Технология учебного диалога на уроках литературы
Оценка 4.9

Технология учебного диалога на уроках литературы

Оценка 4.9
Конкурсы
doc
технология +1
Взрослым
28.03.2017
Технология учебного диалога на уроках литературы
Применение учебного диалога на уроках позволяет учителю наладить контакт с классом, активизировать деятельность всех учащихся, включая слабых, равнодушных, «трудных», выбрать оптимальный вариант проблемно-поискового стиля педагогического общения возможность идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету. А для учащихся диалог – это возможность самореализации, самовыражения, школа нравственности и культура чувств, раскрытие их творческого потенциала, интеллектуальных возможностей, получение опыта общения, взаимодействия.
Технология учебного диалога на уроках литературы.doc
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Конкурс «Новое в образовании» Технология учебного диалога на уроках литературы ФИО (полностью) Нефёдова Вера Васильевна Место работы Республика Мордовия, Лямбирский район,  МОУ «Атемарская общеобразовательная  школа» Должность Предмет Учитель  Русский язык и литература I.Обоснование выбора технологии учителем Кроме убеждений нужны знания, которые можно Приобрести, и методы, которые можно освоить. Б.Бре хт.        Изменения,   происходящие   сегодня   в   образовании,   направлены   на обеспечение   самоопределения   личности,   создание   условий   для   её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном   процессе   новых   образовательных   технологий,   предполагающих исследовательскую   деятельность   ученика   на   уроке.   Одной   из   таких технологий является  учебный диалог. Меня заинтересовало в этой технологии то, что новые знания не даются в готовом   виде,   а   приобретаются   детьми   в   процессе   самостоятельной исследовательской деятельности. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу. Диалог пронизывает весь процесс обучения, с ним неразрывно связаны количественные   и   качественные   изменения   творческой   составляющей ученической деятельности. Появляется личностная направленность ученика в учебном   диалоге,   а   это,   в   свою   очередь,   требует   изменения   методов диалогического   взаимодействия,   дидактической   разработки   ситуации «ученик­учитель»,   в   которой   учебный   диалог   превращается   из   метода передачи   учебной   информации   в   метод   ее   самостоятельного   добывания,  с помощью которого ученик усиливал бы свои познавательные возможности и творческие способности. При этом возникает противоречие между потребностью   общества   в   гражданах   с   активной   гражданской позицией   и   несовершенством   образовательной   системы,   которая   должна готовить таких граждан; необходимостью   формирования   у   современных   школьников умений   самостоятельного   извлечения   новых   знаний   через   собственную вопрошающую   активность   и   отсутствием   необходимых   дидактических условий применения с этой целью метода учебного диалога. В связи с этим возникает проблема: как организовать и использовать учебный   диалог   на   уроках   литературы,   чтобы   он   активизировал   учебно познавательную деятельность школьников. Цель:  организация   и   использование   учебного   диалога   на   уроках   литературы   для   активизации   учебно­познавательной   деятельности школьников. Объект исследования: применение учебного диалога. Предмет   исследования:  учебно­познавательная   деятельность школьников в учебном диалоге. Гипотеза  исследования:  взаимодействие   учителя   и   обучающихся   на уроке   активизирует   учебно­познавательную   деятельность   школьников   и обеспечит усиление мотивационного и содержательного аспектов обучения, если будут выполнены следующие условия: это   взаимодействие   будет   организовано   с   помощью   метода учебного диалога; в   реализации   этого   метода   будут   использованы   дидактические материалы,   являющиеся   количественно   и   качественно   измеряемыми продуктами образовательной деятельности школьников. В   соответствии   с   поставленной   целью,   выдвинутой   гипотезой   и   для решения   обозначенной   проблемы   сформулированы   следующие  задачи исследования: 1. Проанализировать   теорию   и   практику   диалогического взаимодействия в обучении. 2. Рассмотреть особенности проектирования и применения учебного диалога на уроке литературы. 3. Разработать систему заданий для применения учебного диалога на уроках литературы. 