ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Оценка 4.6
Научные работы
docx
администрации +2
9 кл—11 кл +1
14.12.2018
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17
Автодорожного факультета
«ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуев Александр Александрович
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1. Понятие социальная сеть
Понятие «социальная сеть» впервые появилось в социологическом исследовании Джеймса Барнса «Классы и собрания в норвежском островном приходе» в 1954. Характеристиками такой социальной сети являются наличие узлов, то есть людей и отношений между ними.
То, что люди при общении создают некие сети, социологи и психологи заметили уже давно, поэтому в современной науке существует масса сетевых теорий. Наиболее интересной из них является «Теория шести рукопожатий», разработанная Стэнли Милгэмом, на основе проведенного им исследования в 1969 году. Согласно этой теории любые два человека на Земле, могут познакомиться благодаря шести общих знакомых. Другим ученым обнаружившим феномен социальных связей, был Марк Греноветтер, которой в 1973 году в своей работе «Сила слабых связей» доказал, что социальные сети не являются хаотичными, а у них есть своя структура и логика.
Эти сетевые теории нашли своё подтверждение при возникновении компьютерных «социальных сетей». Которые превратили невидимые нити человеческих отношений в байты передаваемой информации, и дали возможность ученым исследовать отношения с помощью конкретных социометрических и математических алгоритмов.
Первой социальной сетью в информационном пространстве стала в 1995 году сеть classmates.com, с помощью которой одноклассники могли находить друг друга и общаться. Этот проект стал очень популярных, в связи, с чем на протяжении короткого времени в киберпространстве стало появляться множество подобных сайтов. Но настоящим бумом «социальных сетей» стали 2000- годы. В 2003 и 2004 годах появились такие социальные сети как MySpace и Facebook. Facebook, создававшийся первоначально для общения студентов Гарварда, на сегодняшний день является самым многочисленным по числу зарегистрированных пользователей, сетевым ресурсом.
В России наиболее популярными являются ресурсы «Одноклассники» и «ВКонтакте». Нам же наиболее интересен именно второй ресурс так, как по данным исследований агентства «РИА Новости» «В России 78% детей в возрасте от девяти до 16 лет имеют личный профиль в социальных сетях».
В статье Клименко О.А. «Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса» дано следующее определение понятия «социальные сети» как информационного ресурса «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Это определение отличается от используемого в социологии, где под термином «социальная сеть» принято понимать социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.»
Также в данной работе приводится перечень основных принципов социальных сетей:
«1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.)
2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
7) обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
Как мы можем видеть исходя из этих принципов, возможности у социальных сетей очень велики: это и самопрезентация, и обмен информацией, и общение, и координация. Все эти возможности могут помочь педагогу при их правильном использовании и при реализации конкретных педагогических целей.
2. Социальные сети и информационно-образовательная среда
Федеральный государственный образовательный стандарт на всех уровнях школьного образования рекомендует создавать информационно- образовательную среду, которая включает «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ- оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде».
Эта информационно-образовательная среда, согласно «Стандарту…», выполняет множество функций, среди которых актуальной становится организация «дистанционного взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования».
Это, прежде всего, значит, что наряду с традиционными формами и приемами взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся и представителей общественности должны использоваться такие средства, которые могут быть организованы с привлечением различных современных сетевых технологий. Среди них главное место занимает интернет. В современных исследованиях по формированию медиаграмотности у школьников в качестве одной из проблем отмечается отсутствие в образовательной практике систематической работы по развитию у детей таких знаний и умений, которые связаны с эффективным использованием средств и ресурсов интернета. В частности, об этом говорят результаты всероссийского исследования цифровой компетентности родителей и подростков, проведенного в 2013 году.
В этой работе выделены такие проблемы, как:
1) получение подростками знаний об интернете «на ощупь», вне диалога и рефлексии;
2) преобладание потребительского отношения к интернет- ресурсам;
3) закрытость корпоративной культуры общеобразовательных учреждений, их низкая активность по обмену коллективным опытом через сетевые сообщества, группы и так далее;
4) неготовность большинства учителей к роли интернет- наставников и модераторов.
В связи с этим актуально создание в школе такой информационно- образовательной среды, которая действительно становится открытой, включает максимальное количество участников образовательного процесса и позволяет решать различные образовательные и методические задачи. На сегодняшний день информационная открытость школы создается посредством официального сайта в интернете. Тем не менее, как показывает практика, большинство школьных сайтов практически не посещаемы и выполняют только информационную функцию и по сути являются онлайн-хранилищем различных официальных документов.
Однако выход можно найти в перемещении такой образовательной и информационной площадки в социальную сеть «ВКонтакте». По- нашему мнению, это более эффективнее по следующим причинам:
1) эта социальная сеть популярна среди школьников;
2) создание и модерирование групп, страниц («пабликов») достаточно просто в обслуживании и может совершаться школьниками;
3) возможность создавать базу фото-видео-аудио файлов, а также различных документов, при этом получать обратную связь от посетителей страницы или группы;
4) наличие мобильной версии сайта «ВКонтакте» упрощает коммуникацию со школьниками, так как именно подростки являются наиболее активными пользователями мобильного интернета.
Одной из форм внедрения социальной сети «Вконтакте» может служить страница школьного пресс-центра в «ВКонтакте», которая транслирует информацию о событиях школьной и внешкольной жизни: объявления о мероприятиях и акциях, новости, опросы и голосования, оповещения об итогах конкурсов и соревнований, обзоры интернет-ресурсов и прочее.
Однако, несмотря на широкие возможности социальных сетей в решении вопросов образования, могут возникнуть следующие проблемы:
1) блокировка популярных социальных сетей и некоторых бесплатных интернет-сервисов школьным контент-фильтром;
2) необходимость постоянного отслеживания содержания и комментариев;
3) низкая активность большинства обучающихся в создании данной формы.
