Технология создания запросов. Язык SQL

  • doc
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 28. МУ_Технология создания запросов. Язык SQL.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

семинара - тренинга

на тему «Технология создания запросов. Язык SQL»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мотивационный аспект

 

Современная ориентация образования на формирование таких компетенций как готовность и способность человека к деятельности и общению подразумевает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может осуществлять не только интеллектуальную и познавательную деятельность, но и выявлять свое социальную позицию, свою индивидуальность и выражать себя как объект обучения. Источник активности большинства практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивы и потребности; Когнитивная деятельность определяется как «особое свойство, которое получено, закреплено и развито особым образом организованным процессом знания, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей тех, кто учится».

 Какие способы активации обучения исследователи различают:

-        Проблемное, взаимное обучение, исследования, индивидуализация и самообразование, механизм самоконтроля и саморегулирования.

-         Создание условий для новых и высших форм мотивации, оснащение студентов новыми и эффективными средствами для реализации активного освоения новых видов деятельности, знаний и навыков

Формирование компетенции возможно только на основе соответствующего опыта деятельности и общения, и такой опыт можно приобрести в режиме интерактивного обучения.

Процесс обучения эффективен и достигает положительных результатов, если:

-        Студенты открыты для обучения и активно участвуют в отношениях и сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса;

-         Имеют возможность проанализировать свою деятельность и реализовать свой потенциал;

-        Могут практически быть готовым к тому, с чем они столкнутся в ближайшем будущем в жизни и профессиональной деятельности;

-         Могут быть самими собой, не боятся ошибаться, в этих условиях, если они не подвергаются этому осуждению и не получают отрицательных оценок.

Когда обучение активно, студент постоянно находится в состоянии поиска, он хочет получить ответ на вопрос, нуждается в информации для решения проблемы, или посредников вместе с другими на пути к выполнению задачи.

Тренинг - представляет собой запланированный процесс, предназначенный для предоставления или обновления знаний и навыков и проверки отношения к проблемам, идеям, поведению с целью их изменения или обновления, формы интерактивного обучения.

Проще говоря, тренинг – это:

-      Эффективная форма работы для усвоения знаний;

-      Инструмент для формирования умений и навыков;

-      Общение в доверительной атмосфере и неформальной атмосфере.

Образовательный тренинг предназначен для:

-      представление информации;

-      Освоение знаний;

-       Формирование умений и навыков;

-       Развитие установок, осознание потребностей и мотивов;

-      Подготовка специалистов, работающих с молодежью в области образования, информационных технологий и т.д.

Человек лучше узнает информацию, если обучение проходит интерактивно, то есть когда у него есть возможность одновременно обсуждать непонятные моменты, задавать вопросы, сразу фиксировать полученные знания, формировать навыки поведения.

Тренинг – это форма групповой работы, которая обеспечивает активное участие и творческое взаимодействие между участников между собой и преподавателем.

Методы, которые могут быть использованы в обучении:

-        Работа в группах

-        Интерактивные презентации

-        Дебаты, дискуссии

-        Ролевые игры

-         Мозговой штурм

-         Реализация проектов

-         Анализ историй и ситуаций

-        Творческие конкурсы.

 Внедрение тренинговой формы в образование - актуальная современная задача. В то же время, требования к преподавателю и подготовка учебных занятий возрастают с использованием активных форм и методов обучения. Это станет возможным при достижении высокого уровня профессионализма, педагогического мастерства и креативности.


Структура методического обеспечения

 

Радиальная диаграмма

Мини-лекция

Информация (теоретические сведения). Продолжительность - 10-15 мин.

 Преимущества: эффективные для использования в больших группах; возможность структурирования материала; управление логической последовательностью материала; распределение времени в целом и между отдельными блоками в частности; позволяет систематизировать знания в течение короткого периода времени.

Недостатки: пассивная роль участников; отсутствие или слабость обратной связи; опасность перегрузки аудитории информацией; действует только по слуховым каналам; внимание учеников уменьшается с каждой минутой; уровень поглощения фактического материала низок.

 

Групповая дискуссия

В психологическом тренинге это совместное обсуждение любого спорного вопроса, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и настроения членов группы в ходе прямого общения. Обсуждение позволяет увидеть проблему с разных сторон, учит обосновывать свое мнение и убеждать других, учит культуру полемике, прислушиваться к другим точкам зрения. Обсуждения могут быть структурированы (определяемые темой для обсуждения) и неструктурированными.

Преимущество: демонстрация понимания или непонимания обсуждаемых вопросов; активная передача знаний, активное взаимодействие, быстрая обратная связь.

Недостатки: требует много времени; сложность контроля; возможность отклонения от темы; сильная зависимость от группы, уровня ее подготовки; вероятность быть утвержденным в неправильном положении, может вызвать раздражение.

Методы игры

Это ситуативно-ролевые, дидактические, творческие, деловые и имитационные игры. Игра помогает снизить напряжение участников в начале тренинга, может быть использована для диагностики и самодиагностики трудностей и проблем, кроме того, фиксируются определенные поведенческие навыки, поиск новых навыков, ранее неизвестных, раскрываются творческие способности участников.

Преимущества: приобретенный опыт сохраняется в течение длительного времени; эмоциональная окраска; понимание поведения других людей; безопасная среда.

Недостатки: возможность легкомысленного отношения со стороны участников и расхолаживание; существует элемент риска, оценивается выступление, а не проблема.

