I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы 1-4 классы Технология / Е.А. Лутцева. - М.: «Вентана-Граф» 2011 и авторской программы «Технология» Е.А. Лутцевой.
Объем программы: 34 часа. (1ч в неделю)
Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
· приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
· овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
· воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
· развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
II. Содержание тем учебного курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления). Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу.
III. Планируемые результаты
Третьеклассники будут иметь представление:
О непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах, о качествах человека-созидателя;
О производительности труда;
О роли природных стихий в жизни человека и возможн6остях их использования;
О способах получения искусственных и синтетических материалов;
О передачи вращательного движения;
О принципе работы парового двигателя;
О понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь.
Содержание программы ориентировано на достижение третьеклассниками трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса «Технология»
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
▪ объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
▪ уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
▪ понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
▪ определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
▪ учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
▪ учиться планировать практическую деятельность на уроке;
▪ под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
▪ учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
▪ работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
▪ определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
▪ наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
▪ сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
▪ понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
▪ находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
▪ с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
▪ самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
▪ слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
▪ вести небольшой познавательный диалог по теме урока,коллективно анализировать изделия;
▪ вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
▪ выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
Третьеклассники узнают:
Сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
Названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);
Простейшие способы достижения прочности конструкций;
Последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
Линии чертежа (осевая и центровая);
Правила безопасной работы канцелярским ножом;
Косую строчку, её варианты, назначение;
Назначение технологических машин;
Несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации;
Основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;
Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
Профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Третьеклассники научатся:
Под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
Читать простейший чертёж развёрток;
Соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
Изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
Выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
Оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её варианты;
Собирать простейшую электрическую цепь и проверить её действие;
Безопасно пользоваться бытовыми электрическими и газовыми приборами.
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Примечание (коррекция) |
1 |
Какая бывает информация? |
1 |
|
|
|
2 |
Практикум овладения компьютером. |
1 |
|
|
|
3 |
Практикум овладения компьютером. |
1 |
|
|
|
4 |
Книга – источник информации. Изобретение бумаги. |
1 |
|
|
|
5 |
Конструкции современных книг. |
1 |
|
|
|
6 |
Зеркало времени. |
1 |
|
|
|
7 |
Зеркало времени. Проект «Технология изготовления костюма». |
1 |
|
|
|
8 |
Древние русские постройки. |
1 |
|
|
|
9 |
Древние русские постройки. Проект «Крепость» |
1 |
|
|
|
10 |
Плоские и объёмные фигуры. |
1 |
|
|
|
11 |
Изготовляем объёмные фигуры. Изготовление макета мебели. |
1 |
|
|
|
12 |
Изготовляем объёмные фигуры. Изготовление игрушки. |
1 |
|
|
|
13 |
Изготовляем объёмные фигуры. Изготовление игрушки. |
1 |
|
|
|
14-16 |
Новогодняя мастерская |
3 |
|
|
|
17-18 |
Доброе мастерство. |
2 |
|
|
|
19 |
Разные времена – разная одежда.
|
1 |
|
|
|
20 |
Разные времена – разная одежда. Русский костюм. Проект «Народный костюм» |
1 |
|
|
|
21 |
Разные времена – разная одежда. Какие бывают ткани. |
1 |
|
|
|
22 |
Разные времена – разная одежда. Застёжки отделка одежды. |
1 |
|
|
|
23 |
Знакомство с косой строчкой на примере закладок. |
1 |
|
|
|
24 |
Виды вышивки. |
1 |
|
|
|
25 |
От замысла к результату: семь технологических задач. |
1 |
|
|
|
26 |
От замысла к результату. Изготовление блокнота. |
1 |
|
|
|
27 |
От замысла к результату. Игрушка с подвижным соединением деталей. |
1 |
|
|
|
28 |
От замысла к результату. Изготовление модели парашюта. |
1 |
|
|
|
29 |
Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. |
1 |
|
|
|
30 |
Главный металл. |
1 |
|
|
|
31 |
Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. |
1 |
|
|
|
32 |
Вода работает на человека. Водяные двигатели. Паровые двигатели. |
1 |
|
|
|
33 |
Получение и использование электричества. Электрическая цепь. |
1 |
|
|
|
34 |
Великие изобретения человека. |
1 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.