Но все-таки чаще всего практика поддержки представительства школы в социальной сети показывает, что, если обучающийся осознает общественную значимость какого-либо образовательного события, то он готов поделиться информацией на странице пресс-центра.
3. Использование социальных сетей для развития педагогического взаимодействия
С помощью социальных сетей и сам педагог также может решить и организационные и методические цели.
К организационным целям решаемых с помощью социальных сетей относятся организация учебной и внеучебной деятельности учащихся. Для реализации этих целей может быть создана «группа» в социальной сети «В Контакте» или «публичная страница». На которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам.
Сейчас в большинстве школ организационные цели достигаются с помощью классных часов и информационного стенда в классе или в школе. Однако эти методы в современном школьном сообществе зачастую оказываются не действенными: классные часы не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному учителю могут помочь именно социальные сети. Альтернативой классному уголку может служить «группа», созданная в социальной сети «В Контакте» или публичная страница.
Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудио материалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать, находящуюся в ней информацию , может лишь создатель данной страницы.
Выбор той или иной интерактивной формы зависит на прямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем. Если им был принят демократический стиль общения, тогда целесообразно осуществлять организационную деятельность через «группу». А если учитель выбирает авторитарный стиль общения, тогда стоит использовать «публичную страницу».
Альтернативой классному часу будет являться «диалог». Диалог обычно, создается для решения конкретных задач, например: «День самоуправления». Как правило, конкретные мероприятия организуются инициативной группой учеников, и сообщать информацию, касающуюся данного мероприятия не обязательно всем ученикам. В этом плане функция выбора участников «диалога» очень кстати. При этом в «диалоге» происходит не только передача информации, но и общение между учителем и учениками, которые в свою очередь могут выдвигать свои идеи и предлагать способы повышения интереса к данному мероприятию.
Комплексность данных форм организации учебной и внеучебной деятельности, заключается в том, что решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов учебной и внеучебной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. В статье Клименко О.А. «Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса» автор указывает преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:
«1. Привычная среда для учащихся.
2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.
3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.
4. Возможность совместной работы.
5. Наличие форума, стены, чата.
6. Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.
7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.
8. Удобно использовать для проведения проекта.
9. Подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя». Таким образом, появляется новое учебное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ученика, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые , более привычные современному поколению формы организации познавательной деятельности.
Помимо организационных и методических целей, социальные сети также могут реализовывать цели, связанные с повышением уровня взаимодействия учителя и учеником или ученическим коллективом в целом.
Педагогическое взаимодействие учителя и учеников осуществляется на трёх уровнях: учитель- ученик, учитель- малый ученический коллектив, учитель- большой ученический коллектив.
На уровне учитель – ученический коллектив, происходит общение учителя со всем классом. В силу того, что этот коллектив достаточно велик, порой очень трудно поддерживать связь с каждым учеником, проверять уровень усвоения знаний, а также знать мнение ученика на тот или иной вопрос, касающийся обучения или внеклассной работы. Все эти проблемы также может решить социальная сеть, в случае правильного её использования.
Во-первых, у каждого пользователя социальной сети есть своя страница, в сведениях «о себе» каждый сообщает о своих интересах, пристрастиях, любимых занятиях, политических и религиозных взглядах, любимых книгах, кино, музыке. Всё это поможет создать учителю индивидуальный портрет каждого ученика, и ученики в свою очередь смогут, посещая страницу своего учителя, узнать его ближе. При этом учителю необходимо осознавать, что он является примером для подражания, авторитетом, и потому должен тщательно контролировать информацию, которую он выкладывает и создавать некий имидж. Однако если учитель не готов к тому контролю, он может создать вторую страницу, и ограничить к ней доступ своим ученикам.
Эти знания о каждом конкретном ученике могут помочь учителю, на уровне учитель-ученик. Погружаясь в привычное для современного ребёнка пространство, учитель становится полноправным членом этого сообщества, у него появляются общие темы с ребёнком, он может больше узнать о его жизни и вовремя среагировать на признаки девиантного поведения или тяжёлую жизненную ситуацию ребенка. Вследствие этого ребёнок уже не будет воспринимать учителя враждебно, как транслятора «ненужной» информации, а будет общаться с ним более уровнено, при этом всё -таки не забывая о субординации, и уровень доверия ученика к такому учителю будет повышаться.
При общении учителя с учеником в «социальной сети» может использоваться форма личных сообщений, когда учитель обменивается с учеником сообщениями, адресованными лично ему. При этом отправляя ученику сообщение, учитель всегда может проверить прочитал ли его ученик , так прочитанные и непрочитанные сообщения, имеют разные цвета.
Эта функция весьма удобна и при массовой рассылке частных сообщений всему классу. Например, посылая ученикам домашнее задание таким способом, ученик уже не сможет сослаться на то, что не видел его, так как оно будет помечено как прочитанное. При этом необходимо помнить, что ученик не всегда может выйти в сеть из-за различных технических неполадок, в таком случае, необходимо чтобы задания дублировались и на уроках.
При общении учителя с малым ученическим коллективом, как уже было сказано ранее, лучше всего использовать форму «диалога». Такая форма ожжет применяться для организации тематического внеклассного общения: общение с инициативной группой, общение с участниками внеклассного объединения, участниками спортивных соревнований и т.д. А также для общения осуществляемого в учебных целях: общение с отстающими, общение с профильными 10-11 классами, общение с участниками олимпиад и т.д.