Метод конкретных ситуаций (кейсов)

Информацию, представленную в виде фактов, основанных на реальной ситуации, следует проанализировать и предоставить рекомендации по ее обработке. Эти решения, как правило, неочевидны, неоднозначны. Иногда существует множество возможных решений одной и той же проблемы, иногда нет такого решения вообще. Есть много разновидностей этого метода. Как правило, студент получает текст с конкретным описанием проблемы. Ему нужно изучить ситуацию и наметить оптимальное решение. Затем студенты объединяются в небольшие группы, обсуждают достижения и недостатки предлагаемых решений и стараются установить наиболее оптимальные.

 Преимущество: реализм, минимизация давления окружающей среды, возможность рассмотрения различных точек зрения, связь с реальной жизнью, активное взаимодействие; метод конкретных ситуаций строит знания и факты, улучшает способность анализировать проблемы, общаться и принимать решения, формирует собственное мнение, дает понять, что не всегда есть только правильное решение; метод ориентирован на развитие аналитических способностей; принятие решений, ведения переговоров.

Недостатки: появление иллюзий в контакте с аналогичной ситуацией в реальной жизни о наличии времени, знаний и безопасности, чтобы решить ее.

Мозговой штурм

 Это метод решения проблем путем нахождения большого количества различных решений за небольшой период времени для их дальнейшего анализа и оценки. Основная функция – генерация идей, а не анализ обсуждений предлагаемых решений.

Принципы метода: полное отсутствие критики, поощрение идей, равенство участников, свобода ассоциации, запись всех идей, время для обсуждения идей и их выбора.

Преимущества: поощрение творчества мышления; выход за рамки стандартного мышления; простота, широкий набор информации и идей.

Недостатки: зависит от степени вовлеченности участников в процесс, их стремлении к результату; процесс требует некоторых навыков.

Таким образом, новейшие технологии развивают мышление, учатся активно действовать, воспитывать независимость, учить применять приобретенные знания на практике.

 


Тема:   «Технология создания запросов. Язык SQL»

 

Цель занятия:

Методическая.

Проработать организацию и методику проведения лабораторной работи по  теме «Технология создания запросов. Язык SQL».

Дидактическая.

§  Систематизировать, закрепить и расширить знания и практические навики по теме «Базы данных».

§  Научиться создавать запросы SQL к базе данных.

§  Мотивировать развитие прийомов работи в MS Access

Воспитательная.

§  Формировать эмоционально-целостное отношение к научному познанию.

§  Содействовать развитию интереса к работе, творческому отношению к выполнению профессиональных задач, разработке условий для совершенствования.

Тип урока: Лабораторная работа

Форма: Семинар - тренинг

Междисциплинарные соединения:

         Основы информатики, программирования, организация баз данных

Методы обучения: репродуктивные, частично поисковый, исследования, групповые, тестирование

Обеспечение обучения:

Методическое обеспечение:

-    Инструкция по  технике безопасности,

-    Инструкция к лабораторной работе,

-    Опорные конспекты,

-    Презентации, видеоролик,

-    Листы заданий для самостоятельного выполнения,

-    Кроссворды, тест.


Программного обеспечения:

-    Система управления базами данных Microsoft Access

-    Программа создания презентацийMS PowerPoint.

Техническая поддержка:

-     Интерактивная доска,

-     Мультимедийный проектор

-     Магнитная доска, магниты

Компьютеры.
СТРУКТУРА ТРЕНИНГА

Организационная часть (10 мин.)

-                     Приветствия, сообщение темы и цели занятия

-                      Знакомство участников тренинга (FIO, какие предметы преподаются, отношение к базам данных, уровень знаний темы «Базы данных»)

-                      Психологическое настроение на работу (формулирование правил поведения во время тренинга).

Возможные правила обучения:

-        Активность

-         Взаимное уважение

-        Отключенные телефоны

-        Право на ошибку

-        Регламент

 Мотивация деятельности (5 мин.)

Цель тренинга:

 Систематизировать, консолидировать и расширять знания и практические навыки по теме «База данных», научиться создавать запросы SQL в базу данных, решать и обсуждать проблемные вопросы по выбранной теме. Познакомиться с тренинговой формой обучения – обучением, с различными методологическими упражнениями тренинга, которые гарантируют эффективность – стабильно высокий уровень развития и образования студентов.

 

Мини-лекция

Персональные компьютеры бесконтрольно вломились в нашу жизнь и буквально перевернули наше представление о месте и роли вычислительного оборудования в жизни общества. Теперь компьютеры стали ближе и доступнее к каждому пользователю. И, конечно, это повлияло на работу с базами данных. Были программы, которые назывались системами управления базами данных и позволяли хранить значительные объемы информации, у них был удобный интерфейс для заполнения данных, встроенные инструменты для генерации различных отчетов. Эти программы позволили автоматизировать многие бухгалтерские функции. Присутствие на рынке большого количества СУБД, выполняющих аналогичные функции, требовало разработки экспортно-импортных методов для этих систем и открытия форматов хранения данных. Для реализации этой функции был разработан структурированный язык запросов SQL

 

Работа в группах.

Для проведения тренинга участники делятся на 3 группы, каждая группа выбирает название. Имена групп регистрируются на доске, соответственно, вносятся записи о выполнении группами заданий тренинга. Групповое обсуждение максимизирует активность и вклад каждого участника, стимулирует свободный обмен мнениями, повышает вероятность того, что участники лучше поймут позиции других, будут больше с ними считаться.

В ходе обучения прогнозируется обмен опытом с преподавателями, генерация новых методов и упражнений при изучении темы «Базы данных», развитие интереса к сотрудничеству, творческое отношение к выполнению профессиональной задачи, установка на самосовершенствование.


Скажи мне  –  и я забуду;

Покажи мне  –  и я запомню;

Дай сделать  –  и я пойму.

                                                            Китайская притча

Основная часть

 

1.                                         Электронная интерактивная презентация на тему «Технология создания запросов» (10 мин.)

