Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде
Оценка 5

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде

Оценка 5
docx
18.01.2024
Технология подготовки учащихся начальной школы  к олимпиаде
подготовка к олимпиадам.docx

 

Технология подготовки учащихся начальной школы
к олимпиаде

       Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.

         Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.

          Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

         

 Сегодня одаренными детьми называют:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Олимпиадное движение, конкурсы  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.

С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.

С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Целями работы являются:

  • Развитие познавательной активности учащихся
  • Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
  • Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
  • Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
  • Формирование творческой активности обучающихся
  • Развитие способности к нахождению аналогий
  • Учить работать командой (группой)
  • Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

            Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.

На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать  информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.

Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.

Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

Одной из форм подготовок к олимпиадам нужно  использовать  исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Система подготовки участников олимпиад:

—  базовая школьная подготовка по предмету;

—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

·        подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года

·        элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей

·        индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

·        использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)

·        уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

·        использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

 

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

—  наблюдения в ходе уроков;

—   организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

—  реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

—  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)

—  Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу.

—  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

—  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

—  предусмотреть возможность отдыха, релаксации

—  не превращать работу группы в пустое времяпровождение

—  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.

—  основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

—  читаем книги, журналы

—  работаем в Интернете

—  общаемся дистанционно

5. Решаем задачи.

—  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию

—  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. И не останавливаемся.

Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

—  зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)

—  зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.

—  целевое изучение  литературы

—  создание опорных схем, таблиц и т.д.

                                                                                                                                                                                           

 С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

   Методы и средства обучения

  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

—  Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;

—  На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;

—  Учащийся становится субъектом своего собственного развития;

—  Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

  Ведущие методы творческого характера:

 - проблемные;

 - поисковые;

 - эвристические;

 - исследовательские;

 - проектные

   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

 Выработан  пошаговый  алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.

1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.

2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.

3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.

4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.

5 шаг – оформление работы.

6 шаг – сдача работы.

Этот алгоритм помог достичь определенных результатов 

Условия успешной работы с одаренными учащимися: 

—  осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

—  создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

—  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

—  Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

—  Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

—  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

—  Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

—  Умение координировать свои действия с действиями родителей.

—  Умение консультировать родителей и учащихся.

—  Профессиональная зрелость.

—  Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

—  Эмоциональная стабильность.

—  Способность к самоанализу.

—  Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

—  Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

—  Учителю-предметнику в работе необходимо:

—  Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .

—  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

—  Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Диагностика успешности обучения –  обязательное условие работы учителя сегодня

 

      необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика;

      контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету;

      необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.

Подготовка к олимпиаде не должна быть разовым мероприятием.

      подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

      индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося;

      участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня

Далее приведу примеры заданий, которые я использую при подготовке к олимпиаде

 


 

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде

Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся

Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся

Подготовка школьников к олимпиадам

Подготовка школьников к олимпиадам

Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет — реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников — уменьшить нагрузку…

Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет — реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников — уменьшить нагрузку…

И не останавливаемся . Как сделать процесс усвоения информации более эффективным? — зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр

И не останавливаемся . Как сделать процесс усвоения информации более эффективным? — зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр

Ведущие методы творческого характера: - проблемные; - поисковые; - эвристические; - исследовательские; - проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы

Ведущие методы творческого характера: - проблемные; - поисковые; - эвристические; - исследовательские; - проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы

Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся; —

Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся; —

Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам

Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2024