Технология лэпбук ее практическое применение в педагогической деятельности

  • docx
  • 10.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В мастер классе дается пояснение, что такое лэпбук и рассказывают о практическом применении на уроках английского языка.
Иконка файла материала Мастер-класс Юрьева Н.Е. МАОУ Лицей 21.docx

«Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности».

 

Автор: Юрьева Наталья Евгеньевна

Учитель английского языка

МАОУ «Лицей №21»

Мастер-класс для педагогов

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики учебной неуспешности и поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Проанализировать технологию лэпбук с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игр и игровых заданий.

Оборудование: выставка лэпбуков; мультимедийное оборудование, презентация, которая демонстрирует процесс изготовления лэпбука на разных стадиях.

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово педагога: представление лэпбука как средства обучения устной речи на уроках иностранного языка.

2. Представление мульмедийной презентации «Этапы работы по изготовлению лэпбука».

3. Рефлексия

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. В  связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с учащимися. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности и вовлекут в образовательный процесс.

Мы уверены, что следует не заменять традиционные образовательные технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому решили использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие.

Попробуйте определить, что это такое?

В дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Абсолютно правильно, это-лэпбук!

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. 

  Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка), - это самодельная интерактивная тетрадь с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.

Это сравнительно новая технология, представляющая собой разновидность метода проекта. Адаптировала его к нашим условиям Татьяна Александровна  Пироженко - автор познавательных книг для детей и популярного блога "Это интересно”. Лэпбук еще называют методическое пособие или интерактивная папка, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое сам или вместе с детьми, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. И это просто интересно! Учащимся начальных классов особенно нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия! Лэпбук является прекрасной опорой для формирования навыков устной речи в английском языке.

Преимущества использования Лэпбуков:

ü  ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию

ü  структурирует большой объем данных

ü  Побуждает интерес у детей к познавательному развитию

ü  Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым

ü  Развивает креативность и творческое мышление

ü  простой способ запоминания

ü  Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия

Лепбук отвечает требованиям ФГОС  к предметно-развивающей среде:

– информативен;

– полифункционален;

– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;

– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

– обладает дидактическими свойствами;

– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

– структура и содержание его доступны детям;

– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех учащихся.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:

– возможность построить образовательный процесс на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, а значит успешным.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
            Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  2.  Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3.  Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в командах. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать такую коллективную книжку.
  5. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А4 ,А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков.

Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать?

Работа проходит в несколько этапов:

  1. выбор темы;
  2. обсуждение плана;
  3. создание макета;
  4. создание шаблона лэпбука;

 

1. Начинаем мы с выбора темы.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Зоопарк». А можно взять какое-нибудь конкретное животное и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Еда», «Мое любимое животное», «Праздники», «Профессии».

Когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2. План.

После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей обучающихся.

3. Создание макета.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.

Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Демонстрация выполнения лэпбука по теме «Дом»

Предлагаю вашему вниманию выполнение минилэпбука по теме «Мой дом»

🏡 How to make a folding origami house from 1 sheet of A4 paper with your  own hands - YouTube1. Начинаем мы с выбора темы.

2. Обсуждение плана:

Что мы можем нарисовать? Какие комнаты можно расположить? Какую мебель поставить и т.д

3. Создание макета.

Для этого нам понадобится лист формата А4

(демонстрация складывания лэпбука)

Коллеги, это один из шаблонов создания простого лэпбука. Как вы думаете на каких этапах урока можно работать с ним? Какие формы работы вы можете предложить?

(обсуждение участниками мастер класса в группах)

На своих уроках данный лэпбук я использую для знакомства с новыми лексическими единицами по теме «Дом»

-подписать части дома

-раскрасить

-отработать вопросы «What is it?», “What colour is it?”

-Монологическая речь «Мой дом»

Лэпбук «Книжка малышка»

Этот универсальный шаблон можно использовать при изучении различных тем. Так, например, при изучении темы «Животные» и модального глагола can, учащиеся могут написать мини рассказы о том что умеют делать животные.

А как вы могли бы использовать этот шаблон на своих уроках?

Шаблон ромашка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот мини лэпбук можно использовать как опору для рассказа о себе, о своей семье.

А как вы могли бы использовать его на своих уроках?

 

Лэпбук по теме «Еда»

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этот лэпбук является одним из любимых моих учеников, поскольку он является не только интересным пособием для изучения темы «Еда», но и в какой-то мере стал настольной игрой для парной работы и работы в команде. Создавая этот лэпбук, дети очень быстро выучили названия продуктов, научились их классифицировать по группам, рассказывать о своих любимых продуктах, спрашивать у своих одноклассниках об их вкусовых предпочтениях. Учащиеся делились своими впечатлениями, что они любят открывать лэпбук дома и играть в игры, которым научились на уроке.

 Опираясь на свою практику, могу с уверенностью сказать, что Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет и для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому. Лэпбук-это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельно  осознанной детьми  информации, проведенного исследования и т.д.  Поэтому  лэпбук недостаточно просто склеить. По нему надо заниматься.

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А.
  2. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
  4. Рыкова А. http://anglijskij-dlja-detej.ru
  5. Давыдов В. В.Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.

Источники информации:

https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/

http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html

http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietie

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

 

Шаблон «Ромашка»

Обобщение темы «I can…», ученица 2 класса рассказывает о своих умениях с опорой на картинки.

 

 

Изображение выглядит как текст, стол, внутренний, комната

Автоматически созданное описание

 

 

 

 

Игра «Одень по погоде», учащиеся 2 класса с легкостью запоминают слова по теме одежда. В парной работе просят друг друга одеть куклу по погоде.

(It is cold, put on a jacket and a hat)

Изображение выглядит как текст, стол, человек, внутренний

Автоматически созданное описание

 

Интерактивная тетрадь ученицы 2 класса

С опорой на шаблон, ученица рассказывает о временах года, погоде и одежде…

Изображение выглядит как текст, бумага

Автоматически созданное описание

 

 

 

 

 

Шаблон «АВС пазл»

помогает учащимся выучить английский алфавит. Ведь играть в эту игру интересно не только в школе, но и дома!

 

 

 

 

 

В интерактивной тетради всегда есть место для  творчества.

С опорой на шаблон без труда можно рассказать о себе

 

Изображение выглядит как текст, внутренний, стол, человек

Автоматически созданное описание

 

 

Шаблон «Домик трансформер»

Поможет быстро выучить название комнат, даст возможность самостоятельно расставить мебель и рассказать о своем доме-мечте


 

Скачано с www.znanio.ru