1. Содержание учебного курса по технологии
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа».
Цели и задачи учебного предмета
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
задачи курса
· развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
· освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
· развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение курса «Технология» рассчитано на 135 часов и предусматривает следующее распределение часов по классам: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю; 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 3 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Программа по курсу «Технология»:
Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с. Проект «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Содержание учебного предмета
Программа обучения первого года рассчитана на 33 учебных часа, урок технологии занимает 1 час в неделю. Последовательность изучения тем в учебнике соответствует тематическому планированию, но учитель вправе изменить порядок прохождения тем и количество отводимых на них часов, руководствуясь своим опытом работы, подготовленностью первоклассников, условиями работы в данном классе.
1 класс
Изготовление деталей из бумаги (15 ч)
Краткая характеристика операций обработки бумаги: уметь сминать (делать мятой поверхность бумаги), размачивать (размягчать); скатывать (свернуть в трубочку или сделать шарик); обрывать по краям (делать край неровным); складывать (делить на части); размечать по шаблону (обвести внешний контур предмета); размечать через копирку, кальку (снять копию с оригинала), резать (отделять от целого); гофрировать (делать ряд параллельных складок); переплетать (соединять способом целевого замка).
Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист.
Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести. Практические работы: изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам — выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.
Создание изделий по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.
Изготовление изделий из природных материалов (6 ч)
Краткая характеристика операций сбора, хранения, обработки и использования природных материалов: сбор материалов в сухую погоду, очистка от пыли, сортировка по цвету, размеру, форме; сушка листьев под прессом; хранение материалов в бумажных конвертах и коробках; наклеивание композиций из природного материала на картон; соединение объемных деталей из природного материала пластилином.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.
Практические работы: изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных соотношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, сборка изделия.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.
Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов
окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба-Яга и т. п.), декоративных композиций.
Изготовление изделий из пластичных материалов (3 ч)
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: уметь делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.
Практические работы: изготовление изделий из пластилина — подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.
Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей
объектов живой природы.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предмет живой природы (овощи, фрукты, животные).
Изготовление изделий из текстильных материалов (9 ч)
Краткая характеристика операций обработки материалов уметь отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать доле вые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образу бахрому; выполнять ручные швы, в частности «вперед иголку»; пришивать пуговицы с двумя отверстиями.
Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
Практические работы: изготовление плоских изделий из текстильных
материалов — подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки; декоративное оформление изделия вышивкой.
Создание изделий и декоративных композиций.
Варианты объектов труда: декоративные салфетки, игольница, аппликации, украшения.
Домашний труд
Мелкий ремонт одежды. Приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями. Практические работы: пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
Декоративное оформление предметов быта и жилища. Оформление домашних праздников.
Практические работы. Изготовление пригласительных билетов, конвертов, украшений для новогодней елки.
Содержание подраздела «Домашний труд» осваивается детьми в процессе изучения материала учебника.
2класс
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)
1. Природные материалы (15 ч)
Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.
Искусственные материалы
2. Пластические материалы (2 ч)
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка. Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: процарапывание бороздок стекой, сплющивание (расплющивание) шара, прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
3. Бумага (8 ч)
Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
4. Текстильные материалы (5 ч)
Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.
5. Конструирование и моделирование (4 ч)
Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.
3 класс
(34 часа)
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой.
Общее представление о технологическом процессе
Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.
Элементарная творческая и проектная деятельность
Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – «Парк сельскохозяйственных машин».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (18 ч)
Искусственные материалы
Бумага и картон (9 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет прочность, толщина, гибкость, жёсткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.
Выбор картона для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.
Текстильные материалы (5 ч)
Общее представление о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.
Нитки используемые на уроках: швейные, мулине, для вышивания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление вышитых картинок, подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.
Металлы (1 ч)
Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму.
Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.
Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Утилизированные материалы (3 ч)
Вид материала: пластмассовые разъёмные упаковки-капсулы.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (6 ч)
Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно-художественным).
Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения тёплого воздуха; устройства из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч)
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приёмы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за компьютером (5 ч)
Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приёмы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажёре как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами (3 ч)
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
4 класс
Бумага и картон ( 10 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет , прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема ( их узнавание). Назначение линий чертежа( контурная , разменная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер. Основы работы за компьютером. Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом( принтер, сканер)
Текстильные материалы (5 ч )
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое. Нитки используемые на уроках: мулине, для вязания.
Металлы ( 2 ч)
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки. Выбор проволоки с учетом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Конструирование и моделирование ( 2 ч)
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным условиям). Практические работы: изготовление осадкомера.
Утилизированные материалы (5 ч)
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках :пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
4 класс
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей).
Общее представление о технологическом процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (22 ч)
Искусственные материалы
Бумага и картон (10 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы (5 ч)
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы (2 ч)
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы (5 ч)
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (2 ч)
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер. Основы работы за компьютером (4 ч)
Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами (6 ч)
Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром.
Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Программу обеспечивают:
Технология. 1 класс:
Авторы программы: Т.М.Рагозина Программа «Технология» 1-4 классы М: Академкнига, 2012
Учебник: Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.,2012
Учебно-методические пособия: Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.,2012
Технология 2 класс
1. Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология, 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012 г
2. Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология, 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 г
3. Авторская программа по технологии Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с.
Проект «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373
Технология. 3 класс:
Методические пособия для учащихся:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Г олованова И.Л. Технология. 3 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.
Учебно-методические пособия для учителя
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс:
Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник,2012г.
Технология. 4 класс:
Методические пособия для учащихся:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Голованова И.Л. Технология. 4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.
Учебно-методические пособия для учителя
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 4 класс:
Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.
3. Тематическое планирование учебного предмета
1 класс
Количество часов в год – 33
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти –8
Количество часов во II четверти –9
Количество часов в III четверти –11
Количество часов в IV четверти –5
