Технология «Консультирование, ориентированное на решение».
Оценка 4.9

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
30.03.2018
Технология «Консультирование, ориентированное на решение».
В данной статье описан позитивный подход в психологическом консультировании. Консультирование, ориентированное на решение акцентирует внимание психолога не на индивидуальных особенностях клиента, способствующих формированию проблемы и не на самой проблеме, а на решении, возможностях преодоления проблемы, позитивных аспектах жизни человека. У психологов, ориентированных на решение, есть любимая цитата: «Каждый клиент знает решение своей проблемы, даже в том случае, если ему кажется, что не знает».
Технология консультирования.doc
Жанна Сунтеева педагог­психолог  МБОУ Лицей № 10 г. Красноярск Технология «Консультирование, ориентированное на решение». Позитивный   подход   в   психологическом   консультировании   –   новое мировоззрение.  О какой новизне идет речь? Для пояснения приведу цитату:  « Новые   взгляды     практической   психологии   все   еще   существуют   в   старых терминах вины и жертв. Клиент видится как жертва биологического дефекта, его семьи, общества. Такая психология, во­первых,  фокусируется скорее на отклонениях от нормы, слабых местах, чем на сильных, во­вторых,   психолог знает   больше,   чем   спрашивает,   у   него   всегда   есть   готовый   ответ,   в   чем проблема клиента и как ее устранить». [1,  стр. 9] Отличным   от   этого,   является   следующий   стиль   профессиональных установок.   Мы   можем   видеть   клиента   и   его   окружение   как   систему   с болезненно   суженным   выбором   возможностей   взаимодействия   с   жизнью, суженным репертуаром коммуникативных навыков, ограниченной гибкостью и   нераспознанными,   недоразвитыми   способностями.   В   такой   системе профессионального   мировоззрения   психолог   задается   вопросом   о   том,  как выявить ресурсы для преодоления проблемы, повышать количество выборов, адаптировать человека и его семью, задавать вопросы. Консультирование, ориентированное на решение акцентирует внимание психолога   не   на   индивидуальных   особенностях   клиента,   способствующих формированию   проблемы   и   не   на   самой   проблеме,   а   на   решении, возможностях преодоления проблемы, позитивных аспектах жизни человека. У психологов, ориентированных на решение, есть любимая цитата: « Каждый клиент знает решение своей проблемы, даже в том случае, если ему кажется, что не знает».[1, стр. 14] Основные постулаты и принципы технологии: 1. Качество жизни ­ производное мировоззрения человека, его отношения к   событиям.   Психолог   не   может   в   большинстве   случаев   изменить реальную жизнь клиента, но может изменить его мировоззрение. 2. Борьба   с  проблемой   в  большинстве   случаев   не   эффективна.   Каждая проблема имеет  позитивный аспект. 3. Рамки   любой   психологической   концепции   всегда   уже,   чем индивидуальные   особенности   и   опыт   конкретных   людей   и   их   семей. Опыт   психолога   и   клиента,   его   семьи   подсказывают   эффективные решения. 4. Анализ   причин   проблемы   сопровождается   самообвинительным переживанием   человека   и   его   обвинения   своих   близких,   что   не способствует   решению   проблемы.   Более   конструктивным   является выявить и активизировать ресурсы, имеющиеся у каждого человека и его окружения. Вышеперечисленные постулаты диктуют стратегические принципы: 1. Акцент   на   ресурсах   и   позитивной   динамике   проблемы.     Поиски ресурсов   могут   быть   ориентированны     в   прошлое   («Что   раньше помогало   Вам   преодолевать   подобные   проблемы?»,   «Как   такие проблемы преодолевали Ваши родственники, знакомые?»), в настоящее (Что сейчас помогает Вам преодолеть проблему, хотя бы временно?») или в будущее («Кто или что помогло бы Вам выйти из этой ситуации в будущем?», «Что можно сделать, чтобы преодолеть трудность? Чему научиться»?).  2. Утилизация   опыта,   мировоззрения,   интересов   и   эмоций   клиента. Проведение   беседы   с   выяснением   стереотипов   реагирования   самого клиента, нахождение редких, но позитивных способов реагирования и расширение   границ   использования   этого   опыта.     Результатом плодотворной консультации являются нередко слова клиентов: « Как же мы раньше об этом не подумали, мы же все это знали». 3. Позитивный   подход.   «У   каждой   тучи   есть   своя   светлая   сторона» (народная пословица). Даже к тяжелой болезни можно относиться как к «   возможности,   которая   учит».   Такое   мировоззрение   позволяет отнестись   к   трудностям,   как   позитивному   событию,   расширить восприятие позитивных моментов ситуации, посмотреть на нее с другой стороны. 4. Экономичность и краткосрочность. Установка на консультацию как на краткосрочное и даже веселое событие в жизни клиента, в противовес серьезному и глубинному классическому  консультированию. 5. Сотрудничество     и   гласность,   подразумевающая   передачу ответственности   за   принятие   решения   клиенту.   Выделяются     и развиваются   собственные   цели   клиента,   психолог   только   помогает выстроить процесс целеполагания, проследить пути реализации целей. В какой­то мере психолог может раскрывать свои личные переживания перед клиентом.   Сведения личного характера полезны в тех случаях, когда   предоставляемая   информация   способствует   повышению творческих возможностей клиента, расширяет спектр возможностей для собственных действий клиента. 6. Техническая пластичность.   Технология подразумевает интегративное использование широкого арсенала разнообразных приемов, техник     и даже создание новых, адекватных конкретному клиенту, в противовес опоре на одну научную концепцию. 1. 2. Алгоритм использования технологии: Выяснение   проблемы.   