Технология формирования универсальных учебных действий
Оценка 5

Технология формирования универсальных учебных действий

Оценка 5
Научные работы
pptx
администрации
Взрослым
27.04.2017
Технология формирования универсальных учебных действий
Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам - умение учиться, - способность к саморазвитию - способность к самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся. Исходя из содержания примерной образовательной программы, универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми .презентация технология формирования ууд
ПрезентациТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД.pptx

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД на уроках математики

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД на уроках математики

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД на уроках математики


.

Требования к уровню освоения содержания (ключевые понятия):

Требования к уровню освоения содержания (ключевые понятия):

Требования к уровню освоения содержания (ключевые понятия):

Понятие УУД
Функции УУД
Виды УУД
Программа развития УУД
Оценка УУД


Федеральный закон «Об образовании в

Федеральный закон «Об образовании в

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. ФГОС основного общего образования
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
6. Федеральные перечни учебников
7. Примерные программы по учебным предметам
8. Требования к оснащению образовательного процесса

Документы на столе учителя

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам - умение учиться , способность к саморазвитию способность к самосовершенствованию

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам - умение учиться , способность к саморазвитию способность к самосовершенствованию

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам
- умение учиться,
способность к саморазвитию
способность к самосовершенствованию.

Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося Асмолов Александр Григорьевич

От обучения знаниям (ЗУН) – к деятельности над знаниями (учебная деятельность)

От обучения знаниям (ЗУН) – к деятельности над знаниями (учебная деятельность)

От обучения знаниям (ЗУН) –
к деятельности над знаниями
(учебная деятельность)

О новой цели образования

Деятельность – как внешнее условие развития ребёнка

Деятельность – как внешнее условие развития ребёнка

обучение

развитие

деятельность

Деятельность –
как внешнее условие развития ребёнка

Учебная ситуация

Учебные мотивы (интерес, мотивы к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни)

Учебные мотивы (интерес, мотивы к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни)


Учебные мотивы (интерес, мотивы к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни)
Учебные цели (способность приобретать новые компетенции, умения, способности – способность меняться)
Учебные задачи (нахождение способов решения проблем)
Учебные действия и операции (операционные умения, знания, навык)
Контроль
Оценка

Компоненты учебной деятельности:

В учебной деятельности объединяются деятельность учения и деятельность обучения, причём основным компонентом выступает учение.

Термин «Универсальные учебные действия» означает:

Термин «Универсальные учебные действия» означает:

Термин «Универсальные учебные действия» означает:

В широком смысле – умение учиться (способность субъекта к самоизменению, самосовершенствованию, саморазвитию), посредством сознательного и активного присвоения социального

В более узком — совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса .

Функциональное назначение УУД заключается: в обеспечении возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и…

Функциональное назначение УУД заключается: в обеспечении возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и…

Функциональное назначение УУД заключается:

в обеспечении возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и формирование компетентностей в любой предметной области.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе теоретических положений системно- деятельностного подхода (Л

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе теоретических положений системно- деятельностного подхода (Л

Концепция развития
универсальных учебных
действий разработана
на основе теоретических
положений системно-
деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)


под руководством А.Г. Асмолова

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие

Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования

преемственность
развитие

Исходя из содержания примерной образовательной программы, универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:

Исходя из содержания примерной образовательной программы, универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:

Исходя из содержания примерной образовательной программы, универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:  Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.  Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). 
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми .

Личностные Метапредметные Предметные

Личностные Метапредметные Предметные

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Планируемые результаты обучения

Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности , освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов 15

Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности , освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов 15


Метапредметные результаты
обобщенные способы деятельности,
освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов

15

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

16


ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка

Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Место УУД в системе к результатов освоения основной образовательной программы

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

Личностные УУД – Самопознание и самоопределение

Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
Формирование идентичности личности
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее…

Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее…

Личностные УУД - смыслообразование

установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий
Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

Регулятивные УУД

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Регулятивные УУД

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость…

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость…

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии;
к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;
к преодолению препятствий;
эмоциональная устойчивость к стрессам;
эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно,…

Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно,…

Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов

Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

Познавательные УУД – логические действия

Подведение под понятия, выведение следствий

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждения

Выдвижение гипотез, их обоснование

Доказательство

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

Познавательные универсальные учебные действия • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам…

