Технологии социально психологической работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В течении последних двадцати лет в Педологическом институте (в Нидерландах) была разработана и апробирована модель компетенции. Мы можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При формировании задач, важных для детей и подростков, вводится понятие «возрастные задачи» (задачи, стоящие перед детьми на каждом этапе развития, обусловленные возрастными особенностями). Модель социальной компетенции применяется в практике работы по диагностике и реабилитации детей – сирот.
Иконка файла материала Технологии.doc
Т е х н о л о г и и     с о ц и а л ь н о   п с и х о л о г и ч е с к о й   р а б о т ы   с   д е т ь м и   с и р о т а м и   и   д е т ь м и   о с т а в ш и м и с я   б е з   п о п е ч е н и я   р о д и т е л е й В течении последних двадцати лет в Педологическом институте (в  Нидерландах) была разработана и апробирована модель компетенции. Мы  можем говорить о компетенции, если человек обладает достаточным объемом  навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять  задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При формировании задач,  важных для детей и подростков, вводится понятие «возрастные задачи»  (задачи, стоящие перед детьми на каждом этапе развития, обусловленные  возрастными особенностями). Модель социальной компетенции применяется  в практике работы по диагностике и реабилитации детей – сирот. В   основе   понятия   «возрастные   задачи»   лежит   идея   о   том,   что жизненный путь человека можно разделить на  различные стадии или фазы. В Нидерландах   используют   следующее   деление   на   возрастные   этапы: младенческий   и  дошкольный   период;   период   начального   обучения  (4 –  12 лет);  юность  (12 – 21/25  лет);  период  родительства   с маленькими  детьми; период   роста   детей;   этап,   когда   дети   покидают   дом;   окончание   карьеры; старость.   Каждая   стадия   (этап)   характеризуется   определенной   тематикой, которой соответствуют конкретные возрастные задачи. Чем  конкретнее  названы  задачи,  стоящие  перед  ребенком,  тем  легче социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формулировать навыки   и   умения,   которыми   дети,   подростки   и   родители   уже   владеют,   и выделять те, которые еще отсутствуют, и, следовательно, им надо научиться. Приведенные ниже возрастные задачи сформулированы нами на основе публикаций   следующих   авторов:  Achenbach  (1990),  Waters,  Sroufe  (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995). Возрастные задачи для детей 4 – 12 лет:1.Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать  действия с учетом интересов других: ­ задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4 – 6 лет); ­   планировать   свои   действия   с   учетом   интересов   других,   умение советоваться (6 – 8 лет); ­ иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других,  поддерживать отношения (8 – 10 лет); ­ считаться с другими, адекватно реагировать на других (10 – 12 лет). 2.   Независимость   –   рост   независимости   по   отношению   к   родителям (воспитателям): ­ умение занять себя, развитие самостоятельности (4 – 6 лет); ­ иметь собственное мнение, учитывать интересы других, считаться с другими (6 ­ 8 лет); ­   самостоятельно   справляться   со   своими   делами,   обратиться   за помощью к взрослым в случае затруднения (8 –10 лет); ­ самостоятельно  заполнять  свое  свободное  время, планировать  свой досуг (10 –12 лет). 3.   Учеба   –   в   начальной   школе   для   приобретения   умений   и   знаний, необходимых для функционирования в обществе: ­   работать   на   уроке   совместно   с   другими   детьми   и   проявлять активность (4 – 6 лет); ­ приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6 – 8 лет); ­   старательно   учиться,   прикладывать   силы,   терпение   к   овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться (10 – 12 лет). 4.   Дружба   –   установление   и   поддержание   дружеских   контактов   со сверстниками:­ находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4 – 6 лет); ­ поддерживать   дружеские   отношения,   уметь   дружить,   считаться   с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому ( 6­8 лет). ­ самостоятельно   разрешать   конфликты,   иметь   постоянного «лучшего» друга (8 – 10 лет); ­ поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10 – 12 лет). 5. Домашние обязанности – взятие на себя, части ответственности за ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам: ­ убирать свои вещи и игрушки (4­ 6 лет); ­ помогать по хозяйству дома (ухаживать за животными на даче и т.п.), заботится о младших и других членах семьи (6 – 8 лет); ­ выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т. д.) (8 –10 лет); ­ помогать на даче и в доме (уборка, стирка и т. д.) (10 – 12 лет). 