Технологическая карта урока астрономии по теме "Время и календарь" позволяет провести урок в соответствии с ФГОС. Предлагается большой спектр интересных заданий, позволяющий каждому ученику почувствовать себя успешным, узнать много нового, интересного, с чем ученики не сталкивались ранее. Придерживаясь данной карты при проведении урока, будут достигнуты цель и планируемые результаты урока.Технологическая карта урока "Время и календарь" по астрономии в 10, 11 классах
Технологическая карта урока Время и календарь.doc
Название методической разработки: Урок астрономии по теме «Время и календарь» (Урок №5 в теме Практические
основы астрономии)
Автор разработки: Кропанева Ольга Викторовна, учитель МБОУ «Кейзесская СШ» Седельниковского муниципального
района
Предмет
Астрономия
Название
Астрономия
Класс
10
Тема урока
Время и календарь
Общая часть
Используемый учебник
Класс
Авторы
10
Б.А. ВоронцовВельяминов , Е.К. Страут
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
формулировать определения терминов и понятий
«местное время», «поясное время»,
«зимнее время» и «летнее время»; пояснять
причины введения часовых поясов; анализировать
взаимосвязь точного времени и географической
долготы; объяснять необходимость введения
високосных
лет и нового календарного стиля.
анализировать понятие «время», пояснять смысл
понятия «время» для определенного контекста.
проявлять толерантное и уважительное отношение
к истории, культуре и традициям других народов.
ТСО (оборудование)
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)
Ноутбуки, статьи из энциклопедии по астрономии, распечатки статей по
астрономии.
http://schoolcollection.edu.ru/
http://www.astronet.ru/
Организационная структура урока Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационны
й момент
Постановка
проблемной
ситуации.
Мотивация.
наблюдений
Учитель создаёт доброжелательную обстановку в
классе, приветствует ребят, проверяет готовность к
уроку.
Учитель создаёт проблемную ситуацию и ситуацию
мотивации обучающихся к изучению новой темы:
Тема нашего урока имеет большое практическое значение в
жизни общества и человека и представляет результат
многовековых
неба.
Наша жизнь очень быстротечна и состоит из разных
мелочей на наш взгляд очень важных, на которые нам
постоянно не хватает «времени». Мы не умеем правильно
распределять наше время и часто даже не задумываемся:
что же такое время? Можете ли Вы дать определение
времени?
Это сейчас мы можем посмотреть на экран своего сотового
телефона, монитора компьютера, планшетника, уличного
экрана, наручные часы,…, и с точностью сказать, какой
сегодня день, месяц, год и сколько сейчас времени. Но
ничего не знаем о первоистоках: откуда возникло понятие
«время»,
это понятие.
Обычно проблемой – время – занимаются физики,
философы или поэты. Сегодня этой проблемой займемся
мы. – Что нам известно из курса физики о понятии время?
Каковы свойства времени, каким бывает время?
что означает
и
Приветствуют учителя, все подготовлены к уроку.
Внимательно слушают учителя, принимают участие в
обсуждении.
Время (мин)
2 минуты
5 минут
Учащиеся выдвигают свои версии
Время – это физическая величина, в Международной
Интернациональной Системе Единиц измеряется в
секундах. Для измерения времени создан прибор – часы
На основе ритмических процессов происходящих в
природе, создан счет времени, выбрана единица измерения
времени – 1 секунда, созданы часы – прибор для измерения
интервалов
времени.
Приведите примеры ритмических изменений в природе, на
основе которых люди могли создать счет времени?
Учащиеся пытаются ответить на вопрос.
Учащиеся приводят примеры: Смена дня и ночи, смена С какой целью люди измеряют время?
времен года, колебания маятников, биение сердца.
Целеполагание
Планирование
учебных
действий
Учитель формулирует тему и цель урока
Тема «Время и календарь»
Цель урока: знакомство с истинным солнечным, средним,
местным, поясным и летним временем. А так же
летоисчислением и понятием календарь.
Учитель дает инструкцию по работе в группе.
Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо
старательно поработать. Я предлагаю сегодня работать в
группах. Вспомним основные правила работы в группах.
У нас будет три рабочие группы.
1 группа выполняет задание 1 рабочего листа, используя
текст учебника.
2 группа выполняет то же задание, используя
дополнительные источники информации по астрономии.
3 группа – работает с интернетисточниками.
Задание №2:
1 группа работает, используя дополнительные источники
информации по астрономии
2 группа – работает с интернетисточниками
3 группа – используя текст учебника.
Задание №3:
1 группа работает с интернетисточниками
2 группа – используя текст учебника.
3 группа – используя дополнительные источники
информации по астрономии
В каждой группе необходимо выбрать докладчиков,
которые будут отчитываться о проделанной работе.
3 минуты.
5 минут
Обучающиеся приводят примеры, называют цели
хозяйственные, экономические, научные и т.п.
Записывают в тетрадях дату, тему.
Проговаривают правила работы в группах:
1. Каждому необходимо активно участвовать в работе
группы.
