Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС
Оценка 5

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС

Оценка 5
Научные работы
docx
библиотека
Взрослым
10.01.2017
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС
В данной статье рассматриваются вопросы системно – деятельностного подхода, обеспечивающего преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. Также приводятся примеры заданий для каждого этапа урока в различных классах. Системно – деятельностный подход является активным способом формирования и совершенствования знаний учащихся в области естественных наук, а так же осуществляет процесс обобщения теоретико-практических знаний и умений.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС.docx

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». 

Л.Н. Толстой

В этих словах Льва Николаевича белой нитью проходит парадигма современного образования.

В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина [3].

Ежеминутно увеличивается объем информации, которую необходимо перерабатывать. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления. В результате меняются приоритеты  на «рынке жизни». Сегодня конкурентоспособным будет тот, кто может постоянно расти и самосовершенствоваться. Таким образом,  главной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении.

Системно – деятельностный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников своеобразного мышления, формирования свободной личности.

В арсенале учителя биологии достаточно много различных учебно-методических комплексов, по которым он может работать. Но каким, же из них воспользоваться в связи с переходом на системно - деятельностный подход в обучении?  Как построить урок? [1].

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.

Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники) [4].

Первый этап изучения материала – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблему (противоречие, например, раньше грибы относили к царству растения, а сейчас выделили в отдельное, почему?), проблемный вопрос или ситуацию, которые заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников вспомнить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, и предположить, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы и предполагаю пути решения проблемы (в том числе параллельно идет проверка домашнего задания). Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с помощью учителя на втором этапе урока. Также это можно сделать с помощью ИКТ. Совместно с детьми работать на слайде презентации.

Самый главный момент на данном этапе работы – это помочь спланировать детям их деятельность, которая направлена на получение знаний самостоятельно, а не в готовом виде.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения.

При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или при самостоятельной работе детей «открывается» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывается, как можно применять полученные знания. Важную роль на этом этапе играет работа с учебником, литературными источниками, интернет ресурсами, видеофрагменты, презентации и т.д. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника или в результате работы в парах или группах, при выполнении практических заданий, наблюдений. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного изложения материала. Учащиеся учатся пользоваться книгами, интернет ресурсами для поиска ответов на возникающие у них вопросы.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Например, сначала учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы [2].  Затем можно дать выполнить самостоятельно задания из рабочей тетради или на карточке. Например, 6 класс, тема «Условия произрастания и видоизменения корней». В рабочей тетради предлагается задание заполнить таблицу «Видоизменения корней».

 

Видоизменения корней

Выполняемая функция

Название растения

 

 

 

 

И объяснить, с чем связано видоизменение корней у растений. Последний вопрос можно использовать и на начало урока для создания проблемной ситуации или проблемы, которую необходимо будет решить в течение урока.

Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. Также каждый ребенок должен оценить свою деятельность, добился поставленных целей или нет, все ли он получил из того, что хотел.

На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, здания практического характера [1,2].
          Таким образом, роль учителя на современном уроке с использованием системно - деятельностного подхода огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата. Важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса.

Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении биологии в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, но и способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Таким образом, разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. Всё это  помогает адаптироваться учителю к современным условиям жизни, то есть педагогу остаться востребованным в современном обществе, а детям стать востребованными конкурентоспособными личностями.

Таким образом, системно – деятельностный подход является  активным способом  формирования и  совершенствования знаний учащихся  в области естественных наук, а так же осуществляет процесс обобщения теоретико-практических знаний и умений. Подтверждение этому оптимальная эффективность уроков,   обязательным компонентом которых является практическая деятельность учеников.

Список использованной литературы

1.        Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября». – 2001. – № 9. – С. 14-15.

2.        Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. – М., Баласс, 2009. – С. 164-283.

3.        Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»)  [Электронный ресурс] http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/ economica/Фед_ядро.doc

4.         http://минобрнауки РФ/документы/938 // Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


 

5.        

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения

Как построить урок? [1]. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета

Как построить урок? [1]. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета

Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем»

Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем»

Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного изложения материала

Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного изложения материала

Также каждый ребенок должен оценить свою деятельность, добился поставленных целей или нет, все ли он получил из того, что хотел

Также каждый ребенок должен оценить свою деятельность, добился поставленных целей или нет, все ли он получил из того, что хотел

Всё это помогает адаптироваться учителю к современным условиям жизни , то есть педагогу остаться востребованным в современном обществе, а детям стать востребованными конкурентоспособными личностями

Всё это помогает адаптироваться учителю к современным условиям жизни , то есть педагогу остаться востребованным в современном обществе, а детям стать востребованными конкурентоспособными личностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017