Технология дидактической игры на уроках технологии

  • pptx
  • 29.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология дидактической игры.pptx

Технология дидактической игры

Выполнила:
студентка гр. 5241 Антонова Екатерина

Понятие «Дидактическая игра»

Ученые-разработчики технологии дидактической игры

Виды дидактических игр

Требования к организации дидактической игры

Требования к подбору игр

Функции дидактической игры

Принципы проведения игры

Этапы дидактической игры

Функции учителя при организации игровой деятельности

Достоинства дидактической игры

Недостатки технологии дидактической игры

Понятие «Дидактическая игра»

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения  (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов

Ученые-разработчики
технологии дидактической игры

С. Л. Рубинштейн.

5 февраля 1903
21 января 1979

А. Н. Леонтьев

А. С. Макаренко

13 января 1888
1 апреля 1939

18 июня 1889
11 января 1960

Виды дидактических игр

Игра- упражнения

 Это коллективное творческое дело

Игра-путешествие

Они способствуют познавательным способностям учащихся

Учащиеся играют определенные роли

Сюжетные (ролевые) игры

Игры-соревнования

Учащиеся соревнуется, разделившись на команды

Требования к организации
дидактической игры

Игра- форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и деятельности.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Требования к организации
дидактической игры

Функции дидактической игры
(классификация А.С. Шмакова)

функция социализации;
функция самореализации ребенка в процессе игры;
коммуникативная функция игры;
диагностическая;
терапевтическая;
функция коррекции;
развлекательная

Функции дидактической игры

(классификация И.С. Гринченко, А. П. Усова, В.Н. Аванесова

Образовательная функция: совершенствование и закрепление знаний.
Воспитательная функция: Для детей, принимающих участие в игре, воспитательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Развивающая функция:  Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

Принципы проведения игры

принцип добровольности участия в игре;
принцип динамичности;
принцип создания игровой атмосферы;
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.

Этапы дидактической игры

Ориентация

Подготовка к проведению

Проведение игры

Обсуждение игры

Функции учителя при организации
игровой деятельности

Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.
В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. Перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.
Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.
Организация игры требует подготовку участников.

Достоинства стороны дидактической игры

Дидактические игры способствуют:
- углублению, расширению и творческому применению учащимися знаний и умений;
- активизации познавательной деятельности;
- развитию познавательного интереса, интереса к предмету;
- формированию у учащихся опыта позитивной деятельности, ценностных отношений;
- развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных и творческих способностей.

Недостатки технологии дидактической игры

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала;
Может не сформироваться навык игры;
У детей может не сформироваться навык самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Отсутствие фактора времени

Игра «Инженеры 2.0»

Спасибо за внимание!