Для того, чтобы эффективно осуществлять общение учителя со всем классом, целесообразно выбирать такаю форму взаимодействия как, «классная группа». В рамках групп помимо обмена различной информацией учитель может осуществлять мониторинг посещения, а также организовывать опросы, например опрос «Стоит ли проводить классный час о вреде курения». Такие опросы, как правило, могут быть анонимными, с делениями на юношей и девушек, либо не анонимными. Они помогают учителю познакомиться с мнением класса, на того или иное событие и координировать с учетом этого мнения весь образовательный процесс.
Таким образом, проанализировав возможные формы общения в социальных сетях, мы выявили, что их обучающий и организующий потенциал достаточно велик. При этом, необходимо учитывать, что использование социальных сетей не является панацеей, оно будет эффективно лишь в комплексном применении с уже существующими формами организации взаимодействия учителя с ученическим коллективом.
4. Опыт использования социальных сетей в информационно-образовательной среде
На сегодняшний день освоение интернет пространства и пространства социальных сетей становится одной из основных задач современного учителя. В социальной сети существует ряд образовательных групп, которые может использовать педагог для решения этой задачи. Вот лишь несколько примеров:
http://vk.com/english — открытая группа любителей английского языка,
http://vk.com/podslushanodebatyschool — для подготовки к дебатам,
http://vk.com/teacher_club — группа для учителей,
http://vk.com/club23019739 — игра в шахматы для тренировки памяти и логического мышления.
Помимо освоения уже существующих социальных сетей, создаются новые специализированные социальные сети, основной целью которых является образование. Они рассчитаны как на детскую аудиторию, так и на учителей и родителей. Вот лишь несколько примеров:
«Мир Бибигона» http://www1.mirbibigona.ru/cgi-bin/sd.fcgi#
Детская социальная сеть, созданная холдингом ВГТРК 4 сентября 2008 года, и, по мнению разработчиков, имеющая все шансы стать стартовой страницей для всех российских школьников. Интерфейс проекта выполнен в виде ленты, а сам сайт разделен на информационную, социальную, образовательную и развлекательную части. В первой публикуются различного рода новости, вторая предназначена для общения пользователей между собой посредством чатов, сетевых дневников, внутренней почты и прочих инструментов, в третьей части представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также электронные версии учебников и видеоуроки. Что же касается четвертого раздела портала, то здесь молодой интернет-пользователь может поиграть в игры и поучаствовать во всевозможных интеллектуальных конкурсах. По утверждению авторов ресурса, в "Мире Бибигона" реализована глубоко продуманная система безопасности и всегда присутствует психолог, которому можно задать вопрос как в детских клубах, так и в скрытой от детей части сети, предназначенной для родителей и учителей.
Проект сочетает в себе три направления: социальное, развлекательное и образовательное. Социальная сеть «Мир Бибигона» представляет собой комплекс ресурсов, предназначенных для детей, учителей и родителей. Возраст детской аудитории – 7-14 лет. В связи с тем, что аудитория проекта – дети, предполагается наличие ряда мер по безопасному нахождению детей в проекте. Регистрация пользователей по приглашениям, контроль и регулировка взаимоотношений внутри сети осуществляется модераторами сети, которые выбираются из числа педагогов школ (учителя информатики, психологи), а также администрацией проекта и психологами. Все ресурсы расположены внутри сети и не содержат посторонних ссылок. Функционал сети позволяет подключать любые внешние приложения, что существенно упрощает ввод новых функций и разделов.
Возможности проекта:
• Личное пространство пользователя: дневники, фотоальбомы, группы друзей, настраиваемые пользователями самостоятельно, внутренняя почта, приложения, подключаемые по выбору и желанию пользователей, новости у друзей.
• Сообщества пользователей: клубы по интересам для различных групп друзей, где в роли ведущих выступают сами пользователи, а также приглашенные гости проекта – авторы известных детских печатных и интернет ресурсов.
• Страница и клуб школы со списком зарегистрированных учеников, информацией о школе.
• Приложения: образовательные и развлекательные ресурсы.
• Информационный раздел: статьи, советы, обзоры на актуальные и интересные для детей тематики, обновляемые еженедельно.
• Конкурсы для пользователей проекта.
• Закрытые клубы для родителей и учителей, вопросы психологу.
«Дневник.ру» http://dnevnik.ru/ – школьная социальная сеть, объединяющая все школы России.
Удобная и безопасная среда общения школьников, учителей и родителей. Домашние задания, расписание, оценки — все в одном месте. «Дневник.ру» — это сайт, который делает жизнь в школе и вокруг неё интереснее и разнообразнее.
Школьнику :
• Удобная и безопасная среда для общения всей школы
• Общение только со сверстниками и отобранными взрослыми
• Удобное расписание и другие инструменты для учёбы
• Единый справочник обо всём и обо всех в школе
• Активное участие в школьной жизни
• Информационный центр для поступающих в ВУЗы
• Единый источник информации по ЕГЭ
• Всероссийский календарь олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.
• Вакансии для школьников (работа во время каникул)
• Современная электронная библиотека
• Консультации специалистов и многое другое…
Учителю:
• Удобная и безопасная среда для общения всей школы
• Единый справочник обо всём и обо всех в школе
• Удобное расписание и другие инструменты для управления учебным процессом
• Удобные инструменты для оптимизации административной работы
• Общение и обмен опытом с учителями по всей стране и за рубежом
• Оптимизация общения с родителями
• Всероссийский календарь мероприятий
• Единый каталог учебников
• Современная электронная библиотека
• Дистанционные курсы по повышению квалификации.