Клиент   обозначает   ситуацию,   которая тревожит. Цель: обозначить в общем виде труднорешаемую ситуацию. Задача консультанта, после краткого выяснения ситуации, остановить разбор причин трудности, а перевести клиента на обсуждение ресурсов участников ситуации. Психологическое   интервью.   Вопросы   формулируются   так,   чтобы помочь клиенту выяснить во всем пространстве его жизнедеятельности ситуации, которые могут помочь решить данную трудность. 3. При необходимости можно провести психологическое исследование особенностей самого клиента, его семьи, другого окружения. Задача, удерживаемая консультантом – получить сведения о ресурсах клиента, которые он не обозначает в интервью. 4. Совместное   моделирование   поведения   клиента   направленное   на решение его трудности. Варианты использования технологии «Консультирование, направленное на решение» в условиях общеобразовательной школы: 1. Психологическое   консультирование   участников   образовательного процесса   в   труднорешаемых   ситуациях.   Например:   наиболее   частые обращения учителей и родителей к психологу связаны с трудностями обучения и воспитания детей.   Мировоззрение, которое удерживается психологом по данным обращениям: все ученики обладают какими­то ресурсами – это навыки, способности, таланты, достойные одобрения черты характера. Трудности возникают у детей, которых эти ресурсы не найдены.   Вопросы   воспитателям   формулируются   так,   чтобы, рассмотрев     все   сферы   жизнедеятельности   ребенка,   обозначить наиболее успешные и в дальнейшем поощрять их развитие.  2. Поддержка   профессионального   развития   педагога.     Используется   в основном психологическое  интервью, помогающее педагогу обозначить цель, удерживать анализ, проектировать свою деятельность. «Вопросы интервью формулируются таким образом, чтобы направить педагога на осознание  своих потребностей, намерений, смоделировать дальнейшие шаги   по   реализации   поставленных     задач»   [4,   стр.33].   Такую деятельность   психолога   Н.В.   Клюева   называет   карьерное консультирование,   направлена   она   на   формирование   программы профессионального развития педагога.  Карьерное   консультирование   предполагает   выход   в   рефлексивную позицию.   Рефлексия   –   осознание   собственных   действий,   чтобы обозначить:  Для чего? Что? Как? Что получится?  Рефлексия,   сопутствующая   действию   до   его   совершения,   есть проектирование. Процесс осознания состоит в поиске, выборе одного варианта из многих ответов на поставленные вопросы:   ­  Для чего совершаю действие, с какой целью, для какого результата?  ­  Что изменится в моем содержании, что отдам, что обрету?   ­   Как   буду   совершать   действие,   каким   способом,   используя   какие способности? Рефлексия   после   совершения   действия   есть   –   анализ,   оценка,   поиск причин неудач, последующих вариантов действий. Результат действия достигается в соответствии с целью, если он проектируется. «Целостность   осознанного   действия   представляет   собой   взаимосвязь цели,   содержания,   метода,   результата.   Нарушение   целостности порождает неполноценную рефлексию»[3, стр.34]. 3. Развитие компетентностей участников образовательного пространства, например,   таких   как   целеполагание,   коммуникативные   навыки, партнерское   взаимодействие,   сенситивность,   креативность.   Наиболее удобно использовать тренинговые упражнения, с выяснением уровня и тренировкой   заданного     качества,   с   дальнейшим   проведением рефлексии.   Процесс   рефлексии   строится   на   основании   техники, направленной   на   решение.  Вопросы   задаются   так,  чтобы   определить, что   выяснил   для   себя   участник   упражнения,   какие   наблюдение   за своими   особенностями   и   особенностями   других   участников   помогут ему в дальнейшем реализовывать свои жизненные задачи. 4. Проектирование   всего   образовательного   и   воспитательного пространства   учреждения.   Психолог   может   быть   участником консилиумов, педсоветов, творческих групп, экспертных групп, может участвовать в разработке проектов по управлению образовательными и воспитательными   процессами   и   т.д.   Позиция   при   сопровождении обозначенных   процессов   –   психологическое   консультирование, помогающее обозначить ресурсы участников, направлять на творческое решение в ситуации. Инсу   Ким   Берг   сформулировала   четыре   «философских»   правила Заключение. консультирования, фокусированного на решении: 1. Не чините то, что не сломано. Увидеть позитивную сторону, то «что не сломано» можно обладая широкими взглядами относительно того, что «подходит» и «не подходит», так как многие отличия людей связаны с отличиями в культуре и образе жизни. 2. Узнав,   что   работает,   делайте   это   еще.   Увеличить   период существующего   успеха   намного   легче,   чем   овладеть   новыми   и непривычными формами поведения. 3. Если что­то не подходит, то не повторяйте это  опять. Делайте  что­ нибудь другое. Народная мудрость гласит: « Если не добился успеха, делай новые попытки», оставляя выбор между упорством и поиском новых путей. 4. Не экономьте на похвалах. Выражайте одобрение каждому движению человека в сторону решения. Литература: 1. Ахола   Т.,   Фурман   Б.   Краткосрочная   позитивная   психотерапия. (Терапия, фокусированная на решении). – СПб., 1996. 2. Пезешкиан   Н.   Позитивная   семейная   психотерапия:   семья   как психотерапевт. – М., 1993. 3. Костина Н.А. Становление профессиональной субъектности педагога. Красноярск, 2007. 4. Клюева   Н.В.   Технологии   работы   психолога   с   учителем.   –   М.:   ТЦ «Сфера», 2000.

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».

Технология «Консультирование, ориентированное на решение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018