"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"
Оценка 4.9

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
библиотека
Взрослым
11.01.2017
"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"
Статья "Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО". Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления.Статья
Технология критического мышления ФГОС НОО.docx
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных    образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи           Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования,  на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из    стен начальной  школы?           Прежде всего ­ умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные  действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня  возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности технологию  развития критического мышления.            Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления  дает  возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.         Технология критического мышления ­ это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического  подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на  постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали  несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу.  КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и  информацией.  Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить,  применить. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных  решений, как следует поступать и во что верить. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести  здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.  КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления. Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во­первых – это мышление самостоятельное Во­вторых – это мышление обобщенное В­третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное Цель данной технологии ­ развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не  только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с  информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).        Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я  запомню, вовлеки меня – я пойму».       Актуальностью  данной  технологии является то, что она позволяет проводить уроки в  оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке  происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого  являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных  суждений.  В своей работе определила следующие задачи:  1. Изучить модель технологии критического мышления.  2. Изучить и применять новые методические приёмы технологии критического мышления на  практике.  3. Вести поиск и разработку дидактических материалов, сценариев уроков.  «Переложенные» на язык практики идеи технологии ТРКМ звучат следующим образом: Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные  вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя в ТРКМ: ­ направляет усилия учеников в определенное русло ­ сталкивает различные суждения ­ создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений ­ дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы ­ подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих       В основе ТРКМ лежит базовая дидактическая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.    Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных  сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и  обобщение приобретенных знаний.  В основе данной технологии – трехфазовая структура урока: I фаза  Вызов      Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)  Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом    Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу  Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы В процессе реализации фазы вызова: Учащиеся: ­могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы; ­фиксируют высказывания на доске или листах; ­работают индивидуально и в малых группах. Учитель:  ­стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; ­способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации  информации, полученной от школьников; ­просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме. В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на  следующем этапе – этапе получения новой информации.  II. Фаза осмысления содержания .       Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)  Помочь активно воспринимать изучаемый материал  Помочь соотнести старые знания с новыми На фазе осмысления содержания: Учащиеся:  ­осуществляют контакт с новой информацией; ­пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; ­акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; ­обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; ­стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что  именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; ­готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.  Учитель: ­может быть непосредственным источником новой информации; ­если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы,  внимательности при чтении; ­для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения  и размышления о прочитанном.  III. Фаза рефлексии.        Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)  Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал  Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала На фазе рефлексии: Учащиеся:  ­осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя; ­получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности. целостное осмысление, обобщение полученной информации; ­формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Учитель: ­осознаёт собственные действия и действия учеников; ­получает новый педагогический опыт, развитие мастерства; ­видит эффективность педагогического процесса.           Исследователи утверждают, что такая новая  структура урока соответствует этапам  человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже  известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего  ему эти знания и где их можно применить.   Что принципиально нового несёт  технология критического мышления?  В чём же «инновационность» представленной технологии?     Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует,  развивает навыки вдумчивой работы с информацией. Элементы новизны содержаться в методических  приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На  каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали: I. Стадия вызова «Кластер»  «Загадка»  «Мозговой штурм»  «Отсроченная догадка»  «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Да – нетка»  «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос» «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте,  систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие  ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается  подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех  стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на  стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в  правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.  «Техника постановки вопросов»               Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,  формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления.  Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики,  которые задаются вопросами или задают их, по­настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень  задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.  На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении  темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. «Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли   вы… Верно… «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их   противоположными… Что еще можно использовать вместо данного      объекта? «Да – нет». Учитель озвучивает утверждения, связанные с темой урока, обучающиеся записывают  ответы в виде : «да» или «нет». На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной  теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные  высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп  выносятся на доску. высказывание до  после чтения   1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и  объемным.   2. Форма глаза напоминает яблоко.   3. Глаза в сильные морозы мерзнут.   4. Зрачок ­ это отверстие в глазу.   5. В глазу имеется прозрачная линза. 6. Изображение рассматриваемого предмета  получается на сетчатке перевернутым.   7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.                 «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или  думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой  условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. «Таблица «ЗХУ» ­ «Знаю­хочу узнать ­ узнал». Заполняется в начале урока и проводится анализ по  окончанию полученной информации.  Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»: Урок «Окружающий мир»         тема «Почва» Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду  читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не  согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. Вопросы:  … ветер может разрушить горы?  … опавшие осенью листья вредят почве?  … 1см почвы образуется за 300 лет?  … норы животных, живущих в почве, разрушают её?  … растения участвуют в образовании почвы?  … почва и камень родственники?  … почва – наша кормилица? 1 2 3 4 5 6 7 ­ Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. ­ Мы говорим почва. А что же такое почва? Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои  предположения: Почва – это …   … земля  … растительная земля  … вещество  … суша, а не вода  … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.  Постановка целей урока. ­ Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам  предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.  ­ Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о почве. Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда  взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле  почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли  почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках. Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес» Климатичес кие условия Тайга Географичес положение кое Лес животн ые растени я Широколиствен ный животн ые растени я Изображени е на карте Смешанный животн ые растени я II. Стадия осмысления «Зигзаг» «Инсерт или «Чтение с пометами»  «Дерево предсказаний»  «Круги по воде»  «Чтение с остановками» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Метод «Думательных шляп» «Кластер» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» «Дерево предсказаний»               Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя  Дж. Белланса,  работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу  развития сюжетной линии в рассказе, повести.  Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения,  которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей»  не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. аргументы предположения Т Е М А  " ? " не знаю " ! " ответ  готов  " ­ " иначе думал «Инсерт» или «Чтение с пометами». При изучении информации, связанной с новыми  идеями  учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок  (маркировочную). Маркировочная таблица " + "  " V "  знаю новое Для её заполнения  вначале прошу обучающихся во время чтения  делать на полях пометки, а после  прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко  заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей,  внесенных в таблицу, или маркировки текста.  « Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития  сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные  предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол  дерева ­ тема, ветви ­ предположения, которые ведутся по двум основным направлениям ­ "возможно"  и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" ­ обоснование этих  предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Шесть шляп мышления». Предлагаю при решении творческой задачи выполнять за один раз по  одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу  определённого цвета.  «Лекция – визуализация».  Я раздаю схему­рисунок, затем читаю небольшой текст, а дети пробуют в  рисунке отметить стрелочкой и подписать, про что я говорю. Может где­то и дорисовать, если это  необходимо.  Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Прием «Сводная таблица»: Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и  выполнит практическую работу. 1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название. 2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или  непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. 3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его  применение. Заполни Сводную таблицу. Практическая работа в группах.  Название Основные свойства Использование Известняк Белого, серого или желтого цвета; Строительство, мел, мрамор. Гранит Зернистый. Твердый и прочный Строительство фундаментов зданий,  набережных, дорог, памятником,  отделка станций метро.  Глина Песок Очень мельчайшие  частички,скреплённые между  собой. В виде крупинок, сыпучий,  жёлтый, серый. Кирпич, посуда Дороги, стекло Железная руда Черного цвета, плотное,  притягивает металлические  предметы. Машины, железнодорожные рельсы,  вагоны и др. Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь. Приём «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и  заполнение таблицы «Инсерт».  Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» –  новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько  вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?».  Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав  один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.  Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков  маркировки:  «V» поставьте « V » (да) на  полях, если то, что вы  читаете, соответствует  тому, что вы знаете, или  думали, что знаете;  «+» поставьте «+»  (плюс) на полях,  если то, что вы  читаете, является  для вас новым;  « – » поставьте « – » (минус), на  полях, если то, что вы  читаете, противоречит  тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;  «?» поставьте «?» на полях,  если то, что вы читаете,  непонятно, или же вы  хотели бы получить более  подробные сведения по  данному вопросу.  Окружающий мир, 3класс, «Почва». На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва? Самостоятельно читают статью в учебнике.  Приём «Инсерт» ­ Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» ­ уже знал; «+» ­ новое для меня; «­» ­ думал иначе; «?» ­ не понял, есть вопрос. Проверка понимания и первичное закрепление. ­ Что было для вас знакомым из прочитанного? ­ Что нового вы узнали для себя из этого текста? ­ У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После  обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча полезных  ископаемых. Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и  происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и  выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы. Окружающий мир, 3 класс «Разнообразие растений». Приём «Шесть шляп». Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. ­  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. ­ С помощью энциклопедий и атласа ­ определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. ­ Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа.  ­Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.  Используйте материал учебника  4 группа.  Красная  шляпа. ­ Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 5 группа.  Зелёная шляпа. ­ Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и  краше?  6 группа. Синяя шляпа. ­ Обобщите высказывания других групп. III. Стадия рефлексии «Синквейн» «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Диаманта» «Cинквейн» в переводе с французского ­ стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза  информации и материала в кратких выражениях. «Ключевые слова» ­ запишите всё, что знаете о  познавательном объекте.  Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».  Приём таблица «ЗХУ» Знаем  Хотим узнать Узнали  Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в  воздух  кислород. 3.Животные  и люди  не смогли бы жить  на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники,  травы Почему?   Какие ещё есть группы  растений?  Что такое  виды  растений? Какие  названия дают им  учёные?  Растения делятся на  несколько групп.  В каждой группе растений  много видов.  Науку о растениях называют ботаникой.  Существует 350 тысяч видов растений.  Названия видов дают им  учёные.  Растения выделяют в  воздух кислород:если бы не  было растений, не было бы и нас.  Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно  больше садить растения и  ухаживать за ними.  Охранять растения значит  заботиться о живом.  Окружающий мир, 3класс, «Почва». ­ Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей). Приём «Синквейн» Почва Живая, плодородная, Разрушается, впитывает, выращивает Солнце, ветер и вода разрушают горы             Земля. Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! Земля­матушка Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес. Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы                 Таким образом, преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что  выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона  об образовании РФ:                                                                                                                   Наличие  разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках: – способствует активизации мышления, повышает мотивацию; – способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие  способности; – учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы  вынести обоснованное суждение; – способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки; – заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить  понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации  личности учащихся.       Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям: ­рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации); ­прагматичность (умение применять полученные знания на практике); ­ готовность к планированию; ­гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и  отрицательные стороны в выступлениях других); ­готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.    Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые  вопросы, чтение с остановкой и др.)  позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка,  литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение  систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи. Развитие умения работать с информацией: Уровень  развития Умение систематизировать  материал 3 класс Допустимый 36,4% 40,9% Средний  Низкий  22,7% 4 класс           59,2   % 31,8% 9 % Умение устанавливать причинно­ следственные связи 3 класс 40,9% 36,4% 22,7% 4 класс 68,2% 22,7% 9,1%   Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также   формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными  работами дети справляются без затруднений, показывают устойчивые результаты (КО – 65 %,  успеваемость­ 100%).     В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно  работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для  ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся  перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации,  научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность  деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа  собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать  поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными,  активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки. Т.О. меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся  главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся,  рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Важно не в  готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития  критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать  умозаключения. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей .  Моя роль в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и  создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии РКМЧП. Технология РКМ  делает обучение увлекательным и осмысленным. Мои перспективы: изучить новые приёмы данной технологии, адаптировать на уроках; вести поиск и  разработку дидактических материалов, сценариев уроков, диагностик.          Приемы ТРКМЧП ∙         инсерт, или условные значки. Цель ­ оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.  Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: “?” ­я это знал, “+” ­ это для меня новое, “­” ­ это противоречит моим знаниям, “?” ­ об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения  классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки  помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие,  становятся помощниками в запоминании материала.     ∙         таблица ЗХУ (Знаю ­ Хочу узнать ­ Узнал). Её цель ­ развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по  изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме,  обосновывают и систематизируют поступающие данные.   ∙         сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей ­ читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто?   Что?   Когда?   Где?   Почему?   Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением. ∙         таблица “Толстые и тонкие вопросы” . Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые  можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя  (“толстые” ). ? ? Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… В чём разница… Кто… Что… Когда…   ∙          “дерево предсказаний” . Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол  дерева” ­ это тема, “листочки” ­ прогнозы, “веточки” ­аргументы. Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления  используется метод групповой работы. ∙         мозговая атака. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные  качества.Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую. Применяется в данной технологии и метод рефлексии. В применении рефлексии возможны такие  приёмы: ∙         ­ “мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать  “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения,  “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали. ∙         ­ “размышление от обратного” . Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех  или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества. ∙         ТАКСОНОМИИ БЛУМА ( ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО) ∙         Таксономия ­ (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) ­ теория классификации и  систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое  строение. Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная,  эмоциональная и двигательная. Познавательная сфера охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей,  отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости. Познавательная, или когнитивная,  область, это та сфера познания, в которой главное ­ интеллектуальные результаты. Эта область  разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого  (создаю новые идеи). Уровень 3 «Я интегрирую»   Творчество: скомбинировать  полученные сведения по­другому,  соединяя элементы по новому  образцу или предлагая  альтернативные решения   Оценивание: представить и Уровень 2 «Я применяю»          Уровень 1 «Я знаю»   защитить мнение, оценивая  информацию, обоснованность идей  или качество работы, по  выработанным критериям   Анализ: рассмотреть информацию и  разделить ее на части, определяя  мотивы и причины, делая выводы и  приводя доказательства для  подтверждения обобщений Применение: перенести полученные  знания, факты, приемы и правила на  новые ситуации для решения задач и  проблем Понимание: выделить факты и идеи  через их организацию, сравнение,  перевод, интерпретацию, описания,  определяя главные мысли Запоминание: мысленно  зафиксировать факты, термины,  базовые понятия в виде ответов   УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИ Я ПО БЛУМУ Знание Понимание Применение Анализ Синтез ПРИМЕР ВОПРОСОВ/ЗАДАНИЙ Что значит это слово? (дай определение) Опиши место  действия. Кто главный герой/герои? Перечисли основные  события хронологически. Расскажи, что происходит в  тексте. Что случилось в конце? (подытожь) Поясни роль в  сюжете. Объясни следующую цитату Предположи, что  произойдет дальше. Перефразируй тему — о чем текст?  Изложи краткое содержание отрывка или главы Как тема соотносится лично с тобой! Если бы все  происходило в наше время, как бы это выглядело?  Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с  одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему. Почему герой действует и реагирует таким образом?  (проанализируй) Сравни и противопоставь двух героев  (темы, действия и др.) Схематически изобрази отношения  между героями. Соотнеси черты характера героев с их  поступками. Почему важен контекст/ место действия?  (исследуй) Придумай песню на тему прочитанного. Придумай новую  концепцию — чем должна закончиться книга. Организуй  группу/клуб для обсуждения темы. Придумай план, по Оценка которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал  на месте главного героя (представь). Перепиши финал. Эффектен ли конец? (оцени) Оцени работу автора,  написав рецензию. Оправдай решения главных героев.  Реалистичен ли такой конец? Докажи. Пронумеруй героев, исходя из их важности для сюжета, а также — исходя из  их правдоподобия. Задания на развитие критического мышления Уровень 1 Знание, Запоминание фактов Что...?                       Кто были главные...?               Когда... произошло?                Вспомните... Где ...?                       Кто/Что из ...?                          Как бы вы объяснили ...?          Выберите ... Почему ...?                 Как ... произошло?                   Как бы вы описали ...?             Определите ... Когда ...?                   Как бы вы показали ...?            Перечислите три ...                   Назовите ... Как...?                       Кто был...? Понимание Сравните ...                                Дайте классификацию следующего: ...         Что подразумевается ...? Найдите контраст ...                   Какая главная идея ...?                                 Что вы можете сказать о ...? Продемонстрируйте ...                Какие предложения подтверждают ...?         Каков наилучший ответ ...? Передайте своими словами ...     Объясните, что сейчас происходит ...           Как бы вы кратко  передали ....? Как бы вы передали другими словами ... Какие факты ил идеи показывают ...? Уровень 2 Применение Как бы вы использовали...?                                            Как бы по­другому вы сделали, чтобы ...? Какие примеры вы можете найти ...?                             Как бы вы решили ..., используя то, чему сейчас Примените факты, чтобы ...                                           научились? Как бы вы показали ваше понимание ...?                       Как бы вы расположили ..., чтобы показать ...? Какой подход вы бы использовали ...?                           Какие элементы вы выбрали бы, чтобы  изменить ...? Что случилось бы в результате ...?                                 Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать ...? О чем вы бы спросили в интервью с ...? Как бы вы применили то, чему научились, чтобы развить ...? Анализ Как ... связано с ...?          Каковы части или характерные  черты ...?           На    какие    категории    вы    бы Почему вы думаете ...?     Как бы вы проклассифицировали ...?                  распределили ...? Какова тема ...?                Определите разные части ...                                Какое заключение можно  вывести Какой мотив в ...?             Какие доказательства можно найти ...?               ...? Перечислите части ...?      