Технологическое описание опыта
«Духовно-нравственное развитие личности как одна из составляющих формирования компетенций обучающихся».
1. Информационный блок.
Тема опыта: «Духовно-нравственное развитие личности как одна из составляющих формирования компетенций обучающихся учителем русского языка и литературы»
1.1. Адрес инновационного педагогического опыта:
МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа» Кетовского района Курганской области
1.2. Сведения об авторе опыта
Черняева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, образование высшее, КГПИ в 1976 году, стаж-36 лет, категория-высшая, «Почётный работник общего образования РФ».
1.3. Условия возникновения, становления опыта.
Школа, в которой я работаю, - обычная сельская школа с небольшим количеством обучающихся (255 человек). Контингент неоднороден -есть родители, работающие в КНИИСХ (их немного), а есть и безработные, имеющие низкий образовательный уровень, из маленьких деревень - Крутали, Романовка, Кропанка. Многие родители с.Садового работают в городе и мало времени уделяют образованию и воспитанию детей.
Вот поэтому меня, как учителя русского языка и литературы, всегда волновала не только проблема прочных знаний обучающихся, но и проблема их духовно-нравственного развития. В начале 2000-х годов общество наконец-то обратило внимание на духовную составляющую образования, процесс идёт, но очень медленно. Результатом моих наблюдений, размышлений и опыта стала систематизация работы по духовно-нравственному развитию обучающихся на уроках литературы, а в 2006 году я
разработала свою первую программу кружка «Православная культура России».
Актуальность опыта.
Проблема духовно-нравственного развития школьников весьма актуальна, так как порождается целым рядом противоречий:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. У целого поколения формируется новое мировоззрение, основанное не на русской духовной традиции, сущность которой выразил русский мыслитель Павел Флоренский: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Мы стали свидетелями факта духовного обнищания, одичания основной массы молодых людей. Большинство подростков мало читают, проводя больше времени в социальных сетях.
Вот почему столь остро стоит проблема формирования гармонично развитой личности, развития чувства национального самосознания и обогащения духовно-нравственного содержания жизни учащихся. Духовно-нравственное развитие обучающихся- приоритетная задача школы. Под духовностью в данном случае понимается не определённый тип религиозного воспитания, а исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором духовные ценности занимают более высокое место в ценностной ориентации человека.
Новизна опыта заключается в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям нашей сельской школы, конкретному классу, конкретной теме, предполагающих включение учащихся в активную познавательную и социальную деятельность на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Кроме того, на уроках и во внеурочной работе я использую современные образовательные технологии:
Технологичность опыта.
Опыт может быть применён в любом образовательном детском учреждении. Программа объединения «Православная культура России» может быть использована в качестве программы курса по выбору для обучающихся 7-10 классов.
1.5. Диапазон опыта.
Мой опыт работы представляет собой единую систему «Система уроков русского языка и литературы + внеклассная работа + внешкольная работа + просвещение родителей»
1.6. Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2006 года по сентябрь 2011 года и имеет следующие этапы:
I этап - начальный (констатирующий)-2006-2007 учебный год.
Начальный этап предполагал постановку проблемы, изучение научной и методической литературы, материалов периодической печати, Интернет-ресурсов по данной проблеме.
II этап — основной (формирующий) — 2008-2010 учебный год.
Формирующий этап предполагал творческое сотрудничество по данной теме с учителями Кетовского района, сбор собственного материала по выбранной теме, разработку и проведение уроков и внеклассных мероприятий с учетом выделенной проблемы.
III этап — заключительный (контрольный) сентябрь 2010-сентябрь 2011 года.
Заключительный этап предполагал подведение итогов работы по теме, обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное развитие личности как одна из составляющих формирования компетенций обучающихся».
2.Описание технологии опыта
2.1.Ведущая идея опыта.
Работая над данной темой, я изучила опыт ряда педагогов и общественных деятелей, некоторые идеи положены в основу моей деятельности.
Прежде всего, опиралась на размышления великого знатока и хранителя русской культуры академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, который писал: «…Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства".
Но ведь культура России, да и всего мира, исторически формировалась под воздействием Православия, и все сферы ее глубоко связаны с Православием. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно: практически каждое произведение русской литературы основано на нравственных ценностях Православия!
