Презентация по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс)
Оценка 4.6

Презентация по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс)

Оценка 4.6
Презентации учебные
pdf
русский язык
5 кл
07.02.2017
Презентация по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс)
Презентация составлена в качестве иллюстрирующего материала к уроку русского языка в 5-ом классе на тему " Личные окончания глаголов. Не с глаголами" по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других авторов. Материал презентации содержит как теоретические сведения (правила определения спряжения глагола и написания безударного личного окончания, алгоритм), так и практические упражнения разного характера, нацеленные на закрепление орфографических навыков.Презентация к уроку русского языка в 5-ом классе на тему "Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами". Файл содержит вопросы на повторение, теоретический материал по теме урока, алгоритм действия при определении спряжения глагола и практические задания к изучаемой теме и на повторение.
5 кл. Личные окончания глаголов.pdf

Урок в 5 классе Учитель:

Подловилина

Светлана Валерьевна

МБОУ СОШ №44 г.Сургут

ХМАО-Югра

ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ГЛАГОЛЫ.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.

Пиш_шь, тащ_м, вер_м, реша_шь, обид_шь, бор_тся, помога_т, слыш_тся.

Подумайте,    какая     орфограмма объединяет эти глаголы?

От    чего  зависит выбор    гласной в безударном личном окончании глагола? Почему    эти    окончания получили название ЛИЧНЫЕ?

Глаголы в каком времени изменяются по лицам и числам?

Что такое спряжение глагола? Какие глаголы относятся к I спряжению? ко II-му?

Зачем нам нужно знать спряжение глагола?

Как вы думаете, каких глаголов больше в русском языке: I или II спряжения?

Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Если окончание глагола ударное, то определить спряжение просто: правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (ют); ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (ят)

Обратите внимание! В русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и I, и II спряжения вперемешку: например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания I-го спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – окончания II-го спряжения (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются

разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова:

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.

По какой грамматической форме определяется спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Как рассуждаем?

Считалочка-помогалочка:

Способ этот очень прост: посмотри скорей на “хвост” !

Если окончание в глаголе безударное, необходимо глагол поставить в неопределенную форму (инфинитив) и определить, какая буква стоит перед –ТЬ.

Глаголы I спряжения представлены:

глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс –Е-, -А-, -У-, -Ои др. перед –ТЬ, кроме 11 глаголов-исключений II спряжения;

тремя глаголами-исключениями с суффиксом –И- перед –ТЬ (ЗИЖДИТЬСЯ, СТЕЛИТЬ, БРИТЬ);

Глаголы II спряжения представлены:

глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс –И- перед –ТЬ, кроме трех глаголов-исключений  I спряжения;

семью глаголами-исключениями с суффиксом –Е- перед –ТЬ (ТЕРПЕТЬ,

ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВИДЕТЬ,

СМОТРЕТЬ);

четырьмя глаголами-исключениями с суффиксом –А- перед –ТЬ (ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ).

Число

Лицо

І спряжение

ІІ спряжение

окончан ия

примеры

оконча

ния

примеры

Единст венное

1                – я

2                – ты

3                – он, она, оно

брмочУ

бормочЕшь бормочЕт

-у, -ю

-ишь -ит

клею

клеИшь клеИт

Множе ственн ое

1    – мы

2    – вы

3    – они

-ем

-ете

-ут, -ют

бомочЕм

бормочЕте бормочУт

-им

-ите

-ат, -ят

клеИм

клеИте клеЯт

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон..шься — ни одного не пойма..шь. 2) Много буд..шь знать — скоро состар..шься. 3) Правда глаза кол..т. 4) Конь вырв..тся — догон..шь, слова сказанного не ворот..шь. 5) Руки не протян..шь, так и с полки не достан..шь. 6) Дождь вымоч..т, а солнышко высуш..т. 7) Мягко стел..т, да жестко спать.

8) Человек, он все уме..т: он и паш..т, он и се..т.

Проверьте!

1)За двумя зайцами погонИшься (погнаться-искл., II спр.) — ни одного не поймаЕшь (поймать-I спр.). 2)Много будЕшь (быть-I спр.) знать — скоро состарИшься (состариться-II спр.). 3)Правда глаза колЕт (колоть-I спр.). 4) Конь вырвЕтся (вырватьсяI спр.) — догонИшь (догнать-искл., II спр.), слова сказанного не воротИшь (воротить-II спр.). 5) Руки не протянЕшь (протянуть-I спр.), так и с полки не достанЕшь (достать-I спр.). 6) Дождь вымочИт (вымочить-II спр.), а солнышко высушИт

(высушить-II спр.). 7) Мягко стелЕт (стелить-искл., I спр.), да жестко спать. 8) Человек, он все умеЕт (уметь-I спр.): он и пашЕт (пахать-I спр.), он и сеЕт (сеять-I спр.).

