ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Ляшова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МАОУ «Уватская СОШ»
Ключевые слова: социальная интеграция, мотивация, включение, технология коллективного способа.
Аннотация. Проблема учебной деятельности учащихся, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к "вечным" педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия. Особенно остро проблема формирования учебной деятельности встает, когда речь идет об образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( в конкретном случае с нарушением в интеллектуальном развитии).В силу своих специфических особенностей, которые отличают их от детей с нормальным уровнем развития, дети с ОВЗ испытывают многочисленные трудности в процессе обучения. Для меня вопрос формирования учебной деятельности у детей с ОВЗ является актуальным, так как, работая, постоянно сталкиваешься с проблемой: как, каким образом выстроить свой урок, включив в общую деятельность и детей с ОВЗ. Поэтому необходимо постоянно каждому учителю, обучающих детей с ОВЗ искать ответы на эти вопросы. В своей статье я поделюсь как включить работу с учащимися данной категории в урок.
Недостаточность развития психических процессов, невозможность самостоятельно контролировать и планировать свою деятельность, неадекватная реакция на неуспех, неудачи, приводят к тому, что у учащихся снижается интерес к учебе, выполнение заданий становится формальным.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.), в работе с такими детьми я использую метод коллективной организации учебной деятельности, который повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения:
-способствует развитию самостоятельности, активности учебной деятельности;
-формирует положительное отношение к обучению, снижает тревожность и повышает уровень комфортности на уроках;
-содействует более успешному усвоению учебной информации;
-повышает уровень речевого развития и коммуникативных навыков.
«Особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, и ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).
Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре:
-учитель сначала объясняет новый материал классу, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
-Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения.
Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий.
Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
Я хочу поделиться опытом организации работы на таком уроке.
Например, урок математики в 4 классе по теме общеобразовательного класса «Точные и приближенные числа. Приближенные значения массы, площади фигуры» (2-й урок в теме) и тема «Замкнутые и незамкнутые кривые» (адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью).
Этап актуализации знаний (проверка умений совершать действия с именованными числами)
Класс - математический диктант, дети с ОВЗ работают по индивидуальным карточкам. Среди индивидуальных заданий есть задание: начертить отрезки, заданной длины 5 см и 12 см (задание выполняется на листе формата А4). По завершению работы организуется взаимопроверка.
Задание с отрезками используется далее на этапе постановки проблемы для выхода на новую тему для общеобразовательного класса: в каких предложениях речь идет о точных значениях?
1. В корзине 15 яблок.
2. Расстояние между городами 200 километров.
3. На полке 40 книг.
4. Население города 42 000 человек.
5. В алфавите 33 буквы.
6. Толщина атмосферного слоя Земли 100 000 метров.
7. Длина отрезков, которые начертила Юля 5 см, 12 см.
Этап изучения новой темы для класса проходит самостоятельно: учащиеся работают с текстом о приближенных числах, находят ответы на вопросы: что можно измерять приближенными числами и где они используются.
В это время учитель ведет работу по объяснению темы «Замкнутые и незамкнутые кривые линии» для группы детей с ОВЗ, с последующим закреплением в виде самостоятельной практической работы по черчению и вырезанию произвольных фигур из цветной бумаги.
Этап закрепления и отработки полученных знаний, умений и навыков для класса в выполнении практической работы.
1 группа: взвесить
конфеты (гиря 1кг, конфет немного больше).
2 группа: найти с помощью палетки площадь фигур, которые вырезали учащиеся с
ОВЗ
3 группа: работа в учебнике (высота водопадов в
диаграмме).
4 группа: Представьте ситуацию,
у нас появилась возможность проклеить поверхности парт нашего кабинета защитной
пленкой.
Высчитайте, сколько потребуется защитной пленки, чтобы проклеить поверхности парт
нашего кабинета? Ответ представить в дм2.
Для учащихся с ОВЗ организуется интеллектуальная игра с сорбонками по теме «Таблица умножения и деления чисел 2,3,4» и самостоятельная работа по учебнику.
Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке надо менять разные виды деятельности.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
Надо помнить, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.