Технологии механической обработки металлов с помощью станков. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» по технологической карте.

  • Работа в классе
  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Закрепить знания о технологиях механической обработки металлов и применить их на практике при изготовлении собственного изделия.
Иконка файла материала технология 7 обработка металла.docx

Технология

Класс: 7

Тема: Технологии механической обработки металлов с помощью станков. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов» по технологической карте.

Тип урока: Практическая работа с элементами повторения и применения знаний.

Продолжительность: 90 минут (2 урока по 45 минут).

Цель урока: Закрепить знания о технологиях механической обработки металлов и применить их на практике при изготовлении собственного изделия.

Задачи урока:

·         Образовательные:

o    Повторить основные виды механической обработки металлов (резка, пиление, сверление, шлифование, точение).

o    Вспомнить названия и назначение основных инструментов и оборудования для обработки металлов (ручные и станочные).

o    Ознакомиться с техникой безопасности при работе с металлообрабатывающими станками и инструментами.

o    Научить применять технологические карты для выполнения проектных работ.

·         Развивающие:

o    Развивать навыки работы с ручным инструментом и станочным оборудованием (соблюдение размеров, точность обработки).

o    Развивать навыки планирования и организации своей работы.

o    Развивать мелкую моторику и координацию движений.

·         Воспитательные:

o    Воспитывать аккуратность и бережное отношение к инструментам и оборудованию.

o    Воспитывать дисциплинированность и ответственность за свою работу.

o    Формировать культуру труда и навыки безопасной работы.

Оборудование:

·         Рабочие места, оснащенные необходимыми ручными инструментами (тиски, напильники, ножовки по металлу, сверла различных диаметров, метчики, плашки, молотки, кернеры, разметочные инструменты – линейки, угольники, циркули).

·         Металлообрабатывающие станки (сверлильный, токарный (желательно), шлифовальный).

·         Заготовки из конструкционных (сталь, алюминий) и поделочных материалов (латунь, медь, дюраль).

·         Технологические карты для каждого проекта (подготовленные заранее).

·         Инструкции по технике безопасности.

·         Защитные очки или щитки для работы со станками.

·         Рабочая одежда (фартуки или халаты).

·         Ветошь для уборки рабочего места.

План урока:

I. Организационный момент (5 мин)

·         Приветствие учащихся.

·         Проверка посещаемости.

·         Проверка готовности рабочих мест к работе.

·         Напоминание о правилах поведения в мастерской.

·         Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний и повторение (10 мин)

·         Фронтальный опрос:

o    Какие виды механической обработки металлов вы знаете?

o    Какие инструменты используются для резки металла? (Ножовка по металлу, ножницы по металлу, абразивный круг)

o    Какие инструменты нужны для сверления отверстий в металле? (Сверло, дрель, сверлильный станок)

o    Для чего используются напильники? (Шлифовка, выравнивание поверхностей, снятие заусенцев)

o    Что такое точение и на каких станках оно выполняется? (Точение - обработка вращающейся заготовки резцом на токарном станке)

·         Повторение правил техники безопасности:

o    При работе с ручными инструментами (надежное закрепление заготовки в тисках, правильный хват инструмента, осторожность при работе с острыми краями).

o    При работе со станками (использование защитных очков, рабочей одежды, проверка исправности станка, соблюдение безопасного расстояния, запрет на отвлечение во время работы).

III. Инструктаж по выполнению проекта (15 мин)

·         Представление проектов. Краткое описание каждого изделия и его функционального назначения (например: держатель для карандашей, брелок, подставка для телефона, молоточек). Подчеркнуть, что все изделия объединяют в себе операции механической обработки металлов.

·         Раздача технологических карт для каждого проекта.

·         Объяснение содержания технологической карты:

o    Порядок выполнения операций.

o    Используемые инструменты и оборудование.

o    Размеры заготовки и готового изделия.

o    Указания по технике безопасности для каждой операции.

·         Демонстрация отдельных технологических операций (например, сверление отверстия на сверлильном станке, нарезание резьбы метчиком).

·         Ответы на вопросы учащихся по технологическим картам.

IV. Практическая работа (50 мин)

·         Индивидуальная работа учащихся по технологическим картам:

o    Выбор заготовки из подходящего материала.

o    Разметка заготовки в соответствии с чертежом.

o    Выполнение необходимых операций механической обработки (резка, пиление, сверление, шлифование, точение (при наличии токарного станка)).

o    Постоянный контроль размеров и качества обработки.

·         Индивидуальная помощь учителя учащимся, испытывающим затруднения:

o    Консультирование по выбору инструментов и оборудования.

o    Помощь в разметке заготовки.

o    Контроль за соблюдением технологии обработки.

o    Оказание помощи в выполнении сложных операций.

·         Строгое соблюдение правил техники безопасности:

o    Постоянный контроль учителя за соблюдением учащимися правил техники безопасности при работе с инструментами и станками.

o    Своевременное пресечение нарушений.

o    Оказание первой помощи при необходимости.

V. Контроль и оценка (5 мин)

·         Осмотр и оценка готовых изделий:

o    Соответствие изделия чертежу и технологической карте.

o    Качество обработки поверхности.

o    Точность размеров.

o    Соблюдение правил техники безопасности.

·         Выставление оценок с учетом следующих критериев:

o    Точность выполнения операций.

o    Качество обработки.

o    Соблюдение технологической последовательности.

o    Соблюдение правил техники безопасности.

o    Самостоятельность в работе.

VI. Уборка рабочих мест (5 мин)

·         Уборка мусора и стружки с рабочих мест.

·         Размещение инструментов и оборудования на свои места.

·         Соблюдение гигиены – мытье рук после работы.

Технологическая карта (Пример для проекта “Держатель для карандашей”):

№ п/п

Операция

Инструмент/Оборудование

Размеры/Параметры

Техника безопасности

1

Подготовка заготовки

Линейка, кернер, молоток

50х50х5 мм

Осторожность при работе с молотком и кернером.

2

Разметка отверстий

Циркуль, линейка, кернер

8 мм, 4 отверстия

Точность разметки – залог качественного сверления.

3

Сверление отверстий

Сверлильный станок, сверло 8 мм

Глубина сквозная

Использовать защитные очки. Надежно закрепить заготовку.

4

Шлифовка краев

Напильник, наждачная бумага

Снятие заусенцев

Осторожность при работе с напильником (не пораниться).

5

Отделка (по желанию)

Краска, лак (по металлу)

Работать в хорошо проветриваемом помещении, использовать средства защиты органов дыхания.

Примечания:

·         Технологические карты должны быть разработаны для каждого конкретного проекта.

·         В зависимости от доступного оборудования и навыков учащихся, проекты могут быть упрощены или усложнены.

·         Учитель должен постоянно контролировать ход работы и оказывать помощь учащимся.

·         Необходимо акцентировать внимание на соблюдении правил техники безопасности на каждом этапе работы.

Ожидаемые результаты:

·         Учащиеся закрепили знания о механической обработке металлов.

·         Учащиеся научились работать с ручным инструментом и станочным оборудованием.

·         Учащиеся научились применять технологические карты для выполнения проектных работ.

·         Учащиеся изготовили собственные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

·         Учащиеся усвоили правила техники безопасности при работе с металлообрабатывающими станками и инструментами.

Важные моменты, которые нужно подчеркнуть на уроке:

·         Точность и аккуратность при выполнении каждой операции.

·         Важность соблюдения технологической последовательности.

·         Необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности.

            *      Значение применения полученных знаний на практике.