Тема урока: Водоросли – группа низших растений.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Педагогическая технология урока: «Сингапурская методика».
Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- что водоросли представители низших растений
- что водоросли подразделяются на зеленые, бурые и красные
Учащиеся должны уметь:
-использовать биологические термины: хлорофилл, фотосинтез, водоросли, слоевище (таллом)
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-давать определения понятиям
-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую
-находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
- формирование умения оценивать действия партнёраурок
Технологическая карта и планконспект урока биологии в 5 классе.
Тема урока: Водоросли – группа низших растений.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Педагогическая технология урока: «Сингапурская методика».
Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
что водоросли представители низших растений
что водоросли подразделяются на зеленые, бурые и красные
Учащиеся должны уметь:
использовать биологические термины: хлорофилл, фотосинтез, водоросли, слоевище (таллом)
Метапредметные:
Познавательные УУД:
формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
выявлять причины и следствия простых явлений
формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей
давать определения понятиям
работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую
находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики
Регулятивные УУД:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности
формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала
формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
формирование умения оценивать действия партнёра
Личностные УУД:
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве
формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и
учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
низшие растения
водоросли
слоевище (таллом)
ризоиды
зеленые водоросли
бурые водоросли
красные водоросли
Оборудование урока:
учебник
компьютерная презентация
компьютер
проектор
раздаточный материал для работы в группе
Ход урока:
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность
Деятельность
учителя
Этап мотивации, Приветствует
учащихся
Приветствуют
познавательные
регулятивные
саморегуляция
коммуникативные
сотрудничество с
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерацииучителем
самоопределения
к учебной
деятельности.
учащихся, выдает
листы
самооценки.
Проводит опрос
по готовности
домашнего
задания.
самоконтроль
оценка
(осознание
учащимися
того, что уже
усвоено,
осознание
качества и
уровня
усвоения)
Здравствуйте! (рассажены по 4 человека) Перед вами на столах лежат листы самооценки
учителя,
включаются в
работу. Отвечают
на вопросы
учителя,
выставляют себе
предварительную
оценку.
Лист самооценки
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
Класс______________________________________________________________________________
Готовность
домашнего
задания
Работа с
терминами
Работа с текстом
и вопросами к
Составление
предложений
Итоговая оценка
нему
Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам
утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте:
1.Я справился с домашним заданием.
2.Домашнее задание было трудным.
3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.
6.Я знаю, на какие царства делится живая природа.
7.Я знаю отличительные признаки царств живого.
8.Я знаю особенности жизнедеятельности бактерий, грибов и растений.
В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки)
Этап
актуализации
знаний.
контроль
коррекция
оценка
Раздает карточки
с терминами, дает
задание
учащимся.
учебное
сотрудничество со
сверстниками
управление
поведением
партнера –
контроль,
коррекция, оценка
его действий
Логические:
синтез как
составление
целого из частей
подведение под
понятие
построение
логической цепи
рассуждений
Принимают
карточки,
распределяются по
группам в
зависимости от
принадлежности
своего термина,
объясняют свой
выбор, при
возникновении
затруднения
оказывают помощь
партнерам по
команде.
Ребята, возьмите по листочку, на котором написан какойлибо термин (карточки раздаются в произвольном порядке)(Приложение 2). В разных углах кабинета вы
видите три листа, на которых написано «Бактерии», «Грибы», «Растения». Подойдите в тот угол, к которому относится ваш термин. (расходятся по углам) Объясните,
почему вы выбрали именно этот угол.
В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока.
Этап выявления
места и причины
затруднения.
целеполагание
планирование
сотрудничество с
учителем
развитие
диалогической речи
Подводит
учащихся к
формулировке
проблемного
вопроса через
демонстрацию
видеофрагмента.
Просматривают
видеофрагмент,
формулируют тему
урока.
Формулируют
проблемный
вопрос и задачи
урока.
Общеучебные:
формулировани
е познавательной
цели
Логические:
анализ с целью
выделения
существенных
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациипризнаков
выбор
оснований для
сравнения
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (просматривают)
О чем это видео?
Какой будет тема сегодняшнего урока? (выходят на «Водоросли»)
Почему именно водоросли? (растут в воде)
А все ли водные растения можно назвать водорослями? Почему? (обсуждают)
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы учащихся: 1)Научиться отличать водоросли от других растений; 2)Выявить характерные черты водорослей; 3)Познакомиться с основными
представителями водорослей; 4)Узнать, какие бывают водоросли и т.д.)
Этап реализации
выхода из
затруднения
Организует
индивидуальную
работу учащихся
с таблицей «до и
после», работу с
текстом.
Организует
работу в группах
с
дополнительными
вопросами.
Заполняют
колонку «до
прочтения» в
таблице. Работают
с текстом.
Заполняют
колонку «после».
Работают в
группах, отвечают
на дополнительные
вопросы.
Общеучебные:
поиск и
выделение
информации
Логические:
установление
причинно
следственных
связей
построение
логической цепи
рассуждений
прогнозирова
ние
контроль
коррекция
оценка
инициативное
сотрудничество со
сверстниками в
поиске и сборе
информации
оценка умения
партнера с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли
Перед вами на столах лежат листочки с утверждениями .
