Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
01.06.2018
Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс
Цель: продолжить изучение основных сред жизни организмов. Задачи: обучающие: выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы; развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока. воспитательные: показать важность бережного отношения к почве, прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле,конспект
0db05f313dac9b2fea6074f9b6268833 (1).docx
Тема: Кто живет в почве Цель: продолжить изучение основных сред жизни организмов. Задачи:  обучающие: выяснить признаки живых организмов ­ обитателей почвы; развивающие:  учить систематизировать, выделять главное и существенное, развивать поисково­информационные умения: работать с конспектом урока. воспитательные:  показать важность бережного отношения к почве, прививать   любовь   к   живой   природе,   формировать   устойчивое   положительное отношение к каждому живому организму на Земле, Оборудование:  Набор ИКТ, учебник,  тексты по теме (1 на парту). План урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя: III. Повторение раннее изученного. IV. Изучение нового материала V. Домашнее задание. ХОД УРОКА I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)  Выпрямились Зарядка для глаз Зарядка для органов дыхания II. Вступительное слово учителя: – Здравствуйте, ребята, садитесь! III. Повторение раннее изученного. (Фронтальный опрос) ­ Несколько уроков мы с вами обращали  внимание на одну из экологических закономерностей:  скажите,   пожалуйста,   что   это   за   закономерность?  в зависимости от того, где живут представители разных видов живых организмов, можно выделить 4 основные среды жизни,  Какие это среды жизни?  (Ученик записывает их на доске) ­ водную                              ­ почвенную ­ наземно ­ воздушную       ­ другой организм ­ По внешнему облику разных видов животных и растений можно понять, в какой среде они живут. ­ Вопрос классу: Попробуйте   определить   по   описанию   внешнего   облика   живого   существа,   к какой среде жизни его следует отнести: © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1.   Четвероногое   животное   с   сильно   развитой   мускулатурой   бедер   на   задних конечностях и гораздо более слабой ­ на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. (Кенгуру). 2. Передние конечности превращены в крылья, кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями. (Птица). 3.   Голова   плавно   переходит   в   туловище,   а   туловище   в   хвост.   Тело   покрыто чешуей, обильно смазано слизью; спинка часто темная, а брюшко светлое; есть специальные выросты ­ плавники ­ для передвижения. (Рыба). 4. Компактное тело с коротким хвостом и короткими конечностями, из которых передние   очень   мощные   и   выглядят   похожими   на   лопату   или   грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот). Первый и второй ­ представители наземно­воздушной среды, третий – водной. Где может жить четвертый организм? В почве.  IV. Изучение нового материала Итак, тема урока: ПОЧВА как среда жизни (слайд 1­5) Вопрос классу:  ­ Попробуйте определить обитателей почвы (работа выполняется учащимися самостоятельно, затем “зигзагом” заслушивается: первая парта называет первого обитателя, вторая ­ второго и т. д., затем так же ­ компоненты почвы). СХЕМА № 1 ­Итак, записываем в тетрадь ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ (слайд 7­9) В почве обитают многочисленные организмы.  ­ С какими трудностями они сталкиваются?  Во­первых,  почва   достаточно   плотная,   и   ее   обитатели   должны   жить   в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу. Во­вторых,  сюда   не   проникает   свет,   и   жизнь   многих   организмов   проходит   в полной темноте. В­третьих, в почве недостаточно кислорода. Но   водой   она   вполне   обеспечена,   в   ней   много   минеральных   и   органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных. ­ Рассказ учителя! В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.  Все   это   создает   благоприятные   условия   для   жизни   определенных организмов. Почва буквально насыщена  жизнью, хотя она  не  так заметна, как © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации жизнь на суше или в водоеме. Корни   растений,   грибницы   различных   грибов   пронизывают   почву.   Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов.   Так,   в   1   кв.   см   почве   содержатся   десятки   и   даже   сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей.  Самые крупные из постоянных обитателей почвы ­ кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий   мех,   сильные   копательные   передние   конечности   у   крота   и   мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.  Кроме   постоянных   “жителей”   в   почве   есть   временные   “квартиранты”: суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.  ЗАДАНИЕ   классу:  прочитать   текст   и,   пользуясь   сведениями,   которые   в   нем содержатся,  а  также   предыдущими   записями  (схемы   на   доске   и   в   тетради), заполнить таблицу: ­ Данные таблицы зачитываются учащимися по очереди: 1 парта ­ особенность 2 парта ­ соответствующую ей адаптацию 3 парта ­ примеры организмов. Далее ­ обсуждение, исправление, добавление и т. д. ­Вопрос классу. ­ Давайте сделаем вывод: что же следует называть почвой? (в словарь) ПОЧВА ­ сложное природное образование со свойствами и качествами живой и неживой природы. V. Домашнее задание: написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Тема. Почвенная среда обитания живых организмов. Цель урока: продолжить изучение основных сред жизни организмов. Задачи урока: ознакомить учащихся с процессом образования почвы, с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве. Оборудование: два больших стакана, два небольших, воронка, пробирка, жестяная крышка, сухой спирт, вода, почва, столик для проведения опытов, держатель, рисунки   с     изображением   лишайников,   видеокассета,   цветочные   горшки   с ростками. по плану: А)состав почвы; Б)свойства почвы; В)образование почвы. 