Таким образом, духовно-нравственное развитие – это развитие у ребёнка:
нравственной способности – к различению добра и зла;
эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного. (О.М.Потаповская)
Душу ребёнка должны питать родные корни– в этом я вижу свою учительскую задачу. Так сформировалась идея опыта: мне, как учителю русского языка и литературы, создать целостную систему духовно-нравственного воздействия на души ребят: уроки литературы, внеклассная и внеурочная работа. На каждом уроке использовать духовно-нравственный потенциал русской литературы, ставить перед обучающимися острые проблемные вопросы нравственного характера, сделать каждое произведение близким душам современных ребят - вот основное в моём опыте.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного развития обучающихся в тесном взаимодействии с социумом, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
2.2. Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта стали, прежде всего, положения ФГОС.
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается «не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей».
«Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни». «Духовно - нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу,государству, Отечеству, миру в целом».
Процесс духовно-нравственного развития тесно связан с процессом социализации личности обучающихся.
Методы реализации духовно-нравственного развития, которые положены в основу моего опыта (по Г.Г.Щукиной):
§ методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них духовно-нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности): постановка проблемных вопросов нравственного характера на уроках литературы, анализ тестов данной проблематики на уроках русского языка, занятия объединения «Православная культура России»;
§ методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: написание рефератов, докладов, сочинений на духовно-нравственные темы, создание обучающимися презентаций, участие в олимпиадах по литературе, по Православию;
§ методы стимулирования поведения и деятельности: участие в конкурсах по литературе, экскурсии, создание проектов, помощь храму, краеведческая работа, поощрение обучающихся за работу.
2.3. Описание сути опыта
Важное условие повышения качества образования - внедрение компетентностного подхода. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. В этом смысле уроки литературы приобретают особое значение, потому что формируют не только предметную компетентность, но и социальную, коммуникативную, нравственную. Главное для учителя любого предмета, а тем более для словесника, -формирование личности ученика.
1. Уроки литературы
1.1.Духовно-нравственное содержание уроков
Я считаю, что когда идет борьба за души ребят, роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой, потому что русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед читателем жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека. В этом заключается духовно-нравственный потенциал русской литературы.
На каждом уроке стараюсь использовать этот потенциал на основе личностно- ориентированного подхода. Приведу некоторые примеры.
Практически каждое произведение 5-6 классов - повод поразмышлять о духовных и нравственных ценностях. Один из видов работы-беседа с обучающимися.
Например, при изучении в 5 классе сказки А.С.Пушкина на вопрос, что же помогло встрече Елисея с Царевной, ответят: «вера в Бога». И приведут соответствующие строки:
Королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу…
Или (О царевне):
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку.
Затопила жарко печку…
Можно просто прочитать эти строки, а можно побеседовать с детьми о свече, о молитве. Важно, чтобы слова учителя шли от души.
Прекрасный материал для работы в 5 классе-пословицы и поговорки. Использую такой вид работы, как сочинение на нравственную тему: «Сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, например, ребятам можно предложить такие темы, как «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости».
Особо хотелось бы остановиться на программе 7-8 класса. Это взрослеющие дети, старшие подростки. Это возраст первой влюблённости, появления симпатий. О любви, о верности говорим на уроках по произведению «Повесть о Петре и Февронии». Читаем отрывки из «Повести…» на древнерусском языке, «смакуем» красоту нашего языка. Изучая повесть, разбираем слова Д.С.Лихачева: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». Отвечаем на вопрос: а что мы нашли для себя в произведении?
В конце изучения темы задаю проблемный вопрос: как вы думаете, возможна ли такая любовь и верность в наши дни? Получив ответ, рассказываю историю жизни наших земляков, прекрасных людей, праведных отца Григория и матушки Нины Пономарёвых, которые скончались в один день. Обсуждаем с ребятами, что 8 июля - День памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака, День семьи, любви и верности. Вот какой интересный и полезный для души подростка разговор может состояться на уроке. Но при условии, что учитель знает эти факты, делится ими с ребятами от души к душе.
Нельзя обойти вниманием “Песню про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова.Несколько уроков посвящается этому шедевру. В “Песне про купца Калашникова” поднимаются важные, «вечные» вопросы верности, долга, порядочности, чести. Говорим с ребятами об образе жизни православной семьи (Алёна Дмитриевна возвращалась из церкви). Как ребята оценивают поступок Кирибеевича? Это вопрос позволяет обсудить понятие греха, как он понимался в те времена и как понимают его ребята. Какой ценой защитил честь своей семьи Степан Парамонович? Дискуссия, а затем сочинение по произведению даёт возможность прочно усвоить нравственные понятия чести, долга.
