Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».
Оценка 5

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Оценка 5
Документация
doc
биология
5 кл
08.03.2018
Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».
Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля». Занятие разработано для учащихся 5 класса. Цель занятия: познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; побудить учащихся к размышлениям о роли человека на планете Земля. В методическом материале подробно описываются все элементы внеурочного занятия. Кроме технологической карте, представлен самоанализ внеурочного занятия.
Планета Земля.doc
(разработчик – Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии и экологии, МОУ Тимшерская СОШ, Усть – Куломский район, Технологическая карта занятия Республика Коми). Тема занятия: «Наш дом – планета Земля» Занятие разработано для учащихся 5 класса. Цель занятия: познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; побудить учащихся к размышлениям о роли человека на планете Земля. Задачи, направленные на достижение личностных результатов: ­ формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности; ­ формировать уважительное отношение к мнению товарищей. Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения: Познавательные: Познавательные  универсальные учебные действия: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач; ­ устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ­ смысловое чтение, как осмысление цели чтения; ­ строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно ­ следственных связей. Регулятивные: ­ формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу;  ­ развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия; ­ формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию. Коммуникативные: ­ развивать умение слушать и понимать других; ­ оформлять свои мысли в устной форме. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  Воспитание экологически развитой личности:  ­ бережное отношение к окружающей среде;  ­ умение ценить, сохранять и преумножать то, что уже имеется, не навредив; ­ закрепить понятие  «Я – часть природы!»;  ­ продолжить формирование ценностного отношения к объектам природы; ­ вызвать чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде. Тип занятия: совершенствование способов действий и знаний. Методы и формы: объяснительно­исслюстративные, диалог, частично­поисковый, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: мультимедийное оборудование  Технология: технология проблемного обучения, ИКТ­ технологии, здоровьесберегающие технологии. Этап урока  Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Организационный  Приветствует обучающихся, создаёт  № п/п I II Актуализация знаний. III Целеполагание  эмоциональный, психологический настрой на   деятельность и активизация внимания. Установление   правильности   и   осознанности выполнения домашнего задания. Коллектив был разделен на 2 группы, одна из  которых попросит прощение у  планеты Земли  от лица человека (чем может обидеть Землю  конкретный человек), а другая – попросит  прощение у планеты Земли от всего  человечества в целом (как могут навредить  Земле группа или коллектив людей, например  рабочие фабрик и заводов).  Предлагает школьникам  сформулировать  тему занятия по опорным словам: планета,  Земля, наш дом 3адает вопрос ­ Какие цели и задачи будем решать на этом  занятии? Прочитайте эпиграф нашего занятия:  «Природа в опасности!» ­ Природа, как израненная птица, кричит,  просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто  будет жить на Земле после нас. Приветствуют учителя,  настраиваются  на занятие. Каждая группа выступает  со своим прощением перед  планетой Землей. Личностные УУД Формирование мотивации,  самоопределение к деятельности. Личностные УУД Нравственно ­ этическая  ориентация  Формулируют тему  занятия: «Наш дом –  планета Земля» Дискуссия Личностные УУД Нравственно ­ этическая  ориентация  Познавательные УУД  Общеучебные – поиск и  выделение информации. Коммуникативные  УУД планирование  сотрудничества Регулятивные УУД         принимать учебно­ познавательную задачу и  сохранять её до конца учебных  действий. IV Открытие   нового знания  Показ презентации «Охрана природы»  (Приложение­1)­восприятие, осмысление и  запоминание. Физкульминутка Дышим носом глубоко –   Дышим носом глубоко,  Поднимаемся легко.  Наклоняемся вперёд,  Прогибаемся назад.  Как деревья ветер гнёт,  Так качаемся мы в лодке  (Наклоны взад­вперёд).  Головой теперь покрутим –   Так мы лучше думать будем.  Поворот и поворот,  А потом наоборот –   (Вращения головой в стороны).  Встанем, дети, на носочки –   (Потягивания ­ руки вверх).  На зарядке ставим точку.  Показ презентации «Природа в опасности»  (Приложение­2). Комментарии к презентации (Приложение­2,  комментарии). V Первичное закрепление В ходе показа презентации,  учащиеся отвечают на  вопросы, которые  активизируют  познавательную  деятельность детей. Осуществляют  профилактику утомления.   Коммуникативные УУД Формирование   навыков   учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем. Познавательные УУД Логические ­ установление  причинно– следственных связей. Личностные УУД  Действие нравственного­  эстетического оценивания; проявление интереса к изучаемой  теме, понимают его важность. Личностные:                      установка на здоровый образ  жизни 1.