Тема урока: «Древесина как природный конструкционный материал».
Практическая работа «Определение породы древесины по образцам»
Цели урока:
Образовательные:
Организовать деятельность обучающихся по изучению древесины (древесных материалов) как конструкционного материала для создания (конструирования и изготовления) изделий, понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам.
Развивающие:
Создать условия для развития у обучающихся памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательные:
Создать условия для формирования культуры труда, эстетического вкуса.
Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности обучающихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.
Структура урока (90 минут)
1. Мотивационный 5 мин
2. Целеполагание 3 мин
3. Планирование деятельности 2 мин
4. Реализация плана деятельности 75 мин
5. Подведение итогов урока 5 мин
Инструменты и оборудование:
1. Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;
2. Карточки с заданиями (каждому ребенку);
3. Карточки для практической работы (каждому ребенку);
4. Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).
5. Мультимедиапроектор, компьютеры.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические, репродуктивные
Формы работы:
самостоятельная, индивидуальная, групповая
Тип урока: комбинированный
Домашнее задание предыдущего урока: Прочитать в учебнике информацию по теме «Древесина как природный конструкционный материал»
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методические пояснения и примечания |
1. Мотивационный |
Приветствие учеников. Проверка явки обучающихся.
Вступление. Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны. Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет в среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий. Знаете ли вы, что - береза среднего размера имеет 35...40 тысяч листьев общей площадью 100...150 квадратных метров - cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. - самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов. |
Дети включаются в урок.
Слушают.
|
Доброжелательный тон, учителя, приветствие и вступление к уроку, использование вступления располагает к общению, и создает благоприятную атмосферу, создает положительный мотивационный аспект. |
2. Целеполагание |
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их.
Итак, тема урока: «Древесина как природный конструкционный материал». Запись на доске. |
Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д.
Записывают тему урока в тетрадь Формулируют с помощью учителя цели на урок. |
На данном этапе обучающиеся при помощи учителя учатся ставить перед собой цели на урок.
|
3. Планирование деятельности |
А сейчас давайте составим план действий на урок (2 учебных занятия по 45 мин.). 1. Повторение правил безопасности в школьной мастерской 2. Изучение нового материала. Прохождение теста. 3. Практическая работа
План урока записать на доске.
|
1. Повторим правила безопасности в школьной мастерской. 2. Изучим новый материал. Пройдем тест. 3. Выполним практическую работу |
Наличие плана работы, приводит к организованности, дисциплинирован-ности и контролированию деятельности. |
4. Реализация плана деятельности 4.1 Повторение Правил безопасности в школьной мастерской.
|
Опрос в ходе игры «Ты мне, я тебе»
|
Дети по цепочке задают друг другу вопросы и дают ответы.
|
Такое задание требует от ученика правильности формулировки не только ответа, но еще более важно и ответственно уметь грамотно сформулировать вопрос и проанализировать ответ одноклассника. Воспитание у детей таких качества как ответственность, взаимопомощь, аккуратность. |
4.2 Изучение нового материала
|
Ознакомление с новым материалом в ходе презентации (использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с таблицей 1)
|
Обучающиеся в ходе презентации составляют опорный конспект, записывают термины, выполняют короткий тест. Обсуждают важность данной темы
|
В ходе просмотра презентации ученики получают новые сведения. При этом удерживается постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждают, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых |
|
Физкультминутка |
|
|
4.3. Закрепление |
А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (использование цифровых образовательных ресурсов в соответствии с таблицей 1)
|
Садятся за компьютеры и проходят тест самостоятельно. Результаты распечатывают. |
Работа с электронными образовательными ресурсами. На основе индивидуальных результатов делают вывод о том, какой материал нужно доработать. |
4.4. Практическая работа «Определение по образцам породы древесины» |
Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины, записывая признаки в карточку (Приложение 1).
