Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи
Развитие речи детей является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Хотелось бы вас познакомить с одной очень эффективной технологией по развитию речи детей. Это синквейн.
Что такое синквейн
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Лиса.
Хитрая, умная.
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Обманщица.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна
«Наша группа».
Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый дом
Мы — дружные!
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
С синквейном можно работать по-разному.
Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн:
-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому перессказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
-получается у всех.
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
· Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
· Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
· Синквейн является игровым приемом.
· Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
· Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Выводы о синквейне
· Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
· Синквейн помогает пополнить словарный запас.
· Синквейн учит краткому пересказу.
· Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
· Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
· Составить синквейн получается у всех.
· Синквейн помогает развить речь и мышление.
· Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
· Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их
· Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной
· Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.