Какие взаимоотношения между ...?                    Какие можно сделать  выводы...? Какова функция ...?          Проведите различия между ... Какие идеи подтверждают ...? Уровень 3 Оценивание Вы согласны с действиями ...?                                       Что бы вы процитировали в защиту действий ...? Вы согласны с последствиями ...?                                  Какой выбор вы сделали бы на их месте? Каково ваше мнение о ...?                                              В каком порядке по важности вы бы  расставили ...? Как бы вы доказали ...? опровергли...?                          Какое суждение вы бы вынесли о ...? Определите ценность или  важность ...                           Основываясь   на   том,   что   знаете,   как   бы   вы Было бы лучше, если бы ...?                                           объяснили ...? Почему они (персонаж) выбрали ...?                              Какие данные были использованы, чтобы прийти  к Что бы вы порекомендовали ...?                                    этому заключению? К какому сорту вы бы отнесли ...?                                 Как бы вы сравнили идеи ...? людей ...? Как бы вы могли определить ...? Как бы вы обосновали ...? Почему это лучше, чем ...? Творчество Как бы вы улучшили ...?            Что бы вы изменили, чтобы    Что можно было бы скомбинировать,  чтобы Как вы думаете, почему ...?        решить ...?                               улучшить (изменить) ...? Предложите альтернативу ...      Что бы случилось, если бы    Как бы вы  переделали  ..., чтобы создать  Придумайте...                            ...?                                           другое...? Предскажите       последствия,    Как бы  вы  протестировали    Как    бы    вы    изменили    (видоизменили)  если...                                        ...?                                                       содержание (план)...? Постройте   модель,   которая    Какие   факты    вы    можете    Что    могло    бы    быть    сделано,    ч тобы бы изменила ...                                       собрать ...?                               уменьшить (увеличить)...? Как   бы   вы   спроектировали    Придумайте        необычный    Если  вдруг вы могли бы  ..., что  бы  вы ...?                                              способ для...                            сделали...? Сформулируйте теорию о ... Вопросы по Блуму  ­       Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ,  ориентированы на работу памяти ­       Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» ­       Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их  навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) ­       Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто­либо из  учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке ­       Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» ­       Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»       ∙         Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется  по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях  резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому­либо  поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы: В первой строке записывается одно слово­ существительное. Это и есть тема синквейна. Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью  которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата  или составленная учеником фраза в контексте с темой. Чтение со стопами. Чтение с остановками Мозговой штурм Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное  отношение к ней. Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.    Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение  проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет  обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или  дается какое­то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.  По названию текста определяют, о чем будет текст.Текст читается по частям. После каждой  остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают  следующую часть.  Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и  комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть  отсрочен).        Толстые вопросы                                             тонкие  вопросы Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?      Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Прием «Звучит как….», «Выглядит  Прием « толстых» и «тонких» вопросов   как….»   Выглядит как ­Часы ­ Конвейер ­ Ступеньки лестницы ­ Яркая картина   Звучит как ­          «Это ново!» ­           «Это  интересно!» ­           Песня: куплет,  припев   Перепутанные цепочки    ­       Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные ­       Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Верные и неверные утверждения Перекрестная дискуссия Шесть шляп мышления ­       Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют    В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные  и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для  оценки их правильности        Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3­4 аргумента «за» и «против» тезиса,  приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их  аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда  аргументы иссякнут, сделайте вывод.      ­          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. ­          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и  положительных сторон. ­          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого  или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. ­          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. ­          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это  возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. ­          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано  Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы –  контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре  класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе    Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три  момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.  Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.       Что я знаю по теме    Вопросительные слова Что Какой Свободное письмо, эссе Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава Создание цепочки (синквейнов, хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Что нового узнал   Что не понял   Бортовой журнал Двухчастный дневник Метод углов Семинары совместного редактирования. Основные понятия темы Двойной дневник Чем отличается Почему и т.д.    вопросы      Что  сравнивали?         Концептуальная таблица   Черты и свойства                         точка зрения автора   моя точка зрения   соотнося       "старую" информацию с "новой"; стараются      выражать мысли своими  словами (присваивает информацию); свободно обмениваются      своими  идеями     с      другими учащимися    (знакомятся с различными представлениями); анализируют собственные мыслительные операции.   