Родителю:
• Удобная и безопасная среда общения с классным руководителем, учителями, директором
• Общение и обмен опытом с другими родителями
• Доступ к информации об успеваемости и деятельности ребенка
• Единый календарь школьных мероприятий
• Единый источник информации по ЕГЭ
• Информационный центр для поступающих в ВУЗы
• Каталог всех секций и кружков в городе
• Современная электронная библиотека
• Консультации психологов и других специалистов
«Твиди» http://tvidi.ru/ch/Main/ Социальный проект, запущенный в конце сентября 2008 компанией "РосБизнесКонсалтинг" совместно с израильской фирмой Tweegee и ориентированный на детскую аудиторию в возрасте от шести до четырнадцати лет. На сайте Tvidi.ru создана уникальная среда для развития ребёнка. Дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники, размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, а также строить виртуальные миры и загружать файлы. Благодаря специальным инструментам, подписчики "Твиди" могут быстро создать и оформить свою страничку во всемирной Сети. В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности и премодерации контента, призванные оградить маленьких пользователей от всякого рода тлетворного влияния.
«Смешарики» http://www.smeshariki.ru/
Социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.
«ClassNet» http://www.classnet.ru/
Социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники созданного компанией "Интеллект" сервиса могут создавать свои классы и группы, наполнять их самыми интересными моментами из школьной жизни, фото- и видеоматериалами. В ClassNet регулярно проводятся различные нтеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные монетки и получать призы.
«Webiki» www.webiki.ru Это социальная сеть для детей, ориентированный на возрастную категорию от 5 до 12 лет. На сайте дети могут создать собственных персонажей, которые будут представлять их в виртуальном сообществе. В игровом мире герои будут жить, играть, общаться, и заводить новые знакомства. В сказочном мире Вебиков оживут игрушки из реального мира, и ребенок сможет о них заботиться, играть в занимательные игры, а также обучаться работе с компьютерами и другим полезным навыкам. На сайте Вебики есть множество игр, от простых и занятных для любого малыша до более сложных игр позволяющих обучать детей счету, правописанию, сообразительности, работы с компьютером и правилам поведения на Интернете.
Заключение.
Одной из приоритетных задач современного учителя является создание информационно-образовательной среды. В решении этой задачи ему могут помочь именно социальные сети.
На сегодняшний день интернет пространство очень активно осваивается школьники всех возрастов. Однако обычно это освоение происходит не с образовательной целью, а с развлекательной. Именно поэтому в этом пространстве нужен координатор – учитель, который аккуратно и тактично укажет школьнику на то, как можно использовать привычную ему среду для самообразования.
Вопрос использования социальных сетей в образовательном пространстве практически не разрабатывается, практически все исследования, касающиеся социальных сетей, носят негативный характер, и акцентирую внимание лишь на зависимости современной молодёжи от социальных сетей и вреде на здоровье.
Все эти проблемы, безусловно, имеют место быть, но вместе с тем социальные сети имеет огромный потенциал, как для использования в развитии уровня педагогического взаимодействия учителя и учеников, так и для развития научной мысли современных педагогов. Всё, что требуется от учителя, желающего использовать социальные сети в своей педагогической практике, это желание «идти в ногу со временем» и желание общаться с детьми «на одном языке».
Список используемых источников
1. Анализ социальных сетей в интернете. Электронный ресурс// ПостНаука. – Режим доступа: postnauka.ru/longreads/20259 Дата обращения: 09.05.15.
2. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ. Электронный ресурс// Образовательные технологии и общество № 1том 17 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-evolyutsiya-struktura-analiz Дата обращения: 16.05.15.
3. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ Дата обращения: 14.05.15.
4. Социальные сети для детей и подростков. Электронный ресурс// Режим доступа: http://www.maxlib.ru/lib.php?item=254 Дата обращения: 06.05.15
5. Бакулин М.А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы. Электронный ресурс// Режим доступа: http://mic.org.ru/phocadownload/12-bakulin.pdf Дата обращения:12.05.15
6. Колесник А. Г. Что такое социальные сети? История создания социальных сетей. Электронный ресурс// Образовательный портал «Классная оценка» - Режим доступа: klasnaocinka.com.ua/ru/article/chto-takoe-sotsialnie-seti-istoriya-sozdaniya-sots-2.html Дата обращения: 07.05.15.
7. Рулиене Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей. Электронный ресурс. – Режим доступа: ruliene.bsu.ru/wp -content/uploads/do_virt1.pdf Дата обращения:09.05.15.
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В.docx
Магистрант 2го курса группы МПО17
Автодорожного факультета
«ФГАОУ ВО СевероВосточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуев Александр Александрович
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В
ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1. Понятие социальная сеть
Понятие «социальная сеть» впервые появилось в социологическом
исследовании Джеймса Барнса «Классы и собрания в норвежском островном
приходе» в 1954. Характеристиками такой социальной сети являются наличие
узлов, то есть людей и отношений между ними.
То, что люди при общении создают некие сети, социологи и психологи
заметили уже давно, поэтому в современной науке существует масса сетевых
теорий. Наиболее интересной из них является «Теория шести рукопожатий»,
разработанная Стэнли Милгэмом, на основе проведенного им исследования в
1969 году. Согласно этой теории любые два человека на Земле, могут
познакомиться благодаря шести общих знакомых. Другим ученым
обнаружившим феномен социальных связей, был Марк Греноветтер, которой
в 1973 году в своей работе «Сила слабых связей» доказал, что социальные
сети не являются хаотичными, а у них есть своя структура и логика.
Эти сетевые теории нашли своё подтверждение при возникновении
компьютерных «социальных сетей». Которые превратили невидимые нити
человеческих отношений в байты передаваемой информации, и дали
возможность ученым исследовать отношения с помощью конкретных
социометрических и математических алгоритмов.