По картинкам слайдов,  учащиеся характеризуют  правила поведения в лесу,  на лугу, на реке.  2.По слайдам 13­23  отвечают на вопросы теста Регулятивные УУД Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено. Познавательные: ориентироваться в своей системе  знаний. VI Закрепление новых знаний,   способов действий   и   их применение  Проведение викторины – «Знатоки природы» ­  презентация. (Приложение­3) Учащиеся отвечают на  вопросы викторины. Учащиеся осмысливают и  дополнят предложение.  Отвечают на вопросы теста (ответы:  1­1,  2­3,  3­1,  4­3, 5­2, 6­1, 7­3, 8­3).   Дискуссия. Педагог   совместно   с детьми   подводит   итог занятия Закончи фразу:                                         1.Проснулся, умылся … (приведи в порядок  планету).                                                          2.Все хорошее на Земле от Солнца, а все  прекрасное от … (человека). Выявление   качества   и   уровня   овладения знаниями. 1.Тест   «Что   мы   выбрасываем»­   презентация (Приложение­4). 2.Тест «Устами Младенца» (Приложение­5). ­Что в наших силах? Мероприятия по охране природы:     ∙           ­ Не допускать самовольную вырубку леса;      ­∙Контролировать лов рыбы, спортивную и  промысловую охоту;                                             ­ Бороться с лесными пожарами;               ∙         ­ Для сохранения редких видов растений и  животных создавать охраняемые территории; ­  Вносить редкие виды в Красную книгу;          ­ Разводить животных, восстанавливать  погибшие леса.  Правила поведения в природе:                       1. Учись понимать природу, стань ее другом и Коммуникативные  УУД оформление мысли в устной  форме Познавательные УУД. Самостоятельное  решение  вопросов викторины. Коммуникативные  УУД оформление мысли в устной  форме Регулятивные УУД Оценка – выделение и осознание  учащимися того, что уже освоено  и что еще подлежит усвоению,  осознание качества и уровня  усвоения. Познавательные:    Ориентируются в своей системе  знаний.                                Личностные:                     Осознают свои возможности в  учении.                      Регулятивные:         Осуществляют контроль учебных  действий. VIII Рефлексия защитником.                                                        2. На лоне природы веди себя тихо: смотри,  слушай и не шуми.                                              3. Радуйся красоте природы, не вреди ей  своим небрежным отношением.                           4. Будь другом всех живых существ. Не мучай и не убивай животных.                                   5.  Следи за чистотой природной среды и не  оставляй после себя следов пребывания в ней. 6. Помогай тем, кто заботится о природе,  защищай ее от вредителей и несознательных  туристов. Организует   рефлексию   деятельности   на занятии, предлагает ответить на вопросы: Продолжите фразы • Я хотел(а) похвалить     себя… • Я хотел(а) похвалить одноклассников… • Мне хотелось бы… • Я желаю ребятам… • Я желаю себе… Составление синквейна.  Осуществляют самооценку  собственной  деятельности, степень ее  результативности. Регулятивные УУД проводят рефлексию   деятельности, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные:           ориентируются в своей системе  знаний, анализируют,  воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.       Примечание. Презентации:   «Охрана природы» (Приложение­1),  «Природа в опасности» (Приложение­2), комментарии к презентации  (Приложение­2, комментарии),  викторина – «Знатоки природы»  (Приложение­3), тест «Что мы выбрасываем» (Приложение­4),  тест «Устами Младенца» (Приложение­5) записаны на диске. Копия верна. Заместитель по УВР ______________________  Белова В.А. Самоанализ внеурочного занятия «Наш дом – планета Земля». Тема занятия: «Наш дом – планета Земля» Занятие проведено для учащихся 5 класса Цель занятия: познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; побудить учащихся к размышлениям о роли человека на планете Земля. Задачи, направленные на достижение личностных результатов: ­ формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности; ­ формировать уважительное отношение к мнению товарищей. Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения: Познавательные: Познавательные  универсальные учебные действия: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач; ­ устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ­ смысловое чтение, как осмысление цели чтения; ­ строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно ­ следственных связей. Регулятивные: ­ формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу;  ­ развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия; ­ формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию. Коммуникативные: ­ развивать умение слушать и понимать других; ­ оформлять свои мысли в устной форме. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  Воспитание экологически развитой личности:  ­ бережное отношение к окружающей среде;  ­ умение ценить, сохранять и преумножать то, что уже имеется, не навредив; ­ закрепить понятие  «Я – часть природы!»;  ­ продолжить формирование ценностного отношения к объектам природы; ­ вызвать чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде. Тип занятия: совершенствование способов действий и знаний. Методы и формы: объяснительно­исслюстративные, диалог, частично­поисковый, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: мультимедийное оборудование  Технология: технология проблемного обучения, ИКТ­ технологии, здоровьесберегающие технологии. Организационная  структура занятия. Этапы  занятия  соблюдались. Организационный  момент.   Прошёл  быстро,  психологически  и  мотивационно  подготовил  учащихся  к  успешной  работе  на  занятии. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство внеурочной деятельности.     Актуализация знаний.   Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания. Коллектив был разделен на 2 группы, одна из которых попросит прощение у  планеты Земли от лица человека (чем может обидеть Землю  конкретный человек), а другая – попросит прощение у планеты Земли от всего человечества в целом (как могут навредить Земле группа или  коллектив людей, например рабочие фабрик и заводов). Каждая группа выступила со своим прощением перед планетой Землей.            Целеполагание   Школьникам было предложено  сформулировать тему занятия по опорным словам: планета, Земля, наш дом А, также, какие цели и задачи будут решаться на данном занятии? Учащимися была сформулирована тема, определены цели и задачи Прочитав эпиграф занятия: «Природа в опасности!», школьники активно вступили в дискуссию.        Этап изучения нового материала Учащиеся ознакомились с презентацией «Охрана природы» ­ восприняли, осмыслили, запомнили. В ходе показа презентации, учащиеся   отвечали на вопросы,  при этом  активизировалась познавательная деятельность.   Для осуществления профилактики утомления и установки на здоровый образ жизни была проведена физкульминутка.       Этап закрепления   Первичное закрепление происходило при показе презентации «Природа в опасности». По картинкам слайдов, учащиеся  характеризовали правила поведения в лесу, на лугу, на реке.  По слайдам 13­23 отвечали на вопросы теста.   Дальнейшее закрепление материала происходило в результате  проведение викторины – «Знатоки природы», при этом использовалась презентация. Учащиеся отвечали на вопросы викторины.   Следующий этап закрепления заключался в задании: «Закончи фразу»                                                                                                                     1. Проснулся, умылся … (приведи в порядок планету).                                                                                                                                                      2. Все хорошее на Земле от Солнца, а все прекрасное от … (человека). Учащиеся осмысливали и дополняли предложение.   В заключение для выявления качества и уровня овладения знаниями был проведены игровые тесты:  «Что мы выбрасываем», «Устами  Младенца». Тесты оформлены в виде презентаций. Учащиеся отвечали на вопросы теста и получали бонусы.                                       Итогом  занятия была дискуссия по мероприятиям охраны природы и правилам  поведения в природе. Для осуществления самооценки собственной  деятельности, степени ее результативности, осознание качества и уровня усвоения была     проведена  рефлексия  деятельности в виде: «Продолжите фразы»: • Я хотел(а) похвалить     себя… • Я хотел(а) похвалить одноклассников… • Мне хотелось бы… • Я желаю ребятам… • Я желаю себе… Для ориентации в своей системе знаний, анализа, восприятия, интерпретации и обобщения информации учащиеся составили  синквейн.  Природа  Загрязненная, беззащитная.  Сохранять, беречь, любить.  Природа требует бережного отношения.  Жизнь. Выводы:                                                                                                                                                                                                                   Занятие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий  целесообразно были использованы различные виды заданий. Этап рефлексии показал, что  цели и задачи, поставленные в начале занятия  реализованы. Включенность детей во внеурочную деятельность была на должном уровне. Активность учащихся была достаточно высокой,  этому способствовали игровые и соревновательные моменты, элементы занимательности.                                                                                    При проведении  занятия были использованы различные формы, методы и приёмы, что дало возможность детям чувствовать себя  уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственного напряжения, напряжение глаз. Таким образом, был учтен здоровьесберегающий компонент.                                                                                                                                                                                  Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный  эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.                                                                                                                                Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока  реализованы в полном объеме. Учитель биологии: ________________Н.А.Паршукова

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».

Технологическая карта внеурочного занятия: «Наш дом – планета Земля».