Запишите фразеологизмы по вариантам: I вариант – с глаголами II спряжения; II вариант – с глаголами I спряжения. С одним из фразеологизмов составьте предложение.

Пойма_шь на слове, далеко не уед_шь, калачом не заман_шь, верт_т хвостом, руки не доход_т, дареному коню в зубы не смотр_т, ухо реж_т, на бедного Макара все шишки вал_тся, своя ноша не тян_т, правда глаза кол_т, души не ча_т, вывод_шь на чистую воду, чеш_шь языком, комара не обид_т, пальчики оближ_шь, комар носу не подточ_т.

ПРОВЕРЬТЕ!

I     спряжение                               

ПоймаЕшь на слове, далеко не уедЕшь, ухо режЕт, своя ноша не тянЕт, правда глаза колЕт, души не чаЕт, чешешь языком, пальчики оближЕшь.

II     спряжение

Калачом не заманИшь, вертИт хвостом, руки не доходЯт, дареному коню в зубы не смотрЯт, на бедного Макара все шишки валЯтся. выводИшь на чистую воду, комара не обидИт, комар носа не подточИт.

Обратимся к словарю

Поймаешь на слове – просить кого-либо сделать или обещать сделать то, о чем было сказано.

Далеко не уедешь - многого не достигнешь, не добьешься.

Калачом не заманишь - ничем, никакими средствами не уговорить, не заставить зайти, приехать куда-либо.

Вертит хвостом – ведет себя легкомысленно.

Руки не доходят - нет времени, возможности сделать что-либо, заняться кемлибо или чем-либо.

Дареному коню в зубы не смотрят - не выражают недовольства подаренной (или доставшейся даром) вещью.

Ухо режет - резко действует на восприятие, вызывает раздражение. На бедного Макара все шишки валятся - на безответного несчастливого человека одна за другой сваливаются неприятности.

Своя ноша не тянет - то, что делаешь для себя, не кажется утомительным.

Правда глаза колет – неприятно слышать горькую правду.

Души не чает – очень сильно, безгранично любить кого-либо. Выводишь на чистую воду - разоблачить, уличить кого-либо.

Чешешь языком – много говорить попусту.

Комара не обидит – о кротком, безобидном человеке.

Пальчики оближешь – о чем-нибудь очень вкусном.

Комар носу не подточит – не к чему придраться.

Выпишите только глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы написать слова без ошибок?

(Не) навид_ш(?) лень, (не) упуст_м возможность, (не) смотр_м на экран, (не) хочет_ся занимат_ся, (не) буд_м задерживат(?)ся , (не) догон_ш(?) автобус, искупат(?)ся в пруду.

Орфограммы:

1)            НЕ с глаголами;

2)            ь на конце глаголов 2-го лица ед.ч.;

3)            безударное личное окончание глаголов I и II спряжения;

4)            -тся и –ться в глаголах.

ПРОВЕРИМ!

Ненавидишь (искл., II спр., 2 л.,ед.ч.), не упустим (II спр.,), не смотрим (искл., II спр.), не хочется (что делает?) заниматься (что делать?), не будем (I спр.,) задерживаться (что делать?), не догонишь (искл., II спр., 2 л., ед.ч.), искупаться (что делать?).

Подведем итоги

-Что вы знаете о глаголе как части речи?

-Какие орфограммы глаголов мы повторили сегодня на уроке? -Какие правила кажутся вам наиболее трудными?

-Какие ошибки вы еще делаете при написании глаголов?

-Что представляется вам легким и понятным в теме «Глагол»?

Домашнее задание:

1)        повторить глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения

глаголов;

2)        упр.92 + фонет. разбор слов: вчера (I

в.), лёжа (II в.), морфемн. разб: напишешь (I в.), воротишь (II в.)

Спасибо за внимание!

