МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине «Информатика»
На тему:
«Технология разработки и проведения интегрированных занятий по информатике»
Автор: преподаватель Ожерельевского железнодорожного колледжа – филиал ПГУПС Тубольцева Евгения Анатолиевна
2020 г.
Содержание
Введение....................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы интеграции как условия повышения качества подготовки специалистов среднего звена.............................8
1.1 Современные требования к уровню подготовки специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта ...................................................8
1.2 Понятие и сущность учебной интеграции ..........................................17
1.3 Возможности интеграции учебной дисциплины Информатика
с дисциплинами общепрофессионального цикла ..................................27
Выводы по главе I.....................................................................................35
Глава II. Опыт подготовки и проведения интегрированных занятий по дисциплине Информатика.......................................................................36
2.1 Подготовка к интегрированным занятиям ..........................................36
2.2 Технология проведения интегрированных занятий ...........................41
2.3 Оценка эффективности проведения интегрированных занятий .......44
Выводы по главеII....................................................................................48
Заключение.................................................................................................50
Библиография............................................................................................52
Приложение................................................................................................55
Введение
В настоящее время в системе профессионального образования большое значение отводится подготовке высококвалифицированных специалистов технического направления, способных быть грамотными работниками, готовыми решать сложныепрофессиональные задачи с использованием современных информационных технологий. В этом контексте перед образовательными организациями встают новые цели, требующие новых методов обучения, обеспечивающих не только прямую передачу знаний и умений, а открывающих для преподавателя новые возможности для гармоничного развития личности обучающегося.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе профессионального образования, остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования процесса и форм подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одним из таких резервов является информатизация, которая приобрела глобальный характер и обусловила необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим одной из задач образования стало формирование у всех специалистов и квалифицированных рабочих оптимального уровня информационной культуры, включая ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенции.
Компьютер, как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Вместе с тем, использование компьютера в обучении ставит острые вопросы методической готовности преподавателей к педагогической деятельности в новых условиях, в частности, – способности интегрировать дидактические возможности информатики с потенциалом преподаваемой дисциплины.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими учебными дисциплинами является реальной необходимостью. Она представляет средство расширения возможностей профессионального образования, способ методического обогащения педагога и повышения качества обучения, позволяющим решить задачи, поставленные в настоящее время перед образованием и обществом в целом.
Федеральные государственные образовательные стандарты СПО определяют интегрированный подход как приоритетное требование к организации образовательного процесса, а современным средством и рабочей средой обучения и воспитания всесторонне развитой личности – современные информационные технологии. Это позволяет делать обучение более эффективным; создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами; реализовывать личностно-ориентированный подход в подготовке специалистов.
Следовательно, от преподавателя информатики требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Он может оказать существенную помощь в решении этой задачи, если обучение строить на основе интегрированного подхода к изучению предметов, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена. В связи с этим педагогам важно овладевать приемами и максимально широко использовать возможности преподавания информатики на разных уровнях интеграции с другими предметами.
Интегрированный урок – это учебное занятие, на котором тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких дисциплин. Интегрированные уроки формируют познавательный интерес обучающихся, способствуют повышению уровня их обученности, позволяют систематизировать знания, развивают устную речь, прививают навыки работы обучающихся в команде.
Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но путь к ней. Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц.
Сложность процесса интеграции учебных дисциплин в системе профессионального образования приводит к тому, что преподаватели недостаточно используют дидактические возможности этого подхода в образовании. Наиболее остро эта проблема ощущается в преподавании информатики и интеграции этой дисциплины с общепрофессиональными дисциплинами, что делает актуальной тему нашего исследования «Технология подготовки и проведения интегрированных занятий по информатике».
Для данного исследования выбрана межпредметная интеграция дисциплин Электротехники и Информатики.
Проблема исследованиязаключаетсяв том, чтозанятия по информатике недостаточно связаны с содержанием будущей профессиональной деятельности студентов. Это приводит к снижению интереса студентов к изучению дисциплины Информатика. Соответственно необходима разработка методики проведения интегрированных занятий по информатике в структуре профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
Предмет исследования: технология проведения интегрированных занятий в структуре профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
Цель исследования: разработать технологию подготовки и проведения интегрированных занятий, обеспечивающих практическую и профессиональную направленностьдисциплины Информатика.
Гипотеза исследования: профессиональная и практическая направленность дисциплины Информатика будет обеспечена, если практические занятия будут интегрированы с содержанием дисциплин общепрофессионального цикла.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность учебной интеграции как условия повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена
2. Выявить возможности интеграции дисциплины Информатика с другими дисциплинами цикла общепрофессиональных дисциплин
3. Разработать и апробировать технологию подготовки и проведения практических занятий по Информатике на основе интеграции с дисциплинами цикла общепрофессиональных дисциплин.
Теоретическую основу исследования составили работы, раскрывающие теоретические и методические аспекты:
- профессионального образования (Ю.К Бабанский, Н.В.Бордовская, Григорович Л.А.);
- организации профессиональной подготовки специалистов среднего звена (З.П. Барашникова, Г.Н. Березовский, Н.А. Морева, Г.А. Фирсов);
- интегративного подхода в образовании (Б.Б. Аймонтас,А.П. Беляева, А.И. Назаров, В.И. Угланов);
- преподавания информатики в образовательных организациях среднего профессионального образования (М.А. Иванова, К. К. Колин, А.А. Хлебников).
В процессе решения цели и задач выпускной аттестационной работы использовался комплекс методов исследования: теоретические методы (изучение, анализ, синтез, сравнение данных методическойлитературы по проблеме исследования), эмпирические методы (наблюдение, беседы), педагогическое проектирование.
База исследования: Ожерельевский железнодорожный колледж – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
В экспериментальном исследовании по апробации технологии подготовки и проведения интегрированных занятий, обеспечивающих практическую направленностьдисциплины Информатика, участвовало 28 студентов, обучающихся по специальности 13.02.07 "Электроснабжение на железнодорожном транспорте"
Практическая значимость исследования.
В выпускной аттестационной работе представлена разработанная и апробированная на практикетехнологияподготовки и проведения практических занятий по Информатике на основе интеграции с дисциплинами цикла общепрофессиональных дисциплин. Данная технология может быть использована для осуществления интегративного подхода в преподавании информатики и по другим специальностям, актуальным для железнодорожного транспорта.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 23 источника и приложения. Работа проиллюстрирована 2 таблицами и 2 схемами.