До
Утверждения
Водоросли живут только в воде.
Водоросли – самые древние растения на Земле.
Водоросли относятся к царству Растения.
Водоросли – низшие растения.
Водоросли, как все растения, зеленые.
У водорослей есть тело.
У водорослей есть корни.
Все растения, живущие в воде – водоросли.
После
Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знаки «+» или « « в первой колонке напротив каждого утверждения, в зависимости от того, согласны вы с
ним или нет. (заполняют колонку «до»)
Внимательно прочитайте текст учебника. (читают)
Заполните колонку «после». (заполняют)
Изменилось ли чтото в вашей таблице? (сравнивают с эталоном на слайде) Узнали ли вы чтото новое для себя? (встают)
А теперь в группе обсудите ответы на эти дополнительные вопросы. (открывает вопросы на слайде)
До
Утверждения
Водоросли живут только в воде.
Водоросли – самые древние растения на Земле.
Водоросли относятся к царству Растения.
Водоросли – низшие растения.
Водоросли, как все растения, зеленые.
У водорослей есть тело.
У водорослей есть корни.
Все растения, живущие в воде – водоросли.
После
+
+
+
+
+
Дополнительный вопрос
Где ещё?
Почему ученые так считают?
Почему?
Почему?
Какие ещё?
Как оно называется?
Почему у водорослей нет корней?
Как же они прикрепляются?
Какие ещё растения могут жить в
воде?
После обсуждения группы по очереди дают ответы на поставленные вопросы.
Этап первичного Организует
Работают в группе, Общеучебные:
оценка
взаимодействие со
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациизакрепления с
проговариванием
во внешней речи.
работу групп по
составлению
предложений на
закрепление.
Организует
самооценку.
записывают любые
слова по изученной
теме на листах, по
очереди
составляют и
проговаривают
предложения из
слов,
расположенных
горизонтально,
вертикально или по
диагонали.
моделирование
Действия
решения
проблем:
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого
характера
сверстниками
управление
поведением
партнера, его
умением с полнотой
и точностью
выражать свои
мысли
развитие
монологической
речи
На чистых листочках запишите по 4 слова, имеющих отношение к сегодняшней теме, проговаривая их вслух. Сложите листочки в центр стола.
Составьте из любых 9 карточек из числа написанных поле 3x3.
Используя три слова в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали, составьте предложения по теме сегодняшнего урока. Предложения должен составить
каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы.
Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки.
Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сдайте лист самооценки.
Логические:
Этап
синтез как
самостоятельной
составление
работы с
самопроверкой
целого из частей
по эталону.
Организует
работу учащихся
с заданием с
пропущенными
словами.
Работают в группе.
Вставляют в текст
по изученному
материалу
пропущенные
слова.
сотрудничество со
сверстниками
контроль в
форме
сличения
результата с
заданным
эталоном с
целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
В тексте с пропущенными словами заполните пробелы, вписав недостающую информацию.
Вставьте в текст пропущенные слова:
Водоросли относят к ____________________________________, так как они не имеют органов. Тело водорослей называется ________________________ , а
приспособления для прикрепления ко дну ________________________.
Окраску водорослям придает___________________________, благодаря которому водоросли способны осуществлять процесс ________________________,
характерный для растений. Хлорофилл в клетках водорослей находится в ____________________________ .
Некоторые водоросли кроме хлорофилла имеют другие ______________________ , они относятся к ________________ и __________________________ .
Этап рефлексии
учебной
деятельности на
уроке.
Предлагает
вспомнить тему и
задачи урока,
соотнести с
планом работы,
оценить меру
своего личного
продвижения к
цели.
Подводит итоги
урока.
Оценивают
собственную
работу на уроке.
Обдумывают и
озвучивают мнение
о собственной
работе,
деятельности
партнеров по
группе, делают
вывод по итогам
урока.
оценка действий
партнера
соотнесение
целей и
результатов
своей учебной
деятельности
самооценка
Ответьте на вопросы, оцените свой вклад в достижение поставленных целей и вклад своих товарищей:
«Я»
С каким настроением работал?
Доволен ли собой?
«Мы»
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Насколько мне комфортно работалось в группе?
Были ли у нас затруднения при работе в группе?
«Дело»
Достигли ли мы поставленных задач?
Для чего нам материал, изученный сегодня?
Закончите тему урока:
Водоросли _____________________________
Домашнее
задание
Д/з: §13, заполнить таблицу «Значение водорослей», вклеить её в тетрадь.
Записывают д/з в
дневник.
Задает д/з.
волевая
саморегуляция
Приложение 2.
палочки
плесень
тонкие
нити
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациифотосинте
з
безъядерны
е
деление
пополам
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациижгутики
низшие
высшие
органы
плодовое
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациитело
хлорофил
л
грибница
чума
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерацииспоры
споры
хлоропласт
ы
солнеч.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациисвет
разрушител
и
шляпка
обмен
корень,
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациистебель, лист
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации