Технологии формирования функциональной грамотности и универсальных учебных действий через театральную деятельность в школьном театре»

  • docx
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологии Технологии.docx

 

«Технологии формирования функциональной грамотности и универсальных учебных действий через театральную деятельность

в школьном театре»

 

 

1. Технология инклюзивного обучения

Эта технология реализуется через создание единого образовательного пространства, в котором школьники разного уровня подготовки работают совместно, развивая навыки сотрудничества, взаимоподдержки и толерантности. Участники занимаются организацией совместных репетиционных процессов, созданием декораций и костюмов, что формирует общее чувство принадлежности и повышает мотивацию к участию в общих проектах.

2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование ИКТ способствует созданию мультимедийных спектаклей, электронных презентаций и дистанционной работы с текстами и ресурсами. Например, подготовка электронной афиши спектакля, публикация отзывов зрителей и обмен мнениями через социальные сети улучшают цифровую грамотность учащихся и развивают навыки медиаобразования.

3. Технология критического мышления

Данная технология включает постановку открытых вопросов, рассмотрение альтернативных точек зрения и выполнение задач, требующих анализа и сравнения. В ходе репетиций и обсуждений сценария школьники учатся видеть разные грани одной и той же ситуации, интерпретировать литературные тексты и рассуждать о морали и нравственности, заложенной в произведениях.

4. Интерсубъектная педагогика

Это направление предполагает организацию взаимодействия учителя и ученика как равноправных партнеров. Учитель становится руководителем-помощником, а ученик занимает активную позицию исследователя и исполнителя. Дети имеют право предлагать свои варианты исполнения ролей, придумывать сценарии и вносить поправки в ход репетиции, что ведет к развитию самостоятельности и инициативности.

5. Технология рефлексии

Закрепляется через ежедневные и еженедельные отчёты о проделанной работе, обсуждения удачных и неудачных моментов репетиций, анкетирование участников и самоанализ своего вклада в общую постановку. Подобная рефлексия развивает способность учащихся объективно оценивать своё поведение и вклад в коллективную работу, формирует стремление к самосовершенствованию.

6. Диалоговая культура

Диалогическая форма взаимодействия между учителем и учениками, а также между самими учениками, предполагает открытость, уважение чужого мнения и умение выслушать собеседника. Диалогические беседы, обсуждения спектаклей, проведение интервью и дебатов развивают культуру конструктивного общения и формируют навыки слушания и говорения.

7. Рейтинговая система

Рейтинговая система включает выставление баллов за каждое выступление и исполнение ролей, получение сертификатов, дипломов и медалей за участие в спектаклях и конкурсах. Этот метод стимулирует желание развиваться и двигаться вперед, конкуренция между учащимися носит здоровый характер и помогает поддерживать высокую мотивацию.

8. Эколого-эстетическое воспитание

Природосообразные постановки спектаклей, бережливое отношение к природным материалам и окружающей среде, выбор экологичных сюжетов формируют экологическое сознание и заботу о природе. Искусство в форме театра учит ценить красоту природы и бережно обращаться с её дарами.

Каждая из этих технологий способствует формированию универсальных учебных действий и функциональной грамотности школьников, а театральная деятельность выступает платформой для полного раскрытия творческого потенциала и обретения необходимых навыков и компетенций.


 

Посмотрите также