Технология создания портфолио
Оценка 5

Технология создания портфолио

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
16.11.2018
Технология создания портфолио
Одна из важных задач российского образования –создание системы мониторинга достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как –либо проявившегося себя. Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
создание портфолио.docx
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА Содержание 1. Введение 1.1 Технология «Портфолио» в современной школе. 2. Основная часть 2.1. Актуальность проблемы  2.2. Цели и задачи портфолио в начальных классах 2.3. Преимущества и недостатки портфолио 2.4. Правила сбора материалов и оформления портфолио 2.5. Рекомендации по технологии создания портфолио 2.6.Структура портфолио нашего класса.  3. Заключение 1.  Введение 1.1 Технология «Портфолио» в современной школе. Под термином «портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений. Портфолио – новое слово для российской педагогики.  Если проверить наличие этого слова в различных словарях, то слово «портфолио»  обнаруживается только в орфографическом словаре Российской академии наук (в словаре  методических терминов это слово отсутствует). Слово «портфолио» не склоняется,  словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих  термин «учебное портфолио»:  1. антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие  в их выборе, а также их самоанализ и самооценку;  2. выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или  нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие,  год); 3. коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его  учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также  очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими  результатами; 4. способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений  школьника в определенный период его обучения; 5. форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и  самооценки учебных результатов учащегося.  Идея портфеля или папки, индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей   стране   всё   более   популярной.   Всё   больше   школ   применяют   его   в   своей практике. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио  выступает   как  один   из   существенных   элементов   модернизации   образования, происходящий по всему миру. В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования, с процессами модернизации современной школы. На сегодняшний день систему оценки «портфолио» можно отнести к инновационной  практике современных образовательных технологий. Особенно сейчас, в момент смены  образовательных стандартов, данное направление весьма актуально.  В педагогической литературе портфолио характеризуется как: ­ коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные  результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; ­   выставка   учебных   достижений   учащегося   по   данному   предмету   (или   нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).  Портфолио является важным элементом практико­ориентированного подхода к образованию.  2.Основная часть 2.1. Актуальность проблемы: Цель   современной   системы   образования,   поставленная   новыми   федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе   формирования   универсальных   учебных   действий.   Таким   образом,   важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного   и   активного   присвоения   нового   социального   опыта.   Другими   словами, миссия   школы   заключается   в   том,   чтобы   научить   выпускника   учиться   и   применять   на практике полученные знания. Одна   из   важных   задач   российского   образования   –   создание   системы   мониторинга достижений   школьников,   полученные   ими   за   рамками   обычной   классной   работы   и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как – либо проявившегося себя. Одним   из   средств   формирования   действий   самоконтроля   и   самооценки   является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей   деятельности,   их   мотивация   на   активную   познавательную   деятельность, формирование рефлексивных умений. Таким   образом, портфолио для   ученика   начальной   школы   –   это,   своего   рода,   дневник роста   –   «Дневник   моих   достижений».   Основное   его   назначение   ­   продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности. Правильная работа над портфолио позволяет не только собрать полезную информацию,  провести фиксацию достижений учащихся, собрать «доказательства» образовательной  деятельности, но и является индикатором формирования УУД, способствует развитию  критического мышления, позволяет помочь обучающимся самим определять цели  обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они  узнали, чего добились. Рефлексивное мышление при этом подходе формируется мягко и  ненавязчиво. Ещё одно важное достоинство этого метода оценивания заключается в том,  что благодаря портфолио можно контролировать все пять направлений воспитательной  деятельности, строить индивидуальные образовательные траектории, отслеживать как  урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся. В зарубежной педагогике сегодня широко принято такое определение: «Портфолио – отчёт   по   процессу   обучения   ребёнка:   что   ребёнок   узнал   и   как   происходил   процесс обучения;   как   он   думает,   подвергает   сомнению,   анализирует,   синтезирует,   производит, создаёт;   и   как   он   взаимодействует   на   интеллектуальном,   эмоциональном   и   социальном уровнях с другими». В   педагогической   литературе   портфолио   характеризуется   как   «коллекция   работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные   к   их   достижению;   выставка   учебных   достижений   учащегося   по   данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). На   мойвзгляд   портфолио   –   «это   совместная   работа   детей,   учителя   и   родителей   по накоплению,   систематизации,   анализу   и   представлению   каждым   учащимся   своих результатов и достижений за определённый отрезок времени». Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико­ориентированного подхода к образованию. Использование   портфолио   в   начальной   школе   обусловлено   в   первую   очередь психофизиологическими   особенностями   детей   младшего   школьного   возраста.   Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознаёт значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой­либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.   Портфолио   позволяет   нейтрализовать   травмирующее   воздействие   отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе. «Для того, чтобы ученик хорошо учился, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях» (Л.Н. Толстой). Концепция портфолио: портфолио перспективная форма представления  индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.         