Технология проектного обучения

  • pptx
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приложение 1. Проектная деятельность.pptx



Технология
проектного обучения

Проект

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед):
Совокупность документов, расчетов, чертежей и прочих документов для создания какого-либо сооружения или изделия
Предварительный текст какого-либо документа (например, проект договора)
План, замысел, прототип, прообраз предполагаемого объекта
(Советский энциклопедический словарь)

Отличия между учебным исследованием и учебным проектом

проект

исследование

Проект (лат. projectus – брошенный вперед), прототип, прообраз предполагаемого, возможного объекта, состояние, в некоторых случаях – план, замысел

Исследование – «извлечь нечто из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных предметах

Процесс промысливания того, чего еще нет, но должно быть
(не должно быть)

Процесс поиска неизвестного,
поиска новых знаний

Направлен на решение конкретной проблемы

Направлен на выяснение истины

Предполагает достижение заранее запланированного результата

Ответ заранее неизвестен
(может существовать гипотеза(ы)

Требования к организации проектной деятельности учащихся

Учебный проект
это деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы действий, направленные на достижение общего результата по решению обозначенной проблемы в течение определенного отрезка времени.

ТРЕБОВАНИЯ:
Наличие значимой для детей проблемы
Практическая значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность учащихся
Следование структуре и плану проекта

Проект всегда направлен на решение конкретной проблемы.
Нет проблемы – нет проекта.

У детей должен получиться проектный продукт,
который можно подержать в руке, показать…

Цель проектного обучения

создание условий, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах
развивают у себя исследовательские умения, умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, обобщения
развивают системное мышление

Эколого-социальный проект «Кормушка»

АКТУАЛЬНОСТЬ:
Природоохранный эффект
Оказание помощи мелким зимующим птицам
(снижение смертности птиц в связи с недостатком доступного корма и низкими температурами)

Педагогический эффект
Формирование системы определенных ценностей у детей
(уважение к природе, сострадание и ответственность по отношению к природному окружению, признание ценности жизни всех без исключения организмов, желание помочь тем, кто оказался в ТЖС, выработка природосберегающих моделей поведения)

Экономический эффект
Содействие лесозащитным мероприятиям через увеличение популяций насекомоядных птиц, основных поедателей насекомых-фитофагов

Мотивация детей

шаги

действия педагога

действия ребенка

1

Обсуждение с детьми вопросов зимовки мелких птиц (сколько и какие виды, чем питаются, каковы физиологические особенности птиц, почему зимой пищевой рацион птиц изменяется и т.д.)

чувство интереса

2

Обсуждение и анализ с детьми причин ослабления птиц в зимний период и в дальнейшем возможной их гибели

чувство жалости, сопереживания к зимующим птицам

3

Обсуждение и анализ последствий уменьшения численности популяций птиц на местном уровне (в т.ч. и для лесной отрасли)

чувство опасности, вопрос «Как на меня может повлиять данная ситуация? Что я могу сделать в данном случае?»

4

Обсуждение вопроса «зависит ли эта ситуация от их личного действия/бездействия, можно ли каким-то образом повлиять на ситуацию»

осознание детьми, что проблема гибели зимующих птиц может быть решена (хотя бы частично), а бездействие только усугубляет ситуацию

5

Переключение детей на то, как изменится их жизнь, если данная проблема будет решена

из сторонней проблема превращается в личную проблему ребенка, появляется стремление решить проблему, появляется МОТИВ

Проблематизация

что произойдет, если проблему решить

 
последствие 1

 
последствие 2

 
последствие 3

 
последствие 4

 
последствие 5

 
 
 
что
произойдет, если проблему не решить
 

 
 
 
последствие 1

 
 
 
последствие 2

 
 
 
последствие 3

 
 
 
последствие 4

 
 
 
последствие 5

 

ПРОБЛЕМА

 

почему
появилась проблема

 
причина 1

 
причина 2

 
причина 3

 
причина 4

 
причина 5
 

Обоснование проблемы

Проблема:
гибель мелких зимующих птиц из-за недостатка доступного корма
Почему появилась проблема:
Причины:
1. низкая температура + отсутствие корма (нет компенсации энергозатрат)
2. Обострение болезней (ослабление организма из-за неполноценного питания)
3. Нет возможности подкормки мелких птиц (нет постоянных мест подкормки)

Обоснование проблемы

Что произойдет, если проблему не решить:
Уменьшение численности популяций птиц
Увеличение численности популяций насекомых-фитофагов
Нарушение целостности экосистемы (цепь питания)
+ эстетическая сторона
Что произойдет, если проблему решить:
Сохранение и увеличение популяций птиц
Уменьшение количества насекомых-фитофагов (сохранение лесов)
Поддержание целостности экосистемы
+ эстетическая сторона
(на какое количество людей проблема влияет, есть ли у этой проблемы социальные, экономические, культурные последствия)

Цель проекта, ее обоснование

Цель:
изготовление кормушек для мелких зимующих птиц и их «сопровождение»

Проблема:
гибель мелких зимующих птиц из-за недостатка доступного корма

Цель рассматривается в ракурсе того, какие причины проблемы возможно устранить (1 причину устранить невозможно)

(количество кормушек определяется площадью местности, где будут развешены кормушки и количеством людей, вовлеченных в проект)

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат описывается исходя из поставленной цели.
Результат проекта должен быть точным, содержать количественные (сколько) и качественные (как хорошо) показатели, которые будут достигнуты в результате реализации проекта.

Цель:
изготовление кормушек (например, 23) для мелких зимующих птиц и их «сопровождение»