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество учебных часов |
||
всего |
из них, в соответствии со спецификой предмета, курса: |
|||
|
контрольных работ
|
практических (лабораторных) работ |
||
|
Изготовление деталей из бумаги |
15 |
|
|
|
Изготовление изделий из природных материалов |
6 |
|
|
|
Изготовление изделий из пластичных материалов |
3 |
|
|
|
Изготовление изделий из текстильных материалов |
9 |
|
|
Всего |
33 |
0 |
0 |
2 класс
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти –8
Количество часов во II четверти –9
Количество часов в III четверти –11
Количество часов в IV четверти –6
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество учебных часов |
||
всего |
из них, в соответствии со спецификой предмета, курса: |
|||
|
контрольных работ
|
практических (лабораторных) работ |
||
1. |
Природные материалы |
15 |
|
|
2. |
Пластичные материалы |
2 |
|
|
3. |
Бумага |
8 |
|
|
4. |
Текстильные материалы |
5 |
|
|
5. |
Конструирование и моделирование |
4 |
|
|
Всего |
34 |
0 |
0 |
3 класс
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти – 8
Количество часов во II четверти – 9
Количество часов в III четверти – 11
Количество часов в IV четверти – 6
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество учебных часов |
||
всего |
из них, в соответствии со спецификой предмета, курса: |
|||
|
контрольных работ
|
практических (лабораторных) работ |
||
1. |
Бумага и картон |
|
|
|
2. |
Текстильные материалы |
3 |
|
|
3. |
Металлы |
1 |
|
|
4. |
Полуфабрикаты |
3 |
|
|
5. |
Первоначальные умения проектной деятельности |
2 |
|
|
6. |
Сборка моделей из деталей конструктора |
1 |
|
|
7. |
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру |
2 |
|
|
8. |
Основы работы за компьютером |
5 |
|
|
9. |
Технология работы с инструментальными программами |
3 |
|
|
Всего |
34 |
0 |
0 |
4 класс
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в I четверти – 8
Количество часов во II четверти – 9
Количество часов в III четверти – 11
Количество часов в IV четверти – 6
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
Количество учебных часов |
||
всего |
из них, в соответствии со спецификой предмета, курса: |
|||
|
контрольных работ
|
практических (лабораторных) работ |
||
1. |
Бумага и картон |
|
|
|
2. |
Текстильные материалы |
3 |
|
|
3. |
Металлы |
1 |
|
|
4. |
Полуфабрикаты |
3 |
|
|
5. |
Первоначальные умения проектной деятельности |
2 |
|
|
6. |
Сборка моделей из деталей конструктора |
1 |
|
|
7. |
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру |
2 |
|
|
8. |
Основы работы за компьютером |
5 |
|
|
9. |
Технология работы с инструментальными программами |
3 |
|
|
Всего |
34 |
0 |
0 |
4. Календарно-тематическое планирование
по технологии в 1 ______ классе
№ п/п |
Дата проведения урока
|
Тема урока |
Примечание |
|
плани-руемая |
с учётом коррек-тировки |
|||
|
|
|
Раздел 1. Природные материалы. 6 ч |
|
Прогулка в парк. Сбор природного материала. |
||||
|
|
|
Раскладывание заготовок природного материала для просушки. |
|
|
|
|
Аппликация из природного материала «Лес». |
|
|
|
|
Аппликация из природного материала «Животные». |
|
|
|
|
Узор из семян. |
|
|
|
|
Композиции из сухих листьев и семян. |
|
|
|
|
Раздел 2. Искусственные материалы. Пластичные материалы. 3 ч |
|
Мир изделий в жизни. Раскатывание шарика из пластилина. |
||||
|
|
|
Изделия из пластилина «Овощи». |
|
|
|
|
Изделия из пластилина «Мышка». |
|
|
|
|
Раздел 3. Бумага. 15 ч |
|
Виды бумаги. Вырезание шаблонов. ТБ при работе с ножницами. |
||||
|
|
|
Аппликация из мятой бумаги «Ветка смородины» |
|
|
|
|
Обрывная аппликация «Птичка». |
|
|
|
|
Пригласительный билет на новогодний праздник. |
|
|
|
|
Гофрированная новогодняя подвеска «Шар». |
|
|
|
|
Новогодние снежинки. |
|
|
|
|
Мозаика из бумаги «Аквариум». |
|
|
|
|
Мозаика из бумаги «Море». |
|
|
|
|
Модель из бумаги «Парусник». |
|
|
