Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
26.10.2019
Данная статья содержит описание опыта работы по формированию портфолио студентов педагогического колледжа. Определены цели и задачи работы над портфолио, этапы работы и их содержание, форма презентации разделов портфолио, обоснована роль данной технологии в развитии общих и профессиональных компетенций студентов СПО.
СТАТЬЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.docx
Лебедева О.Н.
Технология «Портфолио» как средство реализации компетентностного
подхода в профессиональном образовании
Важной
проблемой реформирования системы профессионального
образования на современном этапе является повышение качества обучения,
формирование готовности выпускников образовательных учреждений к
дальнейшей деятельности и жизни в обществе. Решение поставленных задач
связывается, в первую очередь, с реализацией нового ФЗ «Об образовании в
РФ», а также с внедрением Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения, главное отличие которого ориентация на
формирование у обучающихся компетентностей как интегративных свойств
личности и разработка идеи компетентностного подхода.
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний, умений, навыков, способов деятельности), обеспечивающих
продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией,
включающее личное отношение к ней и предмету деятельности. Таким
образом, компетентность – это самостоятельно реализуемая способность к
практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на
приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и
склонностях (А.М.Новиков)
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию
образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний на
создание условий для формирования у выпускника комплекса компетенций. В
понятии «компетентность» подчеркиваются такие качества,
как
интегративный и творческий характер, высокая эффективность результата,
практикоориентированная направленность образования, формирование
мотивации самосовершенствования.
Данные стратегические направления развития образования,
ориентированного на профессиональную компетентность специалиста,
обуславливают необходимость внедрения в образовательный процесс
современных педагогических технологий, которые позволяют повысить
качество обучения,
уровень подготовки специалистов среднего
профессионального образования.
Одной из эффективных технологий, обеспечивающих реализацию
компетентностного подхода в профессиональном образовании, является
технология «Портфолио». Портфолио – это уже не новое слово для российской педагогики. Идея
использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80х
годов в США. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной
во всём мире, в том числе и у нас, в России.
Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание
собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио в переводе с
французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист»,
«страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского
означает «папка с документами», «папка специалиста». В педагогической
литературе отечественными учеными представлены различные подходы к
определению данного понятия.
Согласно позиции Е.Е.Федотовой,
Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин “портфолио” трактуется как
“учебный портфель”, что определяет целенаправленное собрание работ
учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной
или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом.
Следовательно, “портфолио” – есть отчет или портфель достижений, с
помощью которого фиксируются,
накапливаются и оцениваются
индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения
при определенных условиях.
Портфолио это индивидуальная,
персонально подобранная
совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны,
представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат
информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе
обучения, при котором обучаемый может эффективно анализировать и
планировать свою образовательную деятельность.
Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые в
разнообразных видах деятельности студента: учебной,
творческой,
социальной, коммуникативной. Портфолио студента является важным
элементом практикоориентированного, деятельностного, компетентностного
подхода к профессиональному образованию.
В настоящее время существует множество различных типов портфолио,
каждое из которых может служить разным целям. Для профессионального
образования целесообразно подразделить портфолио на следующие основные
типы.
1. «Портфолио документации». Данный тип портфолио это портфель
задокументированных образовательных и внеучебных индивидуальных
достижений студента (дипломы, аттестаты, справки, сертификаты, грамоты,
отзывы, рекомендации и т.п.) 2. «Портфолио процесса». При применении данного типа портфолио в
него включаются материалы, связанные со всеми аспектами и фазами
процесса обучения. Этот тип портфолио может показать, как студенты
воспринимают полученные знания или навыки, и как они развиваются в
процессе обучения, достигая необходимых общих и профессиональных
компетенций. Оно представляет собой собрание различных учебных,
творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание
основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие
в научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик,
спортивных и художественных достижений и др.
3. «Портфолио презентация». Данный тип портфолио лучше всего
применять для итоговой оценки выпускников ОУ СПО, для оценки их
ключевых результатов. В него включаются лучшие работы студентов,
выбранные как самими студентами, так и преподавателями. «Портфолио
презентация» должно также включать письменный самоанализ объектов его
содержания, т.е. размышления студентов о том, почему именно эти работы
включены в портфолио.
Портфолио ставит своей целью демонстрацию прогресса
студента, его учебные достижения относительно ФГОС СПО нового
поколения, умение размышлять над своими успехами и неудачами. Это делает
портфолио рабочим оценочным инструментом студента, позволяющим
эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные
достижения, при этом происходит анализ собственной работы, собственных
успехов, воспитывается объективность в оценивании своих возможностей,
появляется видение способов преодоления трудностей, достижения более
высоких результатов. Все эти факторы создают реальную возможность
своевременно улучшить качество образования.
Технология портфолио обеспечивает систематичность и регулярность
как мониторинга, так и самомониторинга процесса обучения. Студент имеет
возможность проследить свои успехи в учебнопознавательной деятельности
по предмету или по всему циклу дисциплин, при этом формируется его
личностный интерес в совершенствовании учебного процесса.
В результате применения технологии портфолио студенты учатся
активно проявлять себя, формулировать выводы, анализировать свою работу,
высказывать свое мнение и вносить предложения, при этом развивается
речевая культура как главная составляющая коммуникативной компетенции,
а также развиваются интеллектуальные компетенции, компетенции
межличностного общения, специальные и личностные компетенции.
