«ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Оценка 4.9

«ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Оценка 4.9
docx
25.05.2022
«ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Дьячкова Анастасия Николаевна СТАТЬЯ.docx

Дьячкова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Уемская СШ»,

высшая квалификационная категория

 

«ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Каждый день мы наблюдаем, как динамично меняется мир. Это отражает общую тенденцию к глобализации, что приводит к быстрому развитию информационных технологий. Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны им давать не только теоретические знания, но и практические умения, которые им пригодятся в реальном мире. Чтобы ученики стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также им необходимо овладеть навыками критического мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в современном мире.  

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем служит основанием к действию.

Развитие критического мышления – стратегия универсальная, междисциплинарная, позволяет получить такие образовательные результаты, как умение работать в разных областях знаний; способность выражать свои мысли устно и письменно, четко и корректно по отношению к окружающим; формировать личную точку зрения на основании осмысления различного опыта, идей и представлений; решать проблемы; самостоятельно заниматься собственным образованием; умение сотрудничать и работать в группе. Именно поэтому очевидна жизненная необходимость критического мышления для современной образовательной системы.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Далее мы рассмотрим те приемы развития критического мышления, которые приемлемы для использования в начальной школе.

На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Для этого я использую приёмы:

- «Загадка», «Облако слов», «Зашифрованное слово» в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;

- «Мозговой штурм» ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

- Таблицу «Знаю – хочу знать - узнал» - для актуализации опорных знаний. После работы в группе ответы вписываются в первые две колонки таблицы, третью колонку дети заполнят в конце урока на стадии рефлексии.

На этапе «Осмысления» На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность учащихся, мотивируют их на поиски истины. При работе с текстами я использую прием - «Чтение с остановками».

Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы.

Прием «Кластер» необходим при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера-схемы, уровень запоминания становится намного выше, а также при самостоятельном составлении детьми кластеров по предложенным темам, у них в памяти сохраняются важные моменты: основные определения, формы, виды тех или иных понятий.

Внедрение кластеров на уроках, по нашему мнению, это предпосылка активной познавательной деятельности учащихся: нестандартная, интересная, творческая работа, которая пробуждает у детей интерес к знаниям и способствует эмоциональному, духовному и интеллектуальному развитию младших школьников.

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт «Прием «Пометки на полях». Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков. Помечать следует,  отдельные задания. Пометки должны быть следующие: знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.  Данный прием требует от ученика не привычного пассивного участия на уроке, а активного и внимательного.

На этапе «Рефлексия» использую приёмы:

- «Верные-неверные утверждения», «Да - нет»;

 - таблицу «Знаю – хочу знать - узнал», дети в группах заполняют третью графу таблицы и высказывают своё мнение.

«Эссе» - короткая письменная работа, в которой дети выражают свои мысли, что нового узнали по данной теме, на какой вопрос не получили ответа.

Для того чтобы ребята смогли выразить своё эмоциональное отношение к изучаемой теме использую приём «Синквейн»

Алгоритм составления синквейна:

1 строка: Существительное (тема)

2 строка: 2 прилагательных (раскрывающих тему)

3 строка:  3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка: Предложение или фраза из 4 слов (отношение к теме)

5 строка: 1 слово – резюме (синоним темы)

Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Использование современных методов, технологий обучения и воспитания обеспечивает положительные результаты моей работы: к моем классе нет неуспевающих, происходит увеличение числа обучающихся, которые занимаются на «4» и «5». Обучающиеся принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт - Петербург, изд-во КАРО, 2013

3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

4. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2013. № 2.

5. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.

6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2011.

7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2013.


 

Дьячкова Анастасия Николаевна, учитель начальных классов

Дьячкова Анастасия Николаевна, учитель начальных классов

На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации

На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт «Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт «Прием «Пометки на полях»

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2022