"Технология творческих мастерских "
Оценка 4.6

"Технология творческих мастерских "

Оценка 4.6
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
20.01.2017
"Технология творческих мастерских "
Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижении нового качества его результатов. Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня - это поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования).Необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является технология уроков – мастерских. Она представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса
Технология творческих мастерских.doc
Технология творческих мастерских  (выступление на районном методическом объединении  учителей русского языка и литературы)    Автор: Кириченко С. Г.,  учитель русского языка и литературы,  высшей категории  МБОУ « Осыпнобугорская СОШ» Приволжский район г. Астрахань Добрый день, уважаемые коллеги!    Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится,  как проходит его становление. Важная задача учителя – увлечь за собой детей, поэтому каждый  урок требует чего­то нового, интересного. Моим кредо являются слова Ушинского: « Вечно  изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс  учительской жизни».          Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием  инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижении нового  качества его результатов.  Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня ­ это  поворот к личности обучаемых (развитие личности­ смысл и цель современного  образования).Необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать  такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление.  Одной из таких технологий, на мой взгляд, является технология уроков – мастерских. Она представляет собой альтернативу классно­урочной организации учебного процесса. Эта  технология обуславливает изменение общей парадигмы образования и соответствует новой  философии образовательных целей: *  не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и  самореализации обучающегося; * не давать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для  конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; * не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и  самокоррекции; *  не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда,  предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.     «Человек познаёт, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»,­ считал  Паскаль, и если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был  погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством .      С этой точки зрения , педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая  позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что  накоплено поколениями в культуре и науке, и овладения ими. Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности:  обучающее, развивающее и воспитывающее и позволяет решить следующие задачи:   *  личностного саморазвития; * образовательной мотивации, повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия  учебного материала; *  функциональной грамотности и креативности; *  культура речи: навыкам аргументированного говорения и письма; * социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.    Как видим, на первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных,  коммуникативных, ценностно­ ориентационных компонентов образовательных результатов,  надпредметных  компетенций.                                                             Урок или мастерская?     Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к  проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик   учится,  т. е. чаще  слушает, молчит,  кое­что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе. А мастерская? Там все что­то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая  традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я ­ вот тебе план» или «делай лучше меня».  Законы мастерской таковы:  Ценностно­смысловое   равенство  всех   участников.   (Учитель   может   участвовать   в   работе наравне с учениками.) Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.) Значительный   элемент   неопределённости,  даже   загадочности   в   заданиях.   Только   при этом условии возникает творчество.       Диалог  —   главный   принцип   сотрудничества.  Диалог   создаёт   атмосферу   постижения любого явления в разных цветах, которые вместе дают ощущение "радуги" мира. Организация и перестройка реального пространства,  в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной  или групповой работы, место  для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право. Решительное ограничение  практической деятельности  мастера­руководителя как автори­ тета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы. Таким образом, мастерская ­ это нетрадиционная форма организации личностно­ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую,  творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов,  собственной карты мира и ценностного отношения к нему.) Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.    Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое­либо открытие, сам  пережил какое­либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое  представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание), т. е. «изобрёл собственный  велосипед») .                             