Технология развития критического мышления. Понятие, особенности, механизмы использования
Оценка 4.9

Технология развития критического мышления. Понятие, особенности, механизмы использования

Оценка 4.9
Документация
pdf
преподавание
01.11.2024
Технология развития критического мышления. Понятие, особенности, механизмы использования
Технология развития критического мышления. Понятие, особенности, механизмы использования.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ангарский лицей №1»

 

Составитель: Шеина Наталья Николаевна, учитель математики

 

Технология развития критического мышления. 

Понятие, особенности, механизмы использования.

 

Технология развития критического мышления — это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция)

 

Основные особенности технологии развития критического мышления:

1.     Не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

2.     Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

3.     Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

4.     Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте

 

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1.     Стадия вызова. Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

2.     Смысловая стадия. Позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

3.     Стадия рефлексии. На этом этапе происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

-Провоцирует ученика

-Задает вопросы -Создаёт ситуацию актуализации опыта ученика

- Формирует мотивацию ученика

 

-Отвечает на провокацию -Вспоминает всё, что знает по теме

-Формулирует первые гипотезы

-определяется в своих мотивах и целях

 

Осмысление

-Предлагает опорный текст по теме

 

-Организует процессы чтения, обсуждения,

понимания, дискуссии

 

-Поддерживает

мотивацию и цели

 

-Учит работать сообща

-Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии -Участвует в групповом взаимодействии -Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

-Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации -Учится работать сообща

 

Рефлексия

-Управляет подведением итогов -Ставит новые вопросы и задачи на будущее -Оценивает деятельность ученика

-Суммирует в групповой работе весь изученный материал

-Задает вопросы на будущее

-Делает самооценку своей деятельности

 

 

 

Методические приёмы, используемые на стадии Вызова:

      Парная мозговая атака

      Групповая мозговая атака

      Ключевые термины

      Свободное письменное задание. Таблица «Знаем-Хотим узнать-Узнаем»

      Плюс-минус-вопрос.

      Верные неверные утверждения

      Корзина идей

      Кластер

      Ключевые термины

 

Методические приёмы, используемые на второй стадии  Осмысление содержания (получение новой информации) Инсерт-система маркировки текста.

      «Знаю – хочу узнать узнал» маркировочная таблица.

      Чтение с остановками.

      Бортовые журналы.

      Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

      Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

      «Дерево предсказаний» «Шесть шляп мышления».

      Приём «Кубик»

 

Методические приёмы, используемые на третьей стадии 

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

 

      Синквейн

      Эссе

      Дискуссия

      Круглый стол

      «РАФТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с

2.      Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.

3.      Виды мышления http://psyznaiyka.nеt/viеw-michlеniе.html?id=vidymyshlеniya

4.      Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: изд. Центр «Академия», 1998. – 320 с. 

5.      Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С, Волков - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с. 

6.      Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.,. — Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с. 

7.      Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

8.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. 

9.      Загашев, И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 192с. 10.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. 

10.  .Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. 12.Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4

11.  Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4

 

12.  М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.

13.  Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. —

(Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5

14.  Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - с. 432. 

15.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

16.  О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003. 

17.  Общая психология http://all-psychоlоgy.ru/ppp/myshlеniе/оprеdеlеniеividy/оprеdеlеniе.html 20.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.

18.  «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск

19.  Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб. : Питер,2007 432.

20.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000

- 712 с.:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ангарский лицей №1»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ангарский лицей №1»

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Корзина идей • Кластер •

Корзина идей • Кластер •

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2024