Заполнение кластеров,      таблиц,установление причинно­ следственных связей  между         блоками  информации;           возврат  к ключевым словам,    логическим цепочкам,  верным и  неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; написание творческих      работ: синквейнов,   эссе,  диамант; исследования  отдельных вопросов темы и  т.д                Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии  урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет  собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по  следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1­2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики  должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое­то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в  ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут  быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. . Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и  предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений,  связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все,  приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий  имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать  уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при  объяснении нового материала.   Например. Учитель ставит перед детьми проблему: ­ Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости­звонкости на конце слова? (б­п, д ­т, з­с, ж­ш, в ­ ф, г ­ к; проверяются способом «один ­ много») ­ Обмен информацией в группах. ­ Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким  или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного  стоял гласный) ­ Какое слово может быть лишним? Почему? мороз снег снежки холод ­( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). ­ Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?   Прием «Составление кластера»   Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще  всего подлежит содержание «корзины». Кластер ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок,  созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой­ либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся  далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова ­ для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления ­ для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии ­ при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. 2. Например: род М. СОБСТВ. НАРИЦ. МН. ЕД.     Существительное Кто? Что? склонение   число С. 1. 3. Ж.                !   Б              ОРФОГРАММЫ ПРЕДЛОГ           Ь            Ь    Прием «Пометки на полях»   Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое  понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо  познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом  на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания  или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (­) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики  просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их  быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет  соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Использование этого приема требует от учителя: Во­первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками; Во­вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков; В­третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы. Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке,  не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.   Имя  существительное ­  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы     кто?    или   что? V    Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена    существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:   именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. +        Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по  падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро,  радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3­го  склонения. Во множественном  числе  существительные  не  различаются  по  склонениям +      Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V Имена   существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +      Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»   Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать  подробнее (ЗУХ). Маркировочная таблица ЗУХ                   3   В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием  «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом  учебника и поставить отметку за работу на уроке.                  У                    х Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить  завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или  положения.   Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких  выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому­ либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания  синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово ­ существительное. Это и есть       тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть  крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка ­ это слово­резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть  по ­ возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.   Например: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе. (выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами,  обогащение  словарного запаса).   Приём «Диаманта» Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  ­ понятия  с  противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению ∙      1, 7 строчки – существительные антонимы; ∙      2 – два прилагательных к первому существительному; ∙      3 – три глагола к первому существительному; ∙      4 – два словосочетания с существительными; ∙      5 – три глагола ко второму существительному; ∙      6 – два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится,  растет, процветает                                                                                                           Известный город,  маленькая деревня                 Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня                                                                  Прием «Учебный мозговой штурм» Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он  широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его  проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» ­ развитие творческого типа мышления.  Следовательно. Выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных  вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5­7 человек. Первый этап ­ создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти  рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап ­ выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент  ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.   Приём«Верные – неверные утверждения» Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме.  Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.    Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.   