В начале 8 класса изучаем житийную литературу, знакомимся с отрывком из «Жития Александра Невского». Этим и ограничивается изучение древнерусской литературы по программе В.Я.Коровиной. Поэтому я, воспользовавшись правом составления рабочих программ, включила изучение отрывка из «Жития преподобного Сергия Радонежского». Перед школьниками раскрывается житие русского святого, человека, внесшего огромный вклад в становление Русского государства (основание Троице-Сергиевой Лавры и распространение монастырей как оплотов культуры, веры и силы государства, благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву). Пишем сочинение по картине «Видение отроку Варфоломею», и каждый ребёнок запомнит, как за смирение и усердие пришла чудодейственная помощь от самого Господа.мальчику, страдающему от неудач в усвоении грамоты.
В 9-10 классах обращаю внимание на следующие проблемы духовно-нравственного содержания произведений: патриотический пафос «Слова о полку Игореве», нравственная чистота любимых героинь А.С.Пушкина, молитва в лирике М.Ю.Лермонтова; любовь к человеку в произведениях Н.В.Гоголя; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции автора; духовное и бездуховное в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Остановлюсь на романе «Преступление и наказание». Роман сложен для юного читателя. Всё зависит от того, насколько глубоко поймет его учитель, близко принимающий Ф.Достоевского, для которого собственный роман тоже стал программным. Ведь он не только показал воплощение шестой Божией заповеди «Не убий» и неотвратимость расплаты за сделанное зло. Ф.Достоевский раскрыл основы своей веры: как воскрес Христос, так может воскреснуть и каждая человеческая душа — восстать из состояния своего греховного падения. «И без этого-то воскресения нет веры Достоевского; вернее — эта возможность воскресения любой человеческой души, как бы глубоко она ни пала, и является основой его веры».
«Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!» На уроках по «Преступлению и наказанию» читаем из Евангелия о воскрешении Лазаря (четверодневный Лазарь – и есть Раскольников!). Что помогло Соне одержать победу? - Правда Сони побеждает, потому что основа ее Любовь, Вера, Надежда: «Ну, как же без человека-то прожить!» Теория Раскольникова разбивается о доброту Сони. Но до полного воскресения еще далеко. Воскресение Лазаря-Раскольникова произошло через страдание. А путь его страданий - это путь к Богу.
Разговор с ребятами о евангельских мотивах в прозе Ф.М.Достоевского можно начать с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Можно упомянуть о той роли, которую сыграло в его жизни. Евангелие, подаренное ему в Тобольске женами декабристов, когда он следовал на каторгу в Сибирь. Именно этот самый экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание».
Убив старуху-процентщицу, Раскольников убивает свою душу, нарушает одну из главных библейских заповедей-«не убий». А есть ли спасение для такой «падшей» души? Да,-отвечают ребята,- это обращение к Богу. «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет», — слышит герой евангельскую истину из уст Сонечки Мармеладовой. Но для того, чтобы поВЕРить по-настоящему, полюбить людей и жизнь, Раскольникову надо пройти свой крестный путь.
Обращаем внимание на то, что, узнав о преступлении Раскольникова, Соня посылает его на переКРЕСТок, да и сама готова взвалить на себя его крест и идти с ним вместе до конца: «Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем!...» Надевая на него свой крестик, она как бы благословляет его на тяжкий путь крестных мук.
Таким образом, мы приходим к выводу, что тема крестных мук, крестного пути — один из основных евангельских мотивов романа «Преступление и наказание». Очень важна следующая мысль: путь страданий героя — это путь к Богу, и он делает по нему свои мучительные шаги.
В программе 11 класса хотелось бы остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В. Распутина (да и, пожалуй, любое произведение В.Распутина), «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Лето Господне» И. Шмелёва, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, жить по человеческим законам.
А «Лето Господне» И.С Шмелёва -моя настольная книга. В ней прекрасный материал о православных праздниках и традициях, об истории нашей страны. Нахожу несколько минут, чтобы почитать ребятам отрывки из замечательного произведения, написанного прекрасным, «вкусным»(!) русским языком.
1.2. Технологии. Формы и виды работы
В своей системе работы я использую современные образовательные технологии.
Прежде всего, это проблемное обучение. Постановка проблемы нравственного характера ставит ребят перед выбором ответа, заставляет размышлять, а затем обосновать обосновать свою точку зрения, сделать её убедительной:
§ нужно ли родительское благословение и венчание для вступающих в брак? (А.С.Пушкин, « Метель», «Капитанская дочка»)
Проблемное обучение позволяет активизировать работу на уроке, формирует нравственную и коммуникативную компетенции.