4. Разработать   методические   рекомендации   для   педагогов   по использованию учебного диалога на уроках литературы. Применимы   следующие   методы   исследования:   изучение   и   анализ использованной  литературы, наблюдение и опытная педагогическая работа, беседа с учителем, анализ личной практической деятельности. Новизна  работы состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно­диалогического обучения  Практическая значимость  заключается  в возможности использования практической   части   работы,   разработанной   и   апробированной   автором, учителями русского языка и литературы, стремящимися создать на уроках проблемно­развивающую среду. Меня заинтересовало в этой технологии то, что новые знания не даются в готовом   виде,   а   приобретаются   детьми   в   процессе   самостоятельной исследовательской деятельности. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.   Использование проблемного диалога на уроках русского языка и литературы развивает у школьников умение решать поставленные перед ними проблемы, вести диалог, извлекать информацию, делать логические выводы. II. Краткая характеристика основной идеи технологии Технология   личностно   ориентированного   обучения   достаточно хорошо   разработаны   в   педагогической   литературе.   Я   хочу   лишь   обратить внимание   на   то,   что   первоочередной   задачей   каждого   учителя   является воспитание   человека   (человека,   успешного   в   жизни,   способного   к самостоятельному решению проблем, способного отстаивать свое мнение и отвечать за свои поступки.    Именно школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себя и ощущения собственной значимости: знание и умение мыслить.    На своих уроках я стараюсь дать возможность ребятам порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы   урока,   которые   интересны   для   учащихся,   побуждают   их   мыслить: урок­диалог, урок­размышление, мастерская, урок­исследование.      Подробнее   остановлюсь   на   уроке­диалоге,   который   относится   не только к ведущим технологиям личностно ориентированного образования, но и   является   важнейшей   составляющей   частью   технологии   критического мышления. Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нем главное   не   воспроизведение   информации,   а   размышление,   обсуждение проблемы.   Диалог   является   способом   предупреждения   возникновения изоляции, одиночества личности, дает возможность утвердиться, возвысится, развивает речь, мышление, раскрывает интеллектуальные возможности.        Это   не   поочередный   обмен   высказываниями,   а   взаимодействие сознаний, самораскрытие. Эффективность   диалогического   общения   зависит   от   включения   в содержание   урока   проблем,   непосредственно   связанных   с   жизнью   самих учащихся.   Не   любой   диалог   способен   в   полной   мере   выполнить   свои «воспитательные»   функции,   лишь   тот   который   соответствует   следующим условиям: ­ вопросы от педагога, выносимые  на общее рассмотрение, должны быть подобраны у учетом готовности детей к диалогу. ­   осуществляется   постепенное   последовательное   восхождение   к самостоятельности суждений учащихся; ­ ведется систематическое отслеживание готовности учащихся к диалогу, степени их самовыражения посредством наблюдения, анкетирования создания преднамеренных ситуаций. ­   отказ   педагога   от   оценки   личности   учащихся   как   «плохого»   или   поддержка   чужого   «я»,   независимости   взглядов   и «хорошего»;   самостоятельности суждений. В   диалоге   осуществляются   важнейшие   проявления   человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. Общение организуется на уроке как своеобразная встреча «моего, твоего, вашего», как обмен личным опытом учителя и ученика. Учебный   диалог   предполагает   широкое   использование   личного   опыта, филологических знаний в интерпретации художественного произведения. Диалог   как   способ   отношений   разнообразен   в   своих   проявлениях: ученик­учитель,   ученик­ образовательное   пространство,   ученик­   культурные   и   социально   значимые ценности.      Диалог   –   это   многоаспектное   общение:   вербальное   (словесное),     ученик­ученик,   ученик­   внутреннее   «Я», невербальное, интеллектуальное, эмоциональное. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причем при активном участии всех школьников. В   процессе   учебного   диалога   старшеклассники   овладевают   опытом эмоционально­ценностного   отношения   к   художественному   произведению, опытом общения и взаимодействия. Требования к уроку­диалогу: ­ самостоятельность суждений и выводов. ­ умение слушать других; ­ ответственность за свою точку зрения; ­ толерантность. В   последнее   время,   учитывая   современные   требования   и   интересы учащихся, широко использую на своих уроках и компьютерные технологии, одним   из   достоинств   которых   являются   диалоговый   характер   обучения (учитель­ученик­компьютер). Характерной   чертой   личностно   ориентированного   урока   является принцип   доверия   и   поддержки.   