В течении последних двадцати лет в Педологическом институте (в Нидерландах) была разработана и апробирована модель компетенции. Мы можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При формировании задач, важных для детей и подростков, вводится понятие «возрастные задачи» (задачи, стоящие перед детьми на каждом этапе развития, обусловленные возрастными особенностями). Модель социальной компетенции применяется в практике работы по диагностике и реабилитации детей – сирот.
Т е х н о л о г и и с о ц и а л ь н о п с и х о л о г и ч е с к о й
р а б о т ы с д е т ь м и с и р о т а м и и
д е т ь м и о с т а в ш и м и с я б е з п о п е ч е н и я
р о д и т е л е й
В течении последних двадцати лет в Педологическом институте (в
Нидерландах) была разработана и апробирована модель компетенции. Мы
можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом
навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять
задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При формировании задач,
важных для детей и подростков, вводится понятие «возрастные задачи»
(задачи, стоящие перед детьми на каждом этапе развития, обусловленные
возрастными особенностями). Модель социальной компетенции применяется
в практике работы по диагностике и реабилитации детей – сирот.
В основе понятия «возрастные задачи» лежит идея о том, что
жизненный путь человека можно разделить на различные стадии или фазы. В
Нидерландах используют следующее деление на возрастные этапы:
младенческий и дошкольный период; период начального обучения (4 – 12
лет); юность (12 – 21/25 лет); период родительства с маленькими детьми;
период роста детей; этап, когда дети покидают дом; окончание карьеры;
старость. Каждая стадия (этап) характеризуется определенной тематикой,
которой соответствуют конкретные возрастные задачи.
Чем конкретнее названы задачи, стоящие перед ребенком, тем легче
социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формулировать
навыки и умения, которыми дети, подростки и родители уже владеют, и
выделять те, которые еще отсутствуют, и, следовательно, им надо научиться.
Приведенные ниже возрастные задачи сформулированы нами на основе
публикаций следующих авторов: Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983),
Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995).
Возрастные задачи для детей 4 – 12 лет:1.Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать
действия с учетом интересов других:
задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за
помощью, не мешать другому (4 – 6 лет);
планировать свои действия с учетом интересов других, умение
советоваться (6 – 8 лет);
иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других,
поддерживать отношения (8 – 10 лет);
считаться с другими, адекватно реагировать на других (10 – 12 лет).
2. Независимость – рост независимости по отношению к родителям
(воспитателям):
умение занять себя, развитие самостоятельности (4 – 6 лет);
иметь собственное мнение, учитывать интересы других, считаться с
другими (6 8 лет);
самостоятельно справляться со своими делами, обратиться за
помощью к взрослым в случае затруднения (8 –10 лет);
самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой
досуг (10 –12 лет).
3. Учеба – в начальной школе для приобретения умений и знаний,
необходимых для функционирования в обществе:
работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять
активность (4 – 6 лет);
приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6 – 8
лет);
старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению
знаниями, уметь самостоятельно учиться (10 – 12 лет).
4. Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со
сверстниками: находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола
(4 – 6 лет);
поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с
мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому ( 68 лет).
самостоятельно разрешать конфликты,
иметь постоянного
«лучшего» друга (8 – 10 лет);
поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10
– 12 лет).
5. Домашние обязанности – взятие на себя, части ответственности за
ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам:
убирать свои вещи и игрушки (4 6 лет);
помогать по хозяйству дома (ухаживать за животными на даче и т.п.),
заботится о младших и других членах семьи (6 – 8 лет);
выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений
(ходить в магазин, мыть посуду и т. д.) (8 –10 лет);
помогать на даче и в доме (уборка, стирка и т. д.) (10 – 12 лет).
6.
Пользование элементарными инфраструктурами – умение
самостоятельно пользоваться основными средствами инфраструктуры,
такими как общественный транспорт, денежная система, средства
коммуникации, средство для проведения свободного времени:
включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4 – 6
лет);
пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном,
знать ценность денег (6 –8 лет);
самостоятельное пользование инфраструктурой (8 – 10 лет);
обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10
–12 лет).
7. Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий
собственную безопасность и безопасность для здоровья: быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблюдать
осторожность в контактах со взрослыми (4 – 8 лет);
уметь делать выбор (8 10 лет);
предвидеть возможные последствия своих действий и своего
поведения с точки зрения опасности (10 –12 лет).
Возрастные задачи для подростков (13 лет – 21 год):
1. Освобождение от зависимости, приобретение автономии – умение
становится менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и
среди родственников при изменяющихся взаимоотношениях:
уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с
родителями (13 –15 лет);
найти свое место в семье, определить свои отношения с
родственниками и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов (16 –
18 лет).
2. Здоровье и внешность – подросток должен заботится о хорошем
физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и избегать излишнего
риска:
самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и
развитием (13 –15 лет);
вести здоровый образ жизни, вовремя остановиться при наличии
вредных привычек (16 – 18 лет).
3. Свободное время – устраивать интересные мероприятия, полноценно
проводить время, свободное от обязанностей:
уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела,
приносящие удовольствия (13 –15 лет);
полноценно проводить свободное время (16 –18 лет).
Социальная компетенция рассматривается как состояние равновесия.
Мы говорим о наличии компетенции, если индивид обладает навыками,достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной
жизни (СЛОТ, 1988).
Если возрастные задачи слишком сложны или их приходится слишком
много на один момент времени, равновесие может быть нарушено – и тогда
человек функционирует некомпетентно. То же происходит, если он обладает
недостаточным количеством навыков и умений.
На рис.1 компетенция представлена как равновесие между возрастными
задачами и наличием необходимых навыков. На нем одновременно
изображены как факторы, положительно влияющие на это равновесие
(гибкость и защитные свойства), так и те. Которые могут негативно влиять и
нарушать равновесие (стрессовые ситуации и патология).
Стрессоры Защитные
факторы
Навыки и умения
Обязанности
Патология Гибкость
Рис. 1.Элементы модели компетенции и их взаимное сочетание
Задачи – это то, с чем сталкивается человек в повседневном контакте с
обществом. Речь идет о самых разных задачах, стоящих перед детьми в
соответствии с возрастом: хорошо учиться в школе, самостоятельно мыться,
общаться с другими детьми, убирать игрушки после игры, разрешать
конфликты с другими детьми, общаться с родителями, переносить их
отсутствие, утрату и т.д.Навыки
это формы поведения, необходимые для выполнения
конкретных задач, навыки дают человеку возможность выполнять
определенные задачи. Человек обладает когнитивными, социальными и
практическими навыками.
Поведение – это все, что человек делает, думает и чувствует.
Термином гибкость обозначаются индивидуальные качества человека,
помогающие ему успешно, приспосабливаться, не смотря на риск и неудачи.
Например: уверенность в себе (чувства, что трудности преодолимы).
Защитные факторы – это аспекты окружения индивида, которые его
защищают от риска и неудач (Werner, 1994; De Wit и др., 1995.). Например:
поддержка, исходящая от родных близких (хорошие взаимоотношения).
Под патологией мы понимаем не принятый в данной культуре тип
поведения, сопровождающийся следующими явлениями: страдание (например,
страх, боль или горе у самого человека или у других).
Стрессовые ситуации – это ситуации из которых человеку трудно найти
выход и которые негативно влияют на его функционирование. Это может быть
утрата любимого человека, развод и повторный брак родителей, хронические
заболевания, стихийные бедствия и катастрофы.