В рамках эксперимента разработаны и апробированы методические рекомендации, алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы формирования умений самооценки учащихся. Внедрение ТОУУ возможно с любого этапа обучения. Переход от этапа к этапу выбирает сам учитель. В рамках эксперимента были опробованы разные варианты включенности учащихся и педагогов. В одних школах в начальных классах модель вводилась в полной конфигурации с 1 класса, в других с 3 класса на всех предметах, в других только базовая модель. Я, например в рамках эксперимента использовала ТОУУ в среднем звене как на классах входящих в ранее в эксперимент (в начальной школе), так и в классах которые осваивали эту модель с 5, 6 класса, но только в рамках одного предмета. Сейчас в нашей школе многие предметники работая в классах где ребята освоили ТОУУ на уроках истории используют на своих предметах базовую модель или отдельные элементы технологии. Более подробную информацию о ТОУУ вы можете получить на сайте ОС «ШКОЛА2100» http://www.school2100.ru/periodic/periodic_main.html Правила технологии оценки учебных успехов в Образовательной системе «Школа 2100»
Технология оценки учебных успехов (достижений) в ОС
«Школа 2100» Выбор редакции
Аннотация:
Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей
личностноориентированной образовательной системы «Школа 2100» Задачи: Определить,
как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Развивать у ученика умения
самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя,
находить и исправлять собственные ошибки. Сориентировать ученика на успех, избавить
его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы
обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Технология оценки учебных успехов
(достижений) ТОУУ разработана в рамках эксперимента РАО в 20042007 годах под
руководством академика РАО Д.И.Фельдштейна. Координатор проекта Д Данилов.
Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах
образовательного процесса. Основными составляющими ТОУУ являются: развитие у
учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в
предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней
успешности. Технологический пакет: рабочий журнал учителя с правилами, таблицы
требований, дневники школьника, сборники проверочных и контрольных работ,
электронные диски к учебникам «Школа 2100», электронный журнал. Являясь учителем
экспериментатором, одним из разработчиков программы эксперимента, автором учебников
и родительницей могу с разных сторон оценить представляемую технологию, поделиться
успешным опытом и попытаться ответить на вопрос – КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА? Данная
технология помогает решить ряд проблем школьного контроля и оценивания: новые
развивающие личностноориентированные образовательные цели не проверяются старыми
контрольно измерительными материалами, оценки в журнале не позволяют увидеть
соответствие требованиям, пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия
качественных оценок, развивает самооценку школьников, комфортность для учеников,
создает положительную мотивацию. Технология оценивания описывает правила: «что
оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по
каким критериям оценивать». В рамках эксперимента разработаны и апробированы
методические рекомендации, алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы формирования
умений самооценки учащихся. Внедрение ТОУУ возможно с любого этапа обучения.
Переход от этапа к этапу выбирает сам учитель. В рамках эксперимента были опробованы
разные варианты включенности учащихся и педагогов. В одних школах в начальных классах
модель вводилась в полной конфигурации с 1 класса, в других с 3 класса на всех
предметах, в других только базовая модель. Я, например в рамках эксперимента
использовала ТОУУ в среднем звене как на классах входящих в ранее в эксперимент (в
начальной школе), так и в классах которые осваивали эту модель с 5, 6 класса, но только в
рамках одного предмета. Сейчас в нашей школе многие предметники работая в классах где
ребята освоили ТОУУ на уроках истории используют на своих предметах базовую модель
или отдельные элементы технологии. Более подробную информацию о ТОУУ вы можете
получить на сайте ОС «ШКОЛА2100» http://www.school2100.ru/periodic/periodic_main.html
Правила технологии оценки учебных успехов в Образовательной системе «Школа 2100»
Презентация опыта
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ (достижений) в ОС «Школа 2100»[1]
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно
ориентированной образовательной системы «Школа 2100»
Основные задачи новой технологии:
Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями
образования.
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого
себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать
комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.Технология оценки учебных успехов (достижений) ТОУУ была разработана в рамках эксперимента
Российской Академии образования в 20042007 годах под научным руководством – академика РАО, доктора
психологических наук Д.И.Фельдштейна и утверждена заключением РАО. Координатор проекта: Дмитрий
Даимович Данилов. Вот оценка которую дали специалисты РАО ТОУУ: «В Образовательной системе «Школа
2100» … Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного
процесса.Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у
учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах
требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности». [2]
Авторским коллективом создается технологический пакет, обеспечивающий новую технологию оценки
учебных успехов, соответствующими материалами: рабочий журнал учителя Образовательной системы
«Школа 2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.), дневникишкольника для
начальной школы и для основной школы, сборники проверочных и контрольных работ по основным
предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями таблиц требований,
электронные диски к учебникам «Школа 2100», включающие электронные проверочные работы и
электронный журнал.
