Темы (5 ч): 1. Согласные звуки [д], [д ,], буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д (2 ч)
2. Заглавная буква Д (1 ч)
3. Сопоставление слогов и слов с буквами д, т. Строчная и заглавная буквы Д, д (2 ч)
Задачи:
1) Образовательные
– научить характеризовать звуки [д], [д ,], находить место буквы на ленте букв; различать и обозначать на письме звуки [д], [д ,] буквами Д, д; соотносить слова со слого – звуковыми схемами; писать строчные и заглавные буквы Д, д по образцу; сопоставлять буквы д – т;
– формировать умение объяснять смысл пословицы, использовать пословицу в устной речи; называть знакомые сказки.
2) Развивающие – формировать универсальные учебные действия:
– регулятивные (выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, определять степень успешности своей
работы, осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников);
– познавательные (ориентироваться в своей системе знаний, с помощью учителя отличать новое от уже известного, осуществлять
поиск необходимой информации, строить связные высказывания, наблюдать, сравнивать и делать выводы);
– коммуникативные (вступать в сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, участвовать в кол-
лективном обсуждении прочитанного).
3) Воспитательные – формировать личностные универсальные учебные действия (сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; настраиваться на учебную деятельность, переключаться на
другой вид деятельности).
Термины и понятия:
Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные; строчные и заглавные буквы; схема предложения;
повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения; слого – звуковая схема слова; многозначные слова, значение сло-
ва, изменение слова; ребусы, пословица, сказка авторская, сказка народная.
Метапредметные связи:
Математика. Темы: Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). Письмо цифр. Понятие «длиннее», «короче».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
Окружающий мир. Темы: Как живёт семья? Проект «Моя семья» Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».
Когда мы станем взрослыми?
Ресурсы:
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2016.
Илюхина В.А. Чудо – прописи в 4-х частях. – М.: Просвещение, 2016.
Разрезная касса букв. Демонстрационная лента букв. Образцы письменных заглавных и строчных букв: демонстрационные материалы. Звуковые схемы. Алфавит.
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Соотносить все изученные буквы со звуками. Объяснять роль гласных и, е. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Находить пару Д – Т на ленте букв. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой е в начале слова и после гласных. Производить слого-звуковой анализ слова. Устанавливать соответствия между звуковой формой слова и его схемой – моделью. Сравнивать звуковой состав слова и его буквенную запись. Анализировать схему-модель слова. Узнавать, сравнивать и раз-личать заглавные и строчную, печатные и пись-менные буквы. Применять правило чередования звонких и глухих согласных звуков на конце слова и внутри слова. Применять навыки орфографического и орфоэпического произношения слов. Заменять слово близким по значению словом. Подбирать к словам слова с противоположным значением. Классифицировать слова в соответствии с их зна-чением (слова, называющие предметы; слова, называющие признаки). Наблюдать за изменением слов. Находить в словах общую часть. Объяснять разные значения многозначных слов. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Составлять рассказ по иллюстрации или на заданную тему. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и заглавных буквах. Писать буквы в соответствии с образцом. Сравнивать на-писанные буквы с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Перекодировать звуко–фонемную форму слова в буквенную. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения. Правильно записывать имена собственные. Вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова. Составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их. Списывать без ошибок с печатного и письменного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. Записывать текст из 2—3-х предложений на выбранную тему. Использовать приём антиципации при чтении слов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова. |
Регулятивные УУД Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Выполнять гигиенические правила письма. Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. Познавательные УУД Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами. Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях. Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Разгадывать ребусы: определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения, объяснять способ разгадывания ребуса. Отгадывать загадки. Восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами в предложении, определять порядок слов в предложении в соответствии со смыслом, записывать восстановленное предложение на строке прописи. Конструировать буквы из различных материалов. Конструировать букву из различных элементов. Классифицировать слова в соответствии с их значением. Коммуникативные УУД Объяснять смысл пословицы. Объяснять разные значения многозначных слов. Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор. Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию. Работать в паре: договариваться, кто какое слово будет искать в тексте, внимательно слушать ответы друг друга, контролировать свои действия при выполнении задания, оценивать ответы друг друга, исправлять ошибки, оценивать результат совместной работы. Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем. Выполнять правила работы в малой группе, в парах. |
Передавать свое отношение к сказкам. Высказывать и аргу-ментировать своё мне ние о пользе чтения. Анализировать смысл басен, оценивать пове-дение их героев. Рассказывать об опы-те создания какого–либо продукта своими руками. Перечислять правила поведения в школе, описывать работу по дому, которую выполняет сам. Приводить примеры справедливого поведения из личного опыта. Оценивать поведение героев сказок. Рассказывать о важности учения. Рассказывать о важности терпения и усидчивости в работе. Применять правила поведения на уроке, при работе в паре и группе.