Первой социальной сетью в информационном пространстве стала в 1995
году сеть classmates.com, с помощью которой одноклассники могли находить
1 друг друга и общаться. Этот проект стал очень популярных, в связи, с чем на
протяжении короткого времени в киберпространстве стало появляться
множество подобных сайтов. Но настоящим бумом «социальных сетей» стали
2000 годы. В 2003 и 2004 годах появились такие социальные сети как
MySpace и Facebook. Facebook, создававшийся первоначально для общения
студентов Гарварда, на сегодняшний день является самым многочисленным
по числу зарегистрированных пользователей, сетевым ресурсом.
В России наиболее популярными являются ресурсы «Одноклассники» и
«ВКонтакте». Нам же наиболее интересен именно второй ресурс так, как по
данным исследований агентства «РИА Новости» «В России 78% детей в
возрасте от девяти до 16 лет имеют личный профиль в социальных сетях».
В статье Клименко О.А. «Социальные сети как средство обучения и
взаимодействия участников образовательного процесса» дано следующее
определение понятия «социальные сети» как информационного ресурса
контент которого
«интерактивный многопользовательский вебсайт,
наполняется самими участниками сети. Это определение отличается от
используемого в социологии, где под термином «социальная сеть» принято
понимать социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми
являются социальные объекты, и связей между ними. Сайт представляет
собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе
пользователей, объединенных общим интересом.»
Также в данной работе приводится перечень основных принципов
социальных сетей:
«1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу,
институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т.
п.)
2 2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время
находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
3) отношения – возможность описать отношения между двумя
пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
4) общение – возможность общаться с другими участниками сети
(отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети
сообщества по интересам;
6) репутация – возможность узнать статус другого участника,
проследить его поведение внутри социальной сети;
7) обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми
ссылками,
для них материалами (фотографиями,
документами,
презентациями и т. д.).
Как мы можем видеть исходя из этих принципов, возможности у
социальных сетей очень велики: это и самопрезентация, и обмен
информацией, и общение, и координация. Все эти возможности могут помочь
педагогу при их правильном использовании и при реализации конкретных
педагогических целей.
3 2. Социальные сети и информационнообразовательная среда
Федеральный государственный образовательный стандарт на всех
уровнях школьного образования рекомендует создавать информационно
образовательную среду, которая включает «комплекс информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,
совокупность
и
коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование,
информационных
средств,
технологических
коммуникационные каналы,
систему современных педагогических
технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно
образовательной среде».
Эта информационнообразовательная среда, согласно «Стандарту…»,
выполняет множество функций, среди которых актуальной становится
организация «дистанционного взаимодействие всех участников
образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников, органов управления в сфере
образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного
образования».
Это, прежде всего, значит, что наряду с традиционными формами и
обучающихся и
приемами взаимодействия педагогов,
родителей,
представителей общественности должны использоваться такие средства,
которые могут быть организованы с привлечением различных современных
сетевых технологий. Среди них главное место занимает интернет. В
современных исследованиях по формированию медиаграмотности у
школьников в качестве одной из проблем отмечается отсутствие в
образовательной практике систематической работы по развитию у детей таких
знаний и умений, которые связаны с эффективным использованием средств и
ресурсов интернета. В частности, об этом говорят результаты всероссийского
4 исследования цифровой компетентности родителей и подростков,
проведенного в 2013 году.
В этой работе выделены такие проблемы, как:
1) получение подростками знаний об интернете «на ощупь», вне диалога
и рефлексии;
2) преобладание потребительского отношения к интернет ресурсам;
3) закрытость корпоративной культуры общеобразовательных
учреждений, их низкая активность по обмену коллективным опытом через
сетевые сообщества, группы и так далее;
4) неготовность большинства учителей к роли интернет наставников и
модераторов.
В связи с этим актуально создание в школе такой информационно
образовательной среды, которая действительно становится открытой,
включает максимальное количество участников образовательного процесса и
позволяет решать различные образовательные и методические задачи. На
сегодняшний день информационная открытость школы создается посредством
официального сайта в интернете. Тем не менее, как показывает практика,
большинство школьных сайтов практически не посещаемы и выполняют
только информационную функцию и по сути являются онлайнхранилищем
различных официальных документов.
Однако выход можно найти в перемещении такой образовательной и
информационной площадки в социальную сеть «ВКонтакте». По нашему
мнению, это более эффективнее по следующим причинам:
1) эта социальная сеть популярна среди школьников;
5 2) создание и модерирование групп, страниц («пабликов») достаточно
просто в обслуживании и может совершаться школьниками;
3) возможность создавать базу фотовидеоаудио файлов, а также
различных документов, при этом получать обратную связь от посетителей
страницы или группы;
4) наличие мобильной версии сайта «ВКонтакте» упрощает
коммуникацию со школьниками, так как именно подростки являются
наиболее активными пользователями мобильного интернета.
Одной из форм внедрения социальной сети «Вконтакте» может служить
страница школьного прессцентра в «ВКонтакте», которая транслирует
информацию о событиях школьной и внешкольной жизни: объявления о
мероприятиях и акциях, новости, опросы и голосования, оповещения об
итогах конкурсов и соревнований, обзоры интернетресурсов и прочее.
Однако, несмотря на широкие возможности социальных сетей в решении
вопросов образования, могут возникнуть следующие проблемы:
1) блокировка популярных социальных сетей и некоторых бесплатных
интернетсервисов школьным контентфильтром;
2) необходимость постоянного отслеживания содержания и
комментариев;
3) низкая активность большинства обучающихся в создании данной
формы.
Но всетаки чаще всего практика поддержки представительства школы
в социальной сети показывает, что, если обучающийся осознает общественную
значимость какоголибо образовательного события, то он готов поделиться
информацией на странице прессцентра.