5.Закрепление изученного. 6.Итог урока. 7. Домашнее задание. Оформление доски.                                      Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.                                                      Состав и свойства почвы.                                      План урока.                                      1. Состав почвы.                                      2. Свойства почвы.                                      3. Образование почвы.                                       © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Схема.                                                                            Почва.                                      Минеральные        Органические           Вода         Воздух                                         вещества                 вещества                           (песок, глина, мин.соли)    (перегной)                                                  Ход урока. 1.Организационный момент.  2.Постановка темы.                                          Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной средой обитания –                                       почвой.  3.Повторение раннее изученного материала.                                      Актуализация знаний.                                      ­Что называется средой жизни живого организма?                                      ­Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?                                      ­Чем различаются среды жизни организмов?                                      ­Что называется местообитанием живых организмов?                               Тест.                        1 вариант.                                      1.В какой среде меньше света?                                        А) водной       б) наземно­воздушной                                      2.Пресная вода – это вода:                                      А) соленая        б) несоленая                                      3.Планктон – это:                                  А)самостоятельно плавающие организмы  б)парящие в воде организмы                                      4.Выберите пресноводные организмы:                                      А) карась     б)осьминог    в)ряска     г)медуза                                      5.При смешивании соли и воды, вода является:                                      А) растворителем      б)растворимым веществом                                      2 вариант.                                      1.Плотность выше:                                      А) у воздуха      б)воды                                      2.Мягкий климат. Так говорят:                                      А) о климате побережий     б) климате вдали от водных побережий                                      3.Выберите морские организмы:                                      А) осьминог       б) ряска      в) бурая водоросль    г) кашалот                                       4.Больше кислорода содержит вода:                                       А) холодная       б) теплая                                      5.В какой воде живут речные раки: © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации А) в мягкой      б) в жесткой 4.Изучение нового материала.                                      Уже длительное время человечество существует благодаря                                       земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них                                      необходимые для жизни культурные растения. А что мы называем                                      почвой? Ответы.                                      Поверхностный слой Земли, на котором растут растения, живут                                      животные, бактерии и другие организмы, называют почвой.                                      (Просмотр видеокассеты о почве как среде обитания)                                      Что же входит в состав почвы?                                      Мы это узнаем, проделав ряд опытов.                                      1.Возьмем стакан с водой, бросим в него комочек почвы. Что видим?                                      ­В воде из него выделяются пузырьки воздуха. (запишем в схеме)                                      2.Поместим почву в пробирку и начнем ее прогревать, на стенках                                      пробирки появились капельки воды. Откуда?                                      ­В почве содержится вода, при нагревании она стала испарятся и                                       оседать на стенках пробирки.(запишем в схеме)                                      3.При дальнейшем нагревании появится неприятный запах и                                        от почвы будет идти дым. Это сгорает перегной (он образовался из                                        сгнивших остатков растений и животных, погибших бактерий и                                       грибов).                                       4.