Технология диалогового обучения на уроках литературы
Оценка 4.9

Технология диалогового обучения на уроках литературы

Оценка 4.9
pptx
07.08.2024
Технология диалогового обучения на уроках  литературы
Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.
Читательская грамотность на уроках литературы.pptx

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ




Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
Колесникова Олеся Александровна

Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться»

Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться»

«Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Формы организации работы с текстом: 1

Формы организации работы с текстом: 1

Формы организации работы с текстом:
1. Чтение с остановками ( читая, ребенок думает и рассуждает).
Именно на этом этапе решаются следующие задачи: • Осуществляется контакт с текстом. • Акцентируется внимание на поиск ответов на возникшие вопросы. • Сопоставляется информация с уже имеющимися знаниями. • Обращается внимание на неясности.

Диалог с текстом (взаимодействие «читатель-текст»)

Диалог с текстом (взаимодействие «читатель-текст»)

2. Диалог с текстом (взаимодействие «читатель-текст»). Можно выделить следующие структурные элементы такого урока: а) На пороге текста; б) «Погружение» в текст;
в) После чтения текста.

Приведу пример фрагмента урока на тему: «Любовь и сострадание в произведении

Приведу пример фрагмента урока на тему: «Любовь и сострадание в произведении

Приведу пример фрагмента урока на тему: «Любовь и сострадание в произведении В.Г. Короленко « В дурном обществе».
1. На пороге текста.
Рассмотрите представленные фотографии. Как вы думаете , исходя из всего этого, какова тематика будущего произведения?

Технология диалогового обучения на уроках литературы

Технология диалогового обучения на уроках  литературы

Сегодня мы поговорим о сострадании, людском неравнодушии и любви к простому человеку

Сегодня мы поговорим о сострадании, людском неравнодушии и любви к простому человеку

- Сегодня мы поговорим о сострадании, людском неравнодушии и любви к простому человеку.

2. «Погружение» в текст

2. «Погружение» в текст

2. «Погружение» в текст

Отвечаем на вопросы: 1) Прочтите эпиграф к уроку: «

Отвечаем на вопросы: 1) Прочтите эпиграф к уроку: «

Отвечаем на вопросы:
1) Прочтите эпиграф к уроку: « Хранить чуткость к человеческим страданиям». Как вы понимаете слова известного писателя В.Г. Короленко? Кому из героев произведения принадлежат эти слова?
2) Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?

Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его

Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его

3) Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его. (Прочитав повесть, мы поняли, что человек должен быть чутким к чужому горю, помогать, сочувствовать и любить близких)

Где происходят события, описанные в повести? -Прочитайте описание города -Каков этот город? (Это пыльный, маленький город) -

Где происходят события, описанные в повести? -Прочитайте описание города -Каков этот город? (Это пыльный, маленький город) -

-Где происходят события, описанные в повести?
-Прочитайте описание города
-Каков этот город? (Это пыльный, маленький город)
- Где обитают «тёмные личности», живущие в этом городе?
- Прочитайте описание замка
- А каким вы представляете замок?

Ребята рисуют замок. Затем представляют рисунок классу

Ребята рисуют замок. Затем представляют рисунок классу

Ребята рисуют замок. Затем представляют рисунок классу.

А какое чувство вызывают замок и часовня у

А какое чувство вызывают замок и часовня у

А какое чувство вызывают замок и часовня у Васи?(Вася всегда со страхом смотрел на замок, но когда оттуда выгоняли бедных бездомных, замок стал ему противен)
-Под часовней находилось подземелье. Что вы представляете, когда слышите это слово? Могут ли люди по своей воле поселиться под землёй?
Описание подземелья пересказать близко к тексту.

Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье? -Повесть названа «В дурном обществе»

Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье? -Повесть названа «В дурном обществе»

-Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье?
-Повесть названа «В дурном обществе». Есть ли в повести что-то действительно дурное?
Дурное, что бедняки воровали, потому что они не могли заработать честным трудом. Они оказались отверженными обществом. Чтение эпизода разговора Валека и Васи о булках.
-Почему Вася, твёрдо знающий, что воровать нельзя, не осуждает своих новых друзей? (Он понимает, что Маруся голод

После чтения текста. -А какие еще произведения о трудной судьбе детей вы читали?

После чтения текста. -А какие еще произведения о трудной судьбе детей вы читали?

3. После чтения текста.
-А какие еще произведения о трудной судьбе детей вы читали?
Ученики перечисляют произведения Некрасова «Крестьянские дети»,
Рассказ ученика о произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Прослушайте фонограмму песни В

Прослушайте фонограмму песни В

Прослушайте фонограмму песни В.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай». Как вы думаете, почему при изучении произведения русского писателя Короленко мы слушаем песню о латиноамериканцах? О чём поётся в песне?

Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в

Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в

Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в Латинской Америке, но она очень созвучна повести Короленко: ведь бродяжничество, сиротство, обездоленность, отверженность остаются актуальными и по сей день.

Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? (

Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? (

-Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? ( Доброта и сострадание, милосердие и любовь должны стать нормой жизни; Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать людей, нести за них ответственность, надо «хранить чуткость к человеческим страданиям»)
-Кому сочувствует писатель? Какие человеческие качества в людях утверждает? (Короленко ненавидел всякое зло, насилие, он всегда готов был помочь как родным, близким, так и чужим людям. Короленко сочувствует бедным и отвергнутым домом и обществом людям, он утверждает искреннюю, добрую, верную и надёжную дружбу.Он хочет сказать нам о том, что многим людям не хватает душевного тепла и призывает нас помогать людям, ценить дружбу).

Вывод: анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т

Вывод: анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т

Вывод: анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить. Это все способствует к постижению крупных произведений. Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024