6 3. Использование социальных сетей для развития педагогического
взаимодействия
С помощью социальных сетей и сам педагог также может решить и
организационные и методические цели.
К организационным целям решаемых с помощью социальных сетей
относятся организация учебной и внеучебной деятельности учащихся. Для
реализации этих целей может быть создана «группа» в социальной сети «В
Контакте» или «публичная страница». На которых в режиме «онлайн» можно
обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним
заданиям, электронным учебникам или справочникам.
Сейчас в большинстве школ организационные цели достигаются с
помощью классных часов и информационного стенда в классе или в школе.
Однако эти методы в современном школьном сообществе зачастую
оказываются не действенными: классные часы не посещаются, а к
информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному учителю могут помочь именно
социальные сети. Альтернативой классному уголку может служить «группа»,
созданная в социальной сети «В Контакте» или публичная страница.
Основными различиями между ними является то, что в «группе» все
члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу,
выкладывать фото, видео, аудио материалы, а «публичная страница»
выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать
или комментировать, находящуюся в ней информацию , может лишь
создатель данной страницы.
7 Выбор той или иной интерактивной формы зависит на прямую от стиля
педагогического общения, выбранного учителем. Если им был принят
демократический стиль общения, тогда целесообразно осуществлять
организационную деятельность через «группу». А если учитель выбирает
авторитарный стиль общения, тогда
страницу».
стоит использовать «публичную
Альтернативой классному часу будет являться «диалог». Диалог
обычно, создается для решения конкретных задач, например: «День
самоуправления». Как правило, конкретные мероприятия организуются
инициативной группой учеников, и сообщать информацию, касающуюся
данного мероприятия не обязательно всем ученикам. В этом плане функция
выбора участников «диалога» очень кстати. При этом в «диалоге» происходит
не только передача информации, но и общение между учителем и учениками,
которые в свою очередь могут выдвигать свои идеи и предлагать способы
повышения интереса к данному мероприятию.
Комплексность данных форм организации учебной и внеучебной
деятельности, заключается в том, что решая организационные вопросы,
педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели
педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм
и методов учебной и внеучебной деятельности. Вводя в свой
профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним
самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения,
но и средством обучения. В статье Клименко О.А. «Социальные сети как
средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса»
автор указывает преимущества социальных сетей в качестве учебной
площадки:
«1. Привычная среда для учащихся.
8 2. В социальной сети человек выступает под своим именемфамилией.
3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой
учебный контент.
4. Возможность совместной работы.
5. Наличие форума, стены, чата.
6. Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную
тетрадь.
7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.
8. Удобно использовать для проведения проекта.
9. Подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя».
Таким образом, появляется новое учебное пространство, которое к тому же
является привычной средой для современного ученика, и не воспринимается
им враждебно. А также появляются новые , более привычные современному
поколению формы организации познавательной деятельности.
Помимо организационных и методических целей, социальные сети также
могут реализовывать цели, связанные с повышением уровня взаимодействия
учителя и учеником или ученическим коллективом в целом.
Педагогическое взаимодействие учителя и учеников осуществляется на
трёх уровнях: учитель ученик, учитель малый ученический коллектив,
учитель большой ученический коллектив.
На уровне учитель – ученический коллектив, происходит общение
учителя со всем классом. В силу того, что этот коллектив достаточно велик,
порой очень трудно поддерживать связь с каждым учеником, проверять
уровень усвоения знаний, а также знать мнение ученика на тот или иной
9 вопрос, касающийся обучения или внеклассной работы. Все эти проблемы
также может решить социальная сеть, в случае правильного её использования.
Вопервых,
у каждого пользователя социальной сети есть своя
страница, в сведениях «о себе» каждый сообщает о своих интересах,
пристрастиях, любимых занятиях, политических и религиозных взглядах,
любимых книгах, кино, музыке. Всё это поможет создать учителю
индивидуальный портрет каждого ученика, и ученики в свою очередь смогут,
посещая страницу своего учителя, узнать его ближе. При этом учителю
необходимо осознавать, что он является примером для подражания,
авторитетом, и потому должен тщательно контролировать информацию,
которую он выкладывает и создавать некий имидж. Однако если учитель не
готов к тому контролю, он может создать вторую страницу, и ограничить к
ней доступ своим ученикам.
Эти знания о каждом конкретном ученике могут помочь учителю, на
уровне учительученик. Погружаясь в привычное для современного ребёнка
пространство, учитель становится полноправным членом этого сообщества, у
него появляются общие темы с ребёнком, он может больше узнать о его
жизни и вовремя среагировать на признаки девиантного поведения или
тяжёлую жизненную ситуацию ребенка. Вследствие этого ребёнок уже не
будет воспринимать учителя враждебно, как транслятора «ненужной»
информации, а будет общаться с ним более уровнено, при этом всё таки не
забывая о субординации, и уровень доверия ученика к такому учителю будет
повышаться.
При общении учителя с учеником в «социальной сети» может
использоваться форма личных сообщений, когда учитель обменивается с
учеником сообщениями, адресованными лично ему. При этом отправляя
10 ученику сообщение, учитель всегда может проверить прочитал ли его ученик ,
так прочитанные и непрочитанные сообщения, имеют разные цвета.
Эта функция весьма удобна и при массовой рассылке частных
сообщений всему классу. Например, посылая ученикам домашнее задание
таким способом, ученик уже не сможет сослаться на то, что не видел его, так
как оно будет помечено как прочитанное. При этом необходимо помнить, что
ученик не всегда может выйти в сеть изза различных технических неполадок,
в таком случае, необходимо чтобы задания дублировались и на уроках.