Если остается время то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 2).
|
Выполняют практическую работу
Слушают с интересом |
Совершенствуют навыки работы в группе.
|
4.4 Домашнее задание |
Запишите домашнее задание: 1. Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта). |
Записывают д/з в дневник |
Детям раздать карточки (Приложение 3) |
5.Подведение итогов урока 5.1 Итог урока
5.2 Рефлексия |
Ребята, какие знания вы сегодня получили? Достигли ли мы целей урока? Проверим. Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части? Назовите виды деревьев?
Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине: Вершина горы Урок понравился, весь материал мне понятен Подножие горы Урок не понравился и я ничего не понял |
Высказываются по очереди
Древесина
Лиственные, хвойные
Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы
|
Учатся анализировать обобщать и делать выводы.
Ученики имеют возможность показать свое отношение к изученному и уроку в целом. Учитель же делает соответствующие выводы. При подготовке к следующему уроку учитывает данные результаты. |
Таблица 1
Приложение к плану-конспекту урока
«Древесина как природный конструкционный материал».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Объяснение нового материала |
Информацион- ный |
презентация |
http://fcior.edu.ru/card/21031/naturalnaya-drevesina.html
|
2 |
Задание в картинках |
практический |
Интерактивный тест
|
http://fcior.edu.ru/card/21032/naturalnaya-drevesina-hvoynye-i-listvennye-porody-derevev-kontrolnye-zadaniya.html |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
№ п/п |
Порода древесины |
Признаки |
|||
Твердость |
Запах |
Цвет |
Текстура |
||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интересные сведения о некоторых породах деревьев
БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не умирает, когда с него срывают кору - она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет продолжать расти лежа.
Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан - высочайшее дерево на нашей планете, которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в "Книге рекордов Гиннеса" за 1991 г. рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.
БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний Восток). Местное название его "железная береза". Она в полтора раза крепче чугуна. Если выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.
КЕДР. Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево достигает лишь среднего роста человека.
Собственно научное название этого дерева - сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на юге - в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полтора-два раза больше, чем обычные сосны - 800-850 лет.
В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в два-три раза чище, чем в операционной.
КЕТЕМФ. Это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество - тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!
ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в том, что плоды ханги содержат почти... чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.
СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.
Секвойи принадлежат к "живым ископаемым". Они были распространены по всему Северному полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими деревьями когда-то прогуливались гигантские ящеры - бронтозавры и динозавры, а на ветвях отдыхали предки современных птиц - птеродактили.
Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор Сьерра-Невада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 3-4 тысячи лет, а по подсчетам годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст - 4830 лет!
Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.
Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней свободно разместились оркестр из 4-х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.
Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж. В одном из музеев Нью-Йорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150 человек.
Самая большая секвойя называется "Основатель" (112 м высоты).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Породы древесины
Название |
Характеристика, применение |
Сосна |
Мягкая. Сильно пропитана смолистыми веществами, имеет небольшое количество сучков. Цвет красноватый. Широко применяется для изготовления оконных переплетов, дверей, полов, мебели, ящиков, в строительстве мостов, вагонов, судов. |
Ель |
Мягкая. Имеет меньше смолистых веществ, чем сосна, сучковатая. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, строительных деталей, получения упаковочной стружки. |
ДУБ |
Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком. Применяется для изготовления и отделки мебели, а также изделий, на которые действуют большие нагрузки (паркет, конструкции мостов, вагонов). |
Береза |
Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Применяется для изготовления фанеры, спортивного инвентаря, мебели, посуды, шкатулок, ручек для инструментов, шахмат, ружейных лож. |
Ольха |
Мягкая. Цвет белый, на воздухе быстро краснеет. Применяется для изготовления фанеры, ящиков, долбленной посуды. |
Липа |
Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления чертежных досок, карандашей, посуды, получения стружки для упаковки, парфюмерии, как материал для художественной резьбы. |
Осина |
Мягкая. Легкая, склонна к загниванию. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Применяется для изготовления спичек, игрушек, посуды, получения упаковочной стружки. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.