Рассказывать о важности труда.
|
Этапы изучения темы
Этап |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
Достижения учащихся |
Диагностика достижений |
||
Чтение |
Письмо |
|||||
Согласные звуки [д], [д ,], буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д (2 часа) |
||||||
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Комплексное применение новых знаний и способов действий. |
Формирование навыка плавного слогового чте-ния с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложе-ний и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сравнение строчной и заглавной букв, печатной и письменной букв. Слоговой анализ слов со звуками [д], [д ,]. Письмо слогов и слов с буквами Д, д. Запись и интонирование различных видов предло-жений. Оформление пред-ложений на письме. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. Работа с поговорками. Письмо слогов, слов с изученными буквами. |
1. Рассматривание ма-териалов в «Азбуке» (с.104 – 106). Обзор учебного ма-териала. Определение задачи урока. 2. На основе созданной учителем проблемной ситуации обсуждение пословиц. 3. Выделение звуков [д], [д ,] в словах, их анализ и характеристика. 4. Соотнесение звуков с буквами. Знакомство с гра-фическим обликом букв. 5. Чтение слогов, слов и текстов с изученными буквами. 6. Подведение итогов урока. 7. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня её решения. 8. Самооценка своей деятельности. |
1. Рассматривание материалов в «Прописи» (с. 26). Обзор учебного материала. Определение задачи урока. 2. Слого – звуковой анализ слова. 3. Анализ образца строчной буквы д, выделение её элементов. 4. Написание строчной буквы д, соединений с ней. 5. Упражнение в написании слов с буквой д. 6. Составление слов с использованием приёма перестановки букв. Пись-мо с комментированием. 7. Чтение, анализ скороговорок. Списывание с печатного текста. 8. Подведение итогов урока. 9. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня её решения. 10. Самооценка своей деятельности.
|
Выделяет звуки [д], [д’] в словах, харак-теризует их, сравнивает, обозначает буквой, распознаёт в словах новые звуки, читает слоги и слова с изученной буквой. Определяет место новой буквы на «ленте букв». Пишет слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Составляет рассказ на заданную тему, по сюжетной картинке и опорным словам. Пишет букву д в соответствии с образцом. Отвечает письменно на вопрос текста, записывает ответ грамотно. Объясняет смысл поговорки, записывает поговорку без ошибок.
|
Ответы детей на вопросы по материалу урока. Результаты упражнения в на-писании слогов, предложений. Результаты наблюдений учителя. Качество отве-тов при подведении итогов. Результаты са-мооценочной де-ятельности уча-щихся.
|
|
Заглавная буква Д (1 час) |
||||||
Закрепление новых знаний и освоенных способов действий |
Письмо заглавной буквы Д, соединений с этой буквой, слогов, слов с ней. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Списывание с печатного шрифта. Работа с поговорками. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки. Письмо под диктовку.
|
|
1. Рассматривание материалов в «Прописи» (с. 27). Обзор учебного материала. Определение задачи урока. 2. Анализ образца заглавной буквы Д, выделение её элементов. 3. Написание заглавной буквы Д, соединений с ней. 4. Упражнения в написании слов с заглавной буквой Д. 5. Чтение и анализ скороговорки. 6. Списывание с печатного шрифта. 7. Подведение итогов урока. 8. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня её решения. 9. Самооценка своей деятельности.
|
Пишет буквы Д, д в соответствии с образцом. Пишет слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Правильно записывает имена собственные — названия рек. Объясняет смысл поговорки, записывает поговорку без ошибок. Списывает без ошибок с печатного шрифта.
|
Ответы детей на вопросы по материалу урока. Результаты упражнения в на-писании слогов, предложений. Результаты наблюдений учителя. Качество отве-тов при подведении итогов. Результаты са-мооценочной де-ятельности уча-щихся.
|
|
Сопоставление слогов и слов с буквами д, т. Строчная и заглавная буквы Д, д (2 часа) |
|||||
Обобщение и систематизация знаний и способов действий |
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Чтение, сопоставление, группировка слогов и слов с буквами д, т. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Оформление границ предложения. Списывание с пе-чатного и письменного шрифта.
|
1. Рассматривание материалов в «Азбуке» (с.107 – 109). Обзор учебного ма-териала. Определение задачи урока. 2. Изучение парности согласных звуков [д – т], [д , – т ,]. Чтение слоговой таблицы. 3. Подбор слов с противоположным значением. 4. Чтение текста. Ответы на вопросы по его содержанию. Определение основной мысли текста. 5. Чтение и анализ слов с буквами д – т в середине и на конце слова. 6. Работа по «ленте букв». 7. Подведение итогов урока на основе наводящих вопросов учителя. 8. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня её решения. 9. Самооценка своей деятельности.
|
1. Рассматривание материалов в «Прописи» (с. 28). Обзор учебного материала. Определение задачи урока. 2. Написание слов - названий рек после предварительного графического анализа слов. 3. Работа со звуковыми схемами, соотнесение слов и схем. Запись слов в соответствии со схемами. 4. Письмо предложений под диктовку. Проверка написанного путём послогового прочтения слов. 5. Подведение итогов урока на основе наводящих вопросов учителя. 6. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня её решения. 7. Самооценка своей деятельности.
|
Устанавливает сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различает парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] — [т] и [д’] — [т’] в словах. Устанавливает способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Пишет буквы Д, д в соответствии с образцом. Пишет слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Употребляет в речи и записывает с заглавной буквы названия знакомых городов, рек, имён людей.
|
Ответы детей на вопросы по материалу урока. Результаты упражнения в на-писании слогов, предложений. Результаты письма под диктовку. Результаты на-блюдений учителя. Качество отве-тов при под-ведении итогов. Результаты са-мооценочной де-ятельности уча-щихся.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.