Глава 1. Теоретические основы интеграции как условия повышения качества подготовки специалистов среднего звена
1.1 Современные требования к уровню подготовки специалистов
среднего звена для железнодорожного транспорта
Работа на железной дороге сложная, движение поездов, от которого зависит
жизнеобеспечение страны, идет непрерывно и круглосуточно, без выходных. Эта
работа требует от специалистов и руководителей транспорта не только знаний и
опыта, но и особой дисциплины, чувства ответственности, дабы обеспечивать
безопасность движения.
Специфика профессионального образования на
железнодорожном транспорте состоит в том, что, помимо передачи знаний, идет
процесс воспитания будущих специалистов, формирования в них деловых качеств.
Этому служит система учебных и производственных практик, в ходе которых
студенты приобретают, по крайней мере, две рабочие квалификации, опыт работы на
ЭВМ.
Железнодорожный транспорт как весомая составляющая экономики государства осуществляет влияние на развитие других ее сфер. Сегодня при оценке деловых качеств человека используют понятие компетентности. Повышение уровня профессиональной компетентности будущих специалистов-железнодорожников требует преодоления ряда противоречий между:
· ростом объема усложнением знаний и невозможностью их эффективного усвоения в рамках действующей системы профессиональной подготовки;
· растущими технико-технологическими требованиями современного транспорта и реальным качеством обучения в различных отраслевых учреждениях образования;
· интегративным характером профессиональной деятельности и изолированным подходом к преподаванию учебных дисциплин;
· необходимостью постоянного самообучения, поиска и использования новейшей информации по специальности, в том числе из иноязычных источников, совершенствование навыков коммуникации с иностранными партнерами и недостаточным уровнем владение профессиональной терминологией иностранными языками.
Профессиональная
деятельность специалистов, работающих в области железнодорожного
транспорта, имеет сложный интегрированный характер, сочетая умственные
и физические производственные функции. Сейчас подготовка специалистов для
железнодорожного транспорта имеет ряд особенностей, обусловленных
социально-экономическими и научно-техническими тенденциями. Актуальными
среди них является требование конкурентоспособности, необходимость совмещения
производственных функций, а также необходимость разработки прогностической
основы для овладения новыми технологиями и методами деятельности.
Эффективность работы железнодорожного транспорта
в значительной степени зависит от уровня профессионализма ее сотрудников.
Внедрение современных устройств и систем железнодорожной автоматики
«требует разработки прогрессивных методов профессиональной подготовки нового
и переподготовки нынешнего диспетчерского и обслуживающего персонала.
При этом процесс создания учебных методик должен опираться на максимальное
использование в образовательном процессе компьютерных технологий».
Учитывая большую потребность железнодорожной отрасли в качественном учебном программном обеспечении и высокой ответственности за безопасность движения, возложенную на сотрудников службы сигнализации и связи, исследования по разработке и внедрению таких компьютерно-интегрированных обучающих систем должны проводиться в тесном сотрудничестве инженеров железнодорожного транспорта, специалистов в области программной инженерии и передовых ученых в области теории и методики профессионального образования.
Переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы подготовки людей, приспособленных к быстроменяющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать.
В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными ресурсами, а обработка и поддержание ее стремительно увеличивающегося объема в актуальном состоянии возможны только с помощью компьютерной техники, к качеству подготовки специалистов в области информационных технологий предъявляются повышенные требования.
В процессе обучения важно помочь будущему специалисту построить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека.
На современном этапе развития педагогики при определении методологических требований к применению в учебном процессе ИКТ речь должна идти не о замене традиционных методов обучения на новые, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно.
Для развития современного общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные.
Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, будем называть информационными процессами.
Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.
В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей и т.д. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию различных датчиков, автоматизированной охраны, датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами и т.д.
Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.
Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий (в том числе и железнодорожных).
Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи называют его «информационным».
В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. Цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования.
В настоящее время наше общество практически уже близко к тому, чтобы его можно было отнести к категории «информационное общество».
Согласно официальным источникам, информационное общество — это общество, в котором качество жизни, также как перспективы социальных изменений и экономического развития во все большей степени зависят от информации и от ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и информационных технологий.
Современное общество требует, чтобы его гражданин обладал информационной культурой. Информационная культура является элементом общей культуры человека. Информационная культура — это знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Одной из основных особенностей современности является перемещение существенной части социально-экономических процессов в виртуальное пространство. Всё чаще мы сталкиваемся с некорректностью использования Internet пространства, неумением применять ИКТ в социально-бытовых, социально-экономических целях и т.д. Как должны реагировать образовательные организации?
Ответом на вопрос может быть пересмотр роли и стратегических целей преподавания дисциплины «Информатика» в системе СПО. В большинстве образовательных организаций содержанием подготовки по данной учебной дисциплине является, как правило, обучение использованию прикладного программного обеспечения, изучение основ алгоритмизации и программирования, создания Web- страниц.
Информатика должна стать культурологической учебной дисциплиной, основной целью преподавания которой должно стать формирование компетенций информационной культуры.
Одним из важнейших требований, предъявляемых на современном этапе в СПО, является подготовка специалистов, владеющих информационными (ИТ) и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и способных применить их к решению профессиональных задач. Отмечается, что качество такой подготовки определяется способностью к самостоятельному, свободному освоению новых информационных программных продуктов, творческим подходом к дальнейшему образованию, стремлением к самообразованию.
С нашей точки зрения, роль информатики в СПО заключается в:
· формировании логического и алгоритмического мышления;
· формировании навыков использования виртуальности, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
· формировании навыков использования информационных систем;
· овладении умением применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других дисциплин в СПО;
· воспитании ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Изучение дисциплины «Информатика» в СПО призвано более полно раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационно-коммуникационных технологий, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения (в системе ВПО).
Содержание курса «Информатика» соответствует требованиям ФГОС среднего (полного) общего образованияи Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика» на профильном уровне.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» продолжает развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.
Изучение данной дисциплины «Информатика» содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Рабочая программа предусматривает подготовку проектных заданий, творческих и графических работ студентов. Моделирование и проектирование направлены на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических, экономических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д.
Проектные, творческие работы помогут применять полученные умения в реальной образовательной деятельности обучающихся и позволяют настраивать обучение на соответствующее профильное направление.
Изучение дисциплины «Информатика» в системе СПО направлено на достижение следующих целей:
· освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах;
· овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
· развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
· воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
· приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Теоретическая составляющая курса «Информатика» раскрывает содержание информационной технологии решения задачи через основополагающие понятия: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая составляющая курса «Информатика» направлена на освоение студентами навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым для социализации обучающихся, последующей их профессиональной деятельности, для повышения эффективности освоения других учебных дисциплин.