6.   Пользование   элементарными   инфраструктурами   –   умение самостоятельно   пользоваться   основными   средствами   инфраструктуры, такими   как   общественный   транспорт,   денежная   система,   средства коммуникации, средство для проведения свободного времени: ­ включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4 – 6 лет); ­ пользоваться   деньгами,   общественным   транспортом,   телефоном, знать ценность денег (6 –8 лет); самостоятельное пользование инфраструктурой (8 – 10 лет); ­ ­ обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10 –12 лет). 7.  Безопасность  и здоровье  – умение  делать  выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:­ быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4 – 8 лет); ­ уметь делать выбор (8 10 лет); ­ предвидеть   возможные   последствия   своих   действий   и   своего поведения с точки зрения опасности (10 –12 лет). Возрастные задачи для подростков (13 лет – 21 год): 1.  Освобождение   от   зависимости,  приобретение   автономии   –  умение становится менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся взаимоотношениях: ­ уметь   строить   бесконфликтные   отношения,   договариваться   с родителями (13 –15 лет); ­ найти   свое   место   в   семье,   определить   свои   отношения   с родственниками и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов (16 – 18 лет). 2.   Здоровье   и   внешность   –   подросток   должен   заботится   о   хорошем физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и избегать излишнего риска: ­ самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием (13 –15 лет); ­ вести   здоровый   образ   жизни,   вовремя   остановиться   при   наличии вредных привычек (16 – 18 лет). 3. Свободное время – устраивать интересные мероприятия, полноценно проводить время, свободное от обязанностей: ­ уметь   выбирать   для   свободного   времени   нужные,   полезные   дела, приносящие удовольствия (13 –15 лет); ­ полноценно проводить свободное время (16 –18 лет). Социальная   компетенция   рассматривается   как   состояние   равновесия. Мы   говорим   о   наличии   компетенции,   если   индивид   обладает   навыками,достаточными   для   реализации   задач,   стоящих   перед   ним   в   повседневной жизни (СЛОТ, 1988). Если возрастные задачи слишком сложны или их приходится слишком много на один момент времени, равновесие может быть нарушено – и тогда человек функционирует некомпетентно. То же происходит, если он обладает недостаточным количеством навыков и умений. На рис.1 компетенция представлена как равновесие между возрастными задачами   и   наличием   необходимых   навыков.   На   нем   одновременно изображены   как   факторы,   положительно   влияющие   на   это   равновесие (гибкость и защитные свойства), так и те. Которые могут негативно влиять и нарушать равновесие (стрессовые ситуации и патология).         Стрессоры           Защитные                                         факторы                                                                                         Навыки и умения                    Обязанности         Патология                 Гибкость Рис. 1.Элементы модели компетенции и их взаимное сочетание Задачи – это то, с чем сталкивается человек в повседневном контакте с обществом.   Речь   идет   о   самых   разных   задачах,   стоящих   перед   детьми   в соответствии с возрастом: хорошо учиться в школе, самостоятельно мыться, общаться   с   другими   детьми,   убирать   игрушки   после   игры,   разрешать конфликты   с   другими   детьми,   общаться   с   родителями,   переносить   их отсутствие, утрату и т.д.Навыки     ­   это   формы   поведения,   необходимые   для   выполнения конкретных   задач,   навыки   дают   человеку   возможность   выполнять определенные   задачи.   Человек   обладает   когнитивными,   социальными   и практическими навыками. Поведение – это все, что человек делает, думает и чувствует. Термином гибкость обозначаются индивидуальные качества человека, помогающие ему успешно, приспосабливаться, не смотря на риск и неудачи. Например: уверенность в себе (чувства, что трудности преодолимы). Защитные факторы – это  аспекты  окружения  индивида,  которые  его защищают от риска и неудач (Werner, 1994;  De Wit  и др., 1995.). Например: поддержка, исходящая от родных близких (хорошие взаимоотношения). Под   патологией   мы   понимаем   не   принятый   в   данной   культуре   тип поведения, сопровождающийся следующими явлениями: страдание (например, страх, боль или горе у самого человека или у других). Стрессовые ситуации – это ситуации из которых человеку трудно найти выход и которые негативно влияют на его функционирование. Это может быть утрата любимого человека, развод и повторный брак родителей, хронические заболевания, стихийные бедствия и катастрофы.