Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Учитель: Малышева М.В.
Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
УМК: Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.
Тип урока: "Открытие" нового знания.
Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных е – и.
Цели урока:
1.Деятельностная: Формирование способности обучающихся к реализации новых способов действия.
2.Образовательная цель: Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов». Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеет слушать и понимать речь других; задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной форме.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать правило написания букв е-и в корнях -бер-, -бир-, -пер-, -пир-, -мер-, -мир-, -дер-, -дир- и т.д.
Уметь применять данное правило, обосновывая выбор гласной; обозначать орфограмму; распознавать слова с чередующимися гласными е-и; отличать слова с ложным чередованием.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическое высказывание; слушать и понимать речь других; задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (Коммуникативные УУД).
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный. Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, словарь.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель:осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности ("надо", "хочу", "могу"). |
Приветствие учащихся. Учитель предлагает учащимся задание, написанное на доске: распределить слова в зависимости от условий выбора буквы: 1. Изл…гать 2. Р…стение 3. Пол…жжение 4. Прик…саться 5. Выг…рать 6. Р…сточек 7. Оз…рить |
Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют слова в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь словарём, комментируют. Обучающиеся работают в группах. |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. |
Подготовленный ученик диктует предложения, в которых встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». 1) Как небеса, твой взор блистает эмалью голубой.2) Странник прошёл, опираясь на посох.3) Я видал иногда, как ночная звезда в зеркальном заливе блестит.4) Снова замерло всё до рассвета.5) Все окошечки во дворце заперты.6) Принимаясь за дело, соберись с духом.7) От страха сердце замирало.8) Она сидела за столом и груду писем разбирала. Учитель выводит предложения на доску. - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? -Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе сегодняшнего нашего урока?
|
Учащиеся записывают предложения, объясняют известные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Формулируют тему и цель урока. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, согласование темы |
На доске - две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть |
Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. 1. Выделим в слове корень. 2. Поставим ударение. 3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем. 4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем |
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
урока, выбор способа, построение плана достижения цели и определение средств ее реализации. |
Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег -Что заметили? Как называется такое явление? Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. |
писать И. 5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. |
|
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания (преодоление возникшего ранее затруднения). |
Учитель предлагает учащимся выполнить задание: выделить глаголы с чередованием е-и и, составив с ними словосочетания, записать в тетрадь. (упр.591П). |
Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания с глаголами, не меняя их форму, сильные - используют глаголы в форме настоящего или прошедшего времени. |
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок. Слова для игры: набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать. |
Учащиеся выполняют упражнение. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях (решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух). |
-Учитель предлагает выполнить упражнение учебника: обозначить чередование е-и в корнях слов (упр.586П). -Учитель предлагает ответить на вопрос: "Являются ли родственными по происхождению существительные задира, задор, драка?" |
-Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Работа в парах. Речевое проговаривание. -Учащиеся отвечают на вопрос, доказывая правильность своего ответа. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выполнение задания нового типа и самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. 8.Включение в систему знаний и |
Учитель предлагает учащимся выполнить задание (упр.592П) с дальнейшей взаимопроверкой: записать текст, найти родственные слова, обозначить в них морфемы, указать чередование звуков, обозначить орфограмму. |
Учащиеся выполняют задание.
|
Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
повторение. Цель: выявление границ применимости нового знания, выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
|
|
|
9.Рефлексия учебной деятельности. Цель: фиксирование нового содержания, организация рефлексии и самооценки учащихся, соотнесение цели урока и его результатов, фиксирование степени их соответствия, прогнозирование дальнейшей цели деятельности. |
Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны предложения: Урок мне _______ понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Мне было трудно ___________. Мне было интересно ____________. Учитель предлагает вставить подходящие по смыслу слова. |
Учащиеся заканчивают предложения. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
|
Домашнее задание: Т параграф 52, упр. 596П. Для сильных учащихся дополнительно: написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.