Понятие «Дидактическая игра»
Ученые-разработчики технологии дидактической игры
Виды дидактических игр
Требования к организации дидактической игры
Требования к подбору игр
Функции дидактической игры
Принципы проведения игры
Этапы дидактической игры
Функции учителя при организации игровой деятельности
Достоинства дидактической игры
Недостатки технологии дидактической игры
Понятие «Дидактическая игра»
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов
Требования к организации
дидактической игры
Игра- форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и деятельности.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Требования к организации
дидактической игры
Функции дидактической игры
(классификация И.С. Гринченко, А. П. Усова, В.Н. Аванесова)
Образовательная функция: совершенствование и закрепление знаний.
Воспитательная функция: Для детей, принимающих участие в игре, воспитательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Развивающая функция: Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.
Принципы проведения игры
принцип добровольности участия в игре;
принцип динамичности;
принцип создания игровой атмосферы;
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.
Функции учителя при организации
игровой деятельности
Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.
В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. Перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.
Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.
Организация игры требует подготовку участников.
Достоинства стороны дидактической игры
Дидактические игры способствуют:
- углублению, расширению и творческому применению учащимися знаний и умений;
- активизации познавательной деятельности;
- развитию познавательного интереса, интереса к предмету;
- формированию у учащихся опыта позитивной деятельности, ценностных отношений;
- развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных и творческих способностей.
Недостатки технологии дидактической игры
Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала;
Может не сформироваться навык игры;
У детей может не сформироваться навык самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Отсутствие фактора времени
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.