Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание корней с чередование гласных е-и" (5 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание корней с чередование гласных е-и" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
русский язык
5 кл
26.07.2019
Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание корней с чередование гласных е-и" (5 класс)
чередование е-и в корне.pdf

                                                                  Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

 

Учитель: Малышева М.В.

Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

УМК: Учебный комплекс под редакцией  В.В.Бабайцевой.  А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.                                          

Тип урока:  "Открытие" нового знания.

Тема урока:  Правописание корней с чередованием гласных е – и.

Цели урока: 

1.Деятельностная: Формирование способности обучающихся к  реализации новых способов действия.

2.Образовательная цель: Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов». Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. 

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей;  умеет ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умеет слушать и понимать речь других; задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной форме.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать правило написания букв е-и в корнях -бер-, -бир-, -пер-, -пир-, -мер-, -мир-, -дер-, -дир- и т.д.

Уметь применять данное правило, обосновывая выбор гласной; обозначать орфограмму; распознавать слова с чередующимися гласными е-и; отличать слова с ложным чередованием. 

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.  (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.  (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическое высказывание; слушать и понимать речь других; задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (Коммуникативные УУД).

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный. Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности ("надо", "хочу", "могу").

Приветствие учащихся.

Учитель предлагает учащимся задание, написанное на доске: распределить слова в зависимости от условий выбора буквы:

1.       Изл…гать

2.       Р…стение

3.       Пол…жжение

4.       Прик…саться

5.       Выг…рать

6.       Р…сточек

7.       Оз…рить

Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют слова в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь словарём, комментируют.

Обучающиеся работают в группах.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Подготовленный ученик диктует предложения, в которых встречается орфограмма  «Чередование е – и в корне слова».    1) Как небеса, твой взор блистает эмалью голубой.2) Странник прошёл, опираясь на посох.3) Я видал иногда, как ночная звезда в зеркальном заливе блестит.4) Снова замерло всё до рассвета.5) Все окошечки во дворце заперты.6) Принимаясь за дело, соберись с духом.7) От страха сердце замирало.8) Она сидела за столом и груду писем разбирала.

 Учитель выводит предложения на доску.

- Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

-Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе сегодняшнего нашего урока?

 

Учащиеся записывают предложения, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения,  целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, согласование темы

На  доске - две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

Разбирать – разберу

Отпирать – отпереть

Задирать – задеру

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

1.       Выделим в слове корень.

2.       Поставим ударение.

3.       Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

4.       Если за корнем стоит гласная

(суффикс) А, то в корне будем

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

 

урока, выбор способа, построение плана достижения цели и определение средств ее реализации.

Блистать – блестеть

Расстилать – расстелить

Выжигать – выжег

-Что заметили? Как называется такое явление?

Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.

писать И.

5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

 

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания (преодоление возникшего ранее затруднения).

Учитель предлагает учащимся выполнить задание: выделить глаголы с чередованием е-и и,  составив с ними словосочетания, записать в тетрадь.

(упр.591П).

Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания с глаголами, не меняя их форму, сильные 

- используют глаголы в форме настоящего или прошедшего времени.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок. Слова для игры: набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях (решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).

-Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника: обозначить чередование е-и в корнях слов (упр.586П).

-Учитель предлагает ответить на вопрос:

"Являются ли родственными по происхождению существительные задира, задор, драка?"

-Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. 

Работа в парах. Речевое проговаривание.

-Учащиеся отвечают на вопрос, доказывая правильность своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выполнение задания нового типа и  самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

8.Включение в систему знаний и

Учитель предлагает учащимся выполнить задание (упр.592П)  с дальнейшей  взаимопроверкой: записать текст, найти родственные слова, обозначить в них морфемы, указать чередование звуков, обозначить орфограмму.

Учащиеся выполняют задание. 

 

Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

повторение.

Цель: выявление границ применимости нового знания, выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

 

 

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: фиксирование нового содержания, организация рефлексии и самооценки учащихся, соотнесение цели урока и его результатов, фиксирование степени их соответствия, прогнозирование дальнейшей цели деятельности.

Прием « Незаконченное предложение».

На доске записаны  предложения:

Урок мне _______ понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Мне было трудно ___________.

Мне было интересно ____________. Учитель предлагает  вставить подходящие по смыслу слова.

Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

 

Домашнее задание: Т параграф 52, упр.

596П.

Для сильных учащихся дополнительно: написать  лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.

 

 

 

 

                                                                  

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный…

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный…

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание корней с чередование гласных е-и" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему "Правописание корней с чередование гласных е-и" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019