Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Оценка 5

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
26.10.2019
Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Данная статья содержит описание опыта работы по формированию портфолио студентов педагогического колледжа. Определены цели и задачи работы над портфолио, этапы работы и их содержание, форма презентации разделов портфолио, обоснована роль данной технологии в развитии общих и профессиональных компетенций студентов СПО.
СТАТЬЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.docx
Лебедева О.Н. Технология «Портфолио» как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании Важной     проблемой   реформирования   системы   профессионального образования на современном этапе является повышение качества обучения, формирование   готовности   выпускников   образовательных   учреждений   к дальнейшей деятельности и жизни в обществе. Решение поставленных задач связывается, в первую очередь, с реализацией нового ФЗ «Об образовании  в РФ», а также с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта   нового   поколения,   главное   отличие   которого   ­   ориентация   на формирование у обучающихся компетентностей как интегративных свойств личности и разработка идеи компетентностного подхода.  Компетенция   –   это   совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности (знаний,   умений,   навыков,   способов   деятельности),   обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.  Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее   личное   отношение   к   ней   и   предмету   деятельности.     Таким образом, компетентность  – это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях (А.М.Новиков) Компетентностный   подход   означает   постепенную   переориентацию образовательной   парадигмы   с   преимущественной   трансляции   знаний   на создание условий для формирования у выпускника комплекса компетенций. В понятии   «компетентность»   подчеркиваются   такие   качества,   как интегративный и творческий характер,   высокая эффективность результата, практико­ориентированная   направленность   образования,   формирование мотивации самосовершенствования.  Данные   стратегические   направления   развития   образования, ориентированного   на   профессиональную   компетентность   специалиста, обуславливают   необходимость   внедрения   в   образовательный   процесс современных   педагогических   технологий,   которые   позволяют   повысить качество   обучения,   уровень   подготовки   специалистов   среднего профессионального образования.  Одной   из   эффективных   технологий,   обеспечивающих   реализацию компетентностного   подхода   в   профессиональном   образовании,   является технология «Портфолио». Портфолио – это уже не новое слово для российской педагогики. Идея использования   портфолио   в   сфере   образования   возникла   в   середине   80­х годов в США. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России. Согласно   современным   словарям,   портфолио   –   это   полное   собрание собственных   достижений,   своеобразное   досье.   Портфолио   в   переводе   с французского   означает   «излагать»,   «формулировать»,   «нести»   и   «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает   «папка   с   документами»,   «папка   специалиста».   В   педагогической литературе   отечественными   учеными   представлены   различные   подходы   к определению   данного   понятия.   Согласно   позиции   Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой,   А.С.Прутченкова   термин   “портфолио”   трактуется   как “учебный   портфель”,   что   определяет   целенаправленное   собрание   работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно,   “портфолио”   –   есть   отчет   или   портфель   достижений,   с помощью   которого   фиксируются,   накапливаются   и   оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.  Портфолио   ­   это   индивидуальная,   персонально   подобранная совокупность   разноплановых   материалов,   которые,   с   одной   стороны, представляют   образовательные   результаты,   а   с   другой   стороны,   содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения,   при   котором   обучаемый   может   эффективно   анализировать   и планировать свою образовательную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые в разнообразных   видах   деятельности   студента:   учебной,   творческой, социальной,   коммуникативной.   Портфолио   студента   является   важным элементом практико­ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию. В настоящее время существует множество различных типов портфолио, каждое из которых может служить разным целям. Для профессионального образования целесообразно подразделить портфолио на следующие основные типы. 1. «Портфолио документации». Данный тип портфолио ­ это портфель задокументированных   образовательных   и   внеучебных   индивидуальных достижений студента (дипломы, аттестаты, справки, сертификаты, грамоты, отзывы, рекомендации и т.