Проект
Проект (от лат. projectus – брошенный вперед):
Совокупность документов, расчетов, чертежей и прочих документов для создания какого-либо сооружения или изделия
Предварительный текст какого-либо документа (например, проект договора)
План, замысел, прототип, прообраз предполагаемого объекта
(Советский энциклопедический словарь)
Отличия между учебным исследованием и учебным проектом
проект | исследование |
Проект (лат. projectus – брошенный вперед), прототип, прообраз предполагаемого, возможного объекта, состояние, в некоторых случаях – план, замысел | Исследование – «извлечь нечто из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных предметах |
Процесс промысливания того, чего еще нет, но должно быть | Процесс поиска неизвестного, |
Направлен на решение конкретной проблемы | Направлен на выяснение истины |
Предполагает достижение заранее запланированного результата | Ответ заранее неизвестен |
Требования к организации проектной деятельности учащихся
Учебный проект –
это деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы действий, направленные на достижение общего результата по решению обозначенной проблемы в течение определенного отрезка времени.
ТРЕБОВАНИЯ:
Наличие значимой для детей проблемы
Практическая значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность учащихся
Следование структуре и плану проекта
Проект всегда направлен на решение конкретной проблемы.
Нет проблемы – нет проекта.
У детей должен получиться проектный продукт,
который можно подержать в руке, показать…
Цель проектного обучения
создание условий, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах
развивают у себя исследовательские умения, умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, обобщения
развивают системное мышление
Эколого-социальный проект «Кормушка»
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Природоохранный эффект
Оказание помощи мелким зимующим птицам
(снижение смертности птиц в связи с недостатком доступного корма и низкими температурами)
Педагогический эффект
Формирование системы определенных ценностей у детей
(уважение к природе, сострадание и ответственность по отношению к природному окружению, признание ценности жизни всех без исключения организмов, желание помочь тем, кто оказался в ТЖС, выработка природосберегающих моделей поведения)
Экономический эффект
Содействие лесозащитным мероприятиям через увеличение популяций насекомоядных птиц, основных поедателей насекомых-фитофагов
Мотивация детей
шаги | действия педагога | действия ребенка |
1 | Обсуждение с детьми вопросов зимовки мелких птиц (сколько и какие виды, чем питаются, каковы физиологические особенности птиц, почему зимой пищевой рацион птиц изменяется и т.д.) | чувство интереса |
2 | Обсуждение и анализ с детьми причин ослабления птиц в зимний период и в дальнейшем возможной их гибели | чувство жалости, сопереживания к зимующим птицам |
3 | Обсуждение и анализ последствий уменьшения численности популяций птиц на местном уровне (в т.ч. и для лесной отрасли) | чувство опасности, вопрос «Как на меня может повлиять данная ситуация? Что я могу сделать в данном случае?» |
4 | Обсуждение вопроса «зависит ли эта ситуация от их личного действия/бездействия, можно ли каким-то образом повлиять на ситуацию» | осознание детьми, что проблема гибели зимующих птиц может быть решена (хотя бы частично), а бездействие только усугубляет ситуацию |
5 | Переключение детей на то, как изменится их жизнь, если данная проблема будет решена | из сторонней проблема превращается в личную проблему ребенка, появляется стремление решить проблему, появляется МОТИВ |
Проблематизация
что произойдет, если проблему решить | | | | | |
| | | | | |
| ПРОБЛЕМА |
| |||
почему | | | | | |
Обоснование проблемы
Проблема:
гибель мелких зимующих птиц из-за недостатка доступного корма
Почему появилась проблема:
Причины:
1. низкая температура + отсутствие корма (нет компенсации энергозатрат)
2. Обострение болезней (ослабление организма из-за неполноценного питания)
3. Нет возможности подкормки мелких птиц (нет постоянных мест подкормки)
Обоснование проблемы
Что произойдет, если проблему не решить:
Уменьшение численности популяций птиц
Увеличение численности популяций насекомых-фитофагов
Нарушение целостности экосистемы (цепь питания)
+ эстетическая сторона
Что произойдет, если проблему решить:
Сохранение и увеличение популяций птиц
Уменьшение количества насекомых-фитофагов (сохранение лесов)
Поддержание целостности экосистемы
+ эстетическая сторона
(на какое количество людей проблема влияет, есть ли у этой проблемы социальные, экономические, культурные последствия)
Цель проекта, ее обоснование
Цель:
изготовление кормушек для мелких зимующих птиц и их «сопровождение»
Проблема:
гибель мелких зимующих птиц из-за недостатка доступного корма
Цель рассматривается в ракурсе того, какие причины проблемы возможно устранить (1 причину устранить невозможно)
(количество кормушек определяется площадью местности, где будут развешены кормушки и количеством людей, вовлеченных в проект)
Ожидаемый результат
Ожидаемый результат описывается исходя из поставленной цели.
Результат проекта должен быть точным, содержать количественные (сколько) и качественные (как хорошо) показатели, которые будут достигнуты в результате реализации проекта.
Цель:
изготовление кормушек (например, 23) для мелких зимующих птиц и их «сопровождение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.