Кроме того, в мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество, всё это заменяется  самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Здесь чередуются индивидуальная, групповая и  коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры. Очень важен принцип  выбора материала, вида деятельности. Без выбора нет свободы.  Результат же получается методом проб и ошибок, что повышает ценность самого процесса  творческого поиска.      В основе мастерских лежат  идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения. Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно  свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки. Виды деятельности в мастерской­ это ­ Игры, импровизация, творчество; ­ Работа в парах, группах, коллективе, в целом: ­ Самостоятельная индивидуальная работа; ­ Обмен наработанным материалом; ­ Выбор видов работы, заимствование у других; ­ Исследование, поиск, собственный ответ. Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.   Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим,  позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать  товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет  знания учащихся, помогает им понять что­то новое. Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему .                                                 Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы. Общий принцип Мастера: Не навреди! В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.  Алгоритм действий в мастерской:     Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.      В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок   и   т.д.   –   все,   что   может   разбудить   чувство,   вызвать   поток   ассоциаций,   воспоминаний, ощущений, вопросов.  Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения., в мастерской по философской лирике  Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть   два   этапа:  деконструкция  и  реконструкция.  Проще   говоря,   разберём   нечто   (текст?)   на детали,  а   потом   используем   их   как   исходный   строительный   материал   —   можно   и   со   своими "добавками".  Например,   давно   уже   предлагается   ученикам   восстановить   "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?.. Третий   этап  —   это   "социализация",   то   есть  предъявление   созданного   продукта   всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия. Иногда  на  четвёртом   этапе  нужна   промежуточная   рефлексия.  Он   очень   важен,   если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос. (Мастерская может поместиться и в 30­45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день­два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие ра­ боты. В подготовленном классе их можно задать на дом.) Пятый этап  — обращение к новой информации  и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?.. Шестой этап  — исправление или обновление  созданного учеником.  Он сам продолжит или  улучшит   написанное.   А   может   создать   новое   произведение   —   это   индивидуальная   или групповая работа. Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются,  все  придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской. Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял? Типы мастерских  мастерская построения знаний,   мастерская творческого письма (или просто — письма),   мастерская построения отношений,   мастерская ценностных ориентаций,   мастерская по самопознанию,   проектная мастерская  и др. Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам. 2. 3. Работа со словом  в  мастерской становится первостепенной. Мастерские     —     отличный   способ   развивать  собственное   "письмо",   а   значит, готовиться к сочинению. 4. Мастерские     "запускают"     ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных   представлений,   чувств   и   мыслей   и   для   понимания   художественного   творчества, прежде всего — поэзии. 5. Являясь     мастерская   на   практике   вызывает, тренирует, развивает способность к   аналитической деятельности: к анализу произведений и   рефлексивной     технологией,   ситуаций   общения,   к   сопоставлению   своих   и   чужих   мыслей,  чувств,   восприятия,   отношения, интерпретации;   к   самоанализу   и   самоконтролю.   Эти   умения   и   навыки   необходимы   для воспитания грамотного читателя. 6. Очевидно развивающее  воздействие  мастерских, что не раз фиксировали  на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти  занятия поощряют аналитическую и творческую  деятельность,   развивают   доверительные   отношения   в   коллективе,   уважительное   и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.          Ко  всему  сказанному можно  добавить,   что  уроки  общения  и  уроки­мастерские   делают ребят   активными     участниками     процесса обучения.   При   всем при   этом     это   не   только решение     образовательных       задач,   но   и     возможность     формировать     духовные   ценности наших учеников,   возможность   понять  их.    Возьмите  на  заметку   стихи   средневековой   японской  поэзии: Всматривайтесь  в  привычное  ­   и   увидите   неожиданное. Всматривайтесь  в  некрасивое – и  увидите  красивое. Всматривайтесь  в  малое – и  увидите   великое. Всматривайтесь    в   простое  ­  и  увидите   сложное.       Пожалуй,  это   лучшая    рекомендация  тем,   кто  хочет  научиться   творчеству и принять уроки – мастерские. Приложение Мастерская по самопознанию « Формула успеха» Мастер. Наше занятие сегодня не совсем обычное. Мы не будем знакомиться с творчеством нового поэта или писателя. Сегодня творцы – вы. Вы пришли сюда, чтобы учиться слышать себя, видеть  внутренним взором то, что вас окружает и учиться передавать свои мысли и чувства в слове. Цель:  осмыслить то, что жизненный успех не отдалённая, призрачная цель, не внезапное  счастливое стечение обстоятельств, а результат позитивного программирования своей жизни,  еженедельный, кропотливый труд, умение использовать свой творческий потенциал. Задачи: развивать критическое мышление учащихся, способствовать выработке умения  высказывать свою точку зрения, умение сопоставлять, анализировать, предполагать, делать  выводы; расширять возможности анализа лексического значения слова, совершенствовать навыки  устной и письменной речи; воспитывать культуру мысли, чувства, общения. Ход мастерской. 1. КОНДУКТОР Мастер: ­ Перед вами кадры из кинофильма. Какого? ( « Москва слезам не верит») ­ Кто сыграл главную роль? ­ Успешна ли героиня этого фильма? 2. САМОКОНСТРУКЦИЯ ­ Запишите на листке слово УСПЕХ. Какие ассоциации, мысли, чувства  возникают у  вас при этом слове. Запишите.  Можно использовать различные части речи.                   ( Составление кластера – 2 мин.)   ( Каждый участник мастерской зачитывает свой  кластер) 3. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ ­ Обсудите в группе и создайте групповой рисунок своего видения успеха. – 3­4 мин. 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – предварительное выступление с отчётом в группе. 5. АФИШИРОВАНИЕ – защита рисунка ( по 1 человеку от группы) 6. МАСТЕР: ­ Опишите день, когда вам здорово везло. Какие чувства вы испытывали в тот  день? Как относились к себе, к людям, миру? На что готовы были в тот день? КАКИМ  ОДНИМ СЛОВОМ ВЫ НАЗВАЛИ БЫ СЕБЯ ТОГДА? – 3 мин. 7. ПОДГОТОВКА РАЗРЫВА ­ Кто эта женщина?  ( Ирина Родина) ­ Эта женщина успешна, счастлива? Почему? 8. РАЗРЫВ О ней писали книги, её рекорды фиксировались в Книге Гиннеса…              Она начала работать в ЦК комсомола, преподавала в Институте физкультуры... Началась иная жизнь, отравленная завистниками и недоброжелателями, которые словно решили с ней расправиться за её победы. Однажды от одного из своих коллег она услышала: «Прозвездила? Ну а теперь черпай грязь вместе с нами...» Кроме того, с земной жизнью  наступили земные, житейские проблемы. «Я всегда побеждала, а теперь училась проигрывать».  Ушел муж. Она страдала полтора года. Муж пытался всеми способами отобрать дочь. Ей необходимо было зарабатывать деньги на жизнь. Их катастрофически не хватало даже на школьные завтраки. Судебные процессы не прекращались, сил оставалось всё меньше и И всё чаще она ловила себя на мысли: «А зачем я живу?» меньше...          Были такие моменты, когда хотелось сесть в машину ­ и на полной скорости ­ с обрыва. Случалось, сидела одна и чокалась со своим отражением. В зеркало не смотрелась ­ седая, некрасивая. Предательство. Даже не в отношении  «любишь ­ не любишь». Предательство в человеческом плане. 9. МАСТЕР: ­ Какими бы словами вы сейчас обозначили жизнь олимпийской чемпионки?    Запишите  .  ( Пословицы, поговорки, афоризмы…) 10. САМОКОНСТРУКЦИЯ « Самый неудачный день» ­ Вспомните самый неудачный день в вашей жизни. ­ Ваши мысли, чувства того дня. ­ Кого винили вы в своих бедах? ­ Какой краской нарисовали бы тот день? ­ От чего или от кого остался на душе горький осадок? ­ КАКИМ СЛОВОМ ВЫ НАЗВАЛИ БЫ ТОТ ДЕНЬ? 11. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ МАСТЕР:  Перед вами волшебные помощники из русских народных сказок: молодильные яблоки,  золотая рыбка, сапоги­скороходы, жар­птица. ЗАДАНИЕ:  Подумайте, каким внутренним качествам человека могут соответствовать эти  помощники счастья?  Запишите. ­ Какого помощника выбрали для себя? МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ: Молодильные яблоки ­ наша внутренняя способность к возрождению Жар­птица ­полет наших мыслей, фантазий, разнообразие наших чувств, эмоций Сапоги­скороходы – наше желание пройти свой путь Золотая рыбка – желание чувствовать себя как рыба в воде 12. РЕФЛЕКСИЯ 1. Не задумываясь, назовите одним словом ваши ощущения, то, что вы сейчас чувствуете. ( По одному слову, каждый по цепочке) 2. Если бы вы рисовали своё ощущение, каким был бы доминирующий цвет? ( Жёлтый,  розовый, оранжевый или зелёный) ( стикеры) А теперь давайте узнаем мнение психологов по поводу значений цвета. Жёлтый ­ сомнение, нерешимость, неуверенность. Я сомневаюсь, что данная технология  применима   к моему предмету.          Розовый ­ бодрость, желание работать, позитив. Я заинтересован данной технологией,  попробую применить.          Оранжевый ­ небольшое чувство дискомфорта. Данная технология мне совершенно чужда.          Зелёный ­ всё понравилось, всё замечательно. Хотелось бы продолжить изучение   данной  технологии. Добрый день, уважаемые коллеги!    Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится,  как проходит его становление. Важная задача учителя – увлечь за собой детей, поэтому каждый  урок требует чего­то нового, интересного. Моим кредо являются слова Ушинского: « Вечно  изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс  учительской жизни».        Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием  инновационных процессов. Главный фактор, влияющий на развитие образования сегодня ­ это  поворот к личности обучаемых . Необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс  обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск,  самостоятельное мышление. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является технология  уроков – мастерских. Она представляет собой альтернативу классно­урочной организации учебного процесса. Эта  технология обуславливает изменение общей парадигмы образования и соответствует новой  философии образовательных целей. Педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать  знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в  культуре и науке, и овладения ими. Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности:  обучающее, развивающее и воспитывающее и позволяет решить следующие задачи:…… Как видим, на первый план выходят  задачи, требующие для решения когнитивных,  коммуникативных, надпредметных  компетенций. Урок или мастерская?     Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к  проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик   учится,  т. е. чаще  слушает, молчит,  кое­что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе. А мастерская? Там все что­то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая  традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я ­ вот тебе план» или «делай лучше меня».  Законы мастерской таковы:  Ценностно­смысловое равенство всех участников Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!). Предоставление свободы в рамках принятых правил.  Значительный   элемент   неопределённости,  даже   загадочности   в   заданиях.   Только   при этом условии возникает творчество.    Диалог — главный принцип сотрудничества.  Организация   и   перестройка   реального   пространства,  в   котором   проходит   мастерская. Можно   сидеть   по   кругу,   можно­   группами,   можно   свободно   передвигаться   по   классу,   можно соблюдать привычный порядок посадки. Решительное ограничение  практической деятельности  мастера­руководителя как автори­ тета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.  Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое­либо открытие, сам  пережил какое­либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое  представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание), т. е. «изобрёл собственный  велосипед») .                          Виды деятельности в мастерской­ это ­ Игры, импровизация, творчество; ­ Работа в парах, группах, коллективе, в целом: ­ Самостоятельная индивидуальная работа; ­ Обмен наработанным материалом; ­ Выбор видов работы, заимствование у других; ­ Исследование, поиск, собственный ответ. Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.   Учитель в мастерской превращается в Мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать  товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет  знания учащихся, помогает им понять что­то новое. Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему .                                                 Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы. Общий принцип Мастера: Не навреди! В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.  Алгоритм действий в мастерской:     Первый этап — это индуктор – начало       В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок   и   т.д.   –   все,   что   может   разбудить   чувство,   вызвать   поток   ассоциаций,   воспоминаний, ощущений, вопросов.   Второй этап – САМОКОНСТРУКЦИЯ – самостоятельное создание гипотезы Третий этап — СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ – работа в группах На  четвёртом этапе  идёт СОЦИАЛИЗАЦИЯ –  выступление с отчётом в группах, а далее идёт афиширование. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской. Пятый этап – РАЗРЫВ  Последний этап  — рефлексия.   Что   я   открыл   сегодня   —   в   себе,   в   тексте,   в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял? Типы мастерских  мастерская построения знаний,   мастерская творческого письма (или просто — письма),   мастерская построения отношений,   мастерская ценностных ориентаций,   мастерская по самопознанию,  проектная мастерская  и др.   Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 1. Интерес     возникает   у   всех,   кто  становится   участником   мастерской   даже   по   далёким   от искусства предметам. 2. Работа со словом  в  мастерской становится первостепенной. 3. Мастерские  —  отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочи­ нению ГИА, ЕГЭ 4. Мастерские     "запускают"     ассоциативное мышление. 5.    Мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к   аналитической деятельности 6. Эти  занятия поощряют аналитическую и творческую  деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.          Ко  всему  сказанному можно  добавить,   что  уроки  общения  и  уроки­мастерские   делают ребят   активными     участниками     процесса обучения.   При   всем при   этом     это   не   только решение     образовательных       задач,   но   и     возможность     формировать     духовные   ценности наших учеников,   возможность   понять  их.    Возьмите  на  заметку   стихи   средневековой   японской  поэзии: Всматривайтесь  в  привычное  ­   и   увидите   неожиданное. Всматривайтесь  в  некрасивое – и  увидите  красивое. Всматривайтесь  в  малое – и  увидите   великое. Всматривайтесь    в   простое  ­  и  увидите   сложное.       Пожалуй,  это   лучшая    рекомендация  тем,   кто  хочет  научиться   творчеству и принять уроки – мастерские.

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "

"Технология творческих мастерских "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017