Познавательные универсальные учебные действия • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам…

Познавательные универсальные учебные действия

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

Общеучебные УУД


Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
Информационный поиск;
Знаково-символические действия;
Структурирование знаний;
Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

Общеучебные УУД Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

Общеучебные УУД

Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

Российская академия образования

Общеучебные УУД – знаково-символические

Общеучебные УУД – знаково-символические

Общеучебные УУД – знаково-символические

Знаково-символические действия выполняют функции:
отображения учебного материала;
выделения существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение;
Кодирование/декодирование;
Моделирование.

Российская академия образования

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную…

Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную…

Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Универсальный характер УУД проявляется том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней…

Универсальный характер УУД проявляется том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней…

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формировать УУД призваны все предметы учебного плана

Формировать УУД призваны все предметы учебного плана

Формировать УУД призваны все предметы учебного плана.

Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике.

При обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

При обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
пространственное мышление (построение пространственных абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
техническое мышление (способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);
комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом); алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);  математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).

При обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

Рассмотрим алгоритм общего приема решения математической задачи: 1

Рассмотрим алгоритм общего приема решения математической задачи: 1

Рассмотрим алгоритм общего приема решения математической задачи:  1. Изучить содержание задачи. 2. Если нужно провести анализ — поиск решения. 3. На основе анализа составить план решения или сформулировать известный план решения задач данного класса. 4. Решить задачу по составленному плану. 5. Если нужно, проверить или исследовать решение. 6. Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный. 7. Записать ответ.

Например, решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.

Формирование познавательных действий

Формирование познавательных действий

Формирование познавательных действий

Познавательные действия

Деятельность обучающегося

Мыслительные операции

умение выделять тип задач и способы их решения

- найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми;
- вычисления, измерения, поиск решения задач

анализ,
синтез,
классификация, сравнение,
аналогия,
умение различать обоснованные и необоснованные суждения,
объяснять этапы решения учебной задачи

производить анализ и преобразование информации

- Использование простейших предметных, знаковых, графических моделей, таблиц, диаграмм, создавая и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от второстепенной); - решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить); использовать знаково-символьные средства для обработки информации, - осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования; осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.

Виды заданий, формирующие познавательные универсальные учебные действия.

Примерные задания, способствующие формированию и развитию познавательных

Примерные задания, способствующие формированию и развитию познавательных

Примерные задания, способствующие формированию и развитию познавательных УУД на уроках математики

Развитие умения выдвигать гипотезы

Формирование логического и интуитивного мышления.

1. Дан квадрат со стороной 5×5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице.
2. Найти правило, закономерность.

Развитие умения задавать вопросы

Формирование умения поиска ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая школьника к умственному труду

1. Задание «Угадай, о чем спросили?»
Ученик выходит к доске, вслух читает ответ на вопрос, написанный на карточке.
Например:
1). Это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?)
2). Надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д.
2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы: Зачем? Почему? Как? Что?

Формирование коммуникативных действий

Формирование коммуникативных действий

Формирование коммуникативных действий

Коммуникативные действия

Деятельность обучающихся

Осуществлять сотрудничество учеников

слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться (работа в парах, группах).

Знакомство с математическим языком, формирование речевых умений

учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий,
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания,
доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывают этапы решения учебной задачи.

Формирование регулятивных действий

Формирование регулятивных действий

Формирование регулятивных действий

Регулятивные действия

Деятельность обучающихся

самостоятельно
определять цель своей деятельности, планировать ее,
двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Осуществляют проверку текстов, содержащих различные виды ошибок (графические, вычислительные и т. д.)
Для решения этой задачи можно совместно с учащимися составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. 

Развивая регулятивные УУД, необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации

Развивая регулятивные УУД, необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации

Развивая регулятивные УУД, необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации.
Например: 1). Количество человек должно быть выражено натуральным числом,
2). Скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути, не может равняться 1км/ч,
3). Температура воздуха не может равняться 1000 градусов.
Однако ответ может показаться правдоподобным, но не соответствовать данным.
Например: 1). Собственная скорость теплохода не может быть меньше скорости течения реки.
2). Масса товара в упаковке должна быть больше его массы без упаковки,
3). Время в пути с остановкой больше времени в пути тем же способом по тому же маршруту, но без остановки.
4). Налог не может быть больше стоимости.

