Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
астрономия
11 кл
14.11.2017
Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"
Наблюдения за движением Солнца, Луны, планет и звёзд люди вели с глубокой древности. На основании таких наблюдений они высказали предположение об устройстве мира.Древние индусы думали, что Земля держится на четырёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе, плавающей в океане. Первые представления о мироздании были очень наивными. На протяжении многих веков обожествлялись Луна, Солнце, планеты. Раньше думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.
урока по астрономии 11кл.docx
Тема урока: Развитие представлений о строении мира. 11кл Цель урока: Воспроизвести исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира. Раскрыть сущность каждой из теорий. Рассказать о жизни учёных, которые занимались созданием теорий о строении мира. Ход урока: 1. Орг.момент 2. Изложение нового материала: Мотивация: Мне хочется, чтобы сегодня урок наш прошёл под девизом русской пословицы: «Ученье – свет, а не ученье – тьма». Почему я такой девиз взяла вы мне объясните в конце урока. 1. Звёздное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Прошли века и тысячелетия, прежде чем возникла и получила глубокое обоснование и развитие наука о Вселенной, раскрывшая нам удивительный порядок мироздания. Недаром еще в древней Греции Вселенную называли Космосом, а это слово первоначально означало “порядок” и “красота”. Системы мира – это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Рассмотрим вопрос о том, как развивались представления о Мироздании. 2. Наблюдения за движением Солнца, Луны, планет и звёзд люди вели с глубокой древности. На основании таких наблюдений они высказали предположение об устройстве мира. 1) Древние индусы думали, что Земля держится на четырёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе, плавающей в океане. Первые представления о мироздании были очень наивными. На протяжении многих веков обожествлялись Луна, Солнце, планеты. Раньше думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания. 2). Считается, что идею о шарообразности Земли и находится во Вселенной без всякой опоры, впервые высказал в 6 веке до н.э. древнегреческий учёный Пифагор. Аристотель (384 – 322 гг.до н.э) для доказательства 3) шарообразности Земли приводит тот факт, что во время лунных затмений край тени Земли на диске Луны всегда имеет форму дуги окружности. Причина такой формы тени в том, что Земля шарообразная. На вопрос , почему же Земля без опоры не падает вниз, отвечал, а где расположен низ? Низ там , куда падают все тела. Все тела падают по направлению к центру Земли. Центр мира совпадает с центром Земли Земле некуда падать: её центр находиться в центре мира. Планеты, Солнце, Луна и звёзды размещены на хрустальных сферах, которые вращаются вокруг Земли. Такая система мира получила название геоцентрической (по имени греческой богини Земли – Гея). Геоцентрическая система мира: В центре Вселенной находится шарообразная Земля, а вокруг Земли вращаются на хрустальных сферах звёзды, Солнце, Луна и пять планет – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. 4). Эту систему мира через 5 столетий усовершенствовал александрийский астроном Клавдий Птолемей (ок 90 – ок 160 н.э.). Он утверждал, что каждая планета равномерно движется по эпициклу – малому кругу, центр которого движется вокруг Земли по деференту – большому кругу. Тем самым ему удалось объяснить особый характер движения планет, которым они отличались от Солнца и Луны. Поэтому геоцентрическую систему мира часто называют птолемеевской системой мира. 5). Среди ученых древности выделяется смелостью своих догадок Аристарх Самосский, живший в III в. до н. э. Он первым определил расстояние до Луны и её радиус, вычислил размеры Солнца, которое, по его данным, оказалось в 300 с лишним раз больше Земли по объему. Он усомнился в том, что в центре мира находится маленькая Земля, а вокруг неё с большой скоростью обращается за сутки громадное Солнце. Он сделал вывод: центром мира является Солнце. Он создал первую гелиоцентрическую систему мира. (от греческого «гелиос» - солнце). В наши дни Аристарха Самосского стали называть «Коперником античного мира». За попытку объяснить природные явления без участия богов Аристарха Самосского обвинили в богохульстве и изгнали из Александрии. На протяжении почти двух столетий после открытия Аристарха неправильной Самосского учёные продолжали пользоваться геоцентрической системой. 