При общении учителя с малым ученическим коллективом, как уже
было сказано ранее, лучше всего использовать форму «диалога». Такая форма
ожжет применяться для организации тематического внеклассного общения:
общение с инициативной группой, общение с участниками внеклассного
объединения, участниками спортивных соревнований и т.д. А также для
общения осуществляемого в учебных целях: общение с отстающими, общение
с профильными 1011 классами, общение с участниками олимпиад и т.д.
Для того, чтобы эффективно осуществлять общение учителя со всем
классом, целесообразно выбирать
такаю форму взаимодействия как,
«классная группа». В рамках групп помимо обмена различной информацией
учитель может осуществлять мониторинг посещения, а также организовывать
опросы, например опрос «Стоит ли проводить классный час о вреде курения».
Такие опросы, как правило, могут быть анонимными, с делениями на юношей
и девушек, либо не анонимными. Они помогают учителю познакомиться с
мнением класса, на того или иное событие и координировать с учетом этого
мнения весь образовательный процесс.
Таким образом, проанализировав возможные формы общения в
социальных сетях, мы выявили, что их обучающий и организующий потенциал
достаточно велик. При этом, необходимо учитывать, что использование
11 социальных сетей не является панацеей, оно будет эффективно лишь в
комплексном применении с уже существующими формами организации
взаимодействия учителя с ученическим коллективом.
12 4. Опыт использования социальных сетей в информационно
образовательной среде
На сегодняшний день освоение интернет пространства и пространства
социальных сетей становится одной из основных задач современного учителя. В
социальной сети существует ряд образовательных групп, которые может
использовать педагог для решения этой задачи. Вот лишь несколько примеров:
http://vk.com/english — открытая группа любителей английского языка,
http://vk.com/podslushanodebatyschool — для подготовки к дебатам,
http://vk.com/teacher_club — группа для учителей,
http://vk.com/club23019739 — игра в шахматы для тренировки памяти и
логического мышления.
Помимо освоения уже существующих социальных сетей, создаются новые
специализированные социальные сети, основной целью которых является
образование. Они рассчитаны как на детскую аудиторию, так и на учителей и
родителей. Вот лишь несколько примеров:
«Мир
http://www1.mirbibigona.ru/cgibin/sd.fcgi#
Детская социальная сеть, созданная холдингом ВГТРК 4 сентября 2008 года, и,
Бибигона»
по мнению разработчиков, имеющая все шансы стать стартовой страницей для
всех российских школьников. Интерфейс проекта выполнен в виде ленты, а сам
образовательную и
сайт разделен на информационную,
развлекательную части. В первой публикуются различного рода новости, вторая
социальную,
предназначена для общения пользователей между собой посредством чатов,
сетевых дневников, внутренней почты и прочих инструментов, в третьей части
представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также
электронные версии учебников и видеоуроки. Что же касается четвертого
раздела портала, то здесь молодой интернетпользователь может поиграть в игры
и поучаствовать во всевозможных интеллектуальных конкурсах. По утверждению
авторов ресурса, в "Мире Бибигона" реализована глубоко продуманная система
13 безопасности и всегда присутствует психолог, которому можно задать вопрос как
в детских клубах, так и в скрытой от детей части сети, предназначенной для
родителей
и
учителей.
Проект сочетает в себе три направления: социальное, развлекательное и
образовательное. Социальная сеть «Мир Бибигона» представляет собой комплекс
ресурсов, предназначенных для детей, учителей и родителей. Возраст детской
аудитории – 714 лет. В связи с тем, что аудитория проекта – дети,
предполагается наличие ряда мер по безопасному нахождению детей в проекте.
Регистрация пользователей по приглашениям, контроль и регулировка
взаимоотношений внутри сети осуществляется модераторами сети, которые
выбираются из числа педагогов школ (учителя информатики, психологи), а также
администрацией проекта и психологами. Все ресурсы расположены внутри сети и
не содержат посторонних ссылок. Функционал сети позволяет подключать любые
внешние приложения, что существенно упрощает ввод новых функций и разделов.
Возможности проекта:
Личное пространство пользователя: дневники, фотоальбомы, группы друзей,
внутренняя почта,
настраиваемые пользователями самостоятельно,
приложения, подключаемые по выбору и желанию пользователей, новости у
друзей.
Сообщества пользователей: клубы по интересам для различных групп друзей,
где в роли ведущих выступают сами пользователи, а также приглашенные
гости проекта – авторы известных детских печатных и интернет ресурсов.
Страница и клуб школы со списком зарегистрированных учеников,
информацией о школе.
Приложения: образовательные и развлекательные ресурсы.
Информационный раздел: статьи, советы, обзоры на актуальные и интересные
для детей тематики, обновляемые еженедельно.
14 Конкурсы для пользователей проекта.
Закрытые клубы для родителей и учителей, вопросы психологу.
«Дневник.ру»
объединяющая все школы России.
http://dnevnik.ru/
– школьная социальная сеть,
Удобная и безопасная среда общения школьников, учителей и родителей.
Домашние задания, расписание, оценки — все в одном месте. «Дневник.ру» —
это сайт, который делает жизнь в школе и вокруг неё интереснее и разнообразнее.
Школьнику :
Удобная и безопасная среда для общения всей школы
Общение только со сверстниками и отобранными взрослыми
Удобное расписание и другие инструменты для учёбы
Единый справочник обо всём и обо всех в школе
Активное участие в школьной жизни
Информационный центр для поступающих в ВУЗы
Единый источник информации по ЕГЭ
Всероссийский календарь олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.