Портфолио выпускника может служить весьма информативным
дополнением к результатам государственных экзаменов при поступлении в вуз, при устройстве на работу, так как демонстрирует уровень возможностей
и достижений выпускника, его образовательную активность и личностный
потенциал. Поэтому портфолио может учитываться наряду с результатами
итоговых экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга,
поскольку ликвидирует дефицит информации для работодателя и позволяет
не упустить талантливого специалиста, способного к самосовершенствованию
и саморазвитию. Портфолио должно постоянно обновляться и пополняться,
его целесообразно иметь на бумажном и электронном носителях.
В Шарьинском педагогическом колледже в связи с внедрением новых
ФГОС СПО технология «Портфолио» стала использоваться достаточно
активно. Нормативной основой этой работы стали требования ФГОС и
разработанное методической службой колледжа Положение о комплексном
портфолио студента ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж
Костромской области», в котором определены цель, задачи, структура
портфолио, порядок его оформления и критерии оценки:
Цель формирования портфолио: оценка готовности студента к
профессиональной деятельности.
Задачи:
формирование у будущего специалиста навыков рефлексивной
деятельности: самоорганизации, самоконтроля, самооценки; конструктивного
отношения к внешней критике; понимание своего места в профессии и на
рынке труда;
формирование и поддержка учебной мотивации студентов;
использование портфолио как основы для будущего карьерного роста
студента.
Структура портфолио:
1. «Личная карточка» (содержит информацию об авторе портфолио в форме
эссе, сочинения, синквейна и др.)
2. «Мои достижения» (включает в себя имеющиеся у студента
сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные
достижения: грамоты, дипломы, сертификаты, исследовательские работы и
рефераты, участие в олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и
др.)
«Отзывы» (может содержать отзывы классного руководителя,
3.
преподавателей, руководителей практики, рекомендательные письма, резюме,
копии отзывов на курсовую и выпускную квалификационную работу) По типу портфолио студентов колледжа можно назвать комплексным,
поскольку оно объединяет в себе все вышеназванные типы портфолио.
Внедряя портфолио в образовательный процесс, мы руководствовались
следующими принципами технологии «Портфолио»:
самооценка результатов;
систематичность и регулярность самомониторинга;
структуризация и логичность материалов;
аккуратность и эстетичность оформления портфолио;
целостность, тематическая завершённость материалов;
наглядность и обоснованность презентации.
Работа по формированию портфолио студентов колледжа
подразделяется на несколько этапов:
1. Мотивационный этап. На одном из классных часов в начале учебного
года студенты информируются о требованиях стандарта в части портфолио,
знакомятся с особенностями портфолио, с целями и задачами создания
портфолио. Кроме этого, им представляется Положение о портфолио и
образцы портфолио. В конечном итоге студенты ориентированы на
оформление своего портфолио и планируют свою работу над ним.
Мотивационный этап – это наиболее трудный и ответственный этап, так как
именно он в дальнейшем определяет всю учебную деятельность студента.
Обязательным условием является то, что студенты сознательно принимают на
себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы.
2. Организационный этап. На этом этапе студенты знакомятся со
структурой портфолио, определённой в Положении, с перечнем материалов,
которые можно включать в портфолио, с правилами его оформления.
3. Исполнительский этап. Этот этап заключается в непосредственной
работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым
студентом, и с учетом времени, отведенного на работу. Это период
индивидуального поиска, сбора и систематизации материала, который
включается в соответствующие разделы портфолио. Эта работа отличается
разными темпами выполнения и осуществляется преимущественно
самостоятельно во внеурочное время или на классных часах.
4. Презентация портфолио. На этом этапе студенты осуществляют
рефлексию собственной деятельности. Важно, чтобы они осознавали свои
достижения и проблемы, определяли, с чем связаны трудности, и учли свой
опыт в дальнейшей работе. Оценка портфолио проходит в форме публичной демонстрации в конце учебного года. Портфолио оцениваются комиссией, в
состав которой входят члены администрации, преподаватели, представители
студенческого совета, по разработанной и закреплённой в Положении о
портфолио системе оценки.
На всём протяжении работы по формированию портфолио
методическую помощь студентам оказывают классный руководитель,
заведующий отделением, преподаватели, руководители практики.
Анализ проделанной работы показал необходимость включения в
структуру портфолио обязательной и вариативной части. В качестве
вариативной части студенты могут самостоятельно определить разделы,
содержащие индивидуальнозначимую информацию, что позволит сделать
портфолио более индивидуальным, ориентированным на личность студента.
Таким образом, технология «Портфолио» помогает решить
следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать
адекватную самооценку;
содействовать персонализации образования; определять количественные и
качественные индивидуальные достижения;
создавать предпосылки и возможности для успешной социализации
выпускников.
Работа по созданию портфолио позволяет формировать у обучающихся
общие и профессиональные компетенции, а также служит эффективным
инструментом оценки компетенций. Портфолио позволяет обеспечить
преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и
профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и
корректировать образовательную и карьерную траекторию обучающегося, а
затем становится доказательством роста его профессиональной
квалификации. Литература
1. Кныш И.А., Переверзев В.Ю., Прудков С.А. Портфолио студента
образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по
структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля
достижений студента». М.: ЕМедиа, 2007
2.Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка
личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика
реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004
3.Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт
использования портфолио// Методист. – 2005. №5.
4.Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной
оценки//Естествознание в школе. – 2004. № 2
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.