6). Революцию в научных представлениях об устройстве мира произошла после 1543 года. Польский астроном Николай Коперник 1473–1543), свою систему мира изложил в книге «О вращениях небесных сфер». Он обосновал гелиоцентрическую систему мира: В центре мира находится Солнце. Вокруг Земли движется лишь Луна. Земля является третьей по удаленности от Солнца планетой. Она обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. На очень большом расстоянии от Солнца Коперник поместил «сферу неподвижных звезд». Но точно установить истинную форму орбит планет он не смог. Коперник показал, что суточное движение всех светил можно объяснить вращением Земли вокруг оси, а петлеобразное движение планет – тем, что все они, включая Землю, обращаются вокруг Солнца. Но учение Коперника, переносившего человека из центра мира на одну из планет Солнечной системы, получило отрицательную оценку со стороны католической церкви как противоречащее Библии. 7). последователь Коперника Джордано Бруно (1548 – 1600). Он утверждал, что во Вселенной нет и не может быть центра, что Солнце – это только центр Солнечной системы Он утверждал, что звёзды – это очень далёкие от нас солнца, что Вселенная бесконечна и миров в ней – звёзд и планет – бесчисленное множество, и наконец, что на других планетах, в других мирах тоже должна существовать жизнь. Озлобленные представители церкви предали Бруно суду инквизиции. От него потребовали отречься от своих убеждений. Он не согласился и его предали мучительной казни – сожгли живым на костре в Риме в 1600 году. 8). Последовательным учения Коперника был великий итальянский учёный Галилео Галилей, который впервые Учение Коперника поддерживал итальянский философ, использовал подзорную трубу (телескоп) для астрономических наблюдений. Он с её помощью открыл: 1. существование гор на Луне 2. 4 спутника обращаются вокруг планеты Юпитер (подобно тому, как Луна обращается вокруг Земли) 3. Фазы у Венеры ( значит Венера – шарообразное тело, которое светит отражённым солнечным светом и обращается именно вокруг Солнца, а не вокруг Земли). 4. обнаружил, что Млечный Путь – эта светящаяся полоса на звёздном небе – является скопищем множества слабых звёздочек. Это и многое другое подтвердило истинность открытия Коперника. В 1616 году ему запретили защищать и распространять учение Коперника. Но преданный науке он продолжал отстаивать передовые взгляды в науке. В 1633 году Галилея отдали под суд инквизиции. Престарелого учёного угрозами вынудили «раскаяться» и приговорили к пожизненному заключению. Только спустя 340 лет, в 1982 году папа римский Иоанн Павел II признал преследования Галилея несправедливыми и снял с него все обвинения в ереси. 9). Но это не остановило распространения учения Коперника. В Австралии немецкий учёный - Иоганн Кеплер (1511 – 1630) - развил учение Коперника, открыв законы движения планет. ( три закона планетных движений, которые он вывел из наблюдений перемещений планет по небесной сфере). В Англии Исаак Ньютон (1643 – 1727) опубликовал свой знаменитый закон всемирного тяготения. В России учение Коперника смело поддерживал Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Он открыл атмосферу на Венере, М.В. Ломоносов смог объяснить природу полярных сияний и кометных хвостов Защищал идею о множественности обитаемых миров. Он добивался невмешательства церкви в распространения научных знаний. Материалистическая наука подтвердила правильность взглядов этих учёных. 10). Современные представления о Вселенной. 3. Закрепление темы урока: Выполните тест: 1. Кто развил представление о строении Вселенной, согласно которым многие миры являются обитаемыми? А) Бруно Б) Галилей В) Коперник Г). Кеплер С). Птолемей 2. Как называется система, в которой центральное место во Вселенной занимает Земля? А) гелиоцентрическая Б) геоцентрическая 3. Основатель гелиоцентрической системы мира? А) Аристарх Самосский Б) Николай Коперник В) Джордано Бруно 4). Греческое название Солнца? А) «Гелиос» Б) Гея В). «Ра» 5). Светлая полоса, видимая в безлунную ночь на небе? А) луч Солнца Б) Млечный путь 6.). Кто обнаружил, что Млечный путь состоит из множества слабых звёзд? А) Бруно Б) Коперник В). Галилей Г) Ломоносов 7). Как называется система мира, предложенная Н.Коперником? А) гелиоцентрическая Б) геоцентрическая 8). Учёный, открывший законы движения планет? А) Ньютон Б) Кеплер В) Ломоносов Г) Галилей 9. Учёный, открывший закон всемирного тяготения? А) Ньютон Б) Кеплер В) Ломоносов Г) Галилей Ответы: 9 правильных ответов – оценка «5» 7 – 8 правильных ответов – оценка «4» 4 – 6 правильных ответов - оценка «3» 3 и меньше правильных ответов – оценка «неуд.» 4. Рефлексия: 1. Вспомните девиз урока и дайте, пожалуйста, ему объяснение? 2. Вспомните цель урока и скажите, пожалуйста, как мы выполнили её? 3. Что нового вы узнали на уроке? 4. Вам было интересно на уроке, что именно вас заинтересовало на уроке? 5. Итог урока. Оценки 6. Спасибо за урок.

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"

Технологическая карта урока "Развитие представлений о строении мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2017