|
|
Модель из бумаги «Лодочка». |
|
|
|
|
Плетение из полосок бумаги. Шахматный узор. |
|
|
|
|
Плетение из полосок бумаги «Мухомор». |
|
|
|
|
Аппликация из полосок бумаги «Цветы». |
|
|
|
|
Модель из бумаги городского транспорта. |
|
|
|
|
Модель из бумаги городского транспорта. |
|
|
|
|
Раздел 4. Текстильные материалы. 9ч |
|
Виды тканей. ТБ при работе с иглой. |
||||
|
|
|
Вдевание нитки в иголку. Стежок.. |
|
|
|
|
Обработка края салфетки бахромой. |
|
|
|
|
Аппликация из ткани «Дом с садом» |
|
|
|
|
Игольница. |
|
|
|
|
Игольница. |
|
|
|
|
Подвески из лоскутов ткани. |
|
|
|
|
Цветочная композиция из ниток. |
|
|
|
|
Цветочная композиция из ниток. |
|
Календарно-тематическое планирование
по технологии во 2 классе
№ п/п |
Дата проведения урока
|
Тема урока |
Примечание |
|
плани-руемая |
с учётом коррек-тировки |
|||
|
|
|
Приметы осени. Осенние заботы. Правила сбора, хранения и обработки природного материала |
|
|
|
|
Использование природных материалов человеком. Правила закладки и хранения природного материала |
|
|
|
|
Инструменты и приспособления при работе с природным материалом. Панно из листьев «Осенний узор» |
|
|
|
|
Работа с природным материалом. Панно «Животный мир» |
|
|
|
|
Работа с природным материалом. Аппликация «Цветы» из осенних листьев |
|
|
|
|
Работа с природным материалом. Аппликация «Цветы» из осенних листьев |
|
|
|
|
Работа с природным материалом. Панно «Цветочный хоровод» |
|
|
|
|
Виды бумаги и её назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов. Рису нок для этикетки. |
|
|
|
|
Инструменты и приспособления при работе с бумагой. Разметка сгибанием. Аппликация «Этикетка» |
|
|
|
|
Коллекция семян и плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых» |
|
|
|
|
Коллекция семян и плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых» |
|
|
|
|
Изготовление изделия по предложенному плану. «Подводный мир» |
|
|
|
|
Изготовление изделия по собственному плану. Композиция из семян «Аквариум с рыбкой» |
|
|
|
|
Гофрированные подвески «Куколка» |
|
|
|
|
Соединение гофри рованных деталей с помощью клея и подвешивание их на нитке. Подвески «Новогодние игрушки» |
|
|
|
|
Схема условного обозначения на схемах и чертежах. Модель «Конверт» |
|
|
|
|
Разметка по шаблону. Составление плана деятельности. Рамка. |
|
|
|
|
Разметка с помощью линейки. Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка» |
|
|
|
|
Воздушный транспорт «Самолёт». |
|
|
|
|
Разметка по клеткам деталей самолёта. |
|
|
|
|
Техника оригами. Изготовление изделий по чертежу. Динамическая модель «Птицы» |
|
|
|
|
Изготовление изделий по чертежу. Динамическая модель «Птицы» |
|
|
|
|
Масленичная кукла из соломы |
|
|
|
|
Масленичная кукла из соломы |
|
|
|
|
Разметка по шаблону Составление плана деятельности. Рамка. |
|
|
|
|
Конкурс проектов «Бумажный Змей» |
|
|
|
|
Композиция «Космос» |
|
|
|
|
Грибы из пластилина |
|
|
|
|
Мешочек для всякой всячины |
|
|
|
|
Мешочек для всякой всячины |
|
|
|
|
Пасхальное яйцо Сувенир |
|
|
|
|
Конкурс проектов «Весенняя Регата» |
|
|
|
|
Весёлый зверинец |
|
|
|
|
Весёлый зверинец |
|
Календарно-тематическое планирование
по технологии в 3 классе
№ п/п |
Дата проведения урока
|
Тема урока |
Примечание |
|
плани-руемая |
с учётом коррек-тировки |
|||
|
|
|
Лепка птиц из глины Птицы Тульской области |
|
|
|
|
Лепка птиц из глины Домашние птицы |
|
|
|
|
Лепка декоративных пластин |
|
|
|
|
Лепка декоративных пластин |
|
|
|
|
Модель шара из бумаги |
|
|
|
|
Самодельный компас |
|
|
|
|
Картон |
|
|
|
|
Мера для измерения углов 2 четверть |
|
|
|
|
Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала
|
|
|
|
|
Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» Фауна Тульской обл. |
|
|
|
|
Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» |
|
|
|
|
Коробка со съемной крышкой |
|
|
|
|
Коллаж «Семейные портреты» Моя фамилия
