Технология
Тема урока: Технологии механической обработки конструкционных материалов с помощью технологического оборудования. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов».
Класс: 7
Цели урока:
· Образовательные:
o Закрепить и систематизировать знания учащихся о конструкционных материалах (металлах) и их свойствах.
o Повторить и углубить знания о технологиях механической обработки металлов (пиление, сверление, опиливание, шлифование).
o Ознакомить с технологическим оборудованием, используемым для механической обработки металлов (ручные инструменты, станки).
o Совершенствовать практические навыки работы с ручными инструментами для обработки металлов.
o Научить планировать и выполнять проект по изготовлению изделия из конструкционных и поделочных материалов.
· Развивающие:
o Развивать техническое мышление, пространственное воображение и конструкторские навыки.
o Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
o Развивать навыки самостоятельной работы и работы в команде.
o Развивать навыки безопасной работы с инструментами и оборудованием.
o Развивать творческие способности и умение находить нестандартные решения.
· Воспитательные:
o Воспитывать трудолюбие, аккуратность и ответственность при выполнении работы.
o Воспитывать культуру труда и уважение к профессиям, связанным с обработкой металлов.
o Формировать интерес к техническому творчеству и изобретательству.
o Воспитывать бережное отношение к инструментам и оборудованию.
Тип урока: Комбинированный (повторение, закрепление, практическая работа (проектная деятельность))
Оборудование и материалы:
· Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно)
· Презентация по теме урока
· Образцы конструкционных материалов (металлы) – сталь, алюминий, медь, и др.
· Ручные инструменты для обработки металлов (слесарные тисы, напильники, ножовки по металлу, сверла, дрели, молотки, плоскогубцы, кусачки, чертилки, кернеры, разметочный инструмент, штангенциркуль, линейки, угольники)
· Станки для обработки металлов (сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок) - если есть возможность, показать хотя бы один станок.
· Средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки, фартуки)
· Наждачная бумага различной зернистости, шлифовальные бруски
· Материалы для изготовления проекта (конструкционные и поделочные материалы – металлы, дерево, пластик, и др.)
· Инструкционные карты по выполнению основных операций механической обработки металлов
· Примеры готовых изделий из конструкционных и поделочных материалов
· Листы с критериями оценивания проектов
Ход урока:
(I. Организационный этап (3 минуты))
· Приветствие учащихся.
· Проверка готовности к уроку (наличие необходимых материалов и инструментов).
· Назначение дежурных.
· Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.
o Обязательное использование средств индивидуальной защиты (очки, фартук, перчатки).
o Осторожное обращение с острыми инструментами.
o Правила безопасной работы на станках (если используются).
o Правила уборки рабочего места.
(II. Актуализация знаний (7 минут))
· Повторение основных понятий:
o Что такое конструкционные материалы?
o Какие металлы относятся к конструкционным материалам?
o Какие свойства металлов важны для их обработки? (твердость, прочность, пластичность, вязкость)
o Какие виды механической обработки металлов вы знаете? (пиление, сверление, опиливание, шлифование, точение, фрезерование)
· Фронтальный опрос:
o Для чего предназначены тисы?
o Какие инструменты используют для разметки металла?
o Как правильно пилить металл?
o Какие правила безопасности необходимо соблюдать при сверлении металла?
o Для чего нужна наждачная бумага?
· Показ образцов конструкционных материалов и инструментов.
· Краткое обсуждение преимуществ и недостатков различных металлов.
(III. Мотивация учебной деятельности (5 минут))
· Демонстрация примеров готовых изделий из конструкционных и поделочных материалов (фотографии, реальные объекты).
· Обсуждение возможности создания собственных изделий.
· Подводка к теме урока: "Сегодня мы будем закреплять наши знания о механической обработке металлов и применять их на практике, изготавливая собственные изделия."
(IV. Повторение и систематизация знаний (15 минут))
1. Технологии механической обработки металлов (7 минут):
o Пиление: Цель, инструменты (ножовка по металлу), основные приемы работы, техника безопасности. Показ видеоролика о правильной технике пиления металла (если есть возможность).
o Сверление: Цель, инструменты (дрель, сверла), выбор сверла в зависимости от материала, основные приемы работы, техника безопасности. Показ видеоролика о правильной технике сверления металла (если есть возможность).
o Опиливание: Цель, инструменты (напильники), виды напильников (драчевый, личной, бархатный), основные приемы работы, техника безопасности.
o Шлифование: Цель, инструменты (наждачная бумага, шлифовальные бруски), выбор зернистости, основные приемы работы.