Эта форма работы зарекомендовала себя как лучшая альтернатива лекциям.

 

2.                                         Упражнение на тему «MS Access» - работа в группах (25 мин.)

Цель: актуализация опорных знаний участников тренинга

Методическое обеспечение: листы для самостоятельного выполнения (приложение № 3),  опорные конспекты (приложение№ 2)

Ход проведения:

Участники тренинга заполняют листы для самостоятельного выполнения, используя опорные конспекты по теме «MS Access»,  обсуждают ответы и озвучивают для всех.

Итог: разобраны понятия – Объекты Базы Данных, Типы данных, Ключи, Связи между таблицами, Виды Запросов.

Итог фиксируется на магнитной доске на цветных листах.

В конце упражнения проводится анализ используемых дидактических материалов: приложения № 2, 3. Дается возможность предложить свои задания для лучшего изучения темы «MS Access». Результаты работы и обсуждений фиксируются.

 

3. Видеоролик «Обучающая база данных Борей» (10 мин)

Каждая версия MS Access имеет обучающую базу данных «Борей»

 

4. Информационное сообщение на тему «Язык SQL» (3 мин.)

Язык SQL, предназначен для взаимодействия с базами данных, появился в середине 70-х гг. (первые публикации датируются 1974 р.) и был разработан в компании IBM в рамках проекта экспериментальной реляционной СУБД System R. Выходное название языка SEQUEL (Structured English Query Language) только частично отображает суть этого языка. Конечно, язык был ориентирован главным образом на удобную и понятную пользователям задачу формулирования запросов к реляционным БД. Сегодня язык SQL реализован во   всех СУБД

 

5. Электронная интерактивная презентация на тему «Теоретические сведения о языке SQL» (5 мин.)

 

6. Практические упражнения на выполнение запросов на языке SQL (30 мин.)

Цель: научиться создавать запросы на языке SQL

Методическое обеспечение: инструкция по технике безопасности (приложение № 1), инструкция к практической работе (приложение № 4),

 Ход проведения:

         Участники выполняют упражнения за компьютерами по инструкции и вместе проверяют результаты на интерактивной доске.

Итог: разобраны понятия – категории языка SQL, оператор SELECT и его составляющие компоненты предложения FROM, WHERE, GROUP BY, HAVING, ORDER BY.

Итог фиксируется на магнитной доске на цветных листах.

 

7. Упражнение «Мозговой штурм» (5 мин.)

Цель:  обсудить возможные запросы с  разными условиями к таблице Товары

 

8. Тестирование (приложение № 5) (7 мин.)

Результаты тестирования всех участников выводятся на интерактивную доску, вопросы, которые выявились более сложными разбираются и обсуждаются. Такая форма работы приводит к самоанализу и стремлению самообразования.

 


Заключительная часть: (10 мин.)

Рефлексия

Упражнение «Итог» Результаты фиксируются на магнитной доске. На этом тренинге ми … (поняли, что…, узнали про …, разработали…).

MS  ACСESS

S Q L

И Т О Г

ОБЪЕКТЫ  БД

ТИПЫ  ДАННЫХ

КЛЮЧИ

СВЯЗИ

ЗАПРОСЫ  КАТЕГОРИИ   SQL

ТИПЫ ДАННЫХ SQL

SELECT

  FROM

   WHERE

    GROUP BY

      HAVING

       ORDER BY

         DISTINCT

ЭЛЕМЕНТЫ  ЛЕКЦИЙ

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

СПОСОБЫ   СОЗДАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ  БАЗ  ДАННЫХ

ИНСТРУКЦИИ  К  ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

ТЕСТ

КРОССВОРДЫ

ЛИСТЫ  ЗАДАНИЙ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Анкетирование

Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника тренинга.


Вывод

Тренинг является спланированной и систематической работой по развитию и совершенствованию знаний, навыков, умений и установок человека с помощью эмпирических инструментов обучения. В ходе тренинга приобретены знания и навыки для эффективного решения определенных заданий.

Целью тренинга является предоставление людям знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных задач.

Тренинг основан на принципах, которые принципиально отличают его от традиционного обучения. К принципам, лежащие в основе тренинга, включают:

 Принцип активности

Ситуации, которые позволяют участникам участвовать в одном и том же времени, особенно эффективны для достижения целей в области обучения. Принцип активности основывается на идее, что человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что он видит, 70% того, что говорит, и 90% того, что он делает.

Принцип исследования (творческой) позиции

Учитель организует такие ситуации, которые способствуют развитию творчества и дают членам группы возможность попробовать новые способы обучения и экспериментировать с ними. Во время тренинга члены группы находят и понимают уже известные идеи и закономерности, а также выявляют и улучшают свои личные качества и способности.

Принцип объективности (осознания) поведения

Успешно организованные занятия переводят поведение участников с импульса на объективный уровень, что позволяет вносить изменения в обучение.

 Принцип партнерской (субъективной) коммуникации

 Это общение, которое учитывает интересы других участников взаимодействия, их чувства, эмоции, переживания, признает ценность личности другого человека. Умелое внедрение этого принципа создает атмосферу безопасности, доверия и открытости в группе, что позволяет работать без страха ошибок.

Последовательное внедрение этих принципов является одним из условий эффективной работы образовательного тренинга.

Методическая разработка состоит из рекомендаций по применению формы обучения – образовательного тренинга по изучению различных предметов и материалов, которые могут быть использованы при изучении предмета.

В этой работе была раскрыта концепция образовательного тренинга, элементы которой целесообразно использовать в образовательном процессе для активизации мыслительной деятельности, творческой реализации и развития студентов как личности.