Обязательной составляющей должны стать «выездные» занятия, позволяющие молодым людям не только увидеть реальную работу информационных систем, но и услышать от специалистов требования к профессиональным компетенциям специалистов в ИТ-сфере для понимания необходимости серьезного профессионального образования для получения возможности трудоустройства.
Современный человек в обязательном порядке должен уметь отбирать и анализировать получаемую им из различных информационных ресурсов информацию, уметь ранжировать ее. Человек должен представлять, какая информация нужна ему для решения поставленных перед ним задач.
1.2 Понятие и сущность учебной интеграции
Федеральный Государственный образовательный стандарт профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения в результате освоения дисциплины предусматривает приобретение обучающимися не только знаний, определенных умений, но и формирование профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция –это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.
В основе компетентностного подхода к профессиональному образованию лежат принципы репродуктивного и продуктивного обучения. В связи с этим последний приобретает особое значение, т.к. он развивает аналитическое мышление, а это уже важная составляющая сознательного творчества.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Так как в соответствии с новыми стандартами в образовании используется компетентностный подход в подготовке специалистов среднего звена, студент должен уметь интегрировать компетенции и различные области знаний для более высокой эффективности подготовки и применения этих знаний в своей будущей профессиональной деятельности.
Информационные технологии с каждым годом все сильнее входят в жизнь современного человека. Если раньше использование информационных технологий было уделом узкого ряда специалистов, то сейчас даже самые консервативные профессии (в том числе и железнодорожные) не обходятся без использования компьютерных программ. Студенты усваивают содержание данной дисциплины гораздо успешнее, чем взрослые. У многих студентов дома уже есть компьютеры, и они с удовольствием совершенствуют свои знания. Те, кто не имеет ПК, получают навыки, необходимые им в дальнейшем.
Прагматический аспект изучения данной дисциплины состоит в том, что для эффективного применения современных информационных технологий в своей деятельности специалист должен уметь отбирать из предлагаемых информатикой возможностей наиболее подходящие инструменты решения возникающих перед ним конкретных задач. При возникновении необходимости в решении какой-либо нестандартной задачи по обработке информации каждый специалист должен суметь сформулировать и поставить задачу перед профессиональным программистом и найти с ним общий язык в процессе её решения. Кроме того, любой современный человек обязан иметь элементарные навыки работы с компьютером. К ним относятся: умение включить компьютер, найти и произвести запуск нужной программы, скопировать документ, и т.д. Любой специалист высшей квалификации должен уметь осуществить набор, редактирование и печать текста документа в одном из текстовых редакторов типа Word. Он должен освоить работу с пакетами программ, практически используемыми в той или иной конкретной области деятельности. Кроме того, специалист должен уметь пользоваться основными информационными услугами, предоставляемыми такими сетями, как Интернет.
Профессиональная деятельность специалиста в основе предполагает комплексное и вариативное использование теоретических знаний и практических умений. Каждая профессиональная задача по своей сути является междисциплинарной, интегральной и объективно требует системного анализа, построения целостной модели ее решения. Перед профессионально-педагогическими работниками образовательных учреждений СПО ставится задача по использованию интегративного подхода в деятельности, обеспечивающей целостность профессионально-личностного роста специалиста, проявляющейся в степени сформированности интегрального стиля мышления, способности совмещать теорию с практикой, интегрировать знание в практическую деятельность.
Одной из задач подготовки специалиста является формирование у него умений творчески и разносторонне решать профессиональные задачи. В связи с этим в преподавательской среде постоянно ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы студентов, стимулировали их к самостоятельной работе над изучаемой темой. В своей педагогической деятельности наиболее приемлемой формой многие преподаватели считают проведение интегрированных занятий, которые предполагают соединение обучения двух и более дисциплин.
В колледже интегрированные учебные занятия являются важнейшей частью системы междисциплинарных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более преподавателей. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет студентам видеть взаимозависимость различных наук. В колледже целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных занятий.
При обучении в СПО среднестатистический выпускник общеобразова-тельной школы в рамках прохождении входного контроля знаний на 1 курсе обучения показывает невысокий балл среди дисциплин естественнонаучного цикла, которые в большинстве случаев являются профилирующими предметами.
Особо остро это проявляется при переходе обучения от общеобразовательного цикла к профессиональному, когда действительно необходим «хороший» багаж знаний для качественного освоения специальности. Решить эту проблему можно посредством интеграции дисциплин общеобразовательного цикла, результатом чего будут межпредметные связи.
Это особенно важно для преподавания информатики, при изучении которой изучаются различные модели физических, химических, экологических, экономических и других объектов, процессов и явлений. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход способствует выработки системы знаний, развивает способность к их переносу.
Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся. Однако до сих пор недостаточно рекомендаций, раскрывающих технологию интеграции информатики с общепрофессиональными дисциплинами. В связи с этим считаем целесообразным обратиться к выяснению сути самого феномена учебной интеграции.
Интеграция – (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированные уроки сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся.
Сущность интегративного подхода заключается во взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в условиях внутридисциплинарного и междисциплинарного синтеза.
Реализация интегративного подхода в учебном процессе образовательных учреждений СПО предусматривает решение таких задач как:
- максимальное раскрытие интеллектуально-когнитивного потенциала личности обучающихся;
- создание условий для самораскрытия и самореализации внутренних потенциальных возможностей обучающихся;
- развитие способностей к сотрудничеству, общению, эффективному построению сбалансированных межличностных отношений; выработка ориентации на работу в группе, коллективе.
Построение учебного процесса на интегративной основе содержит значительно больше технологических возможностей. Имеющийся опыт реализации интегративного подхода связан с разработкой различных интегрированных курсов в учреждениях СПО.
Варианты функционирования учебного процесса характеризуются тем, что:
- интегрированные курсы формируются на основе содержания дисциплин: входящих в одну и ту же образовательную область, при этом удельный вес содержания одной дисциплины не превалирует над содержанием другой, обе дисциплины выступают на паритетных началах;
- интегрированные курсы создаются на основе содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области;
- интегрированные курсы создаются на основе содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающие «на равных»;
- интегрированные курсы создаются на основе дисциплин из близких образовательных областей, где один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
При создании интегрированных курсов необходимо определять общие для дисциплин образовательные задачи:
- осуществлять отбор содержания материала, основных идей и понятий, усвоение которых способствует формированию у обучающихся системного, интегративного типа мышления;
- определять дисциплины, в содержании которых наиболее полно и всесторонне освещается методологическое обоснование и раскрытие вычлененных идей и понятий;
- выделить конкретные разделы, темы и отдельные уроки по дисциплинам, на которых предоставляется возможность реализации интеграции в обучении;
- разработать комплексные задания, моделирующие элементы взаимосвязи учебных заданий;
- установить междисциплинарные связи, которые находят отражение в интегрированных календарно-тематических планах, дающих картину общего учебного процесса, наглядно показывая, насколько оптимально в реальном времени раскрывается содержание интегрируемых дисциплин.
Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.
Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского. В своем труде «Великая дидактика» он писал: «Всё – и самое большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое». Я.А. Коменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
Систематическое исследование проблемы интеграции началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец (Проблемы интеграции в теории и практике обучения)рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д. Зверев (Взаимная связь учебных предметов) за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И. Бугаев (Дидактические основы интегрированных уроков) интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. Н.М. Буринская (Химия 11 кл) в интеграции видит кардинальное обновление содержания образования.
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским (основоположник научной педагогики в России), выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция». Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю.С. Тюнников (ведущий научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности в образовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования):
1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных отдельных элементов.
2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.
3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу.
4. Должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегративного процесса.
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом. Интегративно-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебной дисциплины и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно.
Интегрированные связи большей степенью помогают реализации воспитательного потенциала содержания образования. Результатом таких связей является определённый «конгломерат знаний», который увеличивает свой «вес» не вследствие надмерного накопления информации, а путём выполнения синтеза взглядов, ценностных позиций и даже чувств.
Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности.
«При определении методологического значения интегративного подхода важно учитывать отношения целого и части», – пишет академик Э.И.Моносзон. Так, следует иметь в виду, что благодаря интеграции свойств частей, входящих в целое, оно приобретает новое качество, вследствие чего это целое существенно отличается от суммы частей. Понятно, что интегративный подход к воспитанию и образованию как к целостному процессу повышает эффективность этой деятельности, делает её оптимальной. Интегративный подход мы рассматриваем как путь совершенствования образовательной практики.
Дадим общую характеристику требований к интегрированным урокам, их планированию, организации и анализу.
Общие требования к интегрированным урокам
· данные уроки лучше всего использовать как итоговые (при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся)
· этим урокам должна предшествовать тщательная подготовка и разработка системы конкретных целей образования и воспитания;
· при выборе формы урока преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы, отдельных учащихся;
· использование внепрограммного материала, углубленное, проблемное рассмотрение темы;
· создание ситуации успеха у каждого ученика;
· в течение всего урока студенты – основные действующие лица, выполняющие информационные, аналитические, оценочные функции. Учителю отводится в основном регулятивная функция.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков.
1. Определение системы таких уроков на целый год.
2. Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.
3. Моделирование (т.е. отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
4. Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
5. Оптимальная нагрузка студентов впечатлениями.
6. Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
Схема самоанализа интегрированного урока.
1. Какова тема урока? Какова его проблема? Какова его цель? Уровень новизны.
2. Какова деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку? Является ли урок результатом длительной подготовки учителя и учеников? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока, её цель, объём и характер.
3. Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и учеников на уроке? Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
4. Как осуществлялось сотрудничество учителей на интегрированном уроке? Насколько оно органично? Действительно ли едины проблемы и содержание интегрированных предметов?
5. Каковы результаты деятельности учащихся по таким критериям: создалось ли у них представление о проблеме; широта их кругозора;эмоциональная вовлечённость в проблему?
Опираясь на изложенные теоретические позиции, рассмотрим возможности интеграции учебной дисциплины Информатика с дисциплинами общепрофессионального цикла.
1.3 Возможности интеграции учебной дисциплины Информатика
с дисциплинами общепрофессионального цикла
Существенный вклад в определение содержания и структуры информационных технологий обучения и воспитания вносят работы отечественных исследователей: H.H. Верцинской, В.И. Гриценко, СП. Грушевского, академика А.П. Ершова.
По определению А. П. Ершова, информатика – “фундаментальная естественная наука”.Академик Б. Н. Наумов определял информатику “как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача) (рис. 1).
Рисунок 1. Структура информатики
Естественные науки – физика, химия, биология и другие – имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы – искусственных, биологических, общественных.
Однако многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук – технических и гуманитарных (или общественных).
Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации. Так, академик А. А. Дородницын определяет состав информатики как “три неразрывно и существенно связанные части: технические средства, программные и алгоритмические”. В связи с этим первоначальное наименование дисциплины “Основы информатики и вычислительной техники” в настоящее время изменено на “Информатика” (включающее в себя разделы, связанные с изучением технических. программных и алгоритмических средств).
Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания.
Роль информатики в системе образования возрастает с каждым годом, что обусловлено не только острой необходимостью формирования у учащихся целостного представления о мире, об общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе, технике, но и тем фактом, что для эффективного участия в производственной и общественной деятельности от современного специалиста требуется широкий кругозор, умение активно использовать стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии.
Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметных связей, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.
Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока.
Интеграция в обучении, как было показано в предыдущем параграфе, предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных дисциплин, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока:
1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:
а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
б) повышения интереса учащихся к предметам;
в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями.
На наш взгляд, интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Назовем некоторые из таких задач:
· повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;
· рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
· организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
· показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
В рамках интегрированного курса преподаватели, договорившись между собой, могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу в тетради, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.
Интегрированные занятия развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к нахождению и осмыслению причинно – следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные уроки, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Характерная черта интегрированных уроков – это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем, – всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления. Кроме того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими дисциплинами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Интегрированным называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других предметов
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Проблемы организации интегрированного обучения
Анализ образовательного процесса показывает, что часто усилия учителей традиционно направлены на усвоение знаний. А для развития умственных способностей учащихся, вовлечения их в активную деятельность необходимо новое качество образования, которое невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Традиционный путь обучения в изолированном виде не обеспечивает обучающимся успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Студенты овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл.
Именно информатика напрямую связана с формированием информационной компетентности, которая обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных дисциплинах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний
Интеграция в образовательном процессе требует методической подготовки педагогов, их готовности к реализации такого интегративного курса и таких умений, как:
- проводить анализ учебной темы в контексте реализации внутри- и межпредметных связей курса информатики, ее прикладной значимости;
- формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное восприятие учащимися методологической значимости курса информатики и универсальности средств информационных технологий;
- вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса;
- формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности, технологические компетенции, компетенции в сфере социальной деятельности.
В связи с этим возникают следующие проблемы:
1. Усиление мотивации к обучению информатике и ИКТ.
Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности.
2. Совершенствование межпредметных связей.
Без этих связей ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не сможет применить имеющиеся у него знания не только в реальной жизни, но и в других дисциплинах.
3. Организационная проблема.
