Управление образования администрации г.Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Отдел народных промыслов
Методические рекомендации
«Технология изготовления картин в технике пластилинографии»
Автор-составитель:
Бекешева Тамара Николаевна,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Оренбург
2022
Цель: дать рекомендации по технологии изготовления картин в технике пластилиновой живописи.
Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука — мозг».
Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.
Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ , передавать часть своего тепла.
Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина , создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином ?
При работе с пластилином, необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы , свой так называемый стиль, или почерк, по которому можно узнать автора. Давайте вспомним произведения художников-импрессионистов. Чем именно их картины отличаются от работ других мастеров? Художники-импрессионисты используют необычную методику накладывания мазков на холст. Они большими сочными мазками передают желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.
Приблизительно
так же можно рисовать и пластилином , нанося пластилиновые мазки на
грунтованный картон. Мазки из пластилина выглядят слегка рельефными, но эта
своеобразная особенность подчеркивает уникальность выбранного средства для
живописи. Для живописи
необходимо смешивать кусочки пластилина , чтобы получить новый цвет.
Есть другой способ рисования пластилином . Но он больше похож на декоративный прием , так как напоминает нечто среднее между
аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или
частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их
на пластилиновое «полотно».
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника
от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового
колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Все зависит
от художественного замысла автора. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло
или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно
перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы
в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.
Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются
различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных
точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные
вспомогательные инструменты. Также можно попробовать использовать для получения
более тонких пластилиновых нитей стеклянные или пластмассовые шприцы без игл,
можно шприцы для кондитерских нужд. Для этого нужно извлечь поршень из шприца и
туда поместить пластилиновую «колбаску». Затем с края вставить поршень,
закрывая доступ в полость шприца. Теперь нужно хорошо нагреть шприц под струей
горячей воды. Если выдавливать поршнем размягченную пластилиновую массу,
получаются изящные линии, которые придают композиции грациозную утонченность.
По форме составляющие пластилиновой картины могут быть шарообразными,
сферическими или цилиндрическими кусочками или мазками, и при общем визуальном
восприятии выглядят как мозаика. Пластилиновая живопись чем-то напоминает
масляную живопись. Пластилин нужно хорошенько размять, чтобы он был мягким, а в
конце работы наложить на получившийся фон лист бумаги и прокатать
его небольшой скалкой или тубусом от клеящего карандаша. Берем пластилиновый
жгутик, накладываем его на основу и раскатываем. При этом пластилин и основа сравниваются по высоте. Создается
впечатление, что изображение нарисовано красками. Важно только накладывать
очень тонкие жгутики, потому что при раскатывании они расширяются в несколько
раз.
Самый лучший способ – взять кусочек пластилина , расплющить его на бумаге и стекой вырезать нужную вам форму. Операция производится так, как если бы вы работали с ножницами и бумагой. Так же получаются и мелкие детали – глаза, пятнышки. Пластилиновую аппликацию можно покрывать фисташковым или бесцветным лаком для художественных работ . Можно использовать лак для волос сильной фиксации.
Взяв прозрачную крышку, вы начинаете накладывать цвета в обратном порядке по сравнению с тем, как бы вы рисовали эту картинку маслом или гуашью. Например, рисуя красками, вы сначала обозначили бы общую форму, потом – полоски и закончили бы черными точечками зрачков. В обратной же аппликации именно с этих зрачков вам и следует начинать. Чем удобна работа в прозрачных крышках? Вы получаете готовую «застекленную» рамочку, которую можно повесить на стену, а если она запылится – протереть тряпочкой. Пластилиновая аппликация становится более долговечной.
Следующий способ. На картон наносится тонкий слой пластилина , выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, фантазию, абстрактное мышление.
Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.
Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками. Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света. Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.
Используемая литература:
1. «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова, издательство ООО «Скрипторий 2003», г. Великие Луки.
2. «Украшения в технике «терра», Т.В. Кудряшова, ООО «Эксмо», Москва, 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.