|
|
|
|
|
Упаковка для подарков |
|
|
|
|
Аппликация из ниток |
|
|
|
|
Декоративное оформление изделий вышивкой 3 четверть |
|
|
|
|
Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды |
|
|
|
|
Уход за одеждой. Декоративные элементы одежды |
|
|
|
|
Новогодние игрушки |
|
|
|
|
Новогодние игрушки |
|
|
|
|
Украшение из фольги |
|
|
|
|
Подвески на елку |
|
|
|
|
Поздравительные открытки из соломенных лент |
|
|
|
|
Ремонт книг с заменой обложки |
|
|
|
|
Поздравительные открытки из гофрированного картона |
|
|
|
|
Нитяная графика на картонной основе |
|
|
|
|
Работа с конструктором Проект коллективного создания моделей грузовых машин 4 четверть |
|
|
|
|
Проект коллективного создания моделей сельскохозяйственной техники |
|
|
|
|
Технические устройства для работы с информацией |
|
|
|
|
Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру |
|
|
|
|
Носители информации. Работа с электронным диском Компьютерные программы Как управлять работой программы |
|
|
|
|
Как работать с компьютерной мышью |
|
|
|
|
Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью |
|
|
|
|
Клавиатура компьютера. Графические редакторы. Как выключить компьютер Контрольные задания по теме Практика работы на компьютере» |
|
Календарно-тематическое планирование
по технологии 4 класс
№ п/п |
Дата проведения урока |
Тема урока
|
Примечание
|
|
плани-руемая |
с учётом коррек-тировки
|
|||
|
|
|
Изготовление изделий из утилизированных материалов (2 ч.) |
|
Ваза для осеннего букета |
||||
|
|
|
Пластмассы. Подставки из пластиковых емкостей |
|
|
|
|
Изготовление изделий из бумаги и картона (3ч.) |
|
Головоломка. |
||||
|
|
|
Игрушка-перевёртыш |
|
|
|
|
Ремонт книг |
|
|
|
|
Изготовление изделий из текстильных материалов (1ч.) |
|
Олимпийский символ из пяти колец |
||||
|
|
|
Металлы (2ч.) |
|
Спортивный значок |
||||
|
|
|
Каркасные модели из проволоки |
|
|
|
|
Изготовление изделий из пластичных материалов (1 ч.) |
|
Лепка декоративного рельефа |
||||
|
|
|
Изготовление изделий из бумаги и картона (2 ч.) |
|
Игрушка- гармошка |
||||
|
|
|
Новогодние фонарики |
|
|
|
|
Изготовление изделий из утилизированных материалов( 2ч.) |
|
Подвеска из пенопласта |
||||
|
|
|
Подвеска из пенопласта |
|
|
|
|
Изготовление изделий из бумаги и картона (1ч.) |
|
Маска из бумаги |
||||
|
|
|
Изготовление изделий из текстильных материалов (1ч.) |
|
Футляр из ткани |
||||
|
|
|
Изготовление изделий из бумаги и картона (1ч.) |
|
Игрушка из бумаги |
||||
|
|
|
Изготовление изделий из текстильных материалов (2ч.) |
|
Оформление изделий вышивкой простым крестом. |
||||
|
|
|
Оформление изделий вышивкой простым крестом. |
|
|
|
|
Изготовление изделий из бумаги и картона(2ч.) |
|
Декоративное панно. |
||||
|
|
|
Подарочная открытка |
|
|
|
|
Практика работы на компьютере (10ч) |
|
Компьютер. Основы работы на компьютере. Электронный текст. Технические устройства для работы с текстом.
|
||||
|
|
|
Компьютер. Основы работы на компьютере. Компьютерные программы для работы с текстом. |
|
|
|
|
Компьютер. Основы работы на компьютере. Ввод текста с клавиатуры |
|
|
|
|
Компьютер. Основы работы на компьютере. Текстовый редактор. |
|
|
|
|
Технология работы с инструментальными программами. |
|
|
|
|
Редактирование текста. |
|
|
|
|
Форматирование текста. |
|
|
|
|
Сохранение электронного текста. |
|
|
|
|
Иллюстрирование текста. |
|
|
|
|
Работаем с текстовым редактором на компьютере. Вопросы и задания для самопроверки. |
|
|
|
|
Конструирование и моделирование (2ч.) |
|
Сборка моделей транспортирующих устройств |
||||
|
|
|
Сборка моделей транспортирующих устройств |
|
|
|
|
Изготовление изделий из пластичных материалов (1 ) |
|
Фигурки из глины и пластических материалов |
||||
|
|
|
Изготовление изделий из бумаги и картона (1ч.) |
|
Проект коллективного создания макета села Мирного. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.