К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой”. Рескин
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования.
Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Л.С. Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают.
Он различает два уровня в развитии ребёнка:
актуальный, уже сформировавшийся уровень;
зона ближайшего развития, которая определяется теми видами деятельности, которые ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми он может справиться с помощью взрослого.
Обучение, которое опирается только на актуальный уровень, не является развивающим. Развивающим является обучение, опирающееся на зону ближайшего развития.
Д.Б. Эльконин исходит из предположения о том, что возможности стимулирования умственного развития только прежде всего в формировании содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня влечёт за собой и рост умственных способностей учащихся.
Следовательно, для интенсификации развития необходимо изменить содержание образования. Анализ этих теорий приводит к выводу, что:
развитие должно исходить из доступного уровня, но у школьников одной возрастной группы этот уровень различен;
необходимо выявлять этот уровень у каждого ученика в течение всего обучения;
развитие умственных способностей предполагает развивающие задания, которые по содержанию должны быть оптимальными по степени трудности для каждого ученика.
Но всё это и означает необходимость обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения. Эти понятия так определяет доктор педагогических наук Инге Эриховна Унт в своей книге «Индивидуализация и дифференциация обучения».
«Индивидуализация – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Под дифференциацией мы понимаем учёт индивидуальных особенностей в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения».
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
1. Деление класса на З характерные группы («сильные», «средние», «слабые») с учетом степени развития
реальных учебных возможностей
способностей к учению
работоспособности учащихся
2. Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
Подготовка учителем для учащихся заданий с учетом тех трудностей, которые испытывает ученик: слабые учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для сильных учащихся — задания повышенной трудности.
Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых обеспечивается системой постоянно усложняющихся вопросов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.