Для этого необходимо:
- организация компьютеризации изучения различных дисциплин;
- организация проведения интегрированных занятий;
- организация
проектной и исследовательской деятельности учащихся
в урочное и внеурочное время как факторов успешной социализации и
самореализации учащихся.
4. Проблема динамичности интеграции, то есть:
- локальное и поэтапное обновление
практико-ориентированной
компоненты курса информатики в контексте интеграции учебных
дисциплин;
- систематизированная практика применения созданных учащимися программных продуктов, формирования единого информационного пространства колледжа.
.На наш взгляд, целесообразно проводить уроки информатики интегрированно с общепрофессиональными дисциплинами и практической профессиональной деятельностью. В противном случае у студентов создается впечатление об обособленности информатики от их специальности, и они не видят возможности ее практического применения в своей профессии. Например, изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики, физики и химии, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы .
Можно использовать
построение и анализ графиков, диаграмм (Excel)
в курсе географии. Для языков – работа с текстом, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть главные члены предложения и т.д.
Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты
из истории, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних
научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную
информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и
структурирования информации. Этот список можно продолжать. При этом
интегрированный характер курса реализуется в рамках требований обязательного
минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Как показывает наш практический опыт, Информатику можно интегрировать практически с любой учебной дисциплиной, повышая, таким образом, качество подготовки специалистов.
Выводы по главе I.
Проведя теоретическое исследование, мы пришли к следующим выводам:
1. Обучение информатике в учреждениях СПО должно быть профессионально направленным и отражать специфику профессии.
2. Обеспечение методическими материалами процесса преподавания Информатики должно соответствовать требованиям ФГОС СПО и профессионального стандарта. При этом необходимо учитывать уровень подготовки учащихся при изучении учебных дисциплин.
3. Решить всепроблемы, связанные с обучением информатике в системе СПО, невозможно на уровне ОУ, но для некоторых из них можно предложить при составлении рабочей программы учитывать профиль специальности и распределять часы, отведенные на различные разделы в соответствии с тем, что будет необходимо учащимся в их профессии.
4. Проблему повышения уровня подготовки обучающегося можно решить, организуя дополнительные занятия, факультативы или курсы по Информатике, соответствующие целям профессиональной подготовки.
5. Интегрированное обучение дает преподавателю возможность добиться от обучающихсяне только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а студентам – возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни профессиональной деятельности. Интеграция в учебном процессе является естественным отражением стремительно развивающейся интеграции научных методов исследования. При этом, как в научных исследованиях, так и в методах преподавания, информатика играет все возрастающую роль и как средство, и как методология преподавания.
Глава II. Опыт подготовки и проведения интегрированных занятий по дисциплине Информатика
2.1 Подготовка к интегрированным занятиям
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
- конструирование и проведение урока двумя и более преподавателями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, на конец, курсов.
Интегрированный урок требует от преподавателя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда студенты положительно воспринимают преподавателя (уважают, доверяют), а преподаватель расположен к студентам (вежлив, внимателен). Педагог больше даст студентам, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности преподавателей при подготовке к занятию
Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное – выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости.
Поэтому такие занятия планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного занятия непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.
На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного занятия: урок-беседа, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.
Каждый вид занятия
предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного
материала.
Педагогическая технология подготовки интегрированного урока включает в себя:
1. Согласование педагогами содержания и методики преподавания;
2. Определение характера общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия.
Этапы разработки и подготовки интегрированных уроков
Первым этапом данной работы является:
· изучение и согласование учебных программ по дисциплинам;
· рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по дисциплинам;
· выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.
Учебные программы необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем; обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения; для этого необходимы взаимные консультации учителей.
Главная задача – обозначить цель будущего интегрированного урока.
Второй этап
· выбор формы интегрированного урока;
· составление плана урока;
· определение методов контроля и оценки студентами методов и средств обучения.
Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока. При составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
Каждый преподаватель готовит свою часть урока с учетом выделенного времени (презентацию для учеников; раздаточный материал; задания для урока; вопросы для самопроверки и т.д.), а затем весь собранный материал объединяют в единое целое.
Третий этап
· следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;
· продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;
· заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.
Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок. Схематически требования к интегрированному занятию представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Требования к структуре интегрированных занятий
Как составить интегрированный курс с информатикой?
Уроки информатики проще всего интегрировать с уроками математики (алгебры) и физики, электротехники.
1 вариант курса:
На уроках информатики мы изучаем язык программирования и пишем программы, решающие задачи по математике, физике или электротехнике.
2 вариант курса:
На уроках информатики мы изучаем электронные таблицы и строим диаграммы, графики, функций, делаем расчеты для решения задач, моделируем математические или физические процессы.
3 вариант курса
Изучение на уроках текстового редактора и электронных таблиц и создание и оформления комбинированных документов – решения задач, исследование и построение графиков функций; различных диаграмм; оформление докладов по предмету.
4 вариант курса
Изучение на уроках мастера презентаций или программы для создания анимации и подготовка проектов, презентаций по предмету.
5 вариант курса
Изучение на уроках электронных таблиц для исследования цепей переменного тока, решения систем линейных уравнений методом Крамера, применение встроенных функций и мастера диаграмм для решения задач по физике и электротехнике.
План проведения интегрированного урока включает:
- сообщение темы и обоснование важности ее изучения;
- сообщение плана интегрированного урока и его обсуждение, указаний по проведению урока и требований к его организации;
- чередование диалогического, дискуссионного изложения материала с самостоятельной творческой работой обучающихся;
- использование разнообразных информационных ресурсов для иллюстрирования изучаемого материала, разрешения проблемных ситуаций, ответов на дискуссионные вопросы;
- использование проблемных вопросов и ситуаций, требующих эвристического подхода к их решению;
- направленность на практико-ориентированную деятельность;
- изучение научных терминов, источников, материалов по теме интегрированного урока;
- организацию поиска решения, обсуждение проблемы (задачи), формирование механизмов выработки решения обучающимися с использованием технических средств обучения и т. п.;
- решение проблемы (задачи), сравнение с известными решениями, нахождение оптимального решения;
- оформление результатов работы на уроке в виде образовательного продукта;
- обобщения, выводы по уроку, рефлексивное высказывание педагога и обучающихся;
- итоговую рефлексию и планирование следующего занятия
Анализ практики проведения интегрированных уроков позволяет выделить основные затруднения преподавателей при их подготовке и проведении.
Затруднения педагогов при организации интегрированных уроков, которые заключаются в следующем:
- цели и задачи интегрированного урока чаще всего формулируются педагогами для каждой отдельной дисциплины;
- на интегрированных уроках не анализируются интегрированные понятия и термины, отражающие междисциплинарные связи различных типов;
- знания, умения и навыки, которые приобретают обучающиеся на интегрированном уроке, не всегда основываются на компетентностном подходе, используемом в современном профессиональном обучении;
- тема интегрированного урока не всегда отражает решение единой междисциплинарной проблемы;
- нет разработанной системы интегрированных уроков, представляющей наиболее полно междисциплинарные связи;
- на интегрированных уроках чаще всего формулируются учебные цели, но не учитываются методические цели.
Для преодоления этих затруднений нами была разработана технология проведения интегрированных занятий на примере интегрированного занятия по дисциплинам «Информатика» и «Электротехника».
2.2. Технология проведения интегрированных занятий на примере учебных дисциплин «Информатика» и «Электротехника»
Проведение достаточно объемных расчетов в ручную, построение графикови диаграмм вызывает у студентов сложность, так как это трудоёмкий и требующий значительных затрат времени процесс. Для эффективного усвоения данного материала и сокращения времени на техническую часть урока используются компьютерные информационные технологии.
В процессе проведения данного занятия актуализируются, корректируются, знания, умения и навыки по дисциплинам электротехника и информатика.
Для данного занятия выбрана межпредметная интеграция дисциплин «Информатика» и «Электротехника».
Данное занятие проводится в компьютерном классе в группе 2 курса ОЖЭС-21 ("Электроснабжение на железнодорожном транспорте")
Тема занятия: Проверка основных свойств цепи переменного тока с последовательным соединением активного и индуктивного сопротивления; активного и емкостного сопротивления; с параллельным сопротивлением катушек индуктивности в программе MicrosoftExcel.
Тип занятия: практическая работа использованием информационных технологий (в компьютерном классе)
Перед проведением данного занятия был пройден теоретический материал по Электротехнике по разделу "Однофазные цепи переменного тока" и по Информатике получены практические навыки работы в программе MicrosoftExcel.
Преподавателями интегрируемых дисциплин совместно были разработаны инструкционные карты для проведения данных занятий.
Цели урока.
обучающие: проверить основные свойства цепи переменного тока с последовательным соединением активного и индуктивного сопротивления; активного и емкостного сопротивления; с параллельным сопротивлением катушек индуктивности в программе MicrosoftExcel;
повторить и закрепить знания из курса электротехники по теме «Однофазные цепи переменного тока»;
повторить и закрепить знания из курса информатики по теме «Абсолютные и относительные ссылки. Построение графиков в Excel, использование формул и функций в Excel, использование панели Рисование»;
научить применять знания и умения, полученные на уроках информатики к решению электротехнических задач;
показать практическое применение знаний полученных на уроках информатики к решению электротехнических задач;
показать связь между дисциплинами;
использовать возможности MSWord для оформления отчетной документации;
выводить текст на печать.
Развивающие:
развитиепамяти, творческого мышления, познавательного интереса к учебным дисциплинам «Информатика», «Электротехника»
развитие навыков аналитического мышления;
развитие навыков самостоятельной и коллективной работы
развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу, формирование навыков самоконтроля, навыков работы в коллективе.
Воспитательные:
формировать мотивацию студентов к изучению электротехники через применение информационных технологий;
воспитывать самостоятельность; информационную компетентность;
воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени;
В ходе учебного занятия формируются общие компетенции:
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Оборудование:
персональные компьютеры IBM PC, программное обеспечение (MSWord, MSExcel, Основы Электротехники), раздаточный материал (инструкционные карты, см. приложение 1), интерактивный проектор.
Время занятия: 2 урока по 45 минут.
Данное занятие тесно связано с предыдущими, опирается на ранее изученный материал. В ходе проведения этого занятия происходит закрепление приобретенных студентами знаний, а также применение их в новой ситуации, развитие разных видов памяти, внимания, самостоятельности, творческого мышления.
Ход занятия
Организационный этап.
Приветствие, организация внимания студентов.
Преподаватель информатики отмечает отсутствующих, сообщает тему и цели занятия, сообщает план работы. (10 мин)
Выполнение практической работы
На выполнение данной практической работы отводится 50 мин (см. Приложение 1)
Построение электрических схем производятся при помощи свободно-распространяемой программы "Основы Электротехники".
Оба преподавателя консультируют студентов в ходе выполнения работы.
Студенты могут советоваться друг с другом в процессе выполнения работы, более сильные студенты помогают слабым.
25 мин. отводится на защиту выполненной практической работы.
Защита работы проводится в форме устных вопросов преподавателя студенту, вопросов студентов друг другу, тестовых заданий.
Подведение итогов
Преподаватели информатики и электротехники проверяют отчеты, оценивают выполнение практической работы. Все оценки и зачеты выставляются в журнал (5 мин)
2.3 Оценка эффективности проведения интегрированных занятий
Проведенное теоретическое исследование и практический опыт позволяет сделать вывод, что при интегрированном построении учебного процесса повышаются возможности качественно решать задачи обучения и воспитания будущих специалистов для железнодорожного транспорта.
1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность студента.
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих студенту одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения студентов, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Реализовать все вышеназванные возможности помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными дисциплинами.
Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех дисциплин, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Интегрирование – это новый подход к преподаванию дисциплин. Такие уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных дисциплинах.
Как уже говорилось выше, информатика сегодня обладает данными и необходимым инструментарием для интегрированного обучения студентов. Немаловажно и то, что учителя информатики обладают большими знаниями в области ИКТ, чем другие предметники, и интеграция знаний позволяет поднять авторитет всех учителей в глазах детей и родителей.
Об эффективности технологии проведения интегрированного занятия «Информатика +Электротехника» свидетельствует дальнейший наш опыт и анализ отзывов студентов.
Данная практическая работа по Электротехнике проводилась в двух группах специальности 13.02.07. "Электроснабжение на железнодорожном транспорте" ОЖЭС-21 и ОЖЭС-22.
В группе ОЖЭС-21 проводился интегрированный урок информатика + электротехника, в другой группе ОЖЭС-22 проводился обычный урок по этим двум дисциплинам, т.е. выполнялась данная практическая работа по отдельности без использования средств ИКТ при выполнении лабораторной работы на уроке электротехники.
Выполняя данную работу по информатике без интегрирования с дисциплиной электротехника (группа ОЖЭС-22), студенты не понимали происхождение цифр в таблице для расчетов, так как они не были сняты с измерительных приборов. Поскольку данная группа выполняла работу по электротехнике в лаборатории без применения информационных технологий, то за урок студенты не успели построить векторные диаграммы по проведенным расчетам, потому что расчеты достаточно объемные и требуют много времени для выполнения. Поэтому студенты не успели оформить отчет по практической работе. В результате защитили данную работу только 30% студентов группы.
