
Каждому необходимо научиться:
О Решать любые возникающие Л Главное не знания, в жизни задачи. а умение ими пользоваться! О Самостоятельно А Не надо зубрить открывать новое. и искать готовые ответы! О Выбирать главное Далеко не всё, что есть в учебнике, и интересное. нужно запомнить или выполнить! У НАШИХ КНИГ ОДНИ И ТЕ ЖЕ АВТОРЫ - ОТ НАЧАЛЬНОЙ ДО СТАРШЕЙ ШКОЛЫ! НЕПРЕРЫВНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА (авторы Р.Н. Бунеев, ЕВ. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва и др.) Учебники по русскому языку 5—11 кл.: Основная школа Старшая школа Самостоятельные и проверочные работы, сборники диктантов, тематические тесты и методические рекомендации по русскому языку: Самостоятельные и проверочные Сборники диктантов, Тематические тесты для Методические работы, 5—11 кл. 5-7, 8-9 о. ПОДГОТОВКИ к итоговой рекомендации, 5—9 кл. аттестации и ЕГЭ Заявки принимаются по адресу: 1 1 1 123 Москва, а/я 2, «Баласс» Телефоны для справок: (495) 672-23-12, 672-23-34, 368-70-54; www.sch00121 оо.ги Заявки на отправку по почте: (495) 735—53—98, Запись на курсы повышения квалификации по телефону: (495) www.school2100.ги Ежемесячный журнал «Начальная школа плюс До и После» В журнале — материалы о работе по учебникам «Школы 2100» Почтовый индекс для подписчиков РФ — 48990 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.