Технология
Класс: 7
Тема: Технологии механической обработки металлов с помощью станков. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» по технологической карте.
Тип урока: Практическая работа с элементами повторения и применения знаний.
Продолжительность: 90 минут (2 урока по 45 минут).
Цель урока: Закрепить знания о технологиях механической обработки металлов и применить их на практике при изготовлении собственного изделия.
Задачи урока:
· Образовательные:
o Повторить основные виды механической обработки металлов (резка, пиление, сверление, шлифование, точение).
o Вспомнить названия и назначение основных инструментов и оборудования для обработки металлов (ручные и станочные).
o Ознакомиться с техникой безопасности при работе с металлообрабатывающими станками и инструментами.
o Научить применять технологические карты для выполнения проектных работ.
· Развивающие:
o Развивать навыки работы с ручным инструментом и станочным оборудованием (соблюдение размеров, точность обработки).
o Развивать навыки планирования и организации своей работы.
o Развивать мелкую моторику и координацию движений.
· Воспитательные:
o Воспитывать аккуратность и бережное отношение к инструментам и оборудованию.
o Воспитывать дисциплинированность и ответственность за свою работу.
o Формировать культуру труда и навыки безопасной работы.
Оборудование:
· Рабочие места, оснащенные необходимыми ручными инструментами (тиски, напильники, ножовки по металлу, сверла различных диаметров, метчики, плашки, молотки, кернеры, разметочные инструменты – линейки, угольники, циркули).
· Металлообрабатывающие станки (сверлильный, токарный (желательно), шлифовальный).
· Заготовки из конструкционных (сталь, алюминий) и поделочных материалов (латунь, медь, дюраль).
· Технологические карты для каждого проекта (подготовленные заранее).
· Инструкции по технике безопасности.
· Защитные очки или щитки для работы со станками.
· Рабочая одежда (фартуки или халаты).
· Ветошь для уборки рабочего места.
План урока:
I. Организационный момент (5 мин)
· Приветствие учащихся.
· Проверка посещаемости.
· Проверка готовности рабочих мест к работе.
· Напоминание о правилах поведения в мастерской.
· Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация знаний и повторение (10 мин)
· Фронтальный опрос:
o Какие виды механической обработки металлов вы знаете?
o Какие инструменты используются для резки металла? (Ножовка по металлу, ножницы по металлу, абразивный круг)
o Какие инструменты нужны для сверления отверстий в металле? (Сверло, дрель, сверлильный станок)
o Для чего используются напильники? (Шлифовка, выравнивание поверхностей, снятие заусенцев)
o Что такое точение и на каких станках оно выполняется? (Точение - обработка вращающейся заготовки резцом на токарном станке)
· Повторение правил техники безопасности:
o При работе с ручными инструментами (надежное закрепление заготовки в тисках, правильный хват инструмента, осторожность при работе с острыми краями).
o При работе со станками (использование защитных очков, рабочей одежды, проверка исправности станка, соблюдение безопасного расстояния, запрет на отвлечение во время работы).
III. Инструктаж по выполнению проекта (15 мин)
· Представление проектов. Краткое описание каждого изделия и его функционального назначения (например: держатель для карандашей, брелок, подставка для телефона, молоточек). Подчеркнуть, что все изделия объединяют в себе операции механической обработки металлов.
· Раздача технологических карт для каждого проекта.
· Объяснение содержания технологической карты:
o Порядок выполнения операций.
o Используемые инструменты и оборудование.
o Размеры заготовки и готового изделия.
o Указания по технике безопасности для каждой операции.
· Демонстрация отдельных технологических операций (например, сверление отверстия на сверлильном станке, нарезание резьбы метчиком).
· Ответы на вопросы учащихся по технологическим картам.
IV. Практическая работа (50 мин)
· Индивидуальная работа учащихся по технологическим картам:
o Выбор заготовки из подходящего материала.
o Разметка заготовки в соответствии с чертежом.
o Выполнение необходимых операций механической обработки (резка, пиление, сверление, шлифование, точение (при наличии токарного станка)).
o Постоянный контроль размеров и качества обработки.
· Индивидуальная помощь учителя учащимся, испытывающим затруднения:
o Консультирование по выбору инструментов и оборудования.
o Помощь в разметке заготовки.
o Контроль за соблюдением технологии обработки.
o Оказание помощи в выполнении сложных операций.
· Строгое соблюдение правил техники безопасности:
o Постоянный контроль учителя за соблюдением учащимися правил техники безопасности при работе с инструментами и станками.
o Своевременное пресечение нарушений.
o Оказание первой помощи при необходимости.
V. Контроль и оценка (5 мин)
· Осмотр и оценка готовых изделий:
o Соответствие изделия чертежу и технологической карте.
o Качество обработки поверхности.
o Точность размеров.
o Соблюдение правил техники безопасности.
· Выставление оценок с учетом следующих критериев:
o Точность выполнения операций.
o Качество обработки.
o Соблюдение технологической последовательности.
o Соблюдение правил техники безопасности.
o Самостоятельность в работе.
VI. Уборка рабочих мест (5 мин)
· Уборка мусора и стружки с рабочих мест.
· Размещение инструментов и оборудования на свои места.
· Соблюдение гигиены – мытье рук после работы.
Технологическая карта (Пример для проекта “Держатель для карандашей”):
|
№ п/п |
Операция |
Инструмент/Оборудование |
Размеры/Параметры |
Техника безопасности |
|
1 |
Подготовка заготовки |
Линейка, кернер, молоток |
50х50х5 мм |
Осторожность при работе с молотком и кернером. |
|
2 |
Разметка отверстий |
Циркуль, линейка, кернер |
∅ 8 мм, 4 отверстия |
Точность разметки – залог качественного сверления. |
|
3 |
Сверление отверстий |
Сверлильный станок, сверло ∅ 8 мм |
Глубина сквозная |
Использовать защитные очки. Надежно закрепить заготовку. |
|
4 |
Шлифовка краев |
Напильник, наждачная бумага |
Снятие заусенцев |
Осторожность при работе с напильником (не пораниться). |
|
5 |
Отделка (по желанию) |
Краска, лак (по металлу) |
Работать в хорошо проветриваемом помещении, использовать средства защиты органов дыхания. |
Примечания:
· Технологические карты должны быть разработаны для каждого конкретного проекта.
· В зависимости от доступного оборудования и навыков учащихся, проекты могут быть упрощены или усложнены.
· Учитель должен постоянно контролировать ход работы и оказывать помощь учащимся.
· Необходимо акцентировать внимание на соблюдении правил техники безопасности на каждом этапе работы.
Ожидаемые результаты:
· Учащиеся закрепили знания о механической обработке металлов.
· Учащиеся научились работать с ручным инструментом и станочным оборудованием.
· Учащиеся научились применять технологические карты для выполнения проектных работ.
· Учащиеся изготовили собственные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
· Учащиеся усвоили правила техники безопасности при работе с металлообрабатывающими станками и инструментами.
Важные моменты, которые нужно подчеркнуть на уроке:
· Точность и аккуратность при выполнении каждой операции.
· Важность соблюдения технологической последовательности.
· Необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности.
* Значение применения полученных знаний на практике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.