При выполнении практической работы по электротехнике на уроке информатики в компьютерном классе экономится время на выполнение расчетов, так как они выполняются с помощью встроенных функций, маркера автозаполнения, абсолютных и относительных ссылок в программе MSExcel, на построение векторных диаграмм. Студентам не нужно было использовать чертежные приспособления, поэтому экономится время на определение погрешности расчетов и построений. За счет применения MSExcel данные погрешности получаются минимальны, так построения выполняются с особой точностью.
Отчет по практической работе выполняется не вручную на бумаге, а в программе MSWord с учетом всех требований ГОСТ. Распечатывается и сдается преподавателю электротехники для отчетности.
За счет экономии времени студенты успевают защитить данную работу на занятии сразу по двум дисциплинам.
Следовательно, повышается качество обучения в группе, так как большая часть студентов защищает работу на положительные оценки и работа на компьютере гораздо интереснее, чем расчеты и построения вручную на бумаге.
Изменилось отношение студентов к выполнению данных работ, поскольку выполнение работы с использованием компьютерных технологий делает процесс выполнения работы более интересным, новым, познавательным, студент проявляет творческую самостоятельность в оформлении таблиц, графических построениях.
После выполнения данной работы большая часть студентов в группе изъявили желание выполнить все работы по электротехнике в программе MSExcel самостоятельно.
После проведения данной работы по электротехнике на уроке информатики в обеих группах, анализируя журнал, мы получили следующие результаты (табл. 1; 2).
Таблица 1.
Результаты защиты практических работ
Учебная группа |
Количество студентов |
% защиты |
|
Информатика |
Электротехника |
||
ОЖЭС-21 |
28 |
95 |
92 |
ОЖЭС-22 |
24 |
80 |
30 |
Таблица 2.
Качество обучения
Учебная группа |
Количество студентов |
Качество обучения, % |
|
|
Информатика |
Электротехника |
|
ОЖЭС-21 |
28 |
84 |
80 |
ОЖЭС-22 |
24 |
75 |
50 |
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности проведения интегрированных занятий по информатике.
Оценив эффективность проведения данного интегрированного занятия, преподавателями информатики и электротехники были составлены еще 5 инструкционных карт для выполнения лабораторных работ по электротехнике на уроках информатики.
Выводы по главе II
Проведенное экспериментальное исследование позволяет заключить, что для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;
- включение самообразования учащихся в учебный процесс;
- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
Современные информационные технологии становятся не только предметом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.Это позволяет:
- делать обучение более эффективным, вовлекая в мультимедийный контекст все виды чувственного восприятия;
- создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами;
- реализовать компетентностно ориентированный подход к обучению.
Компетенции, формирующиеся на уроках информатики, должны распространяться на весь процесс обучения (например, навыки поиска и анализа информации), а также они выступают как инструмент для повышения качества обучения по другим общеобразовательным дисциплинам (например, обработка и представление информации).
Кроме этого, учебные задачи содержательных линий информатики уже интегрированы, так как материал для них выбирается из различных областей жизнедеятельности, а, следовательно, содержит информацию различных учебных дисциплин.
Информатика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любой дисциплиной. В каждом уроке информатики можно найти связь, с какой либо дисциплиной. Информатика тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика, электротехника, техническая механика, и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.
Заключение
Таким образом, практика использования интегрированных занятий показывает, что такие занятия позволяют обобщить, структурировать систематизировать материал, привести его в соответствие с требованиями к целостности информации. На интегрированных уроках обучающиеся овладевают всевозможными способами познания окружающего мира природы, общества, человека посредством анализа, синтеза исистематизации знаний, умений и навыков по различным дисциплинам.
В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и получены результаты, подтверждающие основные положения выдвинутой гипотезы, позволяющие сделать вывод, что интегрированное обучение:
· способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
· даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
· формирует комплексный подход к учебным дисциплинам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
· повышает качество знаний учащихся;
· повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математическогои общепрофессионального циклов;
· формирует у учащихся общие понятия физики, математики, электротехники, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования, которые вырабатываются согласованно;
· формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
· расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
· приобщает студентов к научно-исследовательской деятельности.
Проведенное исследование показало, что процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Вместе с тем важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным дисциплинам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Экспериментальная работа по проведению интегрированных занятий показала достаточно высокую эффективность. Это побудило преподавателей к разработке планов интегрированных уроков для проведения подобных занятий по другим дисциплинам. Преподаватели различных циклов, присутствующие на приведенном в работе интегрированном уроке, решили интегрировать некоторые темы преподаваемых ими дисциплин с информатикой, подготовить и провести подобные уроки.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция дисциплин в системе СПО – реальная потребность времени, она необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
Библиография
1. Аймонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М.: Изд-во МГПУ, 2010.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективностипедагогического исследования - М.: Педагогика. 2011.
3. Бекман И.Н. Информатика. Курс лекций. [Электронный ресурс]. – URL: http://profbeckman.narod.ru/InformLekc.files/Inf01.pdf
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, М.: Питер, 2012.
5. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4.
6. Иванов М.А. Межпредметные связи на уроках информатики [Электронный ресурс]. – URL: http://profbeckman.narod.ru/InformLekc.files/Inf01.pdf
7. Иванова М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова И.Л. Карева // Информатика и образование.- 2005. - №5.
8. Колин К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. - 2007. - №6. - С.46 – 57.
9. Кукушин В. С. Педагогические технологии учебное пособие для студ. пед. специальностей / В. А. Кукушин. Ростов Н / Д., 2002. – С. 121 - 132. – (Серия «Педагогическое образование»).
10. Леднев В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М. Педагогика, 1980. 264 с. ил.
11. Межпредметные связи в обучении / Е.А. , С.В. Титова [Учебное пособие] – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
12. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум. – М.: «Академия», 2008.
13. Рамазанова Д.Д. Статья по информатике на тему "Интегрированные уроки" [Электронный ресурс]. – URL: http://infourok.ru/statya_po_informatike_na_temu_integrirovannye_uroki-441525.htm
14. Реализация межпредметных связей [Интернет-источник] http://coolreferat.com/
15. СажинаС.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.
16. Трофимова Л. Интеграция – важная составляющая часть учебного процесса [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.cap.ru/ (июнь, 2012 г.)
17. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. от 7.07.2003 г., 8.11.2007 г., 22 и 23. 07; 26 и 30.12.2008 г.).