На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из  утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.   Тема «Местоимение». 1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной. 2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим. 3.   В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим 4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. 5.   Местоимения изменяются по падежам и числам. 6.   В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение  является второстепенным членом.   Прием. «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.    Прием «Лекция со стопами»   Лекция ­ хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое­то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова ­ вопрос темы, верхние косточки ­ основные понятия  темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими,  представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.   ОРФОГ­ РАММЫ УЧАТ ПИСАТЬ ГРАМОТНО ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ ЗАПОМ­НИТЬ СУЩ. Ж. Р. С ШИП. НА КОНЦЕ ЗНАТЬ ПРАВИЛО РАЗДЕЛИ ТЕЛЬНЫЙ Ь В КОРНЕ ПЕРЕД  БУКВАМИ Е, Ё, Ю, Я, И ГЛ. 2­ГО Л. С ЛИЧ. ОК. ЗНАТЬ ПРАВИЛО     Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и  аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем  не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема.   С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и  последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения  работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в  “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В  “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое ­ восстание народа.  Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло  получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята  выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на  каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с  пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в  проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько  всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор  средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным  событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество  ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может  служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили  опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в  группе. Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается  на  уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной  точки зрения на эту проблему.  Учащиеся начальной школы еще только начинают изучать  историю. Мною  этот прием был мною адаптирован   для обучения учащихся составлению плана рассказа. Последний вид работы с текстом не вызывает энтузиазма у ребят, а о важности его говорить не приходится.   Как же мы рисуем рыбку, которая эту скучную работу делает интересной? 1 этап. Исходя из заявленной темы, вместе с детьми ставим  большой «толстый» вопрос ко всему  параграфу учебника. Например, почему Иван 4 в российской истории называется Грозным? Пишем  вопрос и рисуем хребет нашей будущей рыбки. Почему Иван 4  Грозный        ?  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­      2 этап. Чтение текста «Иван 4 Грозный ». По ходу чтения дети делят текст параграфа на части по  смыслу. Каждая такая часть – это косточка будущей рыбки.   Верхние косточки – это кратко  сформулированные пункты плана, а нижние – это ключевые слова к пунктам.                                                              Рождение        Детство        Венчание     Царствование           Сын 1. воевал Почему Иван  4                                                                                                                                                   2. казнил  Грозный     ?     ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­          3.убил сына                                                                 1530,                 сирота!           царь               война,             Иван,                                         Елена +Василий III,          бояре              1547                казни             1581 год  убил сына,                             Церковь Вознесения в                издевались      Успенский                            картина  Репина И.Е.                                Коломенском                                             Собор    3 этап.  После того, как вся информация занесена, в хвостике рыбки делается запись выводов. А  далее обводится контур рыбки. Рисунки у всех разные. Они вызывают восторг и являются предметом  обсуждения. Но что важно для меня: по этой рыбке дети легко восстанавливают ход событий,  описанных в тексте, рассказывают по ключевым словам. Выводы по проблеме дети тоже учатся  делать сами, после того как овладели этим приемом. Этот прием является и средством контроля  за  сформированностью навыков работы с текстом, за умением  его структурировать,  анализировать и обобщать на элементарном уровне. Для этого надо  дать  текст и  предложить  детям  составить Фишбоун, выразить восхищение получившимися рыбками. Работая в  паре, ученики рассказывают друг другу содержание текста, опираясь на Фишбоун.  Прием «Фишбоун»           Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена  проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На  верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив  верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие  сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.   стратегия ИДЕАЛ. Расшифровывается она следующим образом: ∙  И  ∙  Д  ∙  Е   Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)  Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).  Есть варианты решения! (Как можно больше) ― ― ― ―  Логические выводы (Анализ проделанной работы) ―  А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант) ∙  А             ∙  Л  игровой приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке: 1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске  вывешивается игровое поле с соответствующими разделами; 2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета; 3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что  одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия  остаются. Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально  или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью  обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном  порядке. Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так  как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая  из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если  возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы  для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого  внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.     Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие  шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп  детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий"

"Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017