Тот факт, что я являюсь учителем экспериментатором, одним из разработчиков программы эксперимента,
автором учебников и родительницей дает мне возможность с разных сторон оценить представляемую
технологию, поделиться успешным опытом и попытаться ответить на вопрос – КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА?
Данная технология помогает решить ряд проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием.
1. Новые развивающие личностноориентированные образовательные цели не проверяются
старыми контрольно измерительными материалами.
2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
4. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.
5. Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.
С 20072008 учебного года идет процесс внедрение технологии оценки учебных успехов (минимального
необходимого или полного набора правил) в практику педагогов и педагогических коллективов, работающих
в системе «Школа 2100», в том числе в МОУ СОШ №54 г.Омска в которой я работаю.
Правила технологии оценки учебных успехов
в Образовательной системе «Школа 2100»
(КРАТКАЯ СХЕМА)Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в
виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где
фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
В рамках эксперимента были разработаны и успешно апробированы подробные методические рекомендации
по введению базовых правил. Учителям предложены алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы
формирования умений самооценки учащихся для удобства разбитые по этапам. Очень важно, что внедрения
модели оценивания возможно с любого этапа обучения. Реализации принципов ЛОД объясняет и то, что
время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель в зависимости от уровня продвижения именно этого
класса. Педагогу дается возможность, введя базовую модель ТОУУ расширить её алгоритмами,
формирующими и развивающими навыки самооценки и самоорганизации, учащихся вводя расширенную
конфигурацию технологии.
В рамках эксперимента были опробованы разные варианты включенности учащихся и педагогов. В одних
школах в начальных классах модель вводилась в полной конфигурации с 1 класса, в других с 3 класса на всех
предметах, в других только базовая модель. Я, например в рамках эксперимента использовала ТОУУ в
среднем звене как на классах входящих в ранее в эксперимент(в начальной школе), так и в классах которые
осваивали эту модель с 5, 6 класса, но только в рамках одного предмета. Сейчас в нашей школе многие
предметники работая в классах где ребята освоили ТОУУ на уроках истории используют на своих предметах
базовую модель или отдельные элементы технологии.
1й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводятся только правила, которые составляют
основу технологии, ее минимальную конфигурацию:
1е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий
и отметку за решение учебной задачи. В 1м классе вместо отметок используется только положительная и неградируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. (См. отдельный документ «Вариант
правил оценивания для 1го класса»)
2е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на
уровни успешности).
3е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу
в отдельности, а не урок в целом. После 1го класса определять отметку каждой учебной задачи.
4е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников.
После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу
требований (свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая
принята в данном классе (например, 5балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того,
как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Учитель может остановится на достигнутом. По всем остальным вопросам сохраняется традиционные
правила оценивания: 5балльные отметки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и
т.д. Таким образом, использование этой минимальной конфигурации не требует от учителя официального
оформления использования новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки,
некоторые качества контрольнооценочной самостоятельности. Администрация, учитель и родители смогут
проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а так же то, над чем ему необходимо работать в
дальнейшем. Однако, поскольку используется не полный набор правил показатели комфортности и
осознанного отношения учеников к учебным целям изменяться незначительно.
2й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводится в полном объеме 4е правило (таблицы
требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе
решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных
работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).
3й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе.Дополнительно вводится 6е правило (уровни
успешности) и 5е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень
задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор –
ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети
учатся определять тот уровень, который они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает
применять 7е правило (определение итоговой оценки и отметки).Ученики еще не участвуют в применении
этого правила, но оно может быть им разъяснено.
4й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Мы даём возможность детям самостоятельно
выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.
Таким образом, при полном наборе правил учителю необходимо будет документально оформить переход к
новой технологии, большинство отметок (привязанных к уровням успешности) будет выставляться в
таблицах требований (в рабочих материалах учителя и в дневниках школьников). В официальном журнале,
помимо названий изученных тем, и посещаемости будут фиксироваться только итоговые отметки. Все это,
как экспериментально доказано, позволит не только приобрести ученикам умения самооценки, но и заметно
снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями»,
«боязни успехи». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной
деятельности.
ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
1е правило: «Отличие оценки и отметки»:
Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1го класса) только демонстрацию
умения по применению знания (решение задачи)!Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:
Приложение №1 Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик), Алгоритмы введения правила
«Самооценки».См. приложение №2 «Особые ситуации»
3е правило: «Одна задача – одна отметка».
КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?
За каждую учебную задачу или группу заданийзадач, показывающую овладение отдельным умением,
определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. Ставить среднюю отметку за урок или за
всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или
проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей
готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а
часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав
работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том какие именно типы заданий вызвали
у ученика сложность, над чем с ним еще необходимо поработать. Приложение №1 Алгоритм введения
правила во время текущего устного контроля на уроке, Алгоритм введения правила для письменных работ
тематического и итогового контроля. См. приложение №2 «Особые ситуации»
4е правило: «Таблица требований».
ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник
школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Если, решая
задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без
которого конечный результат решение было бы невозможно получить). См. приложение 1 Алгоритмы
использования таблицы требований, Приложение №2 «Особые ситуации»КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?
5е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
Правило состоит из двух частей:
1) Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего
задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.)
2) Действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это письменные
проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы
по итогам группы тем одной четверти, триместра, полугодия, года.
См. Приложение №1 Алгоритмы выставления отметок за текущий, за тематический контроль.
Возможные исключения из правила «отказа от отметки»:
1) Если на этапе актуализации любого урока даются задания по давно изученным темам (по которым
уже прошли большие проверочные работы), тогда право отказа от отметки не действует. Однако
учителю необходим заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно
изученный материал и права отказаться от отметки у вас не будет.
2) Если проводится урок обобщения по давно изученным темам (проверочные по которым уже
прошли), то правило отказа от отметки так же не действует (ученики должны знать об этом заранее).
За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам темы и контрольных работа по итогам группы
тем, примерно соответствующей одной четверти учебного года, отметки ставятся всем ученикам. В таблице
требований они отличаются от текущих отметок, тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет»,
который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность, как ученик овладел умениями по
использованию знаний, необходимыми в данной теме.
6е правило: «Уровни успешности».
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3го класса). На основании
продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем):
6балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности
5балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности
10балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности
(возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности)Признаки уровней успешности надо постепенно (в течении нескольких уроков) вырабатываются в диалогах с
учениками. В итоге в классе появится плакат с таблицей «Признаки успешного решения задачи» (см. пример
этого плаката выше). Этот «плакат», как совместно принятый «закон», должен висеть рядом с доской,
чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов. !!! Принципиально важно, что бы сначала ученики
по признакам определяли и проговаривали какого уровня задача, насколько успешно она решена и только
потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом
количественная отметка!
7е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ?
Итоговые оценки и отметка определяются не за число уроков четверти, а за учебный модуль –
дидактически цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую
часть четверти. Таким образом, итоговую оценку и отметку нужно начинать высчитывать тогда, когда
закрыта завершен учебный модуль в данной четверти (полугодье, триместре). Проведена проверочная работа.
Итоговая оценка по предмету выражается в характеристике (устной / письменной) учителем, учеником,
родителем продемонстрированного учеником в данной теме (четверти) уровня возможностей.
Писать эту характеристику на каждого ученика в конце четверти или года НЕ НАДО! Эта характеристика
может быть сделана, при необходимости, в любой момент на основании отметок ученика за различные умения
в таблице требований.
Итоговая отметка – это показатель уровня обученности.
Итоговая отметка – это показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данном
учебном модуле – группе тем (четверти, полугодия, года). Он высчитывается по таблице требований каксреднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за
проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Если учитель использовал не
пятибалльную шкалу, полученное среднее арифметическое (при необходимости) переводится для
выставления в официальный журнал.
С точки зрения развивающего обучения лучше как можно реже выводить среднеарифметическую итоговую
отметку, так как при усреднении исчезают показатели индивидуальной образовательной траектории каждого
ученика. В этом смысле оптимальным было бы выведение одной итоговой отметки за учебный год или за
образовательную ступень на итоговой аттестации (конец 4го, 9го, 11го классов). По закону «О
Образовании», любая школа вправе принять такое решение. Однако реальность такова, что в массовом
порядке школы придут к этому не скоро. Соответственно, мы рекомендуем выводить среднеарифметическую
итоговую отметку по сложившейся практике в конце четверти.