Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ангарский лицей №1»
Составитель: Шеина Наталья Николаевна, учитель математики
Технология развития критического мышления.
Понятие, особенности, механизмы использования.
Технология развития критического мышления — это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция)
Основные особенности технологии развития критического мышления:
1. Не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
2. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
4. Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте
Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1. Стадия вызова. Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
2. Смысловая стадия. Позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
3. Стадия рефлексии. На этом этапе происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Технологическая карта урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Вызов |
-Провоцирует ученика -Задает вопросы -Создаёт ситуацию актуализации опыта ученика - Формирует мотивацию ученика
|
-Отвечает на провокацию -Вспоминает всё, что знает по теме -Формулирует первые гипотезы -определяется в своих мотивах и целях |
|
|||
Осмысление |
-Предлагает опорный текст по теме
-Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
-Поддерживает мотивацию и цели
-Учит работать сообща |
-Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии -Участвует в групповом взаимодействии -Подкрепляет и делает коррекцию своих целей -Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации -Учится работать сообща |
|
|||
Рефлексия |
-Управляет подведением итогов -Ставит новые вопросы и задачи на будущее -Оценивает деятельность ученика |
-Суммирует в групповой работе весь изученный материал -Задает вопросы на будущее -Делает самооценку своей деятельности |
|
|||
|
|
|||||
Методические приёмы, используемые на стадии Вызова:
• Парная мозговая атака
• Групповая мозговая атака
• Ключевые термины
• Свободное письменное задание. • Таблица «Знаем-Хотим узнать-Узнаем»
• Плюс-минус-вопрос.
• Верные неверные утверждения
• Корзина идей
• Кластер
• Ключевые термины
Методические приёмы, используемые на второй стадии Осмысление содержания (получение новой информации) • Инсерт-система маркировки текста.
• «Знаю – хочу узнать узнал» маркировочная таблица.
• Чтение с остановками.
• Бортовые журналы.
• Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
• Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
• «Дерево предсказаний» • «Шесть шляп мышления».
• Приём «Кубик»
Методические приёмы, используемые на третьей стадии
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
• Синквейн
• Эссе
• Дискуссия
• Круглый стол
• «РАФТ»
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
3. Виды мышления http://psyznaiyka.nеt/viеw-michlеniе.html?id=vidymyshlеniya
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: изд. Центр «Академия», 1998. – 320 с.
5. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С, Волков - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.,. — Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с.
7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
9. Загашев, И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 192с. 10.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
10. .Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. 12.Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
11. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
12. М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.
13. Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. —
(Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5
14. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - с. 432.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
16. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.
17. Общая психология http://all-psychоlоgy.ru/ppp/myshlеniе/оprеdеlеniеividy/оprеdеlеniе.html 20.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.
18. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск
19. Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб. : Питер,2007 432.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000
- 712 с.:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.