18. Харунжев А. А. Интегрированный урок, как один из способов формирования информационной культуры [Текст] / А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева // Интеграция образования. – 2003. - № 3. – С. 84 – 89.
19. Хлебников А.А. Информатика: Учебник – 6-е изд, испр. И доп. (СПО), ГРИФ, 2015
20. Шальнева Е.А., преподавательОскольский политехнический колледж "Роль изучения дисциплины «Информатика и информационно-коммуникацонные технологии (ИКТ)» в системе СПО, с целью повышения информационной культуры студентов в современном обществе"[Электронный ресурс]. – URL:
http://www.informio.ru/publications/id1609/Rol-izuchenija-discipliny-Informatika-i-informacionno-kommunikaconnye-tehnologii-IKT-v-sisteme-SPO-s-celyu-povyshenija-informacionnoi-kultury-studentov-v-sovremennom-obshestve
Интернет-ресурсы
2.Требования к планированию и проведению интегрированных уроков http://portfoliohistor.ucoz.ru/trebovanija_k_planirovaniju.doc
3.Особенности построения и проведения интегрированных уроковhttp://www.dealeducation.ru/gowems-954-2.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Практическая работа
Создание, заполнение и редактирование электронной таблицы. Использование ссылок на адреса ячеек, Мастера формул и Мастера функций.
Цель работы: проверить основные свойства цепи переменного тока с последовательным соединением активного и индуктивного сопротивления; активного и емкостного сопротивления; с параллельным соединением катушек индуктивности в программе MSExcel.
Приборы и оборудование: ПК типа IBM
Программное обеспечение:OCWindows, MSExcel, программа «Основы электротехники».
Ход работы
1. Открыть программу MSExcel
2. Создать таблицу в программе MSExcel по образцу, данному в инструкционной карте, выполнить обрамление таблицы (приложение1).
3. Открыть программу «Основы электротехники»
4. Собрать электрическую схему в программе «Основы электротехники»
5. По собранной электрической схеме провести необходимые измерения.
6. Записать в таблицу (MSExcel) измеренные данные в столбцы «Измерено» (приложение 2)
7. Выполнить в таблице требуемые расчеты (в столбцах Вычислено) с помощью формул по электротехнике, используя ссылки на адреса ячеек, маркер автозаполнения и мастер функций (приложение 2)
8. По полученным расчетам построить векторные диаграммы напряжений и тока для всех опытов в масштабе (выбрать подходящий масштаб самостоятельно), используя панель Рисование.
9. Определить длину результирующего вектора напряжения по теореме Пифагора (приложение3)
10. Рассчитать погрешность измерений и построений по заданной формуле (приложение 4)
11. Скопировать работу в программу MSWord и оформить его в соответствии с требованиями ГОСТ.
12. Сохранить данную работу в свою рабочую папку
13. Результат показать преподавателю.
14. Сделать вывод о проделанной работе
Приложения
Приложение 1.
N Опыта |
Измерено |
Вычислено |
|||||||||||
U |
I |
P |
Z |
S |
cosφ |
sinφ |
Q |
R |
XL |
L |
UA |
UP |
|
B |
A |
Bт |
Ом |
ВА |
- |
- |
вар |
Ом |
Ом |
Гн |
В |
В |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Формулы для расчета (столбцы Вычислено)
Примечание:f=50Гц
Приложение 3.
Для определения результирующего напряжения определяем длину вектора lU' по теореме Пифагора:
где lUR - длина вектора активного падения напряжения
lUC - длина вектора реактивного падения напряжения
Длину результирующего вектора U' находим, умножая полную величину на масштаб:
U'=lU'*MU
Расчет произвести в таблице в программе MSExcel, используя Мастер функций, ссылки на адреса ячеик и маркер автозаполнения
№ опыта |
lUR |
lUC |
lU' |
U' |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Приложение 4
Расчет погрешности измерений и построений производится по формуле:
полученное напряжение по векторной диаграмме
U – полученное общее напряжение (табличное измеренное)
Результат полученной погрешности берем по модулю.
Расчет погрешности произвести в таблице в программе MSExcel, используя
ссылки на адреса ячеек и маркер автозаполнения
№ опыта |
U табл |
U' |
β |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Сделать вывод о преимуществах выполнения лабораторной работы по электротехнике в программе MSExcel
ОБРАЗЕЦ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Измерено |
Вычислено |
||||||||||||
U |
I |
P |
Z |
S |
cosφ |
sinφ |
Q |
R |
XL |
L |
Uа |
Uр |
|
В |
А |
Вт |
Ом |
ВА |
|
|
вар |
Ом |
Ом |
Гн |
В |
В |
|
90 |
0,03 |
24,6 |
2,96 |
27,36 |
0,899 |
0,44 |
12 |
266 |
130 |
0,4 |
80,91 |
39,6 |
|
80 |
0,27 |
19,4 |
296 |
21,6 |
0,898 |
0,44 |
95 |
265,8 |
130 |
0,4 |
71,84 |
35,2 |
|
74 |
0,25 |
16,6 |
296 |
18,5 |
0,897 |
0,44 |
8,15 |
265 |
130 |
0,4 |
66,4 |
32,6 |
|
49 |
0,165 |
7,3 |
297 |
8,085 |
0,903 |
0,43 |
3,5 |
268 |
128 |
0,4 |
44,2 |
21,1 |
|
21 |
0,071 |
1,3 |
295 |
15 |
0,866 |
0,5 |
0,75 |
255 |
148 |
0,5 |
17,2 |
10,5 |
|
М 1:10 |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Опыт1 |
|||||||||||||
U` |
|||||||||||||
Up |
|||||||||||||
φ |
|||||||||||||
Ua |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Опыт2 |
|||||||||||||
U` |
|||||||||||||
Up |
|||||||||||||
φ |
|||||||||||||
Ua |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Опыт3 |
|||||||||||||
U` |
|||||||||||||
Up |
|||||||||||||
φ |
|||||||||||||
Ua |
|
|||||||||
Опыт4 |
Опыт5 |
||||||||
|
|||||||||
U` |
|||||||||
Up |
|
||||||||
U` |
|||||||||
φ |
φ |
Up |
|||||||
Ua |
Ua |
||||||||
Расчет погрешности |
Погрешность |
||||||||
Up |
Ua |
U` |
|||||||
3,96 |
8,091 |
9,0081 |
-0,9 |
||||||
3,52 |
7,184 |
8 |
-0,9 |
||||||
3,26 |
6,64 |
7,3971 |
-0,9 |
||||||
2,11 |
4,42 |
4,8978 |
-0,9 |
||||||
1,05 |
1,82 |
2,1012 |
-0,9 |
||||||
Вывод: |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.