Технологии механической обработки конструкционных материалов с помощью технологического оборудования. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов».

  • Работа в классе
  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

o Ознакомить с технологическим оборудованием, используемым для механической обработки металлов (ручные инструменты, станки). o Совершенствовать практические навыки работы с ручными инструментами для обработки металлов. o Учить планировать и выполнять проект по изготовлению изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Иконка файла материала технология 7.docx

Технология

Тема урока: Технологии механической обработки конструкционных материалов  с помощью технологического оборудования. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов».

Класс: 7

Цели урока:

·         Образовательные:

o    Закрепить и систематизировать знания учащихся о конструкционных материалах (металлах) и их свойствах.

o    Повторить и углубить знания о технологиях механической обработки металлов (пиление, сверление, опиливание, шлифование).

o    Ознакомить с технологическим оборудованием, используемым для механической обработки металлов (ручные инструменты, станки).

o    Совершенствовать практические навыки работы с ручными инструментами для обработки металлов.

o    Научить планировать и выполнять проект по изготовлению изделия из конструкционных и поделочных материалов.

·         Развивающие:

o    Развивать техническое мышление, пространственное воображение и конструкторские навыки.

o    Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

o    Развивать навыки самостоятельной работы и работы в команде.

o    Развивать навыки безопасной работы с инструментами и оборудованием.

o    Развивать творческие способности и умение находить нестандартные решения.

·         Воспитательные:

o    Воспитывать трудолюбие, аккуратность и ответственность при выполнении работы.

o    Воспитывать культуру труда и уважение к профессиям, связанным с обработкой металлов.

o    Формировать интерес к техническому творчеству и изобретательству.

o    Воспитывать бережное отношение к инструментам и оборудованию.

Тип урока: Комбинированный (повторение, закрепление, практическая работа (проектная деятельность))

Оборудование и материалы:

·         Компьютер, проектор, интерактивная доска (желательно)

·         Презентация по теме урока

·         Образцы конструкционных материалов (металлы) – сталь, алюминий, медь, и др.

·         Ручные инструменты для обработки металлов (слесарные тисы, напильники, ножовки по металлу, сверла, дрели, молотки, плоскогубцы, кусачки, чертилки, кернеры, разметочный инструмент, штангенциркуль, линейки, угольники)

·         Станки для обработки металлов (сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок) - если есть возможность, показать хотя бы один станок.

·         Средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки, фартуки)

·         Наждачная бумага различной зернистости, шлифовальные бруски

·         Материалы для изготовления проекта (конструкционные и поделочные материалы – металлы, дерево, пластик, и др.)

·         Инструкционные карты по выполнению основных операций механической обработки металлов

·         Примеры готовых изделий из конструкционных и поделочных материалов

·         Листы с критериями оценивания проектов

Ход урока:

(I. Организационный этап (3 минуты))

·         Приветствие учащихся.

·         Проверка готовности к уроку (наличие необходимых материалов и инструментов).

·         Назначение дежурных.

·         Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.

o    Обязательное использование средств индивидуальной защиты (очки, фартук, перчатки).

o    Осторожное обращение с острыми инструментами.

o    Правила безопасной работы на станках (если используются).

o    Правила уборки рабочего места.

(II. Актуализация знаний (7 минут))

·         Повторение основных понятий:

o    Что такое конструкционные материалы?

o    Какие металлы относятся к конструкционным материалам?

o    Какие свойства металлов важны для их обработки? (твердость, прочность, пластичность, вязкость)

o    Какие виды механической обработки металлов вы знаете? (пиление, сверление, опиливание, шлифование, точение, фрезерование)

·         Фронтальный опрос:

o    Для чего предназначены тисы?

o    Какие инструменты используют для разметки металла?

o    Как правильно пилить металл?

o    Какие правила безопасности необходимо соблюдать при сверлении металла?

o    Для чего нужна наждачная бумага?

·         Показ образцов конструкционных материалов и инструментов.

·         Краткое обсуждение преимуществ и недостатков различных металлов.

(III. Мотивация учебной деятельности (5 минут))

·         Демонстрация примеров готовых изделий из конструкционных и поделочных материалов (фотографии, реальные объекты).

·         Обсуждение возможности создания собственных изделий.

·         Подводка к теме урока: "Сегодня мы будем закреплять наши знания о механической обработке металлов и применять их на практике, изготавливая собственные изделия."