В методической разработке рассмотрены различные формы и методы работы, практические задачи, теоретическая информация, элементы самоконтроля, которые могут быть использованы на разных этапах урока для изучения и консолидации материалов по базам данных.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ Общие положения:

-        - Для работы в компьютерном классе, лица допускаются, ознакомленные с этой инструкцией по безопасности и правилами поведения.

-     Студенты могут работать в компьютерном классе только в присутствии учителя.

-      Во время перерывов между занятиями существует обязательная перемена с обязательным выходом студентов из класса.

-     Помните, что каждый студент несет ответственность за состояние своего рабочего места и что оборудование хранится на нем.

Перед началом работы необходимо:

-     Убедитесь, что на рабочем месте нет видимых повреждений.

-      Размещайте на столе учебники, чтобы они не мешали работе над компьютером.

     При работе в компьютерном классе строго запрещено:

-        - запрещено быть в классе в верхней одежде.

-        - запрещено быть в классе с напитками и едой.

-     Прикреплять или отсоединять  кабели, сенсорные разъемы, провода и розетки.

-      Перемещение компьютеров и мониторов.

-      Включение и выключение компьютеров самостоятельно.

-      Попытка устранить неисправность.

-      Переопределить вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе.

-      Помещать книги, тетради и другие вещи на клавиатуре, мониторе и системном устройстве.

-      Удаление и перемещение других файлов.

-      Приносить и запускать компьютерные игры.

 Находясь в компьютерном классе, студенты обязаны:

-     Соблюдать тишину и порядок.

-      - Соответствие требованиям преподавателя и лаборанта.

-      При резе в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать глаз или довести его до резкости, появление боли в пальцах и руках, увеличение сердцебиения сразу покидает рабочее место, сообщает об этом, учителю и консультируется с врачом.

-     Оставьте рабочее место чистым.

-      Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях: При ошибках программы или сбоях оборудования ученик должен немедленно связаться с Учителем (лаборант).

-     Когда появляется запах гари, необычный звук сразу же перестают работать, и сообщить учителю (Лаборанту).


Приложение № 2          Опорные конспекты

 

 

1.       Назначение Access

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Структура реляционной базы данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУБД Access

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       Окно базы данных

 

Овал: 1

 

 

База  данных (БД) – совокупность данных, организованных определенным образом.

Система управления базами данных (СУБД) – программа для обработки на ПК информации, хранящейся в базах данных. В состав пакета Microsoft Office входит СУБД Access, предоставляющая пользователю следующие возможности:

¨                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      сCоздание и ведение баз данных;

¨                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      пПоиск и сортировка информации в базе данных;

¨                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      вВедение баз данных в форме картотеки;

¨                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      пПолучение сводной информации по базе данных;

¨                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      вВыполнение вычислений и программирование в базах данных

Овал: 2

СУБД Access использует  реляционные базы данных, в которых информация хранится в виде нескольких связанных таблиц.

 Каждая таблица состоит из записей  (строк). Запись включает в себя несколько полей, каждое из которых содержит информацию о какой-либо характеристике учетного объекта. Для каждой таблицы можно определить первичный ключ (одно или несколько полей, содержащих уникальные для каждой записи значения) и один или несколько индексов, помогающих ускорить доступ к данным.

 СУБД Access позволяет работать с полями следующих типов:

·                    Текстовое поле - предназначено для ввода текстовой информации. Размер обычно ограничен 256 символами.

·                    Числовое поле - служит для ввода числовых данных. Может принимать, например, только целые числа или действительные.

Байт – целые числа в пределах от 0 до 255; 

Целое – целые числа от –32768 до 32767; 

Длинное целое – целые числа от -2147483648 до 2147483647; 

С плавающей точкой (4 байт) – числа в пределах от –3.402823ЕЗ8 до 3.402823ЕЗ8; 

С плавающей точкой (8 байт) – числа в пределах от –1.79769313486232ЕЗ08 до 1.79769313486232ЕЗ08;

·                    Дата/Время - может хранить число дня месяца и время.

Длинный формат даты

Среда 15 Апрель 1994

Средний формат даты

15-апр-94

Краткий формат даты

15.04.94

Длинный формат времени

17:30:10

Средний формат времени

05:30 РМ

Краткий формат времени

17:30

·                  Логическое поле - может хранить только два значения (Да или Нет, 0 или 1, Истина или Лож).

·         Денежный - хранятся числа вместе с денежными единицами, в которых они выражены. Например, фунты и пенсы, доллары и центы.

·                     Счетчик - имеет свойство автоматического наращивания своего значения на единицу, при вводе каждой новой записи. В основном применяется для нумерации записей в базе.

·         Длинный текст (MEMO) - в отличии от текстового поля, может хранить до 65535 символов. На самом деле эта информация хранится не в поле, а в другом месте. В поле помещается только указатель на место расположения текста.

·         В современной базе данных можно хранить не только текстовые и цифровые данные, ни и изображения, музыку, видеозаписи и любые другие мультимедийные объекты. Такое поле называется полем объекта OLE.

Одно из полей таблицы, содержащее уникальную (неповторяющуюся) информацию для каждого объекта, выбирается в качестве ключевого поля.

