Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи
Оценка 5

Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи

Оценка 5
docx
14.05.2020
Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи
Синквейн в работе с детьми по развитию речи.docx

Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи

 

Развитие речи детей  является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Хотелось бы вас познакомить с одной очень эффективной технологией по развитию речи детей. Это синквейн.

Что такое синквейн

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

 

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

 

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

 

Пример синквейна

«Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый дом

Мы — дружные!

 

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

 

Синквейн:

-обогащает словарный запас;

-подготавливает к краткому перессказу;

-учит формировать идею (ключевую фразу);

-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

-получается у всех.

 

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

·                     Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

·                     Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

·                     Синквейн является игровым приемом.

·                     Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

·                     Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Выводы о синквейне

·                     Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

·                     Синквейн помогает пополнить словарный запас.

·                     Синквейн учит краткому пересказу.

·                     Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

·                     Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

·                     Составить синквейн получается у всех.

·                     Синквейн помогает развить речь и мышление.

·                     Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

·                     Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их

·                     Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной

·                     Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения  синквейна  позволяет быстро получить результат.


 

Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи

Технология синквейн в работе с детьми по развитию речи

Пример синквейна «Наша группа»

Пример синквейна «Наша группа»

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020