«ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

  • docx
  • 25.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дьячкова Анастасия Николаевна СТАТЬЯ.docx

Дьячкова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Уемская СШ»,

высшая квалификационная категория

 

«ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Каждый день мы наблюдаем, как динамично меняется мир. Это отражает общую тенденцию к глобализации, что приводит к быстрому развитию информационных технологий. Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны им давать не только теоретические знания, но и практические умения, которые им пригодятся в реальном мире. Чтобы ученики стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также им необходимо овладеть навыками критического мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в современном мире.  

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем служит основанием к действию.

Развитие критического мышления – стратегия универсальная, междисциплинарная, позволяет получить такие образовательные результаты, как умение работать в разных областях знаний; способность выражать свои мысли устно и письменно, четко и корректно по отношению к окружающим; формировать личную точку зрения на основании осмысления различного опыта, идей и представлений; решать проблемы; самостоятельно заниматься собственным образованием; умение сотрудничать и работать в группе. Именно поэтому очевидна жизненная необходимость критического мышления для современной образовательной системы.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Далее мы рассмотрим те приемы развития критического мышления, которые приемлемы для использования в начальной школе.

На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Для этого я использую приёмы:

- «Загадка», «Облако слов», «Зашифрованное слово» в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;

- «Мозговой штурм» ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

- Таблицу «Знаю – хочу знать - узнал» - для актуализации опорных знаний. После работы в группе ответы вписываются в первые две колонки таблицы, третью колонку дети заполнят в конце урока на стадии рефлексии.

На этапе «Осмысления» На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность учащихся, мотивируют их на поиски истины. При работе с текстами я использую прием - «Чтение с остановками».

Этот прием, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приема преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы.

Прием «Кластер» необходим при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера-схемы, уровень запоминания становится намного выше, а также при самостоятельном составлении детьми кластеров по предложенным темам, у них в памяти сохраняются важные моменты: основные определения, формы, виды тех или иных понятий.

Внедрение кластеров на уроках, по нашему мнению, это предпосылка активной познавательной деятельности учащихся: нестандартная, интересная, творческая работа, которая пробуждает у детей интерес к знаниям и способствует эмоциональному, духовному и интеллектуальному развитию младших школьников.

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт «Прием «Пометки на полях». Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков. Помечать следует,  отдельные задания. Пометки должны быть следующие: знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.  Данный прием требует от ученика не привычного пассивного участия на уроке, а активного и внимательного.

На этапе «Рефлексия» использую приёмы:

- «Верные-неверные утверждения», «Да - нет»;

 - таблицу «Знаю – хочу знать - узнал», дети в группах заполняют третью графу таблицы и высказывают своё мнение.

«Эссе» - короткая письменная работа, в которой дети выражают свои мысли, что нового узнали по данной теме, на какой вопрос не получили ответа.

Для того чтобы ребята смогли выразить своё эмоциональное отношение к изучаемой теме использую приём «Синквейн»

Алгоритм составления синквейна:

1 строка: Существительное (тема)

2 строка: 2 прилагательных (раскрывающих тему)

3 строка:  3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка: Предложение или фраза из 4 слов (отношение к теме)

5 строка: 1 слово – резюме (синоним темы)

Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Использование современных методов, технологий обучения и воспитания обеспечивает положительные результаты моей работы: к моем классе нет неуспевающих, происходит увеличение числа обучающихся, которые занимаются на «4» и «5». Обучающиеся принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт - Петербург, изд-во КАРО, 2013

3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

4. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2013. № 2.

5. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.

6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2011.

7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2013.