Кроме того в таблице могут быть заданы индексированные поля. Наличие индекса ускоряет поиск и сортировку информации по данному полю

Овал: 3

Окно базы данных:

 

Овальная выноска: Рабочая область с перечнем информации, хранящейся в базе данных
 

 


       Закладки способов пред-

       ставления информации в

                 базах данных

 

       Закладки с программами

            обработки данных

 

 

   

 

4.       Инструменты  Access

 

 

 

 

5.       Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы представления информации в СУБД Access

 

 

 

 

 

6.       Поиск информации в базе данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.       Формы и отчеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Учебная база данных  «Борей»

 

 

 

 

 

 

Овал: 4

 

 

          - ключевое поле;            - режим таблицы;                             - сортировка данных;

              

          - фильтр по выделенному;                       - удалить фильтр

 

 


          - схема данных;          - режим Конструктора;            - Построитель выражений;          

 

Овал: 5

Таблицы – это  основная форма представления информации в базах данных. Таблицы создаются в следующих режимах:

¨    режим непосредственного ввода данных (режим таблицы) – используется для создания простейших таблиц;

¨    режим Мастера таблиц – используется для создания таблиц на основе имеющихся в СУБД шаблонов;

¨    режим Конструктора – наиболее часто используемый режим, дает возможность детального описания свойств каждого поля таблицы.

Выбор режима осуществляется щелчком мыши по соответствующей строке в рабочей области окна базы данных или с помощью кнопки Создать. При создании таблицы в режиме Конструктора следует:

1.    указать имена полей, их типы и свойства;

2.    выбрать ключевое поле, щелкнув мышью по его имени, а затем – по инструменту Ключевое поле;

3.    записать таблицу на диск, щелкнув мышью по инструменту Сохранить и указав название таблицы;

4.    перейти в режим таблицы для ввода исходных данных (инструмент Режим таблицы);

5.    при необходимости вернуться в режим Конструктора для корректировки структуры таблицы (инструмент Режим Конструктора);

6.    установить связи между созданными таблицами с помощью инструмента Схема данных.

 

Овал: 6

       Поиск в базе данных в простейшем случае осуществляется выделением с помощью мыши поля (полей) с заданной информацией и щелчком по инструменту Фильтр по выделенному. В дальнейшем фильтр можно снять, используя инструмент Удалить фильтр.

       В более сложных случаях для поиска данных формируется запрос – выборка информации, удовлетворяющей заданным условиям. Для создания запроса можно использовать бланк QBE (запрос по образцу) или инструкции SQL (структурированный язык запросов).Для формирования запроса в окне базы данных следует перейти на закладку Запросы и выбрать один из режимов: Мастер запросов или Конструктор.

      При работе в режиме Конструктора для каждого поля следует указать его имя, видимость на экране, необходимость сортировки по этому полю, условие отбора. Для вычисляемых полей с помощью Построителя выражений формируются расчетные формулы. Если информация в запросе должна удовлетворять хотя бы одному из нескольких условий, для записи условий используются строки « или » .

Овал: 7

http://sesia5.ru/blok/6/images/ris1.gif      Форма способ представления информации в базе данных в виде картотеки. Каждому учетному объекту ставиться в соответствие одна карточка, содержащая информацию из одной или нескольких связанных таблиц. Формы обычно создаются в режиме Мастера форм с последующей корректировкой в Конструкторе. При работе с формами на экране отображается карточка со сведениями об одном учетном объекте, для получения информации о других учетных объектах в нижней части карточки имеется панель со следующими инструментами:

 

 

      Отчет – способ представления сводной информации  по базам данных. Наряду со сведениями об учетных объектах может содержать сводные данные (сумму, количество и др.) по каждой группе и подгруппе объектов, а также по всей базе данных в целом. Обычно формируется в режиме Мастера отчетов с последующей корректировкой в Конструкторе

 

Справка – Примеры баз даннях – Борей

 


Основные категории команд языка SQL:

  • DDL – язык определения данных;
  • DML – язык манипулирования данными;
  • DQL – язык запросов;
  • DCL – язык управления данными;
  • ТСL - команды управления транзакциями

Определение структур базы данных (DDL)

Язык определения данных (Data Definition Language, DDL) позволяет создавать и изменять структуру объектов базы данных, например, создавать и удалять таблицы. Основными командами языка DDL являются следующие:

CREATE TABLE – создать таблицу,

ALTER TABLE – модифицировать таблицу,

DROP TABLE – удалить таблицу,

Аналогичные действия  с базой данных DATABASE, индексом INDEX и др.

Манипулирование данными (DML)

Язык манипулирования данными (Data Manipulation Language, DML) используется для манипулирования информацией внутри объектов реляционной базы данных посредством трех основных команд:    INSERT - вставить,

UPDATE - обновить,

                                               DELETE - удалить.

Выборка данных (DQL)

Язык запросив ( Data Query Language, DQL) наиболее известен пользователям реляционной базы данных, несмотря на то, что он включает одну команду

SELECT - выбрать.

 Эта команда вместе со своими многочисленными опциями и предложениями используется для формирования запросов к реляционной базе данных.

SELECT список_полей

  FROM список_таблиц

    WHERE условия_на_записи

      GROUP BY способ_группировки

        HAVING условия_на_группы

          ORDER BY способ_сортировки

Язык управления данными (DCL - Data Control Language)

Команды управления данными позволяют управлять доступом к информации, находящейся внутри базы данных. Как правило, они используются для создания объектов, связанных с доступом к данным, а также служат для контроля над распределением привилегий между пользователями. Команды управления данными следующие:

GRANT – дать права,

REVOKE – забрать права.

Команды управления транзакциям (Transaction Control Language, TCL)

Существуют следующие команды, позволяющие управлять транзакциями базы данных: COMMIT, ROLLBACK, SAVEPOINT, SET TRANSACTION.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 ЛИСТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Объекты БД

Заполните пропуски:

2. Установите соответствие между термином і его определением, проставив соответственные  цифры у окна формы.