2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть
вежливыми, не перебивать товарища.
3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе
(заданное время).
Обучающиеся собираются в группы, договариваются о
роли каждого в группе.
Ситуация
учебных
Контроль над работой групп.
Учитель исполняет роль консультанта.
Работа в группах по рабочим листам, с различными
источниками информации.
15 минут действий
Обобщение,
анализ
изучаемого
материала.
Ситуация
контроля и
оценки
Подведение
итогов
Рефлексия
Домашнее
задание
Учитель исполняет роль консультанта.
Помогает обобщать информацию, подводить итоги по
каждому заданию.
Вы неплохо поработали! Чтобы убедиться, что урок
прошёл не зря, выполним тест, состоящий из 8 заданий с
выбором ответов. На доске прикреплён лист ответов:
после выполнения заданий вы можете подойти и проверить
свою работу. Каждый верный ответ оцениваем в один балл.
Критерии оценки:
78 баллов – «5»
56 баллов – «4»
34 балла – «3»
Все задания выполнены, посмотрим, кто как сегодня
поработал, что вы получили от урока, как оценили себя
сами.
Итак, кто за тест получил «4» и «5»?
Какие трудности испытали при работе с тестом? При
работе по рабочим листам?
Что нового удалось вам узнать сегодня на уроке?
Какие практические навыки вы закрепили?
Какое практическое значение вы получили от урока?
Где могут пригодиться вам полученные знания?
Домашнее задание я прикреплю каждому в Dnevnik.ru
Группы представляют результаты своей работы. Ребята
сравнивают информацию, полученную в своей группе с
информацией, представленной участниками других
групп. Группы дополняют друг друга, корректируют
ответы при необходимости.
5 минут
Выполняют тестовые задания, проводят самооценку,
выставляют отметки.
4 минуты
Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги
5 минут
1 минута Рабочий лист
ЗАДАНИЕ 1
ЗАДАНИЕ 2
ЗАДАНИЕ 3 Тест для первичного контроля
Астрономическая рефракция – это:
А) Кажущееся отклонение небесных светил от истинного положения на небесном своде, вызванное
относительным движением светила и наблюдателя.
Б) Явление преломления световых лучей от небесных светил при прохождении через атмосферу.
В) Величина, характеризующая отражательную способность небесных тел, освещаемых
Извне, например планет, их спутников, метеоритов.
2. Почему в астрономических календарях длительность времен года выражается не только в
целых сутках, но и в долях суток?
А) Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий.
Б) Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий и солнцестояний, а эти моменты наступают в
разные часы суток.
В) Потому что их отсчитывают от моментов летнего и зимнего дня солнцестояний.
3. В XI столетии в Персии был введен календарь, в основу которого положен цикл в 33 года; в
этом цикле считалось 25 простых и 8 високосных годов. Определить величину года и ошибку
персидского календаря.
А) 5000 лет 1 сутки.
Б) 500 лет 1 сутки.
В) 50 лет 1 сутки.
4. Сколько времени держится на Земле любая дата, например, 1 января?
А) В течение суток.
Б) В течение трех суток.
В) В течение двух суток.
5. Дата рождения К. Э. Циалковского по новому стилю 17 сентября 1857 года. В какую дату
родился ученый по старому стилю?
А) 5 сентября.
Б) 6 сентября.
В) 7 сентября.
6. В одном рассказе описывается, как однажды пассажиры летели на ТУ114 из Омска в Москву
три часа и все время в Новом году. Могло ли так быть, если расстояние от Омска до Москвы
примерно 2300км?
А) Если самолет все время летел со скоростью около 767 км/ч, то он действительно летел со скоростью
продвижения Нового года на запад, так как разность во времени между Москвой и Омском составляет
3ч.
Б) Если самолет все время летел со скоростью около 767 км/ч, то он действительно летел со скоростью
продвижения Нового года на восток, так как разность во времени между Москвой и Омском составляет
3ч.
7.Всегда ли градусы широты длиннее градусов долготы?
А) так как градусы долготы отсчитываются по параллельным кругам, градусы же широты – по
меридианам, что первые нигде не могут превышать по длине вторых.
Б) Примерно до 5° широты градусы параллельных кругов (т.е. долготы) длиннее градусов меридиана (т.е.
широты). На земном эллипсоиде не только экватор длиннее круга меридиана, но и ближайшие к экватору
параллельные круги также длиннее кругов меридиана.
8. Днем основания С. Петербурга считается 16 мая 1703г. (старый стиль). Когда отмечалось
250 летие со дня основания?
А) ) 26 мая 1953г.
Б) ) 28 мая 1953г.
В) 27 мая 1953г.
Технологическая карта урока Время и календарь
Технологическая карта урока Время и календарь
Технологическая карта урока Время и календарь
Технологическая карта урока Время и календарь
Технологическая карта урока Время и календарь
Технологическая карта урока Время и календарь
Технологическая карта урока Время и календарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.