Технологии математического развития в ДОУ
Оценка 4.7

Технологии математического развития в ДОУ

Оценка 4.7
pptx
28.01.2022
Технологии математического развития в ДОУ
Технологии математического развития в ДОУ.pptx

Технологии математического развития в

Технологии математического развития в

Технологии математического развития в ДОУ

Выполнила: студентка заочной формы обучения 3 курса 1 группы психолого-педагогического факультета Попадинец Анна Николаевна

Проблемно-игровая технология Технология

Проблемно-игровая технология Технология

Проблемно-игровая технология

Технология ТРИЗ

Эвристическая технология

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технология ментальной арифметики

Информационная техналогия

Проблемно-игровая технология Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих…

Проблемно-игровая технология Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих…

Проблемно-игровая технология

Главный компонент проблемно-игровой технологии: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Проблемно-игровая технология имеет свои характерные черты:
ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
обычно исключаются показ и подробное объяснение;
ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т. д.;
взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Проблемно-игровая технология Цель - развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности

Проблемно-игровая технология Цель - развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности

Проблемно-игровая технология

Цель - развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

Задача педагога при использовании проблемно-игровой технологии: обеспечение активности ребенка в деятельности. Активность ребенка достигается, прежде всего, через:

Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; Выражение сущности этих действий в речи; Появление соответствующих эмоций, особенно познавательных; Использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.

Проблемно-игровая технология Схематично проблемно-игровую технологию, направленную на развитие логико-математических способностей детей можно представить следующим образом:

Проблемно-игровая технология Схематично проблемно-игровую технологию, направленную на развитие логико-математических способностей детей можно представить следующим образом:

Проблемно-игровая технология

Схематично проблемно-игровую технологию, направленную на развитие логико-математических способностей детей можно представить следующим образом:

Логические и математические игры

Творческие задачи, вопросы и ситуации

Проблемные ситуации

Логико-математические сюжетные игры (занятия)

Экспериментирование и исследовательская деятельность

Проблемно-игровая технология Логико-математические сюжетные игры (занятия)

Проблемно-игровая технология Логико-математические сюжетные игры (занятия)

Проблемно-игровая технология

Логико-математические сюжетные игры (занятия)

Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Фабрика. Архитекторы. Помоги фигурам выбраться из леса. Оформим витрину. Построй дом. Раздели блоки – 1. блоки – 2. Помоги игрушке. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. И др.

Характерные особенности: Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры

Характерные особенности: Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры

Характерные особенности:
Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей Абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств Игровая мотивация, направленность действий, их результативность Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи Возможность повторения логико-математической игры, усложнение содержания интеллектуальных задач, включенных в игру. Общая направленность на развитие инициативы детей.

Этапы организации и проведения:
1 этап – педагог сообщает детям основной сюжет (завязка) 2 этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками сценария:
осваивают, преобразуют, изменяют информацию, овладевают системой познавательных действий (способов познания), обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации.
3 этап – подведение итогов

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

Логические и математические игры

Логические и математические игры

Проблемно-игровая технология

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др

Логические и математические игры

Логические и математические игры

Логические и математические игры

Проблемно-игровая технология

игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Сфинкс», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Сфинкс», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

 игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся»…

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся»…

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические квадраты; головоломки с палочками)…

Проблемно-игровая технология Логические и математические игры головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические квадраты; головоломки с палочками)…

Проблемно-игровая технология

Логические и математические игры

головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

Проблемно-игровая технология Группировка

Проблемно-игровая технология Группировка

Проблемно-игровая технология

Группировка
Раскладывание


Соотнесение
Счет
Измерение

Достоинство проблемно-игровой технологии-разнообразие игровых действий

отсутствие принуждения;
развитие игровой динамики;
поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Последовательные шаги проблемно-игровой технологии

Технология ТРИЗ Теория решение изобретательских задач

Технология ТРИЗ Теория решение изобретательских задач

Технология ТРИЗ

Теория решение изобретательских задач

Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером,
Михаилом Наумовичем Шустерман.
Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Генрих Саулович Альтшуллер

Михаил Наумович
Шустерман

Технология ТРИЗ Основные методы

Технология ТРИЗ Основные методы

Технология ТРИЗ

Основные методы ТРИЗ

Системный анализ.
Метод противоречий.
Метод борьбы с психологической инерцией.
Оператор РВС.
Метод моделирования маленькими человечками.
Вепольный анализ.
Ресурсы.

Метод проб и ошибок.
Метод фокальных объектов.
Морфологический анализ.
Мозговой штурм.
Метод контрольных и наводящих вопросов.
Синектика.
Функционально-стоимостный анализ(ФСА).

Технология ТРИЗ Во время использование технологии

Технология ТРИЗ Во время использование технологии

Технология ТРИЗ

Во время использование технологии ТРИЗ :

Развитие творческого мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие воображения.
Развитие внимания.
Развитие речи.




Элементы ТРИЗ можно использовать в таких образовательных областях :

Познавательно-речевом развитии.
Коммуникативно-личностном развитии.
Художественно-эстетическом развитии.
Физическом развитии.

Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями.
Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Технология ТРИЗ Основным средством работы с детьми является педагогический поиск

Технология ТРИЗ Основным средством работы с детьми является педагогический поиск

Технология ТРИЗ

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Основные функции ТРИЗ

Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых)
Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная формула организации обсуждения проблемных ситуаций « мозговой штурм».
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и в любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, системно-схематичной наглядности).
Обязательная активизация творческого воображения.

Технология ТРИЗ ТРИЗ и развитие речи детей

Технология ТРИЗ ТРИЗ и развитие речи детей

Технология ТРИЗ

ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы.

Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо разные варианты решения.
Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность.
Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.

Технология ТРИЗ Преимущества методов

Технология ТРИЗ Преимущества методов

Технология ТРИЗ

Преимущества методов ТРИЗ
активизация познавательной деятельности детей;

создание мотивационных установок на проявление творчества;

создание условий для развития образовательной стороны речи детей(обогащение словарного запаса, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;

формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Эвристическая технология Цели использования технологии :

Эвристическая технология Цели использования технологии :

Эвристическая технология

Цели использования технологии :
Развитие творческого мышления
Самостоятельное формулирование обучающимися целей в процессе обучения,  усвоение знаний, составление алгоритма способов достижения поставленных целей 
Сохранение и развитие познавательного интереса обучающихся к преподаваемым предметам
Развитие творческих способностей обучающихся и возможность их реализации в учебной деятельности. 

Принципы эвристического обучения :
Принцип свободы выбора учеником главных элементов своего образования
Принцип метапредметных основ содержания образования.
Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету. Принцип первичности образовательной продукции учащегося по отношению к общепризнанным аналогам.
Принцип сопровождающего обучения. Принцип продуктивного образования.
Принцип рефлексивного самоосознания.

Эвристическая технология Условия формирования творческих способностей:

Эвристическая технология Условия формирования творческих способностей:

Эвристическая технология

Условия формирования творческих способностей:

Креативность обучения;
положительные мотивы учения;
интерес учащихся;
творческая активность;
положительный микроклимат в коллективе;
сильные эмоции;
предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Метод “вживания”
Метод смыслового видения
Метод символического видения
Метод образного видения
Метод придумывания
Метод “Если бы…”
Метод эвристических вопросов
Метод гиперболизации
Метод агглютинации
“Мозговой штурм”
Метод синектики
Метод морфологического ящика
Метод инверсии

Методы эвристического обучения

Эвристическая технология Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности

Эвристическая технология Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности

Эвристическая технология

Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Эвристическая технология Методы эвристического обучения

Эвристическая технология Методы эвристического обучения

Эвристическая технология

Методы эвристического обучения

Когнитивные

Креативные

Оргдеятельност
ные

Методы наук

Интуитивные методы

Методы учеников

Методы учебных предметов

Алгоритмические методы

Методы учителя

Метапредметные методы

Эвристики

Административные методы

Эвристическая технология

Эвристическая технология

Эвристическая технология

Информационная технология Цель

Информационная технология Цель

Информационная технология


Цель
Создание условий для повышения уровня ИКТ -компетентности педагогов дошкольного образования для успешной реализации ФГОС ДО.
Основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Информационная технология Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования

Информационная технология Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования

Информационная технология

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.

Информационная технология Значимым аспектом интерактивной образовательной среды

Информационная технология Значимым аспектом интерактивной образовательной среды

Информационная технология

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Информационная техналогия Организационное:

Информационная техналогия Организационное:

Информационная техналогия

Организационное:
Модернизация методической службы;
Совершенствование материально – технической базы;
Создание определенной информационной среды.

Педагогическое:
Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Ключевыми направлениям процесса информатизации ДО являются:

Воспитательно – образовательный процесс
организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника
организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, реализацию проектов
создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Информационная техналогия Виды деятельности с

Информационная техналогия Виды деятельности с

Информационная техналогия


Виды деятельности с ИКТ

НОД с мультимедийной поддержкой
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов

Совместная деятельность с компьютерной поддержкой
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Диагностическая деятельность
Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.

Информационная техналогия Преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения

Информационная техналогия Преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения

Информационная техналогия


Преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни.
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий,
лежащих в основе
механизмов
саморазвития личности.

Система основных принципов деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон

Принцип
минимакса

Принцип
непрерывности

Принцип
деятельности

Принцип
вариативности

Принцип
психологической комфортности

Принцип
творчества

Принцип целостного
представления о мире

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Принцип психологической комфортности
Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.
Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Принцип деятельности
Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип непрерывности
Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Принцип целостности
Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников. Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип творчества
Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада - это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Принцип вариативности
Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.Педагог выслушивает все ответы детей и при этом не лишает ребенка права на ошибку. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип минимакса
Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу». Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения в перед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте.

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания
в технологии «Ситуация»

1) Введение в ситуацию.
2) Актуализация знаний и умений.
3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения.
4) «Открытие» нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.
5) Включение нового знания в систему знаний.
6) Осмысление.

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 1

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 1

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

1. Введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель.
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.
Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».
Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 2

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 2

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

2. Актуализация знаний и умений
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».
У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 3

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 3

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

3. Затруднение в ситуации
Данный этап является ключевым.  Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и  для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и  которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

                                                                                                                        
На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)  

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 5

Технологии деятельностного метода «Ситуация» 5

Технологии деятельностного метода «Ситуация»

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка
На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.
При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).
. Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022