Определение

Термин

Ваш ответ

1) Столбец таблицы базы данных

Таблица

 

2) Объект для представления данных на экране в удобной для пользователя форме

Поле

 

3) Объект БД, предназначенный для хранения информации о свойствах предметов

Запрос

 

4) Строка таблицы базы данных

Запись

 

5) Объект для выполнения набора типовых действий без участия пользователя

Форма

 

6) Объект для выборки, изменения, добавления и удаления данных в базе данных

Отчет

 

7) Набор процедур и функций на языке программирования Visual Basic

Макрос

 

8) Объект для форматирования и вывода информации из БД на печать

Модуль

 

 

3. Какие были использованы типы данных в таблицах, на основе которых были созданы следующие формы:

 

 

 

 

 

 

 


Проверите свои ответы

 

 

 

Каким ключевым полем является поле:

КодПоставщика в таблице Поставщики -

КодПоставщика в таблице Товары  -

 


Создание связей между таблицами

Создаются связи между таблицами Товары и Поставщики при чем значение поля "Код Поставщика"совпадает со значением в таблице "Поставщики"

 

Какая связь будет создана?

 


Объекты БД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Создание связей между таблицами

Создаются связи между таблицами Товары и Поставщики при чем значение поля "Код Поставщика"совпадает со значением в таблице "Поставщики"


ЗАПРОСЫ

 

Запросы – это условия, с помощью которых можно составить набор необходимых полей(в том числе и из нескольких таблиц) и задать те значения полей. По которым выбирается записи для обработки, т.е. задать фильтр отбора информации.

 

 

Тип запроса

Описание

 

Данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или нескольких таблиц и выводятся в определенном порядке

 

При создании запроса необходимо в окне диалога ввести определенные сведения, например, условия отбора записей или значение для вставки поле. Удобно использовать как базовый источник данных для форм или отчетов

 

Отображают результаты статических расчетов, выполненных по данным из одного поля. Эти результаты группируются по двум наборам данных в формате перекрестной таблицы, образуя номера строк и заголовки столбцов

 

Позволяет в одной операции внести изменения во многие записи. Существует четыре типа запросов на изменение: на создание таблицы, на удаление записей, на добавление и обновление записей

Запрос SQL

Запросом SQL называют запрос, создаваемый с помощью инструкции SQL (языка структурированных запросов). Примерами запросов SQL является запрос на объединение, запрос к серверу, управляющий запрос и др.

 

 

Для создания запроса может быть использован либо режим конструктора, либо мастера, а также создать запрос в режиме SQL.

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4  ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 

Тема: «SQL - ЗАПРОСЫ К БАЗЕ ДАННЫХ»

Цель: научить создавать SQL - запросы к базе данных

Теоретические сведения

Обработка элементов оператора SELECT выполняется в следующей последовательности:

  • FROM – определяются имена используемых таблиц;
  • WHERE – выполняется фильтрация строк объекта в соответствии с заданными условиями;
  • GROUP BY – образуются группы строк , имеющих одно и то же значение в указанном столбце;
  • HAVING – фильтруются группы строк объекта в соответствии с указанным условием;
  • SELECT – устанавливается, какие столбцы должны присутствовать в выходных данных;
  • ORDER BY – определяется упорядоченность результатов выполнения операторов.

Порядок предложений и фраз в операторе SELECT не может быть изменен. Только два предложения SELECT и FROM являются обязательными, все остальные могут быть опущены.

Оператор SELECT имеет следующий формат:

SELECT [ALL | DISTINCT ] {*|[имя_столбца

  [AS       новое_имя]]} [,...n]

  FROM  имя_таблицы [[AS] псевдоним] [,...n]

  [WHERE  <условие_поиска>]

  [GROUP BY  имя_столбца [,...n]]

  [HAVING <критерии выбора групп>]

  [ORDER BY имя_столбца [,...n]]

Оператор SELECT определяет поля (столбцы), которые будут входить в результат выполнения запроса. В списке они разделяются запятыми и приводятся в такой очередности, в какой должны быть представлены в результате запроса. Если используется имя поля, содержащее пробелы или разделители, его следует заключить в квадратные скобки. Символ * используется для выбора всех полей.

ХОД   РАБОТЫ:

Откройте на рабочем столе базу данных «Семинар-тренинг»

 

Для создания запроса в режиме SQL в MS Access нужно:

1.      Создать запрос в режиме Конструктор 

 

 

2.      Добавление таблицы закрыть

 

3.      Перейти в режим SQL 


Общий вид.                                     SELECT * FROM имя таблицы;

Задание 1.                  Вывести на экран все записи из таблицы Поставщики.

Тип запроса:          на выборку.

 Вид запроса в режиме конструктора                          Вид запроса в режиме SQL

          

                                        SELECT * FROM Поставщики;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология работы.

·        Перейти в режим SQL;

·        Набрать текст запроса  - Select * From Поставщики;

·        Выполнить запрос командой Запрос – Запуск или нажатием  кнопки

---

Общий вид.                                     SELECT имена полей FROM имя таблицы;

Задание № 2.                 Вывести на экран информацию только о названии поставщика и городе его расположения из таблицы Поставщики.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT КодПоставщика, Название, Город 
FROM Поставщики;

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология работы.

·         Перейти в режим SQL;

·         Набрать текст запроса  - SELECT Название, Город

FROM Поставщики;

·         Выполнить запрос командой Запрос – Запуск или

 

Общий вид.                           SELECT DISTINCT имена полей  FROM имя таблицы;

Задание № 3.   Получить только уникальные строки, для этого использовать ключевое слово DISTINCT:

Вид запроса в режиме SQL                       SELECT DISTINCT КодПоставщика,  Название, Город  

FROM Поставщики;

---

Общий вид.    SELECT имена полей FROM имя таблицы ORDER BY  список полей;

Задание № 4Упорядочить результирующий набор о названии поставщика и городе его расположения из таблицы Поставщики по названию города в порядке убывания .