п.) 2. «Портфолио процесса». При применении данного типа портфолио в него   включаются   материалы,   связанные   со   всеми   аспектами   и   фазами процесса   обучения.   Этот   тип   портфолио   может   показать,   как   студенты воспринимают   полученные   знания   или   навыки,   и   как   они   развиваются   в процессе   обучения,   достигая   необходимых   общих   и   профессиональных компетенций.   Оно   представляет   собой   собрание   различных   учебных, творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. 3.   «Портфолио   ­   презентация».   Данный   тип   портфолио   лучше   всего применять   для   итоговой   оценки   выпускников   ОУ   СПО,   для   оценки   их ключевых   результатов.   В   него   включаются   лучшие   работы   студентов, выбранные как самими студентами, так и преподавателями. «Портфолио ­ презентация» должно также включать письменный самоанализ объектов его содержания, т.е. размышления студентов о том, почему именно эти работы включены в портфолио. Портфолио   ставит   своей   целью   демонстрацию   прогресса студента,   его   учебные   достижения   относительно   ФГОС   СПО   нового поколения, умение размышлять над своими успехами и неудачами. Это делает портфолио   рабочим   оценочным   инструментом   студента,   позволяющим эффективно   контролировать,   планировать   и   оценивать   собственные достижения, при этом происходит анализ собственной работы, собственных успехов,   воспитывается   объективность   в   оценивании   своих   возможностей, появляется   видение   способов   преодоления   трудностей,   достижения   более высоких   результатов.   Все   эти   факторы   создают   реальную   возможность своевременно улучшить качество образования. Технология   портфолио обеспечивает систематичность и регулярность как мониторинга, так и самомониторинга процесса обучения. Студент имеет возможность проследить свои успехи в учебно­познавательной деятельности по   предмету   или   по   всему   циклу   дисциплин,   при   этом   формируется   его личностный интерес в совершенствовании учебного процесса. В   результате   применения   технологии   портфолио   студенты   учатся активно проявлять себя, формулировать выводы, анализировать свою работу, высказывать   свое   мнение   и   вносить   предложения,   при   этом   развивается речевая культура как главная составляющая коммуникативной компетенции, а   также   развиваются   интеллектуальные   компетенции,   компетенции межличностного общения, специальные и личностные компетенции. Портфолио   выпускника   может   служить   весьма   информативным дополнением к результатам государственных экзаменов при поступлении в вуз, при устройстве на работу, так как демонстрирует уровень возможностей и   достижений   выпускника,   его   образовательную   активность   и   личностный потенциал. Поэтому портфолио может учитываться наряду с результатами итоговых   экзаменов   в   качестве   составляющей   суммарного   рейтинга, поскольку ликвидирует дефицит информации для работодателя и позволяет не упустить талантливого специалиста, способного к самосовершенствованию и саморазвитию. Портфолио должно постоянно обновляться и пополняться, его целесообразно иметь на бумажном и электронном носителях. В Шарьинском педагогическом колледже в связи с внедрением  новых ФГОС   СПО   технология   «Портфолио»   стала   использоваться   достаточно активно.   Нормативной   основой   этой   работы   стали   требования   ФГОС   и разработанное методической службой колледжа Положение о комплексном портфолио   студента   ОГБПОУ   «Шарьинский   педагогический   колледж Костромской   области»,   в   котором   определены   цель,   задачи,   структура портфолио, порядок его оформления и критерии оценки: Цель   формирования   портфолио:   оценка   готовности   студента   к профессиональной деятельности. Задачи: ­   формирование   у   будущего   специалиста   навыков   рефлексивной деятельности: самоорганизации, самоконтроля, самооценки; конструктивного отношения  к внешней критике;  понимание своего  места в профессии и на рынке труда; ­ формирование и поддержка учебной мотивации студентов; ­   использование   портфолио   как   основы   для   будущего   карьерного   роста студента. Структура портфолио: 1. «Личная карточка» (содержит информацию об авторе портфолио в форме эссе, сочинения, синквейна и др.) 2.   «Мои   достижения»   (включает   в   себя   имеющиеся   у   студента сертифицированные   документы,   подтверждающие   его   индивидуальные достижения: грамоты, дипломы, сертификаты, исследовательские работы и рефераты, участие в олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и др.)   «Отзывы»   (может   содержать   отзывы   классного   руководителя, 3. преподавателей, руководителей практики, рекомендательные письма, резюме, копии отзывов на курсовую и выпускную квалификационную работу) По типу портфолио студентов колледжа можно назвать комплексным, поскольку оно объединяет в себе все вышеназванные типы портфолио. Внедряя портфолио в образовательный процесс, мы руководствовались следующими принципами технологии «Портфолио»: ­ самооценка результатов;  ­ систематичность и регулярность самомониторинга;  ­ структуризация и логичность материалов;  ­ аккуратность и эстетичность оформления портфолио;  ­ целостность, тематическая завершённость материалов;  ­ наглядность и обоснованность презентации.  Работа   по   формированию   портфолио   студентов   колледжа подразделяется на несколько этапов: 1. Мотивационный этап. На одном из классных часов в начале учебного года студенты  информируются о требованиях стандарта в части портфолио, знакомятся   с   особенностями   портфолио,   с   целями   и   задачами   создания портфолио.   Кроме   этого,   им   представляется   Положение   о   портфолио   и образцы   портфолио.   В   конечном   итоге   студенты   ориентированы   на оформление   своего   портфолио   и   планируют   свою   работу   над   ним. Мотивационный этап – это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно   он   в   дальнейшем   определяет   всю   учебную   деятельность   студента. Обязательным условием является то, что студенты сознательно принимают на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланированной работы. 2.   Организационный   этап.   На   этом   этапе   студенты   знакомятся   со структурой портфолио, определённой в Положении, с перечнем материалов, которые можно включать в портфолио, с правилами его оформления. 3. Исполнительский этап. Этот этап заключается в непосредственной работе   над   портфолио   в   соответствии   с   планом,   определенным   каждым студентом,   и   с   учетом   времени,   отведенного   на   работу.   Это   период индивидуального   поиска,   сбора   и   систематизации   материала,   который включается в соответствующие разделы портфолио. Эта работа отличается разными   темпами   выполнения   и   осуществляется   преимущественно самостоятельно во внеурочное время или на классных часах.  4.   Презентация   портфолио.   На   этом   этапе   студенты   осуществляют рефлексию   собственной   деятельности.   Важно,   чтобы   они   осознавали   свои достижения и проблемы, определяли, с чем связаны трудности, и учли свой опыт в дальнейшей работе.  Оценка портфолио проходит в форме публичной демонстрации  в конце учебного года. Портфолио оцениваются  комиссией, в состав которой входят члены администрации, преподаватели, представители студенческого   совета,   по   разработанной   и   закреплённой   в   Положении   о портфолио системе оценки. На   всём   протяжении   работы   по   формированию   портфолио методическую   помощь   студентам   оказывают   классный   руководитель, заведующий отделением, преподаватели, руководители практики. Анализ   проделанной   работы   показал   необходимость   включения   в структуру   портфолио   обязательной   и   вариативной   части.   В   качестве вариативной   части   студенты   могут   самостоятельно   определить   разделы, содержащие   индивидуально­значимую   информацию,   что   позволит   сделать портфолио более индивидуальным, ориентированным на личность студента. Таким   образом,   технология   «Портфолио»   помогает   решить следующие педагогические задачи:  ­ поддерживать высокую учебную мотивацию;  ­ формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;  ­   поощрять   активность   и   самостоятельность,   расширять   возможности обучения и самообучения;  ­  развивать   навыки   рефлексивной   и  оценочной  деятельности,  формировать адекватную самооценку;  ­ содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;  ­   создавать   предпосылки   и   возможности   для   успешной   социализации выпускников.  Работа по созданию портфолио позволяет формировать у обучающихся общие   и   профессиональные   компетенции,   а   также   служит   эффективным инструментом   оценки   компетенций.   Портфолио   позволяет   обеспечить преемственность   разных   этапов   процесса   профессиональной   подготовки   и профессионального   развития,   помогает   планировать,   отслеживать   и корректировать образовательную и карьерную траекторию обучающегося, а затем   становится   доказательством   роста   его   профессиональной квалификации. Литература 1.   Кныш     И.А.,   Переверзев   В.Ю.,     Прудков   С.А.     Портфолио   студента образовательного   учреждения   СПО:   Методические   рекомендации   по структуре,   технологии   организации   и   оценке   (рейтингованию)   «портфеля достижений студента». ­ М.: Е­Медиа, 2007 2.Новикова   Т.Г.,   Прутченков   А.С.,   Пинская   М.А.,   Федотова   Е.Е.   Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004 3.Федотова   Е.Е.,   Новикова   Т.Г.,   Прутченков   А.С.   Зарубежный   опыт использования портфолио// Методист. – 2005. ­ №5.  4.Шалыгина   И.В.   Портфолио   –   педагогическая   технология   школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.­ № 2

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Технология "Портфолио" как средство реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2019