Функции портфолио: ­ диагностическая: фиксирует изменения, и рост за определенный период времени; ­ целеполагания: поддерживает учебные цели ученика; ­ содержательная: раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ; ­ развивающая: обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; ­ мотивационная: поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей,  родителей; ­ рейтинговая: показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного  опыта.    Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.        Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный  прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет  ученик, на то, что он знает и умеет. Основной смысл  портфолио в начальных классах – показать все, на что ты способен.  Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить  потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.        Портфолио в начальной школе, для меня и моих учащихся – специальное  образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих  результатов и достижений за определенный отрезок времени.   2.2.  Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: — создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в  собственных возможностях;  — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка,создание  условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной  жизни и внешкольной жизни; — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к  самостоятельному познанию; — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой  деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности,  стимулирование к самосовершенствованию; — приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать  собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися  возможностями («я реальный», «я идеальный»); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к  самосовершенствованию.               Что стоить за сухой отметкой, выставленной в дневнике, в журнале? Можно ли  разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый  творческий потенциал? А портфолио становится «историей успеха»,  помогающей  проследить индивидуальный прогресс учащегося. Портфолио представляет собой  одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами  познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и  оценки для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей  деятельности, для осознания собственной субъективной позиции. По­ моему мнению,  портфолио ученика может стать одним из способов формирования ключевой  компетентности «решение проблем» и объектом оценки сформированности данной  компетентности. Главным показателем эффективности какой­либо деятельности является, как известно,  ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность  воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду?  Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос ответили бы ­ «всестороннее развитие личности  ребенка». А сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли  воспитатели этого результата? Да и вообще ­ достижим ли он в широкой практике  воспитания? Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в  необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти  результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой  стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны  отражать уважительное отношение к личности воспитанника. Недопустимо сравнение  воспитанников друг с другом ­ «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с  другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или  негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.  Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка ­ «ты плохой» или «ты  хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей. Названные выше условия  будут соблюдены, если в качестве результата  воспитания мы будем рассматривать  личностный рост ребенка. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим  феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте. Исходя из вышесказанного, я  использовала портфолио ученика в качестве именно средства диагностики личностного  развития моих учеников.      Создание условий для самореализации ученика, реализация субъектного подхода,  уважение к возможностям ребёнка,  позволяют  мотивировать процесс развития его  мыслительных и творческих возможностей, сделав основной упор не на портфолио  документов, а на портфолио творческих работ: раздел "Творческие работы" становится  основным и главным, раздел "Официальные документы" используется только в качестве  приложения. С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и  воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой  деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации. Однако  необходимо помнить, что составление портфолио ­ не гонка за дипломами и всевозможными  грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Широта сферы применения портфолио ученика в учебно­воспитательной  работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в  частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной  деятельности.   2.3. Правила сбора материалов и оформления портфолио: При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться  следующими правилами: 1. Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник,  который занимается сбором материалов для своего портфолио, лично решает, какие  именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ни в коем  случае нельзя принудительно (без согласия ребенка) включать материалы его в портфолио. 2. При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна  определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять  ребенка ни в коем случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечные продукт, но и процесс осмысления  своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Также  ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относится к своим занятиям, увлечениям, к  своему свободному времени. С другой стороны, взрослым следует активно помогать  ребенку при сборе материала портфолио: посоветовать использовать различные способы  демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовить и выступить с  докладом или сообщением и т.д. То есть, в работе с портфолио требуется  соблюдение принципа «золотой середины» нельзя подменять ребенка в вопросе о наборе  материалов в портфолио и не оставлять без необходимой психологической и практической  поддержки. 3. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного  образования. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника  для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио. 4. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем  более, не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить  к качественному отбору документов и материалов для портфолио. 5. При сборе информации для портфолио не увлекаться сбором только официальных  сертифицированных документов. Разумеется, сбор официальных документов очень ценен.  Однако, не стоит при этом игнорировать творческие работы, самоотчеты,. Поскольку  основной замысел сбора материалов заключается в том, чтобы помочь самому школьнику  осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации, главное – демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не  только с официальных позиций. 6. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с  пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного  документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего своё портфолио как папку личных достижений. Портфолио не должен превращаться в простую  характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом.  Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва  классного руководителя) – дело самого ребенка. 7. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как  разовую акцию. 8. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их  единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль  оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и  основные разделы. При формировании портфолио должны учитываться:  открытость (информация доступна для всех участников образовательного  процесса);  многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений  применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики  личностного развития школьника);  содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели,  но и процесс обучения);  гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого  школьника);  вариативность (учет индивидуальных целей, потребностей и интересов  учащихся).        2.4. Преимущества и недостатки портфолио.                                              Основные преимущества портфолио:  портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения:  преподавание, учение и оценивание;  позволяет объединить количественную и качественную оценку способности учащегося  по средствам анализа разнообразных продуктов учебно­познавательной деятельности;  поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, самоанализ  и самоконтроль учащихся;  сотрудничество учащихся и учителя, с целью оценки достижений в обучении;  форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которое смещает  акценты от традиционной оценки к альтернативной. Недостатки портфолио:  внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению  квалификации учителей, формированию их готовности принять эту инновацию;   портфолио требует от учителя и от учащихся новых и организационных и  познавательных умений;  портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система  оценки. Возможные риски:  недостаточное понимание проблемы работы над портфолио со стороны родителей;  организованность родителей на должном уровне;   не у всех участников возникает потребность в работе над портфолио;   работа будет проводиться не систематически. Единых, жестких требований (государственного образца портфолио         ученика) на  данный момент не существует. Поэтому не следует рассматривать портфолио младшего  школьника в качестве официального документа, досье, содержащего набор материалов. Ведь  работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой  задаче, придумать что­то свое, оригинальное. Считаю, что портфолио – это портфель личных достижений ученика, который содержит:  личные работы ученика;  творческие работы, отражающие его интересы;  лучшие работы, отражающие рост успехов ученика в какой­ либо области;  самостоятельно найденные информационно – справочные материалы из  дополнительных источников;  доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении в  учебный и внеклассной деятельности.                            Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой  аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному  учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.  Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно­ ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его  собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без  осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления  помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса,  ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно­ воспитательного процесса. Уверена, что применение портфолио в начальной школе  откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.                                                     Работу над портфолио учеников я веду с первого класса. Уже  в первые дни первого класса возникает потребность в создании портфолио.  «Портфолио» как для ребенка, так и для родителей звучит непривычно. Перед  родителями своего класса я выступила с презентацией  «Портфолио в начальной  школе». Идея портфолио заинтересовала родителей и увлекла детей. В нашем классе  решено было, что портфолио то не только папка с грамотами и дипломами, а это  возможность рассказать о себе интересно и грамотно, раскрыть свой творческий  потенциал. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над  составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эту помощь сводится к минимуму. С самого начала работа  ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к  формированию портфолио. Однако немалую работы проделали и родители. Так, к  примеру, рисование генеалогического древа подвигло родителей не только опросить  вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и  обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернет. Считаю важным  дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на  него и склонять к выбору строгого портрета. Поэтому родители, помогая ребёнку  выбрать фотографию, старались дать ему возможность показать себя таким, каким он  себя представляет и хочет представиться другим. Следует отметить, что, судя по  выбранным фотографиям, дети не старались представить себя намного лучше, чем их  воспринимают окружающие, в то же время, пытаясь выразить определённое свойство  характера или показать своё увлечение. Могу утверждать, что, благодаря участию  большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у  школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и  общественной деятельности. Совместная работа над портфолио укрепляет семейные  взаимоотношения и помогает создать положительные семейные традиции.   Цель портфолио в нашем классном коллективе – собрать, систематизировать и  зафиксировать индивидуальные результаты развития ученика, демонстрировать диапазон  его способностей, интересов, представить динамику личных достижений в различных  областях в период обучения в начальной школе. Исходя из особенностей классного коллектива, я   использовала процесс создания  портфолио для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей,  опираясь на мотивационную функцию портфолио. В первую очередь, ставила такие педагогические задачи как: 1. создавать ситуации успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных  возможностях; 2. формировать установку на творческую деятельность, самореализацию, развивать  мотивацию дальнейшего творческого роста; 3. стимулировать активность и самостоятельность; 4. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; содействовать  индивидуализации образования ученика; 5. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; 6. проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося. Создание портфолио ­  долгосрочная программа.  