Именно   атмосфера   доверия   и   поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личности. Каждый раз, когда я работаю в 10 классе, я составляю  для себя систему уроков по творчеству Л.Н.Толстого. И каждый раз эта система в чем­ то меняется, выверяется. План урока   ­ это еще не урок; второе важнейшее слагаемое – класс, и от того, кто сидит за партами, урок зависит не в меньшей степени, чем от учителя.    К этим урокам я всегда готовлюсь особо. Ведь, действительно, Толстой –   это   целый   мир.   Характеры,   судьбы,   столкновения   жизней,   переплетение чувств   –   перед   юным   читателем   удивительная   возможность   прожить несколько   жизней   с   их   богатством,   с   их   опытом,   в   то   время   как   их собственная жизнь еще впереди! Чтение романа вызывает немало вопросов у ребят. Но не все хотят, чтобы эти вопросы прозвучали на уроке. Я предлагаю ребятам   сформулировать   интересующие   их   вопросы   и   вписать   их   мне   в тетрадь. Каждый  из ребят получит ответ на его вопрос. Вот девочка считает, что Наташа правильно поступила, изменив князю Андрею. Она идет по самому   простому   пути,   наивно   рассматривая   эпизод   художественного произведения как пример для подражания или осуждения. Большинство же ребят осуждают Наташу, особенно мальчики. И опять вопрос: «Почему она так поступила?»          ­А   почему   князь   Андрей,   любящий   Наташу,   не   прощает   ее?   – недоумевают некоторые.      ­ А надо ли ее прощать?        ­ И почему Пьер оказался в данном случае мудрее своего старшего друга?      Именно личностно­ориентированный урок дает возможность педагогу создать условия для развития индивидуальности учащихся, их способности к самореализации,   содействия   ребенку   в   формировании   положительной   Я­ концепции. Писатель показывает нам духовные миры людей, столкновения, встречу этих миров. Дело  не в том, правильно или нет поступила Наташа (хотя в романе ответ ясен), дело в анализе души ее и всех тех, кто был замешан в истории с «похищением». Тут проблема «понимания – непонимания», тоже одна из важнейших в нашей жизни, стоит как главная. Наташа не понимает людей, которым развлечения ради вздумалось играть ее судьбой, она и себя не понимает, но ведь и ее с ее неопытностью и доверчивостью тоже не поняли, и в   первую   очередь   князь   Андрей.   Охваченный   ревностью   и   гневом,   он   (до Бородина и смертельной раны) не может ни понять, не простить – он с его высочайшим интеллектом, с его благородством и умом. Но ведь и его судить трудно, слишком неожидан и силен оказался удар, слишком жгла боль.      Русская классика дает читателю не дидактику, не нравоучение, она – и в   этом   самое   главное   ­   дает   ему   богатый   душевный   опыт,   то   духовное развитие, которое так необходимо для жизни. Все развивается в человеке при чтении   великих   произведений:   вкус   и   чувство   прекрасного,   живость ощущений,   умение   понять   другого,   способность   сочувствовать   и сопереживать. Урок литературы – особый урок. Это практикум жизни во всей ее глубине и богатстве, школа нравственности и культуры чувств.      Поэтому всегда приятно читать вот такие откровения: 1. «Война и мир» есть истинный шедевр русской литературы 19 в. Ведь по этой книге можно учиться жить. Она стала азбукой жизни, и я уверена, что с такой азбукой я смогу пройти по жизни смело и уверенно. …Когда погружаешься в чтение этой книги, то тебе кажется, что это   не   Наташа   так   сильно   любит   князя   Андрея   и   своей   любовью оживляет его, а ты сама…» 2. «Мне   не   ясно,   почему   Толстой   призывает   человека   быть покорным                   судьбе, когда сам он недоволен несправедливостью, царящей в мире, и хочет добиться равенства всех людей…» Толстой побуждает читателя заглянуть в себя, в свою душу. 3. «Читая   Толстого,   невольно   ставишь   перед   собой   такие вопросы: «А что, собственно, я из себя представляю, что я значу, кому я нужна  и зачем вообще я живу?...» 4. «Мой любимый герой в романе Толстого – Пьер Безухов. Самое   главное   его   качество   –   доброта.   Один   из   главных   уроков, который дает Толстой образом Пьера, ­ это умение сохранить в себе простоту   и   естественность   ребенка,   об   утрате   которых   с   таким сожалением говорят порой взрослые…» На уроках литературы ребята должны почувствовать, что получают пока лишь   часть   того,   что   могут   еще   дать   им   в   будущем   Пушкин   и   Гоголь, Достоевский и Чехов, Горький и Шолохов, что они приближаются к открытию той   сокровищницы   мыслей   и   чувств,   которую   заключает   в   себе   русская литература. Опрашивая ученика, я стараюсь видеть перед собой конкретную читательскую   личность   с   ее   отличительными   особенностями   и   всегда учитываю   такой   психологический   момент,   как   расположенность   ученика отвечать на ту или иную тему. А ведь для ответа по литературе, в которой большая часть материала построена на человеческих отношениях и чувствах, душевное, психическое состояние отвечающего имеет большое значение.        Нередко   можно   наблюдать,   как   отвечающий   совершенно преображается, когда самой постановкой вопроса учитывают его способности и обращаются в данном случае не только к его школьной обязанности  знать, но и вообще к его личности. Что же значит хороший ответ по литературе? Это прежде всего ответ самостоятельный,   опыт   своего   прочтения   произведения.   Исследуя   текст произведения, ученик приходит к каким­то своим идеям.     Так рождается собственное прочтение классики. Жизнь поставит наших учеников лицом к лицу с трудными вопросами. Так пусть не боятся они сопоставлять себя с героями великих книг. «Забирайте   же   с   собою   в   путь,   выходя   из   мягких   юношеских   лет   в суровое   ожесточающее   мужество,   забирайте   с   собою   все   человеческие движения,   не   оставляйте   их   на   дороге,     не   подымете   потом!»   ­   писал Н.В.Гоголь.      Как и любой человек на земле, учитель не может знать всего. Но мы как никто другой лишены права не знать, не стремиться узнавать. «Кому многое дано – с того много спросится». Нигде так не очевидна эта истина,  как   в   школе.   Требовательность   учеников   постоянно   растет,   и   чем интереснее учитель, тем больше от него ждут на каждом следующем уроке.          Результатом   огромной  работы  ученика, прежде  всего     духовной, должно   стать   школьное   сочинение.   Но,   к   сожалению,   практически   уже уничтожилась смысловая связь между словом «сочинение» и значением слова «сочинять»   ­   выдумывать.   Часто   ученики   старших   классов   отказываются думать, размышлять. Отсюда воспитывается и пренебрежительное отношение к   предмету,   где   и   думать   не   надо,   необязательно   и   читать   программные произведения.   В   такой   ситуации   личностно­ориентированный   подход   к обучению   и   воспитанию   учащихся   способствует   формированию   навыков критического   чтения,   создает   возможности   для   самореализации, самовыражения:   ученик   оказывается   в   ситуации   выбора,   позволяющей   ему выбрать   из   нескольких   предложенных   вариантов   (в   данном   случае   –   тем сочинения) один.         Вот и надо начинать с того, чтобы помочь ученику высказать свою мысль,   проверить   ее,   утвердиться   в   ней,   оспорить   мысль   чужую.   Нужен диалог на уроке, внимание к робкой поначалу умственной работе человека, боящегося своего собственного мнения.      И все же, мне кажется, в последнее время, несмотря на обилие книг – шпаргалок для написания сочинений, все чаще и чаще встречаются работы, авторы   которых   услышали,   почувствовали,   приняли   в   свою   душу   слово писателя, а через него   и мысль, и чувство его и постарались выразить свое живое впечатление.      «И каждый читатель как тайна», ­  сказано у А.Ахматовой, и как тайна поэтому каждый урок. В нем всегда вскрыты и возможности творчества, и возможности   необыкновенных   озарений.   В   этой   неожиданности, непредсказуемости   состоит,   по­моему,   тайна   притягательности   нашей профессии.      И вслед за поэтом и мы можем повторить: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, ­ И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать IV. Результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии Применение   учебного   диалога   на   уроках   позволяет   учителю   наладить контакт   с   классом,   активизировать   деятельность   всех   учащихся,   включая слабых, равнодушных, «трудных», выбрать оптимальный вариант проблемно­ поискового стиля педагогического общения возможность идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету.    А для учащихся диалог – это возможность самореализации, самовыражения, школа   нравственности   и   культура   чувств,   раскрытие   их   творческого потенциала,   интеллектуальных   возможностей,   получение   опыта   общения, взаимодействия. Я думаю, что использование учебного диалога на уроке помогает выполнению основной задачи, стоящей перед школой: воспитанию человека мыслящего, творческого,   способного   отстаивать   свои   убеждения   несущего ответственность  за свою точку зрения, относящегося с уважением к чужому мнению.

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы

Технология учебного диалога на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017