Технология критического мышления на уроках истории
Оценка 4.6

Технология критического мышления на уроках истории

Оценка 4.6
doc
27.04.2020
Технология критического мышления на уроках истории
приложение 4.doc

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы;

   вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;  принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Особенности концептуальных подходов технологии заключаются в следующем:

  •  не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  •  не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  • - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  • - объективная оценка  положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

  Что дает технология критического мышления обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает технология критического мышления учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

             Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:

Стадия вызова.

Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются:

мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме);

информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).

Приемы, используемые на стадии вызова:

  • Показ иллюстрации
  • Зачитывание отрывка из художественной книги
  • Показ отрывка из фильма
  • Работа с историческим текстом
  • Рассказ-предположение по ключевым словам
  • Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.)
  • Концептуальное колесо

        На этапе вызова используется  методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.          Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Обучающимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся  по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Например, на уроке изучения «глобализация » можно предложить обучающимся высказать, что такое «Глобализация», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

Прием «До-После»

Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Например,  Вопрос "Почему в Отечественной войне 1812 года победу одержала русская армия?"

"До" Я думаю, что русская армия была лучше вооружена, в армии были талантливые генералы.

"После"  обучающиеся перечисляют все причины победы русской армии.

Вывод.

Я прав (не во всём прав), так как. »

Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.

Приём : “Вопросительные слова”.    обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково значение?

Информация

Христианство

Митрополит

Искусство

Государство

Власть

Крещение

Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.

1 Прием маркировки текста «Инсерт».

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию

2 Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость».  В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Например, по теме « феодальная раздробленность на Руси» обучающиеся , работая с текстом заполняют схему указывают причины возникновения и последствия, Главным условием при работе с этим приёмом является чёткое формулирование проблемы, причин, вывода

Приём «кластера» Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).в курсе обществознания 9 класса  по теме «Формы государства» составляем кластер, где систематизируем знания по формам правления, политическим режимам и формам государственно – территориального устройства..

Прием «Толстые и тонкие вопросы»  Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия ? В чем состоят различия?

Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?

Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы.


Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения

Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения

Приемы, используемые на стадии вызова:

Приемы, используемые на стадии вызова:

Прием «До-После» Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод

Прием «До-После» Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод

Как? Что? Где? Почему?

Как? Что? Где? Почему?

Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы

Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020