Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 27.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология развития критического мышления на уроках русского языка.pptx

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Преподаватель Орлова В.В.

Что это такое?

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
технология развития критического мышления способствует развитию:  
коммуникативности;
рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков);
креативности;
мобильности;
толерантности;
ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. 

Из чего состоит?

Три стадии организации учебного процесса: 
 стадия вызова
 стадия осмысления
Стадия размышления (рефлексии)  

ПриЁмы

Прием «Кластер»
Таблица
Учебно- мозговой штурм
Интеллектуальная разминка
 Зигзаг
«Инсерт»
Эссе
«Корзина идей»

Составление синквейнов
Метод контрольных вопросов
«Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
Круги по воде
Ролевой проект
Да – нет


Чтение с остановками
  Взаимоопрос
Перепутанные логические цепочки
Перекрёстная дискуссия

Технология развития критического мышления на уроке русского языка

Тема: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»
Использованы приёмы:
Кластер
«Лови ошибку»
«Толстые и тонкие вопросы»
«знаю…хочу узнать…узнал»

Стадия вызова

Простое предложение

Сложноподчиненное предложение

?

?

Приём «КЛАСТЕР»

Стадия вызова

Приём «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

ПРимер
1. И может быть именно потому что она о шахматах не знала ровно ничего шахматы не были для нее просто домашней игрой приятным времяпрепровождением а были таинственным искусством равным всем признанным искусствам.
2. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь во-первых потому что слушать менее утомительно…
3. При первом взгляде на лицо Николая она увидела что он приехал только для того чтобы исполнить долг учтивости... 
4. К этому привыкли настолько что когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы.
5. Однако ж после некоторого молчания я ему сказал что если отец станет ее требовать то надо будет отдать.
6. Подумайте что будет когда турнир окончится и когда уедут все гости.
7. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда.

Стадия осмысления

Получение новой информации о теме
Приём «толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Как выделяется придаточное предложение, которое находится внутри главного?

Объясните, почему в предложении знаки препинания расставлены таким образом?
Девочки, /когда дверь открылась, /тут же замолчали1

Когда ставится точка с запятой?

Почему в данном предложении главная и придаточная часть разделены ; ?
Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами; / если бы я не стремилась не обижать людей;/ если бы не выбирала средств, идя к цели;/ то я была бы не я.

Когда в СПП можно поставить тире между главной и придаточной частями?

Как объяснить расстановку знаков препинания в предложении?
Когда есть любовь /– праздник в душе.

В каких случаях запятая между частями сложного предложения не ставится?

Объясните, почему в приведенных ниже предложениях нет знаков препинания:
Она не могла понять,/ что написано в инструкции/ и как ею пользоваться.
Он позвонил нам / не когда все страсти улеглись,/ а когда скандал только-только начал разгораться.
Он позвонит нам /либо когда объявят посадку в самолёт,/ либо когда они уже доберутся до места.

Прием «Лови ошибку»

1. И, может быть, именно потомучто она о шахматах не знала ровно ничего, шахматы не были для нее просто домашней игрой, приятным времяпрепровождением, а были таинственным искусством, равным всем признанным искусствам. 
2. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, во-первых, потому, что слушать менее утомительно... 
3. При первом взгляде на лицо Николая она увидела, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости... 
4. К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы.
5. Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.
6. Подумайте, что будет, когда турнир окончится_ и когда уедут все гости.
7. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями, сами не зная куда.

Стадия рефлексии

Прием «Я знаю… я узнал… я хочу узнать»

Я знаю

Я узнал

Я хочу узнать

Технология развития критического мышления на уроке литературы

Тема: «Личность пьера безухова и его духовные искания (по роману л.н. толстого «война и мир»
Использованы Приемы:
Ключевые слова
Осмысленное чтение
Инсерт
синквейн

Стадия вызова

Приём «ключевые слова»
Студентам выдается карточка с опорными словами. Необходимо определить, о каком герое идет речь, и составить небольшой рассказ, используя эти слова (можно придумывать, если не знаешь)

Пример (легкий вариант)
Приезд из-за границы
Получение огромного наследства
Неудачная женитьба
Дуэль
Масонство
Война

Пример (сложный вариант)
Медведь
Страдальческая улыбка/мясистая обнаженная рука
Красивые покатые плечи
Записка/перчатка
Посвящение/кольцо
Платон каратаев/наполеон
наташа

Стадия осмысления

Пьер Безухов

Элен Курагина

Долохов

Наташа Ростова

Платон Каратаев

Андрей Болконский

Приёмы:
Осмысленное чтение
Инсерт

Стадия рефлексии

Приём «синквейн» - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Пример

Пьер
Естественный, развивающийся
Меняется, растет, ищет
Герой проходит путь взлетов и падений.
Идеал

Список литературы:

Электронные источники:
Еремеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку https://urok.1sept.ru/articles/580663
Ширшова О.О. Методы критического мышления на уроках русского языка и литературы https://infourok.ru/metodi-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-494039.html
Современные педагогические технологии https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html