Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Думать критически:
Особенности концептуальных подходов технологии заключаются в следующем:
Что дает технология критического
мышления обучающемуся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу
обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает технология критического мышления
учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик,
которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в
процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:
Стадия вызова.
Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются:
мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме);
информационная (актуализация имеющихся знаний по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).
Приемы, используемые на стадии вызова:
На этапе вызова используется методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию. Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем |
Что хотим узнать |
Узнали |
Фараоны – правители Египта Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства |
В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? |
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Обучающимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: при изучении темы «Великие реформы 60-70-х гг. XIX века», подбираем синонимы к слову «Реформа».
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например, на уроке изучения «глобализация » можно предложить обучающимся высказать, что такое «Глобализация», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.
Прием «До-После»
Данный приём формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Например, Вопрос "Почему в Отечественной войне 1812 года победу одержала русская армия?"
"До" Я думаю, что русская армия была лучше вооружена, в армии были талантливые генералы.
"После" обучающиеся перечисляют все причины победы русской армии.
Вывод.
Я прав (не во всём прав), так как. »
Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
Приём : “Вопросительные слова”. обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково значение? |
Информация Христианство Митрополит Искусство Государство Власть Крещение |
Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.
1 Прием маркировки текста «Инсерт».
«v» |
«+» |
«-» |
«?» |
Поставьте на полях знак «v», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете |
Поставьте на полях знак «+», если то, что вы читаете, является для вас новым |
Поставьте на полях знак «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете |
Поставьте на полях знак «?», если то, что вы читаете, непонятно или вы бы хотели получить более подробную информацию |
2 Приём Фишбоун. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Например, по теме « феодальная раздробленность на Руси» обучающиеся , работая с текстом заполняют схему указывают причины возникновения и последствия, Главным условием при работе с этим приёмом является чёткое формулирование проблемы, причин, вывода
Приём «кластера» Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).в курсе обществознания 9 класса по теме «Формы государства» составляем кластер, где систематизируем знания по формам правления, политическим режимам и формам государственно – территориального устройства..
Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто?
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия ? В чем состоят различия?
Пример. По теме урока "Церковный раскол" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?
Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола можете назвать?
Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные и обучающимся очень нравится отвечать на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.