Вакансии для школьников (работа во время каникул)
Современная электронная библиотека
Консультации
специалистов и
многое
другое…
Учителю:
15 Удобная и безопасная среда для общения всей школы
Единый справочник обо всём и обо всех в школе
Удобное расписание и другие инструменты для управления учебным
процессом
Удобные инструменты для оптимизации административной работы
Общение и обмен опытом с учителями по всей стране и за рубежом
Оптимизация общения с родителями
Всероссийский календарь мероприятий
Единый каталог учебников
Современная электронная библиотека
Дистанционные
курсы
по
повышению
квалификации.
Родителю:
Удобная и безопасная среда общения с классным руководителем, учителями,
директором
Общение и обмен опытом с другими родителями
Доступ к информации об успеваемости и деятельности ребенка
Единый календарь школьных мероприятий
Единый источник информации по ЕГЭ
Информационный центр для поступающих в ВУЗы
16 Каталог всех секций и кружков в городе
Современная электронная библиотека
Консультации психологов и других специалистов
«Твиди» http://tvidi.ru/ch/Main/ Социальный проект, запущенный в
конце сентября 2008 компанией "РосБизнесКонсалтинг" совместно с израильской
фирмой Tweegee и ориентированный на детскую аудиторию в возрасте от шести
до четырнадцати лет. На сайте Tvidi.ru создана уникальная среда для развития
ребёнка. Дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники,
размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, а также строить
виртуальные миры и загружать файлы. Благодаря специальным инструментам,
подписчики "Твиди" могут быстро создать и оформить свою страничку во
всемирной Сети. В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности
и премодерации контента, призванные оградить маленьких пользователей от
всякого рода тлетворного влияния.
«Смешарики» http://www.smeshariki.ru/
Социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала. В
виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах,
смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими участниками
сети, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на
любые каверзные вопросы. В системе ведется рейтинг наиболее активных
пользователей, предусмотрен форум, а также имеется раздел для родителей, на
котором представлена информация о правильном воспитании и обучении ребенка.
«ClassNet» http://www.classnet.ru/
Социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся
17 разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и
общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники
созданного компанией "Интеллект" сервиса могут создавать свои классы и
группы, наполнять их самыми интересными моментами из школьной жизни, фото
регулярно проводятся различные
и видеоматериалами.
нтеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные
В ClassNet
монетки и получать призы.
«Webiki» www.webiki.ru Это
социальная
сеть
для детей,
ориентированный на возрастную категорию от 5 до 12 лет. На сайте дети могут
создать собственных персонажей, которые будут представлять их в виртуальном
сообществе. В игровом мире герои будут жить, играть, общаться, и заводить
новые знакомства. В сказочном мире Вебиков оживут игрушки из реального мира,
и ребенок сможет о них заботиться, играть в занимательные игры, а также
обучаться работе с компьютерами и другим полезным навыкам. На сайте Вебики
есть множество игр, от простых и занятных для любого малыша до более
сложных игр позволяющих обучать детей счету,
правописанию,
сообразительности, работы с компьютером и правилам поведения на Интернете.
Заключение.
Одной из приоритетных задач современного учителя является создание
информационнообразовательной среды. В решении этой задачи ему могут
помочь именно социальные сети.
На сегодняшний день интернет пространство очень активно осваивается
школьники всех возрастов. Однако обычно это освоение происходит не с
образовательной целью, а с развлекательной. Именно поэтому в этом
пространстве нужен координатор – учитель, который аккуратно и тактично
18 укажет школьнику на то, как можно использовать привычную ему среду для
самообразования.
практически
Вопрос
социальных
сетей
пространстве
использования
в
образовательном
не
разрабатывается, практически все исследования, касающиеся
социальных сетей, носят негативный характер, и акцентирую
внимание лишь на зависимости современной молодёжи от
социальных сетей и вреде на здоровье.
Все эти проблемы, безусловно, имеют место быть, но
вместе с тем социальные сети имеет огромный потенциал, как
для использования в развитии уровня педагогического
взаимодействия учителя и учеников, так и для развития
научной мысли современных педагогов. Всё, что требуется от
учителя, желающего использовать социальные сети в своей
педагогической практике, это желание «идти в ногу со
временем» и желание общаться с детьми «на одном языке».
19 Список используемых источников
1.
Анализ социальных сетей в интернете. Электронный ресурс//
ПостНаука. – Режим доступа: postnauka.ru/longreads/20259 Дата обращения:
09.05.15.
2.
Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ.
Электронный ресурс// Образовательные технологии и общество № 1том 17 2014.
– Режим доступа:
strukturaanaliz Дата обращения: 16.05.15.
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyesetievolyutsiya
3.
Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и
взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс//
Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч.
конф. (г. СанктПетербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. – Режим
доступа:
Дата обращения:
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/
14.05.15.
4.
Социальные сети для детей и подростков. Электронный ресурс//
Режим доступа: http://www.maxlib.ru/lib.php?item=254 Дата обращения: 06.05.15
5.
Бакулин М.А. Социальные сети как часть информационно
образовательной среды школы.
http://mic.org.ru/phocadownload/12bakulin.pdf Дата обращения:12.05.15
Электронный ресурс// Режим доступа:
6.
Колесник А. Г. Что такое социальные сети? История создания
социальных сетей. Электронный ресурс// Образовательный портал «Классная
оценка» Режим доступа: klasnaocinka.com.ua/ru/article/chtotakoesotsialnieseti
istoriyasozdaniyasots2.html Дата обращения: 07.05.15.
7.
Рулиене Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей.
ruliene.bsu.ru/wp
Режим
доступа:
Электронный
ресурс.
–
content/uploads/do_virt1.pdf Дата обращения:09.05.15.
20
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.