Уроки с применением обучающих игр активизируют умственные способности детей, развивают их воображение, например, урок-игра о Е.Базарове, деловая игра «Сатиры смелый властелин». Создание проектов на уроках русского языка и литературы, на занятиях объединения «Православная культура России» вносят свой вклад в формирование личности ребят, учат их не только самостоятельно искать, собирать, анализировать, организовывать, представлять информацию, но и воспитывают ответственность за работу в команде.
Применение технологии развития критического мышления позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. В моей системе работы это тем более важно, потому что учит определять собственную позицию («осмысление») и размышлять по поводу прочитанного («рефлексия»). Конечно, на уроках литературы главным является работа с художественным текстом, книгой. Но находят применение и современные компьютерные технологии, с помощью которых развиваю у обучающихся умение самостоятельного поиска информации, формирую информационную культуру.
Систему работы по духовно-нравственному развитию обучающихся осуществляю на основе деятельностного подхода, используя различные формы и виды работы. Вместе с традиционными формами учебных занятий (беседа, лекция, практикум ), провожу и нетрадиционные уроки ( «круглый стол», «заочное путешествие», «творческая лаборатория»).
Таким образом, система работы учителя на уроках литературы предусматривает не только
усвоение системы ЗУНов как основы компетенций учащихся, но и процесс духовно-нравственного развития личности (социальная и нравственная компетенции).
2. Внеклассная работа.
Логическим продолжением моей системы духовно-нравственного развития обучающихся стала внеклассная и внешкольная работа, потому что учитель-это всегда и воспитатель (а не УРОКОДАТЕЛЬ!). С 2006 года по моей программе успешно работает объединение «Православная культура России». Программа тесно связана с такими предметами, как русский язык, литература и отечественная история, краеведение.
Это путешествие в духовный мир более чем тысячелетней православной культуры России. Программа объединения может быть использована и как программа элективного курса.
В рамках занятий объединения ребята разрабатывают проекты, пишут творческие работы, готовят доклады и рефераты. В течение трёх лет мои ребята успешно участвуют в олимпиаде по Православию.
В прошлом учебном году в школе в рамках традиционного урока Чтения впервые были проведены дни Православной книги, которые тоже станут традиционными. Ребята познакомились с детскими православными журналами, книгами, прошёл конкурс на лучшего чтеца православных стихов. В старших классах проведены уроки, посвящённые крылатым выражениям библейского происхождения.
В системе работы я иду от идеи, от теории- к результату. А результат-это социальная активность обучающихся. В моей системе -это участие ребят в конкурсах работ на нравственные темы, создание социальных проектов, участие в культурной жизни своего села и района, поездки в храмы, позволяющие познакомиться с историей и культурой родного края.
«Вода камень точит», -гласит народная мудрость. Нет более благодатной почвы, чем детская душа, в которую посеять можно всё: и добро, и зло… Но если Добро будет посеяно, то не останется пустого места для Зла…
Итак, моя система работы такова:
1. Уроки русского языка и литературы.
2. Работа объединения «Православная культура России».
3. Духовно-нравственное просвещение родителей (выступление учителя и обучающихся на родительских собраниях, конференциях).
4. Внеклассная работа (участие в олимпиадах по Православию, краеведческая работа и экскурсии в храмы, творческие работы, Дни православной книги, фольклорные праздники).
2.4.Результативность опыта
Опыт показывает, что система работы
дала положительные результаты:
1. Решена проблема «нечтения» художественного текста учащимися (не
прочитал-неинтересно на уроке, т.к. не можешь участвовать в обсуждении,
дискуссии).
2. Расширяется кругозор учащихся, читательский и мировоззренческий.
Подтверждение тому - результаты участия ребят в конкурсах. .
Год |
Уровень |
Название конкурса |
ФИО обучающегося |
Результат выступления |
2010 |
Федераль ный |
Всероссийский молодежный чемпионат по филологии |
Щербакова Валя |
3 место в районе |
2010 |
Федераль ный |
Всероссийский молодёжный чемпионат по филологии |
Иванова Лиза |
1 место в регионе |
2010 |
Федераль ный |
Всероссийский молодёжный чемпионат по филологии |
Бажина Вика |
1 место в районе |
2010 |
Федераль ный |
Игровой конкурс «Золотое руно» |
Евдокимова Настя |
1 место в районе |
2010 |
Федераль ный |
Всероссийская олимпиада по православию |
Маслова Катя |
Диплом III степени |
201-2011 |
Федераль ный |
Молодёжный филологический чемпионат |
Золотов Максим |
1 место |
2011-2012 |
Федераль ный |
Международный конкурс читательской грамотности «Почитай-ка» |
Золотов М. Печенежская А. Давыдов Н. |
2 место в регионе 4 место в регионе 2 место |
3. Повышается качество обучения и интерес к предмету, что подтверждается
результатами участия в олимпиадах.
