Технология работы социального педагога – это система строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, с заранее спланированным результатом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий (Закон «Об образовании»). К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии
Ребенок инвалид – это ребенок с особыми образовательными потребностями.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.
Направления работы социального педагога:
1. изучение психологического климата в семье
2. устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи
3. воспитание правильного отношения у родителей и др. детей к ребенку с ограниченными возможностями
4. содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье
5. помощь в организации оздоровления родителей вместе с детьми в лагерях, санаториях
6.организация информационно-просветительских услуг род. с привлечением специалистов необходимого профиля.
Формы работы социального педагога
1. Индивидуальная социально-педагогическая работа (беседа, консультирование, патронаж)
2. Групповая социально-педагогическая работа (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи.
Семьи с детьми–инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще.
Для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно -сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.
Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем должен привлекать ребенка с ограниченными возможностями здоровья к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять деятельность в данном направлении социальный педагог может совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.
В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ. Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.
В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида является обязательным условием приема ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого.
Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья пополняются.
Индивидуальное сопровождение ребенка ОВЗ провожу по плану.
Диагностика: изучение сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики). Заключается соглашение с родителями.
Совместно с классным руководителем наблюдаем, проводим беседы с детьми и их родителями, проводим анкетирование родителей, изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий жизни ребенка, составление актов ЖБУ.
Углубленное обследование совместно с классными руководителями, воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.
Организация каникулярного отдыха.
Консультации по вопросам воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции, контроль посещения
Знакомство родителей с особенностями воспитания ребенка-инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение отдельных статей законов. При работе с родителями учащихся педагогу пригодится памятка "Советы родителям".
Все сведения фиксируются в "Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья" .
Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).
Таблице приведен пример заполнения коррекционного дневника.
Пример заполнения дневника
Дата, должность наблюдателя |
Наблюдение Проблема |
Цели Коррекция |
Результат |
15 ноября 2018 Социальный педагог |
Занимается посторонними делами на уроках. Не всегда выполняет требования учителя. Не участвует в деятельности класса. Провоцирует одноклассников на ссоры. |
Развитие умения контролировать свои действия и поступки; – приучать к соблюдению правил школьника, - познакомить с некоторыми техниками саморегуляции, - воспитывать положительное отношение к окружающим людям через совместную деятельность с одноклассниками. |
Мальчик с удовольствием стал выполнять поручения учителя, относится к ним серьезно. Индивидуально занимается с психологом, прослеживается положительная динамика. Старается сдерживать свои спонтанные действия. Правила поведения соблюдает частично, иногда приходится напоминать. |
«Дневник» построен на принципах комплексного и динамического изучения состояния ребенка. Он создает предпосылки для преемственности в работе педагогов, сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем, отражая целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. «Дневник» обеспечивает непрерывность коррекционной работы при переходе ребенка в другое учреждение.
Применение указанных выше рекомендаций отражает не только темпы и качество развития личностной сферы ребенка, но и характеризует результативность действий специалистов, что позволяет своевременно принимать управленческие решения по следующим направлениям:
· перевод ребенка из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития»;
· организация дополнительных занятий обучающегося со специалистами;
· изменение режима обучения ребенка (изменение формы обучения, введение дополнительного выходного дня);
· направление обучающегося на дополнительное консультирование со специалистами в условиях внешкольных структур города (ТПМПК и психо-неврологический диспансер);
· приобретение дополнительного коррекционно-развивающего оборудования (оборудование для кабинетов ритмики и ЛФК, сенсорной комнаты, индивидуально-раздаточного материала и т.д.);
· организация для родителей лекториев, бесед, собраний, консультаций специалистов.
Требования, которым должны удовлетворять дневники наблюдений
Главным требованием является содержательность.
Записи, которые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности.
Выполнение структурных требований дневника.
Структурные требования дневника:
1 страница: обозначаются его фамилия, имя, сведения социального характера.
2 страница: медицинские данные, содержат данные о нарушениях и симптоматике, особенностях физического здоровья, которые напрямую влияют на успешность обучения и воспитания, кроме диагноза.
Последующие страницы делятся на четыре графы.
В первой графе проставляется дата наблюдения; вторая графа для записей о данном учащемся, о проблеме, которая выступает на первый план; в третьей графе указываются коррекционные задачи, решение которых намечено для решения обозначенной проблемы; в четвертой графе описывается результаты, полученные в ходе коррекционной работы [9].
Такая форма дневника наблюдений имеет действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.
К ведению дневника привлекаются: классные руководители (1раз в четверть), учителя-предметники (1 раз в четверть), логопеды, психолог - (1 раз в четверть), воспитатель (2 раз в четверть), учителя трудового обучения (1 раз в четверть).
При появлении трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д.) классный руководитель или воспитатель должен сделать запись в коррекционном дневнике, назвав и как можно полнее описав проблему, в этом могут помочь следующие вопросы: (памятка для учителя - 2 графа)
· Что это за проблема?
· Что за ней кроется? (демонстрацией каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).
· Когда это началось?
· Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).
· Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой?
· С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?
Очень удобно, когда в коррекционный дневник заносятся главные цели, а конкретные - после неё через запятую.
Это относится ко всем сферам, которые описываются в коррекционном дневнике, давайте рассмотрим эти сферы.
Сферы:
· сфера самообслуживания;
· сфера функционирования в природно-социальной среде;
· сфера навыков.
Сфера самообслуживания включает культурно-гигиенические навыки, навыки обращения с личными вещами - важная составная часть культуры поведения в школе. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.
При инклюзивном обучении (1,2,3,4,8 вид) цели будут более простыми, связанные с одеванием, с питанием, с посещением туалета, уходом за внешним видом; при заполнении дневника на ребёнка с нормой интеллекта (норма, 7 вид) цели будут связаны с уходом за личными вещами, знанием и использованием правил этикета, заботой о внешнем виде, отношением к своему здоровью, приобретением необходимых социальных навыков.
При планировании в первую очередь ставятся цели, которые отражают сходные потребности учащихся. (Пример представлен в таблице №1.) Например, в ходе коррекционной работы все учащиеся будут развивать навыки самообслуживания.
Цель сопровождения:
Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ « СОШ№4»
Задачи:
- Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.