2. Технологическое оборудование (8 минут):
o Ручные инструменты: Повторение назначения и правил безопасной работы с каждым инструментом (тисы, напильники, ножовка, дрель, молоток, плоскогубцы, кусачки, чертилка, кернер, разметочный инструмент, штангенциркуль).
o Станки (если есть возможность показать):
§ Сверлильный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы.
§ Токарный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы (кратко, ознакомительно).
§ Фрезерный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы (кратко, ознакомительно).
§ Важно подчеркнуть, что работа на станках без подготовки и под руководством учителя недопустима!
(V. Подготовка к проектной деятельности (10 минут))
1. Выбор темы проекта (3 минуты):
o Предложить учащимся различные темы проектов (подставка для ручек, брелок, модель самолета, рамка для фотографии, и т.д.).
o Обсудить возможность выбора собственной темы проекта.
o Акцентировать внимание на реалистичности проекта, учитывая имеющиеся материалы и возможности.
2. Планирование проекта (7 минут):
o Обсудить этапы выполнения проекта:
§ Создание эскиза изделия.
§ Выбор материалов.
§ Разметка заготовок.
§ Механическая обработка деталей.
§ Сборка изделия.
§ Отделка (шлифование, покраска).
o Составление плана работы (последовательность операций, необходимые инструменты и материалы, время выполнения).
o Распределение обязанностей в группе (если работа выполняется в группах).
o Напоминание о необходимости соблюдения техники безопасности на каждом этапе работы.
(VI. Практическая работа: Выполнение проекта (35 минут))
· Учащиеся приступают к выполнению проекта под руководством учителя.
· Контроль и помощь:
o Учитель контролирует соблюдение техники безопасности.
o Оказывает помощь учащимся в выборе материалов, разметке, обработке деталей и сборке изделия.
o Отвечает на вопросы, возникающие в процессе работы.
o Корректирует ход выполнения проекта, при необходимости.
· Этапы работы:
o Разметка заготовок на материале.
o Пиление заготовок по разметке.
o Опиливание заготовок для придания нужной формы и размеров.
o Сверление отверстий (при необходимости).
o Шлифование деталей.
o Сборка изделия.
o Отделка изделия (покраска, лакирование – если предусмотрено проектом) – возможно, этот этап будет перенесен на следующий урок.
(VII. Подведение итогов урока (10 минут))
· Уборка рабочих мест.
· Обсуждение результатов работы:
o Что получилось хорошо?
o Какие трудности возникли в процессе работы?
o Что можно было сделать лучше?
· Демонстрация выполненных работ.
· Оценивание работ (с учетом критериев оценивания):
o Соответствие изделия эскизу.
o Качество изготовления (аккуратность, точность).
o Соблюдение техники безопасности.
o Организация рабочего места.
o Творческий подход.
· Рефлексия:
o Что нового вы узнали на уроке?
o Какие навыки вы приобрели?
o Что было самым интересным?
o Что было самым сложным?
(VIII. Домашнее задание (5 минут)
· Закончить работу над проектом (если не успели на уроке).
· Подготовить презентацию своего проекта (эскиз, описание процесса работы, фотографии готового изделия). (Этот пункт - если планируется защита проектов на следующем уроке)
· Повторить основные понятия о механической обработке металлов.
Примерные темы проектов:
· Подставка для ручек и карандашей (из листового металла, дерева и пластика).
· Брелок для ключей (из листового металла).
· Рамка для фотографии (из дерева и металла).
· Модель самолета (из дерева и металла).
· Подставка для телефона (из дерева и пластика).
· Декоративный элемент для интерьера (из различных материалов).
Важные рекомендации:
· Безопасность: Техника безопасности – превыше всего! Повторяйте правила безопасности перед каждым этапом работы.
· Индивидуализация: Предоставьте учащимся возможность выбора темы проекта и проявления творчества.
· Практика: Обеспечьте достаточное количество времени для практической работы.
· Наглядность: Используйте наглядные материалы (образцы, видеоролики, презентации) для объяснения нового материала.
· Оценка: Оценивайте не только результат, но и процесс работы, учитывая усилия и старания учащихся.
Этот конспект поможет вам организовать интересный и продуктивный урок по технологии в 7 классе! Удачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.