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT КодПоставщика, Название, Город 
FROM Поставщики 
ORDER BY Город DESC;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом в списке полей могут указываться как имена полей, так и их порядковые позиции в списке предложения SELECT. Предложение  DESC говорит о том что сортировка идет по убыванию, а ASC о том что сортировка идет по возрастанию, ASC принимается по умолчанию.

---

Общий вид.         SELECT имена полей FROM имя таблицы WHERE <предикат>;

Задание № 5.        Получить информацию о названии поставщиков из города Париж.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT КодПоставщика, Название, Город 
FROM Поставщики
WHERE Город="Париж";

 

 

 

 


Общий вид.    SELECT имена полей FROM имя таблицы WHERE <предикат>;

Задание № 6.       Получить информацию о названии поставщиков не из города Париж из таблицы Поставщики.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT КодПоставщика, Название, Город 
FROM Поставщики
WHERE NOT (Город="Париж");

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предикаты представляют собой выражения, принимающие истинностное значение. Они могут представлять собой как одно выражение, так и любую комбинацию из неограниченного количества выражений, построенную с помощью булевых операторов AND, OR или NOT.

---

Задание для самостоятельного выполнения:

Скопируйте таблицу Товары из базы данных Борей:

·        В MS Access – Справка – Примеры баз данных – Учебная база данных «Борей»

·        Заблокировать? – нет – Открыть – закрыть кнопочную форму

·        ПКМ на таблице Товары – копировать, аналогично вставить эту таблицу в свою базу.

 

Составьте к этой таблице самостоятельно несколько запросов.

 

Примеры простых предикатов сравнения:

 

Цена < 1000

Цена меньше $1000.

Тип = 'Фрукты'

Типом продукции являются Фрукты.

ПоставкиПрекращены <>0

Поставки прекращены(установлен флажок в логическом поле).

Минимальныйзапас <Наскладе

Товары, требующие пополнения.

 

Предикат сравнения представляет собой два выражения, соединяемых оператором сравнения. Имеется шесть традиционных операторов сравнения: =, >, <, >=, <=, <>.


Общий вид.         SELECT имена полей FROM имя таблицы WHERE <предикат>;

Задание № 7.       Получить информацию о марке товара, имеющих цену ниже $800 и поставка которых прекращена из таблицы Товары.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT Кодтовара, Марка, ПоставкиПрекращены 
FROM Товары
WHERE ПоставкиПрекращены<>0 AND Цена<800;

 

 

 

 

 

---

 

 

 

 

 

·         Предикат BETWEEN проверяет, попадают ли значения проверяемого выражения в диапазон, задаваемый пограничными выражениями, соединяемыми служебным словом AND.

 Как и для предиката сравнения, выражения в предикате BETWEEN должны быть совместимы   по типам.

·         Синтаксис BETWEEN:
<Проверяемое выражение> [NOT] BETWEEN
<Начальное выражение> AND <Конечное выражение>

---

Общий вид.         SELECT имена полей FROM имя таблицы WHERE <предикат>;

Задание № 8.       Получить информацию о марке товара, имеющих цену ниже 500 и выше 300 из таблицы Товары.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT Кодтовара, Марка, Цена 
FROM Товары
WHERE Цена BETWEEN 300  AND 500;

 

 

 

 

 

---

 

 

 

 

 

Переименование столбцов и вычисления в результирующем наборе

Имена столбцов, указанные в предложении SELECT, можно переименовать. Это делает результаты более читабельными, поскольку имена полей в таблицах часто сокращают с целью упрощения набора. Ключевое слово AS  используется для переименования.

---

Предикат LIKE

Синтаксис LIKE:
<Выражение для вычисления значения строки>
[NOT] LIKE
<Выражение для вычисления значения строки>

Предикат LIKE сравнивает строку, указанную в первом выражении для вычисления значения строки, называемого проверяемым значением, с шаблоном, который определен во втором выражении для вычисления значения строки.

В образце разрешается использовать два трафаретных символа:

  • Символ вопроса (?), который можно использовать вместо любого единичного символа в проверяемом значении.
  • Символ звездочка (*), который заменяет набор любых символов (число символов в наборе может быть от 0 и более) в проверяемом значении.

Если проверяемое значение соответствует образцу с учетом трафаретных символов, то значение предиката равно TRUE. Ниже приводится несколько примеров написания шаблонов.

Шаблон

Описание

'abc*'

Любые строки, которые начинаются с букв "abc".

'abc?'

Строки длиной строго 4 символа, причем первыми символами строки должны быть "abc".

'*z'

Любая последовательность символов, которая обязательно заканчивается символом "z".

'*Rostov*'

Любая последовательность символов, содержащая слово "Rostov" в любом месте строки.

---

Общий вид.         SELECT имена полей FROM имя таблицы WHERE <предикат>;

Задание № 9.       Получить информацию о марке товара, название котрого начинается на букву «G» и его цене из таблицы Товары.

.Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT КодТовара, Марка, Цена
FROM Товары
WHERE Марка Like "G*";

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получение   итоговых   значений   ( агрегатные функции):

Функция

Описание

COUNT(*)

Возвращает количество строк источника записей.

COUNT(<имя поля>)

Возвращает количество значений в указанном столбце.

SUM(<имя поля>)

Возвращает сумму значений в указанном столбце.

AVG(<имя поля>)

Возвращает среднее значение в указанном столбце.

MIN(<имя поля>)

Возвращает минимальное значение в указанном столбце.

MAX(<имя поля>)

Возвращает максимальное значение в указанном столбце.

---

Общий вид.         SELECT имена полей FROM имя таблицы WHERE <предикат>;

Задание № 10.       Получить информацию о минимальной цене на товар с  переименованием столбца Min_price  из таблицы Товары.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT  MIN( Цена) AS Min_price
FROM Товары
WHERE Марка Like "G*";

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение GROUP BY используется для определения групп выходных строк, к которым могут применяться агрегатные функции (COUNT, MIN, MAX, AVG и SUM).