Поместим прокаленную почву в стакан с водой и размешаем, вода                                       станет мутной. Через некоторое время она отстоится и будут хорошо                                      видны два слоя: внизу осядет песок (он более тяжелый), а поверх                                       него – глина. (предъявляется результат ранее выполненного опыта)                                      (Запись в схеме).                                      5.Сливаем немного отстоявшейся воды, отфильтровываем ее                                      Наливаем в жестяную крышку. Выпариваем воду над пламенем.                                      На дне крышки хорошо виден беловатый осадок – это минеральные  © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации соли. (записываем в схеме)                                      Проделав опыты   мы выяснили, что в состав почвы                                       входят: минеральные вещества – песок, глина и соли; органические                                       вещества – перегной; вода; воздух.                                      Почва – величайшее природное богатство.                                       Почему мы так говорим?                                      Ответы.                                      Почва обладает плодородием, т.е. способностью давать урожай                                       растений, что не скажешь о песке и глине.                                       Перед вами три горшка с ростками фасоли 1, 2, 3: проросшие  семена  были   посажены   в   одно   время,   одинаково   поливались,   но         первый   горшок наполнен    промытым песком,  второй – глиной, третий­ почвой.                                      Чем отличаются растения?                                      ­В двух горшках растения тонкие, бледно­зеленые, в третьем –                                      растение с зелеными листочками на толстом стебле.                                      ­Почему?                                      Почва обладает плодородием.                                      Мы продолжим наблюдать за растениями и посмотрим, что потом                                      произойдет. (Ребята сами должны убедиться, что через некоторое                                       время при одинаковом уходе растения в горшках с песком и глиной                                       погибнут)                                      Но ведь почва как слой Земли существовала не всегда.                                      В очень далекие времена вода и суша на Земле были                                       безжизненными. На суше под влиянием влаги, резких изменений                                        температуры, ветра и других причин происходило разрушение гор.                                      Их верхние слои становились рыхлыми. Разрушались и                                       измельчались отрывавшиеся от них камни. Со временем на                                       поверхности суши образовалось много песка и глины – продуктов                                       разрушения горных пород.                                      Образование почвы началось с появления на суше бактерий –                                       невидимых простым глазом живых организмов. Бактерии­                                      почвообразователи могли жить в измельченной горной © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации породе.                                      Отмирая, они обогащали горную породу органическими остатками,                                       которые превращались в перегной. Частицы песка и глины                                       склеивались перегноем в комочки, способные удерживать воду.                                      Важную роль  почвообразователей выполняли лишайники (рисунок),                                       они могут жить даже на голых скалах и разрушать их. Отмирая, они                                                                           также обогащали измельченную горную породу органическими                                       остатками. Уже на такой почве могли жить растения, которые,                                       отмирая, сами пополняли почву перегноем. Превращение горной                                       породы в почву происходило в течение многих миллионов лет.                                        Продолжается оно и сейчас. Для образования в природе слоя почвы                                       толщиной в  5 см требуется около 2000 лет. Так можно ли весной                                       жечь старую траву? Чем это грозит?                                      5. Закрепление изученного .                                      ­Почему с поселением на почве зеленых растений процесс                                       почвообразования ускорился?                                      В старину, когда почва на полях переставала давать хорошие                                       урожаи, ее прекращали распахивать. Заброшенные поля зарастали                                       многолетними луговыми травами. Через 20 лет эти поля снова                                       распахивали. И 5­6 лет подряд получали хорошие урожаи. Почему? 6. Итог урока. 7.   Домашнее   задание.   Ответить   на   вопрос:   как   сейчас   человек   улучшает плодородие почвы своем дачном участке.                       Спасибо за работу на уроке! © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс

Конспект урока "Кто живет в почве" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018