Поэтому следует учить учащихся рассматривать исходные и полученные величины в сравнении

Поэтому следует учить учащихся рассматривать исходные и полученные величины в сравнении

Поэтому следует учить учащихся рассматривать исходные и полученные величины в сравнении.
Также при решении задач не стоит пренебрегать «прикидкой» полученного результата.
Все вышеперечисленные способы опираются на повседневный опыт учащихся и находят у них положительный отклик за простоту исполнения.

В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить такие как: «Найди ошибку», «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т. п.

В формировании регулятивных УУД возможно использование и таких приемов, как:

В формировании регулятивных УУД возможно использование и таких приемов, как:

В формировании регулятивных УУД возможно использование и таких приемов, как:

Работа с учебником (Интернет-ресурсами, справочниками),
Составление плана ответа по математике,
Организация домашней работы,
Выполнение письменной работы по математике,
Изучение содержания теоремы.

Найти задание по оглавлению 2.

Найти задание по оглавлению 2.

1. Найти задание по оглавлению 2. Обдумать заголовок (т. е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?); 3. Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре); 4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?) 5. Выделить основные понятия в тексте; 6. Выделить основные теоремы или правила; 7. Изучить определения понятий, теорем (правил); 8. Изучить теоремы (правила); 9. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои; 10. Самостоятельно провести доказательство теоремы; 11. Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации; 12. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест); 13. Ответить на конкретные вопросы в тексте; 14. Придумать и задать себе вопросы.

Работа с учебником математики:

Выделить понятия, которым нужно дать определение; 2

Выделить понятия, которым нужно дать определение; 2

1. Выделить понятия, которым нужно дать определение; 2. Выделить теоремы, правила, которые нужно сформулировать; 3. Выделить определения, теоремы, на которые нужно сослаться при доказательстве; 4. Составить доказательство теоремы или правила; 5. Продумать записи на доске во время ответа; 6. Показать, где и как применяется теорема (правило); 7. Сделать вывод.

Составление плана ответа по математике:

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

51

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Внутренняя оценка: учитель,
ученик, ОУ и родители

Внешняя оценка:
государственные службы

аккредитация ОУ
аттестация кадров

мониторинг
системы
образования

Накопленная оценка (портфель достижений)

Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка:
обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех
процедур внешней оценки
строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые
работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы

Соотношение
внутренней
и внешней оценки
в итоговой оценке,
ее состав зависит
от ступени обучения

Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание…

Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание…

Основные результаты
начального общего образования

формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции

ФГОС Примерная образовательная программа основного общего образования

ФГОС Примерная образовательная программа основного общего образования


ФГОС

Примерная образовательная программа основного общего образования
Формирование личностных УУД


Требования к личностным результатам


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые
результаты


Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты:
-основы гражданской идентичности личности;
-основы социальных компетенций;
-готовность и способность к переходу к самообразованию

Оценка:
-неперсонифицированная;
-ограниченная

Технологии по формированию УУД

Когнитивный компонент

Ценностный и эмоциональный

Обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач

ФГОС. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

ФГОС. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

ФГОС. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ

55

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»)

Базовые образовательные
технологии

Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность

образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Базовые образовательные технологии

Базовые образовательные технологии

56

Базовые образовательные
технологии

ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:

Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)

Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).



ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ

58

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Базовые образовательные
технологии

Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
информационная поддержка учебного процесса,

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

59

Исследовательская деятельность

Базовые образовательные
технологии

Развиваются умения ставить проблему,
формулировать гипотезу, применять методы исследования
(наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д),
Умение презентовать полученные результаты.

УУД: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно…

УУД: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно…

УУД:

постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.

Технология дискуссий Базовые образовательные технологии

Технология дискуссий Базовые образовательные технологии

62

Технология дискуссий

Базовые образовательные
технологии

Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение,
слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии

63

УРОВНЕВАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Базовые образовательные
технологии

Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,
посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания.

Основа:
дифференциация требований
к уровню освоения, явное выделение
базового и повышенных уровней

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017