Предложение HAVING - Это предложение необходимо для проверки значений,  полученых с помощью агрегатной функции

---

Задание № 11. Получить информацию о марке и средней цене на товар с переименованием столбца Avg_price  из таблицы Товары, если средняя цена не превышает 300 р.

Тип запроса:         на выборку.

Вид запроса в режиме конструктора                                                  Вид запроса в режиме SQL

Надпись: SELECT Марка, AVG(Цена) AS Avg_price
FROM Товары
GROUP BY Марка
HAVING AVG(Цена) < 300;


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5  ТЕСТ

 

Тест

 

  1. К категории команд SQL не относится:

a)      DDL – язык определения даннях

b)      DML – язык манипуляции данными

c)      DRL – язык репликации данных

d)      DCL – язык управления данными

 

  1. Оператор языка SQL, возвращающий набор данных (выборку) из базы данных:

a)      SELECT

b)      INSERT

c)      CREATE

d)      WHERE

 

  1. Подсчитывает количество записей, возвращенных запросом:

a)      SUM

b)      GROUP BY

c)      ORDER BY

d)      COUNT

 

  1. Какие слова или символы обязательно используются в каждом SQL – запросе на выборку:

a)      SELECT  FROM;

b)      SELECT  *   FROM

c)      SELECT  FROM  WHERE

d)      SELECT  FROM  WHERE  *

 

  1. Какая функция находит среднее значение всех выбранных значений данного поля?

a)       SUM

b)      AVG

c)      MAX

d)      COUNT

 

  1. Какие функции могут работать с текстовыми полями?

a)      Все

b)      MIN, MAX, SUM, COUNT

c)      COUNT, MIN, MAX

d)       AVG, SUM

 

  1. Что означает знак  *  в запросе после ключевого слова SELECT?

a)      Заменить в слове неизвестный символ

b)       Знак умножения

c)      Вывести все поля таблицы

d)      Вывести все строки одного поля таблицы


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Кроссворд «MS Access»

 

 

1.        Структура БД, в которой любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным

2.        Средство извлечения данных из БД

3.        Набор программ, с помощью которых производится работа с базой данных

4.        Столбец в табличной БД

5.        Строка в табличной БД

6.        Структура БД, в которой данные строятся по принципу взаимосвязанных таблиц

7.        Структура, в которой одно данное является главным, все нижележащие – подчиненными.

 

Дайте определение получившемуся вертикальному понятию с точки зрения баз данных.

Ответы: сетевая, запрос, СУБД, поле, запись, реляционная, иерархия.

Таблица – основной объект реляционной БД.

 

 


 

Кроссворд «SQL»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оператор, определяющий набор значений, в который

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

данное значение может или может не быть включено.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аргумент, который обеспечивает способ устранения дублирующих значений.

 

 

4. Язык, ориентированный специально на реляционные базы данных

 

 

 

 

 

7. Предложение, позволяющее устанавливать предикаты, условие которых может.

 

 

 

 

 

быть или верным, или неверным для любой строки таблицы, и   извлекающая

 

 

 

 только те строки из таблицы, для которых такое утверждение верно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логическая функция, принимающая значение ИСТИНА, если верны оба аргумента.

5. Ключевое слово, которое сообщает базе данных, что эта команда – запрос.

 

 

6. Оператор, определяющий диапазон, к которому принадлежит поле.

 

 

 

 

 

8. Ключевое слово, которое сопровождается пробелом и именем таблицы,

 

 

 

 

используемой в качестве источника информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

B

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

 

 

F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W

H

E

R

E

 

 

 

 

A

 

 

 

 

E

 

 

O

 

 

 

 

I

N

 

 

 

 

E

 

 

M

 

 

 

 

 

D

I

S

T

I

N

C

T

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

Q

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цветные листы

 

MS  ACСESS

 

 

S Q L

 

 

И Т О Г

 

 

 

ОБЪЕКТЫ  БД

 

ТИПЫ  ДАННЫХ

 

КЛЮЧИ

 

СВЯЗИ

 

ЗАПРОСЫ

КАТЕГОРИИ   SQL

 

SELECT

 

FROM

 

ТИПЫ ДАННЫХ SQL

 

 

 

 

WHERE           AS

 

 

GROUP BY

 

 

HAVING

 

 

ORDER BY

 

 

 

 

 

 

DISTINCT

ЭЛЕМЕНТЫ  ЛЕКЦИЙ

 

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

СПОСОБЫ   СОЗДАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ  БАЗ  ДАННЫХ

 

ИНСТРУКЦИИ  К  ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

ТЕСТ

 

КРОССВОРДЫ

 

ЛИСТЫ  ЗАДАНИЙ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ


 

Internet – ресурси:

1.   http://www.intuit.ru/department/office/workaccessxp/  -   

 Работа в Microsoft Access XP

2.   http://www.intuit.ru/department/database/introdbstud/  - 

Введение в базы данных для школьников       Автор: В.М. Гуровиц

3.   http://www.intuit.ru/department/database/sql/  -              

Основы SQL    Автор: Л.Н. Полякова

4.   http://ru.wikipedia.org/wiki/SQL          -                     

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

5.   http://www.sql-tutorial.ru/   -                             

Интерактивный учебник по SQL

6.   http://sql.itsoft.ru/        -

Справочник с примерами по языку SQL

7.   http://www.mstu.edu.ru/education/materials/zelenkov/toc.html ­-  ВВЕДЕНИЕ В БАЗЫ ДАННЫХ


8.   Скачано с www.znanio.ru