Началась она в 2015 году в первом классе. Под моим руководством она будет проходить 4 года. В первую очередь возник вопрос: «С чего начать?» Мне хотелось найти такие подходы и идеи, которые способствуют индивидуальному  росту каждого отдельного учащегося. 2.5. Рекомендации по технологии создания портфолио Титульный лист ­  содержит основную информацию:(фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. (см.Приложение) Раздел «Мой мир»­ представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяет составить   представление   об   индивидуальных   особенностях   ученика,   чертах   характера, интересах и склонностях.Возможные заголовки листов: ✓ Резюме ✓  Автобиография; ✓  Моя родословная; ✓ Мой знак зодиака; ✓ Мой режим дня; ✓ Мои друзья; ✓ Моя школьная жизнь ✓ Моя учеба: планы и достижения; ✓ Моя общественная работа; ✓ Мое творчество; ✓ Мои увлечения; ✓ Отзывы и пожелания друзей, учителей ✓  Мои планы на будущее  Резюме ­содержит информацию о наименовании образовательного учреждения, ФИО  ученика, дате рождения, домашний адрес, место учебы. «Моя автобиография». Здесь ученик кратко рассказывает о себе, о своей семье. "Мое имя" ­ информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья"  ­ здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мой знак зодиака" ­ информация берется из лунного календаря. "Мой режим дня" ­ дается подробное описание режима дня ребенка.  "Мои друзья"­ фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мой город" ­ рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Моя школа" ­ рассказ об истории школы, ее достижениях, юбилеях. "Мои учителя"­ рассказ об учителях: мой первый учитель, завучи и директор. "Мои   любимые   школьные   предметы"  ­   небольшие   заметки   о   любимых   школьных предметах,   построенные   по   принципу   "мне   нравится...,   потому   что...".   Также   неплох вариант   с   названием   "Школьные   предметы".   При   этом   ребенок   может   высказаться   о каждом предмете, найдя в нём что­то важное и нужное для себя. " Моя учеба "­   ребенок помещает сюда конкретные учебные планы на четверть, год по учебным   предметам.   Этот   раздел   представляет  собрание   различных   творческих, проектных, исследовательских работ ученика, техники чтения, а также описание основных форм   и   направлений   его   учебной   и   творческой   активности:   участие   в   научных конференциях,   конкурсах,   учебных   секциях,   прохождении   различного   рода   практик, спортивных и художественных достижений и т.д. Здесь же размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости и табеля успеваемости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.  "Моя общественная работа" ­  все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл   роль   в   школьном   спектакле,   или   читал   стихи   на   торжественной   линейке,   или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. "Мое творчество" ­  ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.  "Мои   впечатления"   ­   в   начальной   школе   дети   принимают   активное   участие   в экскурсионно­познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.  "Мои увлечения"  ­ небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. "Отзывы и пожелания друзей и учителей" ­ ничто так не повышает самооценку  ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например,  "Принял активное  участие в подготовке к внеклассному мероприятию, выучил и великолепно рассказал  стихотворение, самостоятельно подготовил стенгазету. Не менее важным элементом в  портфолио для школьницы является раздел «Отзывы и пожелания», где прилагаются  отзывы, характеристики учителей, одноклассников. «Портфолио отзывов» содержит характеристики отношений обучающегося к различным  видам деятельности, представленные учителями, педагогамидополнительного образования,  одноклассниками, им самим. Сюда входят: перечень представленных отзывов и  рекомендаций; заключение о качестве выполненной работы; рецензии; резюме с оценкой  собственных достижений; рекомендательные письма; эссе обучающегося, посвященное  выбору направления дальнейшего обучения; благодарственные письма из различных  органов и организаций. Мои планы на будущее " – здесь должны содержаться желания учащегося, его планы на будущее как план­ минимум, так и план­максимум.  2.6.Структура портфолио нашего класса Раздел 1.  «Мой мир». Данный раздел ­ это средство диагностики, через которое я, как педагог, смогла  увидеть самооценку моим учеником самого себя, как личности. Это дало мне возможность  работать над активизацией творческой деятельности каждого ученика в отдельности.  Раздел включает следующие рубрики «Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная»,  «Мои увлечения», «Моя школа», «Мои цели».   Раздел 2.  «Мои достижения».  Здесь   были   представлены   грамоты,   дипломы,   сертификаты,   благодарственные письма,   четвертные   и   годовые   оценки   по   предметам   учебного   плана,   графики   роста скорости чтения. Раздел 3. «Моя общественная жизнь».  В данном разделе указывались постоянные обязанности и временные поручения  ребёнка в школе, успешность их выполнения, благодарности учителя, помощь по дому.  Раздел 4. «Мое творчество».  В  этом   разделе   размещались  самые   удачные   творческие   работы:  рисунки,  сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне увидеть индивидуальную творческую направленность   каждого   ученика,   что   я   использовала   для   развития   его   активности, целенаправленности. Раздел 5. «Мой город» Рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). Раздел 6.  «Самооценка моей деятельности за год».  Этот раздел ценен тем, что дополнялся самооценкой, рефлексией младшего  школьника на собственную деятельность. Учителю портфолио позволяет обнаружить недостатки в организации учебно­ воспитательного процесс своевременно вносить коррективы. Заключение  Таким образом, инновационная технология «портфолио» помогает активизировать  образовательную активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как  следствие, более успешными. Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио  является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени  активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность  портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации  личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные  возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует  развитию мотивации дальнейшего личностного роста.   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "город ДЕРБЕНТ" ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПРОГИМНАЗИЯ №15" Номинация «Лучшая технология создания портфолио школьника» Тема: «Портфолио ученика начальной школы» Составила учитель начальных классов: Адамова Нарема Семедовна Дербент 2018 г.

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио

Технология создания портфолио
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018