Урок в 5 классе Учитель: Подловилина

Урок в 5 классе Учитель: Подловилина

Пиш_шь, тащ_м, вер_м, реша_шь, обид_шь, бор_тся, помога_т, слыш_тся

Пиш_шь, тащ_м, вер_м, реша_шь, обид_шь, бор_тся, помога_т, слыш_тся

Глаголы в каком времени изменяются по лицам и числам? •

Глаголы в каком времени изменяются по лицам и числам? •

Как вы думаете, каких глаголов больше в русском языке:

Как вы думаете, каких глаголов больше в русском языке:

Обратите внимание! В русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и

Обратите внимание! В русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и

II-го спряжения (хот И м, хот

II-го спряжения (хот И м, хот

Считалочка-помогалочка: Способ этот очень прост: посмотри скорей на “хвост” !

Считалочка-помогалочка: Способ этот очень прост: посмотри скорей на “хвост” !

И- перед –ТЬ ( ЗИЖДИТЬСЯ, СТЕЛИТЬ,

И- перед –ТЬ ( ЗИЖДИТЬСЯ, СТЕЛИТЬ,

Число Лицо І спряжение ІІ спряжение окончан ия примеры оконча ния примеры

Число Лицо І спряжение ІІ спряжение окончан ия примеры оконча ния примеры

Множе ственн ое 1 – мы 2 – вы 3 – они -ем -ете -ут, -ют бомочЕм бормочЕте бормочУт -им -ите -ат, -ят клеИм клеИте…

Множе ственн ое 1 – мы 2 – вы 3 – они -ем -ете -ут, -ют бомочЕм бормочЕте бормочУт -им -ите -ат, -ят клеИм клеИте…

Презентация по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Личные окончания глаголов" (5 класс)

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание

Проверьте! 1)За двумя зайцами погонИшься (погн ать ся-искл

Проверьте! 1)За двумя зайцами погонИшься (погн ать ся-искл

Ешь (протян уть -I спр.), так и с полки не достанЕшь (дост ать -I спр

Ешь (протян уть -I спр.), так и с полки не достанЕшь (дост ать -I спр

I спряжения. С одним из фразеологизмов составьте предложение

I спряжения. С одним из фразеологизмов составьте предложение

Пойма_шь на слове, далеко не уед_шь, калачом не

Пойма_шь на слове, далеко не уед_шь, калачом не

Макара все шишки вал_тся, своя ноша не тян_т, правда глаза кол_т, души не ча_т, вывод_шь на чистую воду, чеш_шь языком, комара не обид_т, пальчики оближ_шь,…

Макара все шишки вал_тся, своя ноша не тян_т, правда глаза кол_т, души не ча_т, вывод_шь на чистую воду, чеш_шь языком, комара не обид_т, пальчики оближ_шь,…

I спряжение

I спряжение

I спряжение

I спряжение

Калачом не заманИшь, вертИт хвостом, руки не

Калачом не заманИшь, вертИт хвостом, руки не

Ят, дареному коню в зубы не смотрЯт, на бедного

Ят, дареному коню в зубы не смотрЯт, на бедного

Дареному коню в зубы не смотрят - не выражают недовольства подаренной (или доставшейся даром) вещью

Дареному коню в зубы не смотрят - не выражают недовольства подаренной (или доставшейся даром) вещью

Ухо режет - резко действует на восприятие, вызывает раздражение

Ухо режет - резко действует на восприятие, вызывает раздражение

Макара все шишки валятся - на безответного несчастливого человека одна за другой сваливаются неприятности

Макара все шишки валятся - на безответного несчастливого человека одна за другой сваливаются неприятности

Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы написать слова без ошибок? (Не) навид_ш(?) лень, (не) упуст_м возможность, (не) смотр_м на экран, (не) хочет_ся занимат_ся, (не) буд_м задерживат(?)ся…

Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы написать слова без ошибок? (Не) навид_ш(?) лень, (не) упуст_м возможность, (не) смотр_м на экран, (не) хочет_ся занимат_ся, (не) буд_м задерживат(?)ся…

НЕ с глаголами; 2) ь на конце глаголов 2-го лица ед

НЕ с глаголами; 2) ь на конце глаголов 2-го лица ед

II спр., 2 л., ед.ч.), искупа ться (что делат ь ?)

II спр., 2 л., ед.ч.), искупа ться (что делат ь ?)

Какие ошибки вы еще делаете при написании глаголов? -

Какие ошибки вы еще делаете при написании глаголов? -

II в.), морфемн. разб: напишешь (I в

II в.), морфемн. разб: напишешь (I в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017