(IV. Повторение и систематизация знаний (15 минут))

1.    Технологии механической обработки металлов (7 минут):

o    Пиление: Цель, инструменты (ножовка по металлу), основные приемы работы, техника безопасности. Показ видеоролика о правильной технике пиления металла (если есть возможность).

o    Сверление: Цель, инструменты (дрель, сверла), выбор сверла в зависимости от материала, основные приемы работы, техника безопасности. Показ видеоролика о правильной технике сверления металла (если есть возможность).

o    Опиливание: Цель, инструменты (напильники), виды напильников (драчевый, личной, бархатный), основные приемы работы, техника безопасности.

o    Шлифование: Цель, инструменты (наждачная бумага, шлифовальные бруски), выбор зернистости, основные приемы работы.

2.    Технологическое оборудование (8 минут):

o    Ручные инструменты: Повторение назначения и правил безопасной работы с каждым инструментом (тисы, напильники, ножовка, дрель, молоток, плоскогубцы, кусачки, чертилка, кернер, разметочный инструмент, штангенциркуль).

o    Станки (если есть возможность показать):

§  Сверлильный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы.

§  Токарный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы (кратко, ознакомительно).

§  Фрезерный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы (кратко, ознакомительно).

§  Важно подчеркнуть, что работа на станках без подготовки и под руководством учителя недопустима!

(V. Подготовка к проектной деятельности (10 минут))

1.    Выбор темы проекта (3 минуты):

o    Предложить учащимся различные темы проектов (подставка для ручек, брелок, модель самолета, рамка для фотографии, и т.д.).

o    Обсудить возможность выбора собственной темы проекта.

o    Акцентировать внимание на реалистичности проекта, учитывая имеющиеся материалы и возможности.

2.    Планирование проекта (7 минут):

o    Обсудить этапы выполнения проекта:

§  Создание эскиза изделия.

§  Выбор материалов.

§  Разметка заготовок.

§  Механическая обработка деталей.

§  Сборка изделия.

§  Отделка (шлифование, покраска).

o    Составление плана работы (последовательность операций, необходимые инструменты и материалы, время выполнения).

o    Распределение обязанностей в группе (если работа выполняется в группах).

o    Напоминание о необходимости соблюдения техники безопасности на каждом этапе работы.

(VI. Практическая работа: Выполнение проекта (35 минут))

·         Учащиеся приступают к выполнению проекта под руководством учителя.

·         Контроль и помощь:

o    Учитель контролирует соблюдение техники безопасности.

o    Оказывает помощь учащимся в выборе материалов, разметке, обработке деталей и сборке изделия.

o    Отвечает на вопросы, возникающие в процессе работы.

o    Корректирует ход выполнения проекта, при необходимости.

·         Этапы работы:

o    Разметка заготовок на материале.

o    Пиление заготовок по разметке.

o    Опиливание заготовок для придания нужной формы и размеров.

o    Сверление отверстий (при необходимости).

o    Шлифование деталей.

o    Сборка изделия.

o    Отделка изделия (покраска, лакирование – если предусмотрено проектом) – возможно, этот этап будет перенесен на следующий урок.

(VII. Подведение итогов урока (10 минут))

·         Уборка рабочих мест.

·         Обсуждение результатов работы:

o    Что получилось хорошо?

o    Какие трудности возникли в процессе работы?

o    Что можно было сделать лучше?

·         Демонстрация выполненных работ.

·         Оценивание работ (с учетом критериев оценивания):

o    Соответствие изделия эскизу.

o    Качество изготовления (аккуратность, точность).

o    Соблюдение техники безопасности.

o    Организация рабочего места.

o    Творческий подход.

·         Рефлексия:

o    Что нового вы узнали на уроке?

o    Какие навыки вы приобрели?

o    Что было самым интересным?

o    Что было самым сложным?

(VIII. Домашнее задание (5 минут)

·         Закончить работу над проектом (если не успели на уроке).

·         Подготовить презентацию своего проекта (эскиз, описание процесса работы, фотографии готового изделия). (Этот пункт - если планируется защита проектов на следующем уроке)

·         Повторить основные понятия о механической обработке металлов.

Примерные темы проектов:

·         Подставка для ручек и карандашей (из листового металла, дерева и пластика).

·         Брелок для ключей (из листового металла).

·         Рамка для фотографии (из дерева и металла).

·         Модель самолета (из дерева и металла).

·         Подставка для телефона (из дерева и пластика).

·         Декоративный элемент для интерьера (из различных материалов).

Важные рекомендации:

·         Безопасность: Техника безопасности – превыше всего! Повторяйте правила безопасности перед каждым этапом работы.

·         Индивидуализация: Предоставьте учащимся возможность выбора темы проекта и проявления творчества.

·         Практика: Обеспечьте достаточное количество времени для практической работы.

·         Наглядность: Используйте наглядные материалы (образцы, видеоролики, презентации) для объяснения нового материала.

·         Оценка: Оценивайте не только результат, но и процесс работы, учитывая усилия и старания учащихся.

Этот конспект поможет вам организовать интересный и продуктивный урок по технологии в 7 классе! Удачи