Технология развития критического мышления. Понятие, особенности, механизмы использования

  • Документация
  • pdf
  • 01.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология развития критического мышления. Понятие, особенности, механизмы использования.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ангарский лицей №1»

 

Составитель: Шеина Наталья Николаевна, учитель математики

 

Технология развития критического мышления. 

Понятие, особенности, механизмы использования.

 

Технология развития критического мышления — это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция)

 

Основные особенности технологии развития критического мышления:

1.     Не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

2.     Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

3.     Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

4.     Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте

 

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1.     Стадия вызова. Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

2.     Смысловая стадия. Позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

3.     Стадия рефлексии. На этом этапе происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

-Провоцирует ученика

-Задает вопросы -Создаёт ситуацию актуализации опыта ученика

- Формирует мотивацию ученика

 

-Отвечает на провокацию -Вспоминает всё, что знает по теме

-Формулирует первые гипотезы

-определяется в своих мотивах и целях

 

Осмысление

-Предлагает опорный текст по теме

 

-Организует процессы чтения, обсуждения,

понимания, дискуссии

 

-Поддерживает

мотивацию и цели

 

-Учит работать сообща

-Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии -Участвует в групповом взаимодействии -Подкрепляет и делает коррекцию своих целей

-Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации -Учится работать сообща

 

Рефлексия

-Управляет подведением итогов -Ставит новые вопросы и задачи на будущее -Оценивает деятельность ученика

-Суммирует в групповой работе весь изученный материал

-Задает вопросы на будущее

-Делает самооценку своей деятельности

 

 

 

Методические приёмы, используемые на стадии Вызова:

      Парная мозговая атака

      Групповая мозговая атака

      Ключевые термины

      Свободное письменное задание. Таблица «Знаем-Хотим узнать-Узнаем»

      Плюс-минус-вопрос.

      Верные неверные утверждения

      Корзина идей

      Кластер

      Ключевые термины

 

Методические приёмы, используемые на второй стадии  Осмысление содержания (получение новой информации) Инсерт-система маркировки текста.

      «Знаю – хочу узнать узнал» маркировочная таблица.

      Чтение с остановками.

      Бортовые журналы.

      Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

      Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

      «Дерево предсказаний» «Шесть шляп мышления».

      Приём «Кубик»

 

Методические приёмы, используемые на третьей стадии 

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

 

      Синквейн

      Эссе

      Дискуссия

      Круглый стол

      «РАФТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с

2.      Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.

3.      Виды мышления http://psyznaiyka.nеt/viеw-michlеniе.html?id=vidymyshlеniya

4.      Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: изд. Центр «Академия», 1998. – 320 с. 

5.      Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С, Волков - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с. 

6.      Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.,. — Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с. 

7.      Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

8.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. 

9.      Загашев, И.О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 192с. 10.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. 

10.  .Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. 12.Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4

11.  Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4

 

12.  М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.

13.  Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. —

(Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5

14.  Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - с. 432. 

15.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

16.  О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003. 

17.  Общая психология http://all-psychоlоgy.ru/ppp/myshlеniе/оprеdеlеniеividy/оprеdеlеniе.html 20.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.

18.  «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск

19.  Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб. : Питер,2007 432.

20.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000

- 712 с.: