"Технология триз как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".
Оценка 4.6

"Технология триз как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".

Оценка 4.6
docx
13.02.2024
"Технология триз как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".
статья ТРИЗ.docx

"Технология триз как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
                                                                                         Г.С. Альтшуллер

Важным условием достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС ДО является введение инновационных технологий в образовательный процесс в ДОУ. Она позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!».

Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей создавать вещи своими руками, творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. 

До детей надо донести мысль, которая звучит так: «Нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только твой собственный путь».

 

            Необходимо работать в направлении повышения возможностей ребенка, раскрытия его потенциальных творческих резервов; что позволит не только оптимизировать творческое развитие ребенка – дошкольника, но и научит пользоваться воображением, мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, пусть даже фантастических.

            Девиз тризовцев – «Можно говорить все». И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

Чтобы стимулировать творческую активность детей, используются следующие методы и приёмы:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ» или «Системный оператор». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. 

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот

- Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. Это видение единства всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.

-Прием «Противоречия» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками. Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Чтобы на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и ручному труду было интересно, поможет использование вспомогательного материала ТРИЗ-технологии.

Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

 

.


 

Технология триз как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности"

Технология триз как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности"

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему

Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2024