Мастер-класс - одна из эффективных форм диссеминации собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников.На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким контролем преподавателя, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы.
Технология подготовки и проведения мастер-класса.doc
Технология подготовки и проведения мастеркласса
Руки даны мне протягивать каждому обе…
М. Цветаева
Именно эти строки из стихотворения М. Цветаевой более всего
подходят для нашего общения. Ведь тема нашей встречи предполагает тесное
сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Итак, мы сегодня будем
говорить о технологии подготовки и проведении мастеркласса.
А начнём мы с понятия.
Что же такое мастерство?
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений
слова «мастер»: это и квалифицированный работник в какойнибудь
производственной области; и руководитель какогонибудь производственного
цеха в отдельной специальной области; и человек, который умеет хорошо,
ловко чтонибудь делать; ну и специалист, достигший высокого искусства в
своем деле.
Но для педагога ближе всего, наверное, следующее определение:
Мастерство – высокое искусство в какойнибудь области.
В современных условиях педагогмастер – это педагог, обладающий
знающий особенности
исследовательскими навыками и умениями,
умеющий анализировать инновационные
экспериментальной работы,
педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике,
умение прогнозировать итоги своей деятельности,
разрабатывать
методические рекомендации.
Фундамент педагогического мастерства охватывает следующие
основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический
опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю
трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило,
связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому
мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер
педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие
личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить
четыре относительно самостоятельных элемента:
мастерство организатора коллективной и индивидуальной
деятельности детей;
мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
мастерство владения педагогической техникой. Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства
учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая
необходима для эффективного применения системы методов педагогического
воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать
правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство
такта, навыки управления и др.).
Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод
достаточно длительного творческого труда педагога. Труда осмысленного,
наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными
аспектами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются,
мастерами становятся.
Учителюмастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт,
транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально,
таким образом, развиваясь. Этому необходимо учиться. Учиться друг у друга.
И лучшим средством здесь должен стать взаимообмен профессиональным
опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и
обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения является,
на мой взгляд, мастеркласс.
Что такое мастеркласс?
Мастеркласс
одна из эффективных форм диссеминации
собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических
навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения
профессионального уровня и обмена опыта участников.
Принцип мастеркласса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас», т. е. не
сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то
приём, метод, методика или технология.
На
мастерклассе
всегда
предоставляется
возможность
который
попрактиковаться под чутким контролем преподавателя,
внимательно выслушает и ответит на все интересующие вас вопросы.
УчительМастер
представляет собственную систему работы,
предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий,
которые присущи именно этому педагогу, обеспечивают эффективное
решение учебновоспитательных задач. Признаками системы работы учителя
являются целостность, оптимальность в определении места и времени
применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на
развитие ведущих качеств личности; оригинальность методики.
М.М. Поташник, характеризуя мастеркласс, отмечает, что мастер
класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем
прямого и комментированного показа приемов работы.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы
мастеркласса обеспечивается посредством создания четырёх типов
условий:
1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной
потребности в конкретной деятельности;
2) стимулируется познавательный интерес;
3) отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и
самоконтролю педагогической деятельности;
4) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому
участнику мастеркласса, отслеживаются позитивные результаты
учебнопознавательной деятельности каждого учителя.
Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому
слушателю вот то, что отличает мастерклассы от всех остальных форм
трансляции опыта.
Позиция Мастера
•
позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную
работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов
деятельности (процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само
знание);
• мастер создаёт атмосферу открытости,
доброжелательности,
сотворчества в общении (использует метод самостоятельной работы в
малых группах, позволяющий провести обмен мнениями).
• мастер работает вместе со всеми (создание условий для включения всех
в активную деятельность), мастер равен участнику мастеркласса в
поиске знаний и способов деятельности.
• мастер предлагает формы, методы, технологии работы, а не навязывать
их участникам
• мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер
класса, но дает возможность для самооценки педагога, его
самокоррекции.
Несмотря на общие признаки системы работы педагоговмастеров,
каждый мастеркласс обладает яркими отличительными чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего
мастеркласс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической
деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется при
отборе содержания,
методов организации педагогической
деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и
неудач.
форм,
Мастеркласс как педагогическая технология включает в себя
следующие взаимосвязанные блоки:
1.
Цель
создать условия для профессионального
самосовершенствования учителя, при котором
а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной
образовательной среды ученика;
б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической
деятельности в процессе опытноэкспериментальной работы.
2. Средства.
Для достижения цели средства могут быть выбраны любые технические,
наглядные и т. д.
3. Действия – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы
учителяМастера.
4. Результат – умение применить в своей деятельности методический
приём, метод, методику или технологию, в которой эффективно работает
мастер.
Основные элементы технологии проведения мастеркласса
• Индукция
Системообразующим элементом мастеркласса является проблемная
ситуация начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это
может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания чаще
всего неожиданное для участников, в чёмто загадочное и обязательно
личностное.
• Самоконструкция
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
• Социоконструкция
Творческое конструирование знания. Построение, создание результата
группой. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно,
чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать
уникальные способности всех участников мастеркласса, даёт им возможность
самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные
способы познания каждого педагога.
• Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку,
оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными
словами, социальную пробу.
• Афиширование.
Представление результатов деятельности участников мастеркласса и
Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с
ними.
• Разрыв.
Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение»,
«инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода,
технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастеркласса
неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний
эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску
ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
• Рефлексия.
Последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений,
возникших у участников в ходе мастеркласса. Дискуссия по результатам
совместной деятельности Мастера и слушателей. Заключительное слово
Мастера по всем замечаниям и предложениям.
Реализация перечисленных условий предполагает диагностику
личностных качеств учителя. Цель диагностики выявление уровня
готовности учителя к профессиональной деятельности в современной
развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в
процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями
как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих
личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и
недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить
пути профессионального саморазвития.
Пути передачи авторской программы мастера:
речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника
речи);
мимика, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния
на лице;
пантомимика (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением
участников);
умение сосредоточиться
на предмете разговора,
владение
мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; искусство общения: психологическая избирательность, способность к
педагогическому вниманию, эмпатия;
педагогическая импровизация: умение работать по плану «в голове»,
привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
психологическая зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать
«отстающих»;
коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию;
чувство времени.
Критерии качества подготовки и проведения мастеркласса
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее
представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в
педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень
реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных
идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов
обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и
соответствующих тенденциям современного образования и методике
обучения предмета, способность не только к методическому, но и к
научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения
каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их
сочетание, связь с целью и результатом.
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника
мастеркласса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно
участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей
деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»),
приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа,
самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность
к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к
распространению и популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения,
культура интерпретации своего опыта.
Литература:
1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая
мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких
//Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
2. Русских Г.А. Мастеркласс – технология подготовки учителя к
творческой профессиональной деятельности /Г.А.Русских //Методист.– 2002.
– № 1. С. 38–40.
3. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки
учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А.
Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
4. Творческая школа "Мастеркласс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева
и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
5. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов
воспитателей / / Научнометодический журнал заместителя директора школы
по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
6. Положение о "мастерклассе" как форме профессионального обучения
учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.