Год |
Уровень |
Название олимпиады |
ФИО обучающегося |
Результат выступления |
2009-2010 |
Федераль ный |
Второй тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Щербакова Валентина (11 класс) Теплякова Марина (11 класс) |
1 место в районе
3 место в районе
|
|
Федераль ный |
Третий тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Щербакова Валентина |
6 место в регионе |
2010-2011 |
Федераль ный |
Второй тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Ерёмина Кристина (7 класс) |
2 место (ТШО) |
|
Федераль ный |
Второй тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Воробьёва Дарья (9 класс) |
1 место в районе |
|
Федераль ный |
Третий тур Всероссийской олимпиады по русскому языку |
Тетюев Вячеслав (9 класс)
|
1 место в регионе (победитель) |
2011-2012 |
Федераль ный |
Второй тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Маслова Е.(7класс) Дурова Е.(7класс) Ерёмина К. (8 класс) Кузнецова Е. (8 класс) |
1 место (ТШО) 3 место (ТШО) 1 место (ТШО)
2 место (ТШО) |
|
Федераль ный |
Второй тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Воробьёва Д. (10 класс) Аделев И.(11класс) Антипова Л.(11 кл.)
|
1 место (район)
2 место (район) 3 место (район)
|
|
Федераль ный |
Второй тур Всероссийской олимпиады по литературе |
Воробьёва Д. (10 класс) |
6 место в регионе (призёр) |
4. Сформирована социальная активность обучающихся: «От идеи - к результату»:
-участие в олимпиаде по Православию;
-помощь в восстановлении храма;
-участие в фольклорных праздниках.
Я испытала гордость за своих ребят, когда на мой призыв помочь в восстановлении колокольни храма с.Утятского откликнулось столько ребят, что их не смог вместить наш школьный автобус. Думаю, это и есть один из результатов работы учителя по данному направлению.
5. Сформировано ценностное отношение к культурно-историческому наследию:
- участие в экскурсиях в православные храмы, на выставки;
- создание творческих работ по Православию;
-создание проектов по литературе родного края.
Какова степень нравственной зрелости моих учеников, старшеклассников, выпускников школы? Отметки за нее поставит сама жизнь
3. Заключение
Анализируя проделанную работу и
имеющийся педагогический опыт, можно сделать следующие выводы:
В результате систематической работы по духовно-нравственному развитию
обучающихся удалось:
- активизировать учебный процесс;
- сформировать устойчивые познавательные интересы;
- выработать умение и навыки полного и частичного анализа художественного
текста;
- повысить духовно – нравственный и интеллектуальный уровень обучающихся.
- сформировать социальную активность учащихся.
Веду активную методическую работу по распространению своего опыта – выступления на муниципальном, региональном уровнях, в печатных изданиях, материалы размещены в Интернете:
1) «Чувства добрые…» в произведениях А.С.Пушкина» (Нравственный потенциал произведений А.С.Пушкина)-в сб. «Дум высокое стремленье…»(Роль А.С.Пушкина в формировании подрастающего поколения): Материалы областной научно-практической конференции. ИПК и ПРО Курганской области. - Курган, 2009. – 136 с.
2) Духовно-нравственное
развитие личности как одна из составляющих формирования компетенций обучающихся
учителем русского языка и литературы - Ирина Александровна Черняева
3) «Кружок «Православная культура России» в системе духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения».- Региональный опыт духовно-нравственного
воспитания и развития детей и молодёжи на основе нового национального идеала:
материалы региональной научно-практической конференции.27 октября 2011 года/
ГАОУ ДПО « Институт развития образования и социальных технологий».- Курган,
2011.-126 с.
4) «Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения в школе».- Выступление на VI областных Рожественских чтениях.
5) «Духовно-нравственный потенциал уроков литературы».- Выступление на конференции «Приобщение детей и юношества к православной книге-задача школы, семьи, Церкви».
И в заключение - слова писателя,
который является «совестью» нашей литературы:
«Духовность есть определяющее, светоносное значение человека,
главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким он
должен быть. Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга
и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его
пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от
духовности, значит полностью извратить его назначение и суть» (В.Распутин).
Литература:
1.Федеральные государственные стандарты Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
2. Образовательный портал «Филология». http://www.portal-slovo.ru/philology/369/?PAGEN_1=2.
3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997.
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
5. Православная